бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка бесплатно рефераты

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых. Но, начиная с этого возраста, можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве ребенка. И поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. [3, 296с.]

Доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность следует поощрять, более того - к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в дошкольном возрасте) и т.д.

Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка начинается с самокритичности, т.е. с сомнения в правильности своих действий.

Но постоянное сомнение (рефлексия) подавляет самостоятельность, но, будучи необходимым компонентом адекватной самооценки, наоборот, дает инициативе опору, позволяет управлять своими поступками и корректировать. Самостоятельность также предполагает готовность к преодолению трудностей.  Самостоятельность в ребенке формирует чувство ответственности, поэтому на его развитие следует обратить особое внимание уже с малых лет. В труде ребенок находит возможности и самоутверждения. Для этого ему совершенно необходимы самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах - серьезный стимул для развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремление детей к самостоятельности не всегда соответствует их реальным возможностям.

В процессе жизнедеятельности личность ребенка подвергается постоянному управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего микросоциума. Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало, что, на наш взгляд, выражается в самостоятельности, активности, гармонизации взаимоотношений между членами коллектива, самой семьи.

Самоорганизация предполагает самоутверждение, поисковую активность личности, осознание ею своего поведения, осмысленное принятие норм, ценностей и традиций социума, в том числе этнопедагогической мудрости народа. Таким образом, каковы бы ни были отношения между членами семьи, происходящие в личности изменения результат этих отношений и её саморазвития.

Из вышеуказанного можно сделать следующее заключения. Ориентация родителей в                                          семье на поддержку самостоятельности, автономности своих детей наиболее последовательно связана с наличием адекватной самооценки, высшим уровнем саморегуляции поведения и отсутствием симптомов дезадаптации в других социальных институтах. И, что самое важное, в семье, такая ориентация родителей гармонизирует
взаимоотношение детей.




























2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

 ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

 

 

2.1. Экспериментальное изучение характера

взаимоотношений в семье

 

Для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью практической части работы - выявить влияние самостоятельности ребенка на его взаимоотношения с другими членами семьи.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены

следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

- эмоционально - психологический дискомфорт и нервно - психические напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

Первая часть практической работы по изучению характера
взаимоотношений в семье проводилась с помощью следующих
методов:

-    беседа с родителями и детьми;

-    тест - опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин);

-    тест КРС (кинетический рисунок семьи), выполняемый детьми.

-    наблюдение.

Исследование проводилось в г. Находка на базе МОУ  Гимназия № 1. Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста.

Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).Полученные данные оформили в виде таблицы (см. Приложение 1)

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1.     90% из 10 семей имеет полный состав.

10% (1 семья – 06) формально полная. В этой семь отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2.     По количеству детей:

10% (04) имеет 3 детей.

40% (02, 05, 06, 08) – 2 детей.

50% (01, 03 07, 09, 10) – 1 ребенка.

С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

1). Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2). Где работают и учатся члены семьи?

3).Как в семье распределяются домашние обязанности?

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1). Благоприятная семейная ситуация.

2). Тревожность.

3). Конфликтность в семье.

4). Чувство неполноценности в семейной ситуации.

5). Враждебность в семейной ситуации (см. Приложение 2).

В результате проведения КРС с детьми младшего школьного возраста мы получили следующие результаты:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II- 0,4 балла, III – 0,1 балл, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье ребенок чувствует тревожность 0,4 (II), что, впрочем, присутствует наравне с благоприятной семейной ситуацией.

2.     В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 балла, II- 0,4 балла, III – 0,3 балл, IV – 0,5 балла, V – 0,5 балла. В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 баллов (V).

3.     В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 балла, II- 2,5 балла, III – 0,2 балл, IV – 0 баллов, V – 0,2 балла. Семейная ситуация ребенком воспринимается как тревожная.

4.     В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 балла, II- 0,1 балла, III – 0,2 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Семейная ситуация благоприятная – 0,7 баллов.

5.     В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 балла, II- 0,5 баллов, III – 0,1 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,2 балла. Несмотря на общую благоприятную ситуацию ребенок ощущает тревожность.

6.     В семье 06 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,8 балла, II- 0,5 балла, III – 0,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0,4 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла.

7.     В семье 07 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,2 балла, II- 4,5 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье.

