Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх
используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.
Таблица
7
Оценка
уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам
|
№
|
Ф.И.Ребёнка
|
Результаты по методикам
|
Выводы
об уровне агрессивности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Костя А.
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
В
|
СР
|
2
|
Аня Б.
|
В
|
СР
|
В
|
В
|
В
|
3
|
Рустам Г.
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
4
|
Дима Г.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
5
|
Артём К.
|
П
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
6
|
Катя Л.
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
СР
|
7
|
Коля Л.
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
ССР
|
8
|
Антон М.
|
П
|
П
|
П
|
П
|
П
|
9
|
Никита П.
|
СР
|
СР
|
СР
|
В
|
СР
|
10
|
Феликс П.
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
11
|
Кирилл Р.
|
СЛ
|
СЛ
|
СР
|
СР
|
СР
|
12
|
Лера С.
|
В
|
СР
|
В
|
СР
|
В
|
13
|
Аня С.
|
В
|
В
|
СР
|
СЛ
|
СР
|
14
|
Герман Х.
|
СР
|
В
|
СР
|
В
|
В
|
П-повышенный
уровень агрессивности
В-
Высокий уровень агрессивности
СР-
Средний уровень агрессивности
СЛ-
Слабый уровень агрессивности
Рис.5
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по четырём методикам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами теоретическое и
опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного
воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника,
позволяет констатировать следующее.
1. Теоретический анализ
феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории
«агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет
единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд
противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для
исследователей-практиков. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает
внимания точка зрения Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности
представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».
2. Анализ классификации
средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что
разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие
науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика
(Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно
расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в
своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной
коммуникации», как наиболее достоверную.
3. Теоретический анализ,
проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в
частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество
диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию
СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника. Поэтому мы взяли на себя
определённую смелость в разработке собственного диагностического
инструментария: в связи с этим, нами разработан авторский опросник
детей-дошкольников, который предваряет собой дальнейшие компоненты
экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование родителей по
методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики известных авторов). Подобранный
инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном
уровне добиться большей доли достоверности.
4. Судя по конкретным
результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной к школе
группы ДОУ №11 г.Твери, наша первоначальная гипотеза о том, что в
современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника
во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности,
телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.
Проанализировав результаты
исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину
проникновения в сознание и самосознание малышей виртуальной агрессивности,
провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец,
через, образ мыслей), мы считаем своим долгом дать соответствующие рекомендации
для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно
делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия
родительского лектория)
Несмотря на демократизацию жизни
в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на
свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и
неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.
1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной
системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен
руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка,
формирования его как личности и как гражданина.
1.1.
Согласно
социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе
строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления,
воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего
идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
1.2.
К
сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано,
сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу
нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования;
выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма
морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры
родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна
составлять ядро гуманизма.
Социальный опыт (в т.ч. научные исследования,
посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и
психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:
а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у
телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом,
интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных
(медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости
дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое
и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному
(а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр
для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического
свойства).
б) Основными методами регуляции процесса
визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:
-
беседы с воспитателями ДОУ и
детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или
иным героям и пр.);
-
личные и
общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных
моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
-
игры (желательно т.н.
дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
-
образовательные
программы (в
т.ч. и телевизионные, и компьютерные).
2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями,
связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших,
сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира,
познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда
равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень.
Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом
просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям
как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что
после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка
подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую
сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки»
программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта
трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно
помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.
3. Очень важно добиться взаимопонимания и
согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда
смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не
получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно
видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь
ближайшего окружения (мама, папа).
В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения,
мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через
подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка,
что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным
эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.
4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не
только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по
проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и
следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно
добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно
эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания,
презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий,
консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.
Список
литературы
1. Аверин В.А. Психология
детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
2. Агрессия у детей и подростков:
Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
3. Айхорн А. Трудный подросток.
- М.: Академия, 2001. — 336 с.
4. Бандура А. Подростковая
агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202
с.
5. Берковиц Л. Агрессия.
Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
6. Бондаренко Е.А. Диалог с
экраном. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в
мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
8. Бориснев С.В. Социология
коммуникации. - М., 2003.
9. Буданцев Ю.П. Социология
массовой коммуникации.- М., 1995.
10. Бэрон Р. Ричардсон Д.
Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
11. Бюттер К. Жить с агрессивными
детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
12. Влияние средств массовой
коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР,
1989. - 116 с.
13. Воспитательные функции
средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С.
Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.
14. Детская практическая
психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004.
– 255 с.
15. Дроздов О. Ю. Агрессивное
телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - №8/2001. -
62-68 с.
16. Дроздов О. Ю. Массовая
коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского
университета. Серия «Психология». №483/2000. - с.51
17. Детская психология / В.С.
Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
18. Интернет в гуманитарном
образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|