Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка
По V параметру баллы:
мать - 1 б, в
процентах - 14,55%.
отец - 2 б, в
процентах — 70,25%.
В семье 09 по 1
параметру родители получили следующие баллы:
мать -76, это в
процентах - 3.79%.
отец - 2 б, это в
процентах - 0,%.
По II параметру баллы:
мать - 6 б, в
процентах - 19,22%.
отец — 3 б, в
процентах — 7,88%.
По III параметру баллы:
мать - 4 б, в
процентах - 74,97%.
отец - 4 б, в
процентах - 74,97%.
По IV параметру баллы:
мать - 1 б, в
процентах - 13,86%.
отец — 1 б, в
процентах — 13,86%.
По V параметру баллы:
мать - 2 б, в
процентах - 70,25%.
отец - 4 б, в
процентах - 93,04%.
В семье 10 по I параметру родители
получили следующие баллы:
мать - 15 б, это
в процентах -90,50%.
отец - 9 б, это в
процентах — 31,01%.
По II параметру баллы:
мать - 5 б, в
процентах - 12,23%.
отец - 3 б, в
процентах - 7,88%.
По III параметру баллы:
мать – 6 б., в
процентах – 92,93%
отец – 2 б., в
процентах – 39,06%
По IV параметру баллы:
мать - 6 б, в
процентах – 95,74%.
отец — 3 б, в
процентах — 53,87%.
По V параметру баллы:
мать – 7 б, в
процентах – 99,37%.
отец - 1 б, в
процентах – 45,57%.
Анализ полученных
результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:
1.
В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная
гиперсоциализация.
2.
В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
3.
ВВВ семье 03 - V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
4.
В семье 04 - III параметр, симбиоз.
5.
В семье 05 III параметр, симбиоз.
6.
В семье 06 – II параметр, социальная желательность.
7.
В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.
8.
В семье 08 – III параметр, симбиоз.
9.
В семье 09 – V параметр, «маленький неудачник».
10.
В семье 10 – IV параметр, гиперсоциализация.
Общий анализ:
По I параметру – 0 семей
По II параметру 1 семья, 10%
06
По III параметру – 3 семьи, 30%
04, 05, 08.
По IV параметру – 3 семьи, 30%
01, 07, 10
По V параметру
– 3 семьи, 30% 02, 03, 09
Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном
проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация,
инфантилизация.
Далее нами изучались особенности взаимоотношения детей и взрослых,
проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста,
обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы
выделили следующие факторы:
1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на
помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев
определили следующие признаки:
1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 –
отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (см. Приложение 5).
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений
между детьми и родителями.
В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 02 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 03 взаимоотношения носят негативный характер.
В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.
В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 06 взаимоотношений позитивные.
В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.
В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.
В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.
В семье 10 Взаимоотношения позитивные.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер,
т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01,
02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как
позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные
(03).
Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в
которую ввели данные проведенных тестов:
Код
|
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
Х
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
У
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Z
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
где Х – это
тревожность, проявляемая ребенком в семье, У – это неадекватное отношение
родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 наличие признака, 0 –
отсутствие признака.
По таблице видно,
что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции
родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.
2.2.
Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных
отношений между детьми и родителями
Вторая часть практической работы направлена на выявление степени
самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы
выделили следующие задачи:
1.
Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей
младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной
саморегуляции.
2.
Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на
основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером
детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.
Для выявления самостоятельности трудовых умений и навыков выделили
следующие параметры:
1.
Навыки самообслуживания.
2.
Выполнение определенных постоянных обязанностей.
3.
Умение планировать свою трудовую деятельность.
4.
Выполнение поручений без помощи родителей.
5.
Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).
К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04,
06, 09) – 30%.
К среднему уровню с суммой баллов от 17 до 24 (01, 02, 03, 05,
07, 08, 10) – 70%.
Низкий уровень 0%.
Общий анализ результатов наблюдений можно сформулировать в
следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное
овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний
уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у
большинства детей.
В этом возрасте у детей формируется более или менее устойчивые
моральные представления, а также способность к саморегуляции.
Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности
является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в
самокритичности, ответственности и дисциплинированности.
В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем как
нравственную саморегуляцию детей. Данный этап исследования проводился в ходе
индивидуальных бесед и наблюдений. В результате проведенных методов нами
выявлено:
1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).
2. У 60% отметили наличие только двух компонентов
(01, 02, 04, 05, 07, 10).
3. У 20 % в наличии только один компонент (03, 08).
Для того, чтобы четко представить общий уровень самостоятельности
детей составили матрицу:
Код
|
01
|
02
|
03
|
04
|
05
|
06
|
07
|
08
|
09
|
10
|
Труд
|
II
|
II
|
II
|
I
|
II
|
I
|
II
|
II
|
I
|
I
|
Нравственная саморегуляция
|
II
|
II
|
III
|
II
|
II
|
I
|
II
|
III
|
I
|
II
|
В
итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности
самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит
из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним
уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В
группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.
Таким
образом, общая самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем
исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется
развитием личности детей.
Для
того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности со взаимоотношениями в
семье сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные
занесли в таблицу.
Код
|
Наличие
тревожности
|
Отношение
родителей к детям
|
Характер
взаимоотношений в семье
|
Уровень
общей самостоятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
01
|
тревожность
|
авторитарная гиперсоциализация
|
неустойчивый
|
средний
|
02
|
тревожность
|
инфатилизация
|
неустойчивый
|
недостаточный
|
03
|
тревожность
|
инфатилизация
|
негативный
|
низкий
|
04
|
благоприятная
|
симбиоз
|
позитивный
|
достаточный
|
05
|
благоприятная (наличие тревож.)
|
симбиоз
|
неустойчивый
|
средний
|
06
|
благоприятная
|
социальная желательность
|
позитивный
|
высокий
|
07
|
тревожность
|
гиперсоциализация
|
неустойчивый
|
средний
|
08
|
выраженная конфликтность
|
симбиоз
|
неустойчивый
|
низкий
|
Продолжение таблицы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
09
|
благоприятная
|
инфантилизация
|
позитивный
|
высокий
|
10
|
благоприятная (ощущение тревожности)
|
гиперсоциализация
|
позитивный
|
средний
|
|
|
|
|
|
|
|
Общий
анализ показал, что в 9 случаях из 10 подтверждается наше предположение о
зависимости или взаимосвязи характера взаимоотношений детей и родителей в
семьях со степенью сформированности самостоятельности детей.
И,
таким образом, у детей с высоким или достаточным уровнем самостоятельности
складываются позитивные взаимоотношения с родителями. Следовательно, низкий
уровень самостоятельности у детей создает условия для негативных
взаимоотношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если
мы хотим изменить мир, нужно изменить семью
Семья
– важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития
человека от самого рождения и до смерти.
Семья
– сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения –
один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную
структуру.
Взаимоотношения
детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический
микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Каковы
задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
·
создать
максимальные условия для роста и развития ребенка
·
передать
опыт создания и сохранения семьи
·
научить
детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание
и помощь близким
·
воспитать
чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
В
результате исследования сделаны следующие выводы:
1.
Неадекватное
отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние,
эмоциональный психологический дискомфорт.
2.
Уровень
сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от
создания условий родителями.
3.
Позитивные
взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате
в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|