8.     В семье 08 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,3 балла, II- 0,3 балла, III – 2,3 балла, IV – 0,2 балла, V – 0 балла. Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье – 2,6 балла. В этой семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность.

9.     В семье 09 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,6 балла, II- 0,3 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Благоприятная семейная ситуация.

10.             В семье 10 симптомокомплексы имеют следующие баллы: I – 0,63 балла, II- 0,6 балла, III – 0 баллов, IV – 0,2 балла, V – 0 баллов. Несмотря на благоприятную ситуацию, ребенок проявляет тревожность.

 Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили испытание семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) – состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа – это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50% (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа – это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу – тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная   семейная ситуация – 45 баллов; III - конфликтность – 3,1 балла; IV - чувство неполноценности – 1,4 балла; V  - враждебность – 2,2 балла. (Приложение 3).

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения (Варга, Столина). Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Данный тест предусматривает собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка и его поступков. (см. Приложение 4).

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как: I – «принятие – отвержение»; II – «кооперация»; III – «симбиоз»; IV – «авторитарная гиперсоциализация»; V – «маленький неудачник» получили следующие результаты:

в семье 01 по параметру получили баллы

мать - 11 баллов, это в процентах - 68,35%.

отец - 15 баллов, это в процентах - 90,50%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 31,19%.

отец - 4 б, в процентах - 9,77%.

По III параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 86,63%.

отец - 2 б, в процентах - 39,06%.

 По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 95,74%.

отец - 5 б, в процентах - 83,79%.

По V параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 99,83%.

отец - 1 б, в процентах - 45,57%.

 В семье 02 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

отец - 4 б, это в процентах — 0%.

По II параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 19,22%.

отец - 2 б, в процентах - 5,67%.

По III параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 39,06%.

отец - 0 б, в процентах - 5,67%.

По IV параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 13%.

отец - 2 б, в процентах - 32,13%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,54%.

отец - 2 б, в процентах - 70,25%.

В семье 03 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 14 б, это в процентах - 88,60%.

отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 7,88%.

отец — 6 б, в процентах — 19,22%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 3 б, в процентах - 57,96%.

 По IV параметру баллы:

мать - 7 б, в процентах - 100%.

отец - 1 б, в процентах - 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 96,83%.

отец - 3 б, в процентах - 84,81%.

 В семье 04 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 4 б, это в процентах - 0%.

отец - 6 б, это в процентах - 0,63%.

По II параметру баллы:

мать - 9 б, в процентах - 80,33%.

отец - 5 б, в процентах - 12,29%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 5 б, в процентах - 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 32,13%.

отец - 0 б, в процентах - 4,41%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

отец - 2 б, в процентах - 70,25%.

В семье 05 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

отец - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 5 б, в процентах - 12,29%.

отец - 3 б, в процентах - 7,88%.

По III параметру баллы:

мать - 0 б, в процентах - 4,72%.

отец - 4 б, в процентах - 74,97%.

По IV параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 13,86%.

отец - 0 б, в процентах - 4,41%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

отец - 0 б, в процентах - 14,55%.

 В семье 06 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 9 б, в процентах - 80,33%.

По III параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 19,53%.

По IV параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 13,86%.

По V параметру баллы:

мать - 1 б, в процентах - 45,57%.

В семье 07 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 13 б, это в процентах - 84,17%.

отец - 5 б, это в процентах - 0%.

По II параметру баллы:

мать - 8 б, в процентах - 48,92%.

отец - 4 б, в процентах - 9,77%.

По III параметру баллы:

мать - 3 б, в процентах - 57,96%.

отец - 3 б, в процентах - 57,96%.                                   
По IV параметру баллы:

мать - 6 б, в процентах - 95,74%.

отец - 2 б, в процентах - 32,13%.

По V параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 70,25%.

отец - 0 б, в процентах - 14,55%.

В семье 08 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать - 9 б, это в процентах - 31,01 %.

отец - 9 б, это в процентах - 31,01%.

По II параметру баллы:

мать - 7 б, в процентах -31,19%.

отец - 7 б, в процентах -31,19%.

По III параметру баллы:

мать - 2 б, в процентах - 5,67%.

отец - 5 б, в процентах - 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать - 4 б, в процентах - 74,49%.

отец - 1 б, в процентах - 13,86%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7