бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние различных методов обучения и приёмов на формирование орфографической зоркости бесплатно рефераты

Прежде всего, необходимо иметь ясное представление о том лексическом мате­риале, который может быть использован для выработки навыков правописания, проверяе­мых безударных гласных в разных классах. Если списки слов с непроверяемыми безудар­ными гласными есть и в учебнике, и в методической литературе, то списка слов с прове­ряемыми безударными гласными нет ни в программах, ни в учебнике, ни в методических пособиях, и мы предъявляем к ученику одинаковые требования к правописанию этой ор­фограммы.

Встречается ли она в словах типа: трава, гора, леса, грибы или в таких словах, как неиссякаемый, приглашение, непреодолимый.

С целью обучения классифицированные слова с проверяемыми безударными гласными корня и в зависимости от морфологического состава,лексического значения способствовали проверке наличия или отсутствия чередования согласных. частотности употребления распределения на 4 группы:

1  группа: простейшие двухсложные слова с одной безударной гласной, проверя­
ются ударением. В основном существительные.

2  группа: самая многочисленная. К ней относятся:

а) двух-трех и редко четырехсложные существительные, прилагательные, гла­
голы, числительные с одной и двумя безударными гласными, проверяемыми различными
способами;

б) слова, гласные корня которых оказываются в слабой позиции только при на­
личии приставки (погибать, уточните);

в) некоторые слова с корнем, значение которого не осмысливается, если он
взят вне слова (жда-до-гни- и т.д.), но хорошо понятны в словах (дать, доить, гните);

г) наиболее простые слова, различающиеся одной гласной (частота-чистота,
спешу-спишу), выбор правильный найдешь, если слово в контексте;

д) слова с чередующимися гласными о и а в корне, правописание которых не
определяется специальным правилом (копать - раскапывать, опоздать - опаздывать).

3 группа:

а) слова с чередованием согласных, осложненными и неосложненными при­
ставками (пашение, дощатый, напряжение);

б) слова простые по структуре, но редко встречающиеся в речи учащихся, но
не всегда понятны по значению (лавина, карать, тощать);

в) глаголы с безударными гласными, проверяемые путем опускания суффикса
(давать-дать, запевать-запеть).

4 группа:

а) Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями, осложненные и
неосложненные чередованием (короткий - кратчайший, волочить-влачить);

б) слова, проверка которых требует выработанного навыка словообразования
(болтать - разбалтывать)

в) слова, понимание значения которых находятся в прямой зависимости от сло­
варного запаса учащихся (опровержение, неиссякаемый 5 кл)

Предполагаемое деление на группы чисто условное, но оно помогает.

Задания, способствующие развитию орфографической зоркости

(программа 1-3)


Фонетика

1. Списать слова, поставить ударение.

Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующие набор слов на один знак больше предыдущего.


Шар

рыба

груша

спички

крыльцо

чудесный

Шум

волк

крыло

бумага

пустыня

зубастый

Аня

ноты

сумка

тюлень

рубашка

клубника

Ира

кеды

парта

люстра

тюльпан

стройный

Ася

дыня

полка

радуга

духовка


Оля

пуля

папка

шнурок

ударный


сом

бусы

крупа

крючок

круглый


кот

Лена

школа

вулкан

бабушка


бор

Наша

шкура

бамбук

дедушка


бак

Гена

ручка

кактус

стрелка


бык

Нина

точка

тронул

красный


рот

Вера

шляпа

трудна

слыхали


гол

куры

бочка

рубили

журавль


гул

мама

майка

голуби

встреча


вой

корм

крыша

жмурки

книжный


вол

тигр

марка

страус

игрушка


пол

розы

буфет

улитка

кукушка


вес

грач

пачка

кузнец

букашка


нос

муха

вишня

журчит

фуфайка


ель

крот

кухня

отруби

дружный


дом

смех

чашка

хищный

каркнул


дым

волк

лампа

глупый



дно

урок

маска

банька



бук

бант

брюки

трубил



ком

барс

хвост

коршун



ива

брат

горка

радуга



кол

полк

крошка

птичка



рак

врач

галка

свинка



сор

утки

палка

волки



2. Списать.Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком
ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.

