Влияние театральной деятельности на музыкальное совершенствование детей
Действительно, в игре
ребенок многое придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры,
отбирает изобразительно-выразительные средства, организует игру. В игре ребенок
проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий
его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор,
воплощающий технический проект.
Творческая комбинирующая
деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения
создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые он видел, о
которых слышал от взрослых.
Л.С. Выготский считает,
что воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно,
для того чтобы развивать детское творчество, нужно заботиться о развитии
воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений,
образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для
восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное,
претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг.
Для того чтобы понять
психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности,
лучше всего начать с выяснения той связи, которая существуем между фантазией и
реальностью в поведении человека.
Первая форма связи
воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание
воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и
содержащихся в прежнем опыте человека.
Таким образом,
воображение всегда состоит из материалов, данных действительностью. Правда,
когда это можно видеть из приведенного отрывка, воображение может создавать все
новые и новые системы комбинации, комбинируя сперва первичные элементы
действительности (кот, цель, дуб), вторично комбинируя потом образы фантазии (русалка,
леший) и т.д. Но последними элементами, из которых создается самое отдаленное
от действительности фантастическое представление. Этими последними элементами
всегда будут впечатления действительности.
Здесь мы находим первый и
самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон
можно сформулировать так: творческая деятельность воображения находится в
прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому
что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его
воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека,
и это объясняется большей бедностью его опыта.
Второй формой связи фантазии
и реальности является другая, более сложная связь, на этот раз не между
элементами фантастического построения и действительностью, а между готовым
продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Она не
воспроизводит того, что было воспринято в прежнем опыте, а создает из этого
опыта новые комбинации.
Третьей формой связи
между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта
связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая
эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству.
Страх, например,
выражается не только в бледности, в дрожании, сухости в горле, измененном дыхании
и сердцебиении, но также и в том, что все воспринимаемые в это время человеком
впечатления, все приходящие ему в голову мысли обычно окружены владеющим им
чувством. Образы фантазии и дают внутренний язык для нашего чувства. Это
чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую
связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не из вне, логикой
наших этих образов.
Однако существует еще и
обратная связь воображения с эмоцией. Если в описанном нами первом случае
чувства влияют на воображение, то в случае другом, обратном, воображение влияет
на чувство. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной реальности
воображения.
Сущность этого закона
Рибо формулирует следующим образом: «Все формы творческого воображения, -
говорит он, - заключают в себе аффективные элементы». Это значит, что всякое
построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не
соответствует само по себе действительности, реально переживаемым,
захватывающим человека чувством.[4]
Остается еще сказать о
четвертной, последней форме связи фантазии с реальностью. Эта последняя форма с
одной стороны тесно связана с только что описанной, но с другой – существенно
отличается от нее.
Сущность этой последней
формы заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя
существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее
какому-нибудь реально существующему предмету, однако, будучи воплощено вовне,
принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение,
сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на
другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Примерами такого
кристализированного, или воплощенного воображения может служить любое
техническое приспособление, машина или орудие и т.д. Они созданы комбинирующим
воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе
образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь
с действительностью, потому, что, воплотившись, они сделались столь же
реальными, как и остальные вещи.
Л.С. Выготский говорит,
что игра ребенка «не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая
переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой
действительности, отвечающей запросам и влечением самого ребенка».
Можно ли развивать
творческие качества детей? Можно, так как обучение и творчество, считают ученые
(Т.С. Комарова, Д.В. Менджерицкая, Н.М. Сокольникова, Е.А. Флерина и др.).
Творческое обучение – таков путь развития детского творчества, указывает Е.А. Флерина,
то есть творчество должно пронизывать весь процесс обучения. Ученые считают,
что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия;
предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасытия,
свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное
педагогическое руководство.
В педагогической
литературе понятие «театрализованная игра» тесно стекается с понятием
«игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают
игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так по мнению Л.С. Фурминой,
театральные игры – это игры – представления, в которых в лицах с помощью таких
выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка,
разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные
образы. Театрально-игровая деятельность детей дошкольников, по Л.С. Фурминой, принимает
две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда
дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры
(предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые игры (непредметные)
– это игры-драматизации. Несколько другой подход в работах Л.В. Артемовой.
Согласно ее исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от
ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых
разыгрывается тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на
две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским
играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх
ребенок или взрослый действует за всех персонажей.
В настольном театре
традиционно используется театр, игрушки, театр картинок. Сейчас появляются и
другие виды настольного театра: баночный театр, вязаный театр, театр коробочек
и др.
К играм-драматизациям
Л.В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого
и ребенка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо
или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Игра-драматизация в науке
определяется как «предэстетическая деятельность» (А.Н. Леонтьев) и является
одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерными
для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается
как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в
чем то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных
персонажей, воображать, чувствовать себя кем то другим.
Н.С. Карпинская отмечает,
что результаты деятельности дошкольников в игре драматизации еще не являются
искусством; однако, воспроизводя содержание, дети передают образы героев в той
мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдается достижение, которые
дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности
художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов
общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в
целом.
Театрализованная деятельность создаёт условия для
развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей:
внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения
действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его
жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная
постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского
творчества.
В области музыкального
образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла
отражение в работах Л.Л. Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у
младших школьников), И.Б. Нестеровой (формирование социокультурных ориентации),
О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном
образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой
(развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).
Однако возможности театральной
деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись
предметом специального исследования.
Рассмотрим
театрализованную деятельность дошкольников в аспекте театрализованных игр.
Театрализованная игра
очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью.
Сюжетно-ролевая игра и
театрализованная игра имеют общую структуру (строение). Они включают замены,
сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые действия.
Творчество проявляется в
данных видах игр в том, что дети творчески производят все, что видят вокруг:
ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет
замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и
заместители в игре.
В педагогической
литературе понятие «театрализованная игра» тесно стекается с понятием
«игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают
игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.
Музыка, как и другие виды
искусства, является специфической формой художественного отражения
действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей,
музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять
на формирование личности.
Эффект воспитательной
роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия
представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость
музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Сегодня, когда мир музыки
представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений,
особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса,
способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от
низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие
духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого
необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей
использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно,
музыку своего народа.
Музыке отводится особая
роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения,
а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в
последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств
формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки
детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество
детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же
даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все
музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют
развитию способностей ребенка.
По утверждению
специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования
музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо
знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким
станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
«Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление музыкальных
способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка
как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта,
творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо.
Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Дошкольный возраст -
период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие
возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается
области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего
проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности
ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать
активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает
на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное
влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее
как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет
богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для
эмоционального контакта между ними.
Содержание музыкального
воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной
деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется,
прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном
воспитании детей в целом.
Ребенок, подражая
взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и
подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И
здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание,
увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей
можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к
исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело,
а другие – нежно и ласково.
Чтобы запомнись что-либо,
недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные
пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более
полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без
наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский
писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне
пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься
приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее
можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует
себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как
птичку, то она плохой твой помощник».
В развитии всех видов
музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование
музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание
ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука
(высоты, длительности, тембра и силы).
Понимая проблему развития
музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего
занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда
музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся
характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать,
выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные
навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет
способствовать главной задаче музыкального воспитания –развитию эмоциональной
отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
Современные подходы к
музыкальному воспитанию дошкольников.
В настоящее время
формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А
между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С.,
Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования
памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия,
в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом
деятельности. Исходя из этого объект исследования – использование
наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как
наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|