бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника бесплатно рефераты

Этнопедагогические миниатюры – пословицы и загадки – играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «много сказанное – пустословие, кратко сказанное – мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его обращенному мышлению, быстроте умственных реакций. Развивает наблюдательность.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Без рук, без ног                                    Черная корова

Под окном стучится,                                                 Весь мир поборола,

В избу просится.                                                        А белая подняла.

(Ветер)                               (День и ночь).

Народные песни

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский – белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери – печь белая, молоком да мелом побелена, и труд – святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне  поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни – это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

Песни - более сложная форма народного поэтического творче­ства, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - при­вить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни до­пускалось улучшение текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педаго­гическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопро­вождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущ­ность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чув­ствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль неж­ной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Ко­лыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни - чтобы младенец проснулся в хорошем настрое­нии и встретил наступающий день в радости.

Комплексное воздействие песни

Песня - сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен - эстетическое воспитание. Но они име­ют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота челове­ка, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Кра­сивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпыва­лось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красо­той формы). Красота мыслей, красота содержания относятся так­же к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия и характер их исполнения спо­собствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В пес­нях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в по­мещении, они поются на лугу или опушке леса во время хорово­дов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня рас­ширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и мо­лодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стиму­лировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много. Что же касается песен как средств, раскры­вающих значение труда в жизни, то в этом велика роль и хоровод­ных, и посиделочных, и даже свадебных и застольных песен. В них рассказывается о видах труда. Так, например, в одной из чуваш­ских песен, в веселой и шутливой форме, сообщается о местных ремеслах. В песне поется: «Мы, чуваши, живущие около Марпоса­да, занимаемся бондарным делом», далее говорится о живущих около Цивиля и занимающихся плетением корзин, об абашевских кулеткачихах, о производителях кирпича, о тех, кто живет вдоль Волги и занимается рыболовством.

Во многих песнях называются и трудовые операции и вырази­тельно описывается целый трудовой цикл. Так, например, в песне о льне содержатся вопросы вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его сеют вот так», демонстрируются соответствующие движения. Далее в песне раскрывается, как лен полют, выдергивают, моло­тят, мочат, мнут на мялке, в ступе, прядут, ткут...

Песни, как уже было сказано выше, - эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т.п. В песнях содержатся, и призывы в труде создавать прекрасное (красивые ткани и вышивки, кра­сивые предметы домашнего обихода) и красиво выполнять лю­бую работу. В песнях прекрасное - цель, а сам труд - средство. Через труд устанавливается связь эстетического с нравственным, умственным и физическим воспитанием.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания.

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию. В труде и благодаря нему укрепляется здоровье, развиваются эстетический вкус, лучшие черты характера, формируется коллективизм, обога­щается ум.

Есть немало песен, в которых специально говорится об уме, о нравственности. Песни так же, как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуаль­ным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об ок­ружающей действительности (в песнях встречаются числа, про­стейшие действия над ними, в словаре Н.И.Ашмарина двена­дцать называется даже песенным числом). Песни содействуют эстетическому, нравственному воспитанию и непосредственно (действием, делом, предоставлением возможности упражняться), и опосредованно (раскрытием задач и значения той или иной составной части воспитания в общем процессе развития и фор­мирования личности).

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все - на месте. Бес­толковое, случайное отбрасывается - тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют все от мала до велика. Каждому возрасту соответст­вуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смер­ти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагоги­ки.

Воспитатель и учитель начальных классов должен знать раз­личные колыбельные песни, уметь убеждать родителей в необхо­димости разучивать их с детьми. Он может дать тексты колыбель­ных песен родителям, показать, как можно изменить текст в соот­ветствии с индивидуальными особенностями ребенка. Приведем тексты нескольких колыбельных песен для использования в вос­питательном процессе.

Сказки

Сказки, являясь художественно-литературными произведения­ми, одновременно были для трудящихся и областью теоретиче­ских обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищни­ца народной педагогики, более того, многие сказки суть сочине­ния педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педаго­гической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народ­

кость, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фан­тазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные соци­альные отношения. В.Г.Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А.Добролюбов считал сказки произведе­ниями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к со­временности. Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и пре­даниям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преда­ниям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия

народа, сохранившего эти предания».

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настоль­ко высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систе­му. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что про­стота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен­ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педаго­гическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом листке «Воспитание и обучение» (1, 1894), пишет, что сказка поя­вилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоя­нии младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвого буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П.Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную исто­рию, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не ку­рить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор ста­тьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения».

