Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка
Глубокий постоянный психологический контакт с
ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в
одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в
воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание
контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать
родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во
всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским,
пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание
наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего
человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта
широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но
полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта
между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить
даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте
между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка
и взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его
психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное
устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок.
Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при
различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной
направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими
целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом
возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а
союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом.
Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели
и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному
диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного
воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и
взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма
трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над»
ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически
слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно
стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в
процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда
активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего
ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в
собственных достижениях, собственном совершенствовании. [34, 288с.]
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот
неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на
самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в
разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за
ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических
качествах, их внутренний душевный мир заметно
трансформируется.
По этому поводу, обращаясь к родителям, Я. Корчак писал: «Наивно
мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя
детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается
воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог,
нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких
истин детства».
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости
для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами
своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует
строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие
его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в
эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем
изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для
глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения
родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется
принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права
ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе
непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое
существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как
можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего,
необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно
высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от
негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К
сожалению, для
большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот
бестолковый! Сколько раз объяснить, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на
свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как
поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что
каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы
ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает
уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не
оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно
осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен
быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и
достижений. Формула, истиной родительской любви, формула принятия - это не
«люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого,
какой есть». [31, 134с.]
Для
того, чтобы ориентироваться в сложных взаимоотношениях детей Хоментаускас предлагает экологическую схему семьи, которая
как он считает, подчеркивает тесную связь взаимоотношений детей и отношения
родителей к детям.
Семья для каждого её члена является определенным жизненным
пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней
каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в
то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой
«экологической системы» характерно то, что несогласованность психологических
потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду
семьи.
Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную
«экологическую нишу», т.е. выполняет определенные необходимые для поддержания
баланса системы функции. [27, 73с.]
В семье дети выбирают различные, индивидуальные пути поведения,
которое строятся на основе субъективной, подсознательной оценки происходящего
вокруг. Уже в конце первого и в начале второго года жизни ребенок становится
настоящим «экспертом» своих родителей. В семьях с серьезными проблемами в
отношениях, личностными отклонениями родителей наблюдаются такие формы
поведения детей и воздействия на родителей, которые плохо влияют на развитие
и взаимоотношение ребенка с другими детьми (болезнь, агрессия).
Существуют научные аргументы в пользу того, что терпимое, в
некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит
одним из факторов психического здоровья развивающегося человека. Нетерпимость к
индивидуальным, творческим проявлениям ребенка, как правило, приведут к
искаженным отношениям к окружающим к себе, протесту, негативному, а часто и к
психическим нарушениям.
Родители должны с пониманием относиться к различным и
разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью
воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям
найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет
эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитании детей эффективнее
не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающую силу
ребенка, развитие его самостоятельности. Это основа того, чтобы маленький
человек сам разобрался в окружающем его мире, чтобы из него получилась сильная,
готовая к любым трудностям жизни личность.
Таким образом, мы приходим к заключению, что
на характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:
- супружеские отношения;
- позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;
- возраст самих детей;
- личностные качества детей;
Ссоры между детьми и родителями по своей значимости на
формирование личности детей несут противоречивый характер.
С одной стороны они закаливают характер, выступают как
субъективный
опыт детей. Ссор между детьми в семье избежать невозможно. Но их можно
считать естественными и нормальными, только если в их основе не лежит мотив
предательства.
Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии
правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей,
могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние
конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
Девиантное
поведение требует особой коррекции со стороны родителей и педагогов.
1.3.
Самостоятельность
как компонент становления самоорганизации детей
Самоорганизацию
мы представляем как деятельность преобразования действительности, высокую
адаптированность, мобилизацию внутренних ресурсов личности. В психологии
деятельность рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя
(двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя
из вышеуказанного, мы представляем самостоятельность как исходную основу.
Стартовую площадку становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной
связи с субъективной активностью личности.
Одним
из общих факторов позитивного общения между детьми и родителями мы считаем и
субъективную активность личности, представленную в виде самостоятельности - качества, несомненно необходимого для развития
личности ребенка. Мы предлагаем, что самостоятельность, выступая как личностный
фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей и родителей.
