Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Правила поведения
могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти
правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние
проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре
человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают
характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении
которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в
современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к
строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным,
приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко
всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание
к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней
отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда
мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности
обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому
могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой,
- как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть,
должно быть культурным.
Однако культурное
поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая
ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на
человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует
говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание
этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство.
Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как
проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более
обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая
формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в
межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной
культуры.
Итак, культура
этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей
совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый
из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В
данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования
нравственности, связанные с особенностями различных профессий.
Профессиональная этика
представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный
тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной
сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы
обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той
или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста
входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и
букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для
военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость
отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям
начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи
более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано
характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и
нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.
Нравственное
воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям
человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно
овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и
взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы
и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в
личности определенного набора
нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в
обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его
нравственности со стороны окружающих.
Конечно,
процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен
возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие
азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И
потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы
дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как
известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все
человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого
собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание
взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть
элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
3.1. Механизм
нравственного воспитания
Однако путь
этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении
морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и
ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка,
чтобы его адаптация к
человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость
нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм
был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного
становления личности.
Для формирования любого нравственного
качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на
основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности
нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться
желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы
для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение
к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства
придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на
прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают
потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и
поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и
подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного
воспитания:
(знания и
представления) + (мотивы) +
+ (чувства и
отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) =
нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он
проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или
безнравственного) качества личности.
Главная
особенность механизма нравственного воспитания
заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что
каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен
другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество личности и станем
воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или
не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть,
стать добрым? Или не создадим условия для
проявления доброты?
При этом
действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может
меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от
возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание
важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного
возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его
нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с
сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это
послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.
В первую
группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма:
представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики
поведения.
Каждый
компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это
единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
3.2. Задачи нравственного воспитания
Задачи
нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств
и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки,
возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего
развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.
е. у него разные нравственные идеалы человека.
В главе
«Целеполагание в педагогике...» мы рассматривали различия в акцентах и
содержании воспитания в концепциях разных периодов. В одни годы самым значимым
становилось воспитание коллективизма; в другие - патриотизма. Сегодня
значимыми стали деловые качества, предприимчивость и др. И каждый раз
созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как
фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она
имеет и глубокий научный смысл и обоснование.
Итак,
вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в
людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный,
неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и
особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
В советский
период задачи нравственного воспитания дошкольников (по второй группе) были
сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства
и отношения; начала патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и
желание трудиться; коллективизм.
На современном этапе развития нашего общества существенных
преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они
действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение
каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня
ставится под сомнение необходимость воспитания
коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не
решается задача трудового воспитания,
изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в
нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому
исключить их нельзя.
3.3. Средства
нравственного воспитания
Нравственное
воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства
нравственного воспитания дошкольников можно объединить в
несколько групп.
Художественная
литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие
средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств
очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л.
Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и
доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации
к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное
впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и
понятно дошкольнику. Художественные средства
наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и
воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность
вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто
нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка
уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей
многогранно и при соответствующей педагогической организации становится
значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г.
Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).
Средством нравственного воспитания дошкольников
является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная
деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию
средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая -
необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое
место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И.
Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного
воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и
воспитании чувств и отношений.
Средством
нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок:
атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или
жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится
средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует
весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных
нравственных качеств.
Выбор
средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от
уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных
качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже
перевоспитываем).
3.4. Методы нравственного воспитания
Как
известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
В педагогике существует
несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б. Т.
Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И.
Логинова - в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи
определяют какое-то одно
основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности
педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач
нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он
выделяет три группы методов: методы организации и
самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива,
коллективная игра, соревнование, единые
требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения,
педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации);
методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты,
обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).
В. Г.
Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:
организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у
дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение
художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный
пример, поощрение и наказание.
Классификация,
предложенная В. И. Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В. Г.
Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее.
Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования
нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы
формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение,
беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения,
наказания}.
Вероятно,
можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного
воспитания, хотя наиболее целесообразна та, которая соответствует его механизму.
Как бы
хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных
условиях:
- любой
метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не
нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста - и младенческого,
и дошкольного, и школьного;
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует
логического завершения.
Иногда воспитатели и родители используют прием
обещания награды, не задумываясь,
реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном
развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания
используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом
предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку
тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и
оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут
результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит
и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен
быть весомым, значимым;
- для
использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства.
Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и
для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей -
организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен
подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;
- метод не
должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой
ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в
назидание и перестанет давать нужный результат;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|