бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника бесплатно рефераты

Правила поведения могут со временем меняться, вместе с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регулирующий внешние проявления человеческих взаимоотношений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных обществ, где он сводился к строго канонизированному ритуалу), становится более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Тогда мы говорим о том, что любые поступки и мотивы человеческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой, - как добро или зло. Главное здесь - именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека - это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть - поведение культурного человека. В данном случае акцент делается на человеке - каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о культурном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, принятых в данном обществе, преврfтилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при оп-редмечивании памятников материальной и духовной культуры.

Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности образуют целостную систему нравственной культуры личности. Каждый из этих элементов непосредственно воплощается в профессиональной этике. В данном случае имеют в виду, как правило, специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, занятыми в какой-либо одной сфере профессиональной деятельности, во-вторых, определенные способы обоснования этих кодексов, толкование культурно-гуманистического назначения той или иной профессии. Так, скажем, в понятие профессионального долга юриста входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципа равенства всех перед законом. Для военно-уставных коллективов характерны большая четкость, даже жесткость отношений, более однозначное следование уставным требованиям и распоряжениям начальства, нежели для других типов коллективов, и в то же время им присущи более высокая степень взаимопомощи, взаимовыручки. Все это продиктовано характером деятельности военно-уставных коллективов, повышенными требованиями и нештатными ситуациями, возникающими в ходе выполнения служебных обязанностей.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок по­степенно овладевает принятыми в обществе людей нор­мами и правилами поведения и взаимоотношений, присва­ивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, спосо­бы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих.

Конечно, процесс становления личности и ее нравствен­ной сферы не может быть ограничен возрастными рамка­ми. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функциониро­вать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, что­бы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подоб­ных.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышен­ной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребе­нок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элемен­тарными нормами жизни в человеческом обществе.


3.1. Механизм  нравственного воспитания

 

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и про­шла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важ­но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна­ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред­ставления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен­ным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для при­обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна­чимую окраску и потому влияют на прочность складываю­щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак­тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво­ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо­го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) +

+ (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственно­го или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспи­тания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяе­мости. Это значит, что каждый компонент механизма ва­жен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доб­роту как нравственное качество личности и станем воспи­тывать у ребенка лишь представления о том, что такое доб­рота? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не со­здадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зави­симости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опирать­ся на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего до­школьного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сооб­щения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной осно­вой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав­ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи­ки поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро­вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компо­нента обязательно предполагается влия­ние на другие компоненты.


3.2. Задачи нравственного воспитания

 Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя­тельств и условий: запросов общества, экономических фак­торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос­питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе­го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че­ловека.

В главе «Целеполагание в педагогике...» мы рассматри­вали различия в акцентах и содержании воспитания в кон­цепциях разных периодов. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма; в другие - патри­отизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, пред­приимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от­ражает потребности общества в людях, обладающих конк­ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе­мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока­зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас­та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания дош­кольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру­долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще­ственных преобразований в формулировке смысловых бло­ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол­нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необхо­димость воспитания коллективизма как нравственного ка­чества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патрио­тическое и интернациональное воспитание. Однако в нрав­ственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

3.3. Средства нравственного воспитания

 

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобрази­тельное искусство, музыка, кино, диа­фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении за­дач нравственного воспитания, так как способствует эмо­циональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают ил­люстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы худож­ников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффек­тивны при формировании у детей моральных представ­лений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызы­вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо­собствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности де­тей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид де­ятельности имеет свою специфику, выполняя функцию сред­ства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании прак­тики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нрав­ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор­ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребен­ка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь ме­ханизм нравственного воспитания и влияет на формирова­ние определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интел­лектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или зак­репляем, или уже перевоспитываем).

3.4. Методы нравственного воспитания

 

Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько под­ходов к классификации методов воспи­тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной пе­дагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Ли­хачев исходит из логики целостности педагогического про­цесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он выделяет три группы методов: мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен­ного воспитания дошкольников: организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, вы­строена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания}.

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас­сификации методов нравственного воспитания, хотя наибо­лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль­тат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от­носится к детям любого возраста - и младенческого, и до­школьного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения.

Иногда воспитатели и ро­дители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка мож­но получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий по­ступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушать­ся, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но по­степенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравствен­ном воспитании каждый метод должен быть весомым, зна­чимым;

- для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства. Например, воспитатель при­учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме­стной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить­ся в назидание и перестанет давать нужный результат;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7