В поле, красивые, играет

Запись в тетради

В поле, красивые, играет

3. Списать слова, словосочетания и предложения. Поставить ударение, пропустив
все гласные в слабой позиции.

Моросил, зимние сумерки. Запись в тетради: М-р-сил, зимн— сум-рк-.

4. Изменить слова горы, совы, сосны так, чтобы они называли один предмет.
Запись в тетради:

Г[о]ры - г[а]ра

с [о] вы - с[а]ва с[о]сны - с[а]сна

Г - ра, с - ва, с - сна .

5. В предложении на месте гласных в слабой позиции записать замену букв.
Ветер с силой налетает па деревья.

Запись в тетради:

Вет-р   с   сил -й   н-л-та-т  н-   д-ревья.

6. Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Ука­
зать выбор.

Парка, корова, пол, линейка. Запись в тетради: К - рова,   л - нейка

7. Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, веселый, буран.

Запись в тетради: Дыня, буран.

8. В словах грачи, зима доказать правильность написания букв а, и.
Запись в тетради:

Грачи, гр-чи, гр-чи (грач), грачи. Зима, з-ма, -ма (зимы), зима.

9.Текст контрольного задания.

В зрительно предъявленном тексте поставить ударение, найти и выделить орфо­граммы.

Кумушка - лиса

У лисы зубки остры, ушки на макушке.

Состав слова.

1.      При помощи приставок образуй однокоренные слова от корня лет.

2.      Спишите, раскрывая скобки.

Скоро (на) ступит весна. (По) текут ручьи, (за) поют (в) садах птицы

3.   Разбери слово по составу.
Подснежник, прогулка, кормушка.


4.   Приведи по три примера слов с окончанием







5. Запишите прилагательные с существительными, выдели окончание
Осенний (день, погода, утро, дни)

Горячий (камень, вода, молоко, пироги)

6. Подбери к данным схемам по три слова

7. Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Напиши.
Р..чной порт, г..ристый берег, п..левой цветок.

8. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.
Моряк, рыбак, море, путь, дорога, путник.

9. Допиши корень слова.

Лес - ...ная чаща, сад - ...овая дорожка, поле - ...евая травка.

10. Измените данные слова или подберите родственные так, чтобы гласная Е пре­
вратилась в Ё.

грести - грёб

Вести, село, лежать, летать, нести, сестра, пчела, надежда, темнеть, ель, сле­за.

Морфология.

1.   Просклоняй имена существительные стол, окно, доска. Выдели окончания.

2.   Поставь к существительному вопрос и определи падеж.
Образец: плыл по чему? По реке (Д.п.)

Подплыл... к берегу (...), пролетел... над городом (...)

3. Вставь пропущенное окончание.

а) Золот... дождь, золот... антилопа, золот... кольцо, больш... пальма,   больш...
кинжал, больш... гнездо;

б) печн... заслонка, ножн... управление, дурн... сон, чуж... собака.

4. Вставь вместо пропусков прилагательное.

На..... планете жили... человечки, у них были ... глаза, ... волосы, ... уши. За­
то очень ... характер. Домикиу человечков были ..., с ... крышами. Возле каждого домика
сидела ... собачка.

5. Определи род и выдели окончания у существительных.
Дочь, молоко, крыша, овес, ручка, стержни, пшеница, краски.

6. Выпиши в три столбика существительные, прилагательные и глаголы. Выдели
корень.

Купить, золото, крап, золотой, бегать, стоять, бег, красивый.

7. Игра «Фея и Колдунья».

Какой идеал учеников в Феи и Колдуньи. Подобрать эпитет.

8. Спишите предложения, поставьте существительные 1-го склонения в нужном
падеже, окончания их выделите, обозначьте падеж.

Вся листва облетела, вся трава пожелтела. Просят звери прислать (волшебница Зима). Зима принесла (вьюга), (пороша), (стужа), (метелица).

9. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы в будущем времени.

Перед далън... дорогой скв...рцы пос.дят немного у своих домиков, кое-что да­же споют на прощание. Пос.дят, попоют и пол...тят. Хотя в ч...жих кр...ях и т...пло и сытно, но они не будут петь и выводить птенцов.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.