[11, 356 с.]
Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней
реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости,
независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков,
предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности
говорили в своих трудах Б. Г. Ананьев, П.Т. Блонский, Л.С. Выготский,
А.В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и
др. Если проблемой активности человека занимались давно, то проблема
субъективной активности, т.е. активность развиваемой самим субъектом, им самим
организуемой и контролируемой стала предметом изучения недавно.
Этой проблемой вплотную занимается А.К. Осницкий. С его точки
зрения, ребенок не может являться автором своей активности.
Авторство появляется на определенной ступени, стало быть, есть
досубъективные формы активности, т.е. предпосылки и зачатки самостоятельности
как личностного качества.
Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается
после окончания школы приобретением
социально-психологической
самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы,
характерного для высокоразвитой личности. В детстве складываются основные
мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к
тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям
и мотивам поведения. Инструментальные черты
включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей,
удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента,
характера, способов поведения, манер.
По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные
физиологические и социально - психологические связи с матерью, с другими
заменяющими и дополняющими её в детстве людьми у ребенка развивается стремление
к личностной независимости и персональной свободе. Последовательные шаги
реализации этого жизненно важного стремления таковы: физическая независимость
(отделение ребенка от организма матери); физиологическая независимость
(появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические
потребности); психологическая независимость - свобода, понимаемая как способность
человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым
принципам собственной автономной морали.
Самостоятельность одно из ведущих качеств личности , выражающееся
в умении поставить цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными
силами, ответственности, действовать при этом сознательно и инициативно не
только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия
нестандартных решений.
Самостоятельность рассмотрена и изучена в трудах
Иванова В. Д., Осницкого А. К., Теплюк С., Марковой Т. А.
По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем
возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут
начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно
усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С
помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в
разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства
личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей.
Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом
родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом
объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого
сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность
его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль
неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить
безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность - это
налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в
ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки
творчества, чувства собственного достоинства. [54, 67с.]
В. Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не
может быть абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным,
независимым от общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и
группы людей, и человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду
достаточный уровень самостоятельности. Также Иванов рассматривает
самостоятельность в неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми
компонентами достаточной
самостоятельности Иванов выделяет: 1) умение реагировать на критику, умение её
принимать; 2) ответственность, т.е. необходимость и обязанность отвечать за
свои действия; ответственность невозможна без адекватной самооценки.
Предпосылкой ответственности является свобода выбора; 3) дисциплина.
Она имеет два плана - внешний и внутренний. Внешняя дисциплина
характеризуется послушанием и исполнительностью. Внутренний план предполагает
более глубокий уровень дисциплины, когда кроме четкого выполнения обязанностей
привносится творчество в осмысленной деятельности. Именно этот вид дисциплины
характерен для самостоятельности. [14, 120с.]
Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет
устанавливать с другими людьми подлинно гуманное отношения, основанные на
взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна
совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие
отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно
осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива. [41, 241с.]
Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется
по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
Уже на пятом - шестом месяце жизни малыш пытается достать кружку,
садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего
тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом
пробуждается стремление к самостоятельности. А на третьем году жизни родители
то и дело слышат: «Я сам!». Ребенок стремится проявить самостоятельность по
собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис
трех лет. Многие родители в этот период испытывают трудности в общении с
детьми, обнаруживают упрямство, негативизм. Все это - результат неудержимого
стремления ребенка к самостоятельности, к использованию своих возросших
возможностей. И родителям важно учитывать это, менять методы воспитания
ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и
тактично направлять его самостоятельные действия.
Уже на первом году жизни появляется первая самостоятельная ведущая
деятельность детей - предметные действия и игры - манипуляции. В младшем
дошкольном возрасте усиливается познавательная направленность детской
деятельности. Ребенок обращается к взрослому за разъяснениями по поводу событий
и явлений, задает бесконечные вопросы, меняется характер детской
самостоятельности. Она направлена теперь на расширение знакомства с окружающим
миром и людьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|