I.2. Общее понятие о личности

 

Личность - это характеристика человека в целом, она про­является во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н.Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный под­ход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и дея­тельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется веду­щими мотивами деятельности, поведения. Направленность лич­ности может быть общественной или эгоистической. В первом случае человеком движут мотивы служения общему делу, об­ществу, своей Родине и т.д. Во втором случае мотивы связаны с личным благополучием, личными выгодами. В одних случа­ях общественные и личные интересы могут совпадать, в дру­гих - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

Исходя из этого, можно говорить о положительном и от­рицательном развитии личности. Уровень положительного раз­вития личности определяется мерой ответственности челове­ка перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. За высокой ступени раз­вития нравственности у человека появляется потребность совершать нравственные поступки, Так, добрый человек не может не делать добра. Нравственные нормы; принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психиче­ской жизни, контролируются с помощью чувств, называе­мых чувством долга, совестью, стыдом. Обычно говорят, что этот человек не может совершить такой поступок: со­весть ему не позволяет. Это означает, что данный поступок противоречит тем нравственным нормам, которые харак­терны для данного человека. В тех случаях, когда человек нарушает принятые им нормы, он переживает чувство сты­да. Это чувство переживается как неудовлетворение собой, как сожаление, как осуждение себя. Важно отметить, что в этом случае человеку стыдно не только перед другими, но и перед самим собой. Человек может остро переживать мучи­тельные чувства, испытывать угрызения совести за содеян­ное, хотя об этом никто не знает.

С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. Честное слово - это слово совести человека. Нарушить` честное слово - значит, пойти против совести.

Кодекс чести - это всегда свод нравственных норм, приня­тых в данном сообществе. Говорят о кодексе чести офицера, врача, учителя. Человек, будучи членом данного сообщества, должен выполнять его кодекс.

Достоинство личности - умение отстоять свою позицию, свои нравственные кормы, если кто-то заставляет отступить от них. При отрицательном развитии личности человек ориенти­руется на нормы, противоречащие принятым в обществе. По­ведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека.

Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми. Это бывает тогда, когда человек осознал, что нормы не способствуют интересам общества, ведут его по ложному пути. Чувство долга перед людьми, перед своей страной заставляет человека идти против этих корм. Человек сознательно, свободно принимает решение бороться с сущест­вующим порядком вещей, берет на себя всю ответственность за свое поведение. В этом случае человек действует против принятых моральных норм, но по совести. Нарушая принятые моральные нормы, он не испытывает стыда. Наоборот, под­чинение этим нормам вызывает у него стыд, так как эти нор­мы уже не являются его нормами. Следовать этим нормам человеку не позволяет его совесть. Ярким примером такой личности служит академик А.Д.Сахаров. Высокое чувство долга перед страной, перед своими согражданами заставило его отказаться от любимого дела, от комфортабельных усло­вий жизни, от высокого общественного положения, которое он занимал, и встать на путь борьбы. За это его осуждала не только власть, но и значительная часть научного сообщества.

Субъективно личность для любого человека воспринима­ется как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью - значит стремиться к социально значимой деятельности.

Личность характеризуется также устойчивостью, т.е. по­стоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.

2.1. Формирование личности

Нравственное воспитание ребенка начинается в период дошкольного детства. Но в школе он впервые встречается с системой моральных требований, выполнение которых кон­тролируется. Дети этого возраста уже готовы к выполнению этих требований. Как уже говорилось, поступая в школу, они стремятся занять новую социальную позицию, с которой и связывают эти требования к ним. Учитель выступает носите­лем общественных требований. Он же и главный ценитель их поведения, ибо развитие моральных качеств учащихся идет через учение как ведущую деятельность на данном возрастном этапе. Важно отметить, что в этом возрасте даже влияние се­мьи должно оказываться через деятельность учения.

О готовности детей начальной школы к выполнению учи­тельских требований красноречиво говорит эксперимент, кото­рый был проведен в свое время Л.И.Божович.

Ученикам первых-третьих классов предложили остаться по желанию на дополнительные занятия. После уроков дети должны были писать элементы латинских букв. Перед заня­тиями учитель предупреждал детей, что в дальнейшем латин­ские буквы могут им не понадобиться. Это детей не смутило. Они выполняли задание ответственно: старательно выводили буквы, выполняли все, что говорил учитель. После урока многие ученики выразили желание завести специальную тет­радь и получить задание на доме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7