Влияние успешности обучения на самооценку младшего школьника
1.3.
Определение перспектив исследования
«Влияния
успешности обучения на самооценку
младшего
школьника»
Развитие самосознания у
ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно
возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно
положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только
лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся
к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в
учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно –
ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой,
возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти
полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов
оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и
оценочную деятельность самого учителя.
Ребёнок не рождается на свет
с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его
самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль
принадлежит семье и школе. Знать самооценку человека очень важно для
установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как
социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку
ребенка. Как и все в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере,
чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению.
ГЛАВА 2. Организация
собственного исследования на тему:
«Влияние успешности обучения
на самооценку младшего школьника»
Цель исследования
– изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном
возрасте.
Гипотезой исследования
послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника
определяет особенности и уровень самооценки.
Эксперимент
проводился в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Шатуры Московской области.
Объект исследования –
учащиеся начальной школы со 2 по 4 класс, в возрасте 8-10 лет, всего 33
ребёнка.
В ходе исследования
использовались экспертная оценка, цель которой – выявление хорошо и плохо
успевающих детей; наблюдение, цель – выявление познавательной активности в
процессе психодиагностического исследования; и беседа, цель – выявление
индивидуальных проявалений отношения к своим удачам и неудачам в учёбе, диагностические
методики.
Информационная
карточка
Название – Методика исследования
самооценки «Дембо-Рубинштейн»
Автор – модификация А.М. Прихожан
Источник – Психодиагностические методы
изучения личности
Назначение методики – Выявление особенностей и
уровня самооценки, диагностика частных и общей самооценки.
Информационная карточка
Название – Личностный дифференциал
Источник - О. Н. Истратова, Т. В.
Эксакусто Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону 2006.
Цель - выявление социально-психологических
свойств личности и ее самосознания, а также для самооценки и уровня притязаний.
Может использоваться не только для исследования
самооценки, но и для оценки других людей, и не только реальных людей, но и
возможных, типа «идеальный учитель», «лучший друг», «каким бы я хотел быть в
будущем». Может диагностировать рассогласованность между реальными и
воображаемым «Я», характер ожиданий в отношении учителя и родителей
Информационная карточка
Название – Тест Векслера
Автор – Дэвид Векслер
Источник – Всё идёт нормально? Комплект диагностических
методик для комплексного обследования младших школьников / Авт. – сост. В.И.
Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с. (школьное образование)
Назначение методики - оценка уровня интеллектуального
развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Тест
позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об
особенностях его структуры. Тест Векслера состоит из 11 отдельных
методик-субтестов, разделенных на 2 группы, - 6 вербальных и 5 невербальных.
Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К
вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую
понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов
и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение
недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение
фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим
переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение
"вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение
каждого задания.
1. Результаты диагностического исследования
самооценки младших школьников
при помощи методики Дембо – Рубинштейн
1.1. Хорошо успевающие дети
Хорошо
успевающие дети
|
Пол
|
Возраст
(Лет, мес)
|
Параметры
самооценки (в баллах)
|
Самооценка умственных способностей
|
Самооценка характера
|
Самооценка авторитета
|
Самооценка умелости рук
|
Самооценка внешности
|
Самооценка уверенности
|
Средняя самооценка
|
1.Женя Б.
|
ж
|
8лет,2мес
|
-71
|
-63
|
+52
|
-78
|
-80
|
-79
|
-70,1
|
2.Антон М.
|
м
|
8лет,6мес
|
-64
|
+40
|
-62
|
-80
|
-80
|
-79
|
-67,5
|
3.Женя П.
|
м
|
8лет,5мес
|
-76
|
-76
|
-77
|
-77
|
-76
|
-75
|
-76,0
|
4.Ира Р.
|
ж
|
8лет,3мес
|
-80
|
-76
|
-77
|
+44
|
+58
|
+49
|
-64,0
|
5.Кирилл Ш.
|
м
|
8лет,2мес
|
-80
|
+40
|
+40
|
-80
|
-80
|
-80
|
-66,6
|
6.Вика В.
|
ж
|
9лет,2мес
|
+55
|
+55
|
+46
|
+55
|
+59
|
+48
|
+53,0
|
7.Вика К.
|
ж
|
9лет,8мес
|
-76
|
+35
|
-73
|
+22
|
+49
|
-75
|
+55,0
|
8.Света Е.
|
ж
|
9лет,3мес
|
+57
|
-70
|
+60
|
-71
|
-62
|
-63
|
-63,8
|
9.Саша Кор.
|
м
|
9лет1мес
|
+42
|
-68
|
+44
|
+45
|
+60
|
-63
|
+53,6
|
10.Оля М.
|
ж
|
9лет,9мес
|
+54
|
-65
|
-68
|
-70
|
-66
|
+60
|
-63,8
|
11.Настя М.
|
ж
|
9лет11мес
|
+40
|
+29
|
+51
|
+58
|
-70
|
+51
|
+49,8
|
12.Лада С.
|
ж
|
9лет,1мес
|
+60
|
-72
|
-70
|
-68
|
+51
|
-69
|
-65,0
|
13.Люба А.
|
ж
|
10лет,4мес
|
-62
|
+53
|
+44
|
+56
|
+42
|
+47
|
+50,6
|
14.Кирилл Л.
|
м
|
10лет,3мес
|
+60
|
+41
|
+58
|
+60
|
+51
|
+50
|
+53,3
|
15.Оля С.
|
ж
|
10лет,4мес
|
+40
|
-77
|
-79
|
-79
|
-79
|
-80
|
-72,3
|
16.Вика Ш.
|
ж
|
10лет,7мес
|
-62
|
+59
|
-62
|
+59
|
+60
|
-62
|
+60,6
|
Средние
показатели
|
61,2
|
57,4
|
60,2
|
62,6
|
63,8
|
64,4
|
62,5
|
Стандартное отклонение
(сигма)
|
13,2
|
16,0
|
13,0
|
16,2
|
12,3
|
11,1
|
8,1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2
Плохо - успевающие дети
Плохо-успевающие
дети
|
Пол
|
Возраст
(Лет, мес)
|
Параметры
самооценки (в баллах)
|
Самооценка умственных способностей
|
Самооценка характера
|
Самооценка авторитета
|
Самооценка умелости рук
|
Самооценка внешности
|
Самооценка уверенности
|
Средняя самооценка
|
1. Оля Г.
|
ж
|
8лет,3мес
|
-80
|
-80
|
-0
|
-80
|
-80
|
-80
|
-66,6
|
2.Саша Кр.
|
м
|
8лет,1мес
|
-70
|
-69
|
+22
|
+61
|
-73
|
-74
|
-61,5
|
3.Дима П.
|
м
|
8лет,6мес
|
-76
|
-71
|
-72
|
-70
|
-67
|
-65
|
-70,1
|
4.Костя С.
|
м
|
8лет,6мес
|
-78
|
-64
|
+45
|
+46
|
+44
|
-74
|
+58,5
|
4.Даша З.
|
ж
|
8лет,11мес
|
-68
|
-72
|
-76
|
-69
|
-76
|
-70
|
-71,8
|
6.Ира К.
|
ж
|
8лет,11мес
|
+57
|
+43
|
+58
|
+52
|
-14
|
+44
|
+44,6
|
7.Ира З.
|
ж
|
9лет,7мес
|
+46
|
+46
|
-8
|
+61
|
+61
|
+22
|
+40,6
|
8.Стас О.
|
м
|
9лет,2мес
|
+60
|
+60
|
+42
|
-65
|
+40
|
-69
|
+56,0
|
9.Костя П
|
м
|
9лет,6мес
|
+60
|
+48
|
+40
|
-80
|
+40
|
+40
|
+51,3
|
10.Катя П.
|
ж
|
9лет,6мес
|
-67
|
-78
|
-77
|
-69
|
-63
|
-8
|
-72,3
|
11.Вася Т.
|
м
|
9лет,8мес
|
+44
|
+40
|
+49
|
+55
|
+60
|
+35
|
+50,5
|
12.Дима И.
|
м
|
10лет,7мес
|
+40
|
-14
|
-3
|
+40
|
-14
|
-0
|
-18,5
|
13.Ваня К.
|
м
|
10лет,1мес
|
+35
|
-18
|
-21
|
+49
|
-17
|
+53
|
+32,1
|
14.Таня С.
|
ж
|
10лет,3мес
|
+44
|
+58
|
+59
|
+59
|
+42
|
+42
|
+50,6
|
15.Андрей Ш.
|
м
|
10лет,9мес
|
-80
|
+40
|
+40
|
-80
|
+40
|
-80
|
-60,0
|
16.Марина У.
|
ж
|
10лет,10мес
|
-80
|
-80
|
-73
|
-74
|
-73
|
-79
|
-76,5
|
17.Оксана Б.
|
ж
|
10лет,5мес
|
-64
|
-73
|
-74
|
-77
|
-70
|
-79
|
-72,8
|
Средние
показатели
|
61,7
|
56,1
|
44,6
|
63,9
|
51,4
|
53,8
|
55,3
|
Стандартное отклонение
(сигма)
|
15,2
|
20,5
|
26,3
|
12,54
|
22,0
|
26,1
|
15,8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|