Влияние различных методов обучения и приёмов на формирование орфографической зоркости
Есть
и другие пособия, изданные с подзаголовком “факультативный курс”, но,
по-видимому, не используемые в школе (как непрограммные) или используемые не
широко. Назовем их: Иванова С. Ф., Николенко Л. В. и др. Русское слово как
предмет языкознания.—М., 1972; Ветвицкий В. Г.Иванов а В. Ф., Моисеев А. И.
Современное русское письмо: Пособие для учащихся.— Л., 1974. И в первой, и во
второй книге проводится морфологический принцип.
Фонемный
принцип (на основе теории МФШ) проведен в книге: Русский язык. Ч., I. Экспериментальные
учебные материалы для средней школы / Под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова.—
М., 1979. По этой книге проходили занятия в ряде московских школ.
Кроме
орфограмм, отвечающих морфологическому принципу (или, в иной трактовке,
фонемному), в русском письме представлено небольшое количество орфограмм,
отвечающих фонетическому принципу (самая важная из них — приставки на з).
Такие орфограммы противоречат, и морфологическому, и фонемному принципу. В них
не соблюдается графического единства морфемы. Много в русском письме орфограмм,
отвечающих традиционному принципу. Традиционные написания (например, собака,
сапог) не противоречат ни фонемному, ни морфологическому принципу (так как
соответствуют одной из двух возможных здесь букв). Однако и не отвечают им: в
отличие от морфологических написаний типа вода, трава для выбора букв (о
или а) здесь нетпроверочных слов. “Для пишущего здесь налицо выбор, и при том
нередко мучительный и трудный... Поэтому следует констатировать, что
нефонематических написаний в русской орфографии много, гораздо больше, чем
принято думать”,— писал Р. И. Аванесов.
Правила,
построенные на фонетическом принципе (самое важное из них — правило о
приставках раз-, без-, из-, воз-, чрез-), требуют от учителя
усиления слуховой работы (большего внимания к фонетическому разбору), а
правила, построенные на традиционном принципе,— усиления работы зрительной
(большего внимания к наглядным пособиям). Кроме того, традиционные написания,
как и морфологические, интереснее и полезнее изучать с привлечением
исторических и этимологических справок. Поэтому повышение
историко-лингвистической культуры учителя является одной из важнейших задач
филологического образования.
Поясняющих
замечаний со стороны учителя требуют и написания типа рожь, ночь; режь, спрячь;
беречь. Написание здесь ь не связано с произношением: после ч
он избыточен, после ж противоречит произношению. Буква ь является здесь
графическим уравнителем морфологических категорий: рожь, мочь,
склоняются так же, как ель (рожью, ночью, елью), а нож,
врач—как стол (ножом, врачом, столом); спрячь, спрячьте, режь, режьте
“подравниваются” под кинь, киньте, а беречь — под кидать.
В силу таких письменных аналогий принцип употребления здесь мягкого знака можно
назвать принципом графико-морфологических аналогий. Иначе его еще называют
грамматическим (Л. Р. Зиндер), граммематическим (Ю. С. Маслов), морфологическим
(А. А. Реформатский).Глава 2. Развитие орфографической
зоркости на уроках русского языка в младшем звене
2.1. Мотивация орфографической работы
Овладение школьниками умениями
и навыками в области правописания, в этом состоит практическая направленность
обучения. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия человека. Оно формируется на основе
какого-либо знания: на основе правила, инструкции, указания, образца, а также
по принципу «делай, как я».
Умение - это готовность к
действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного
выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано, следовательно, 1 этап рассмотрения нашей темы -
это вопрос о мотивации орфографической
работы.
Чем
взрослее школьник, тем в большей степени он руководствуется в своей учебной
деятельности далекими целями, например, изучение орфографии старший школьник связывает с перспективой успешного окончания
школы, быть образованным, культурным человеком. Для младшего школьника
эти перспективы не играют ведущей роли. Учитель начальных классов, обучая детей правописанию, вынужден обращаться к
более близки целям, реальным и понятным детям.
В совместной методике
орфографии мотивация учитывается недостаточно. Причина состоит в том, что сама
орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими и доставляет им много
неприятностей. У детей создается иллюзия, будто отметка по русскому
языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку,
школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные
эмоции, которые переносятся на весь предмет русского языка, а иногда - и на всю школу.
Мотивация
орфографической работы учащихся реализуется через:
а) возбуждения познавательных
интересов;
б) поиск занимательных форм и
методов работы;
в) облегчение работы учащихся благодаря хорошему
отбору и четкому структу
рированию дидактического материала и разнообразие методических приемов;
г) введение гибкой и корректной системы контроля и
оценки орфографических
знаний, умений.
Каждая из этих четырех групп имеет свои средства
и приемы. Рассмотрим их. Первая группа факторов мотивации - развитие познавательного
интереса школьников в области правописания:
1.
Постепенное осознание
учащихся далеких целей обучения правописанию.
Нужно,
чтобы дети увидели, как пишут взрослые образованные люди, чтобы дети воочию
убедились, что все люди овладевают письмом, что в этом нет ничего
непреодолимого.
2.
Осознание учащимися близких
и ближайших целей обучения правописанию:
школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они
придут к концу учебного го
да,
что они должны усвоить в области правописания, при изучении данной темы.
3. Понимание
учащихся социальной роли грамотного письма для успешного обучения в современных условиях, для умения писать
письма и т.д. Осознание учащимися обязательности
овладения определенным уровнем грамотности, как составной части куль туры
гражданина РФ.
4.
Постоянное осмысление
орфографической работы: воспитание гордости за ус пехи в области культуры речи, в выражении своей мысли.
Похвала за успешное овладение правилам письма, общественная
поддержка;
5. Организация
общественных мероприятий, в которых школьники могли бы про явить свою грамотность: письмо товарищу в другую
школу, выпуск классной газеты и т.д.
Вторая группа - занимательные приемы работы:
1. Использование игр и занимательного материала на
уроках, элементы соревно вания, конкурсы («Кто больше подберет слов с
приставкой по-; хоровое проговаривание слов; декларация стихотворных отрывков,
имеющих орфографическое значение. Напри
мер:
Содержи всегда в порядке Книжки, ручки и тетрадки.
2.
Организация внеклассной
работы по языку в виде кружков, викторин, бесед; такую
работу удобно проводить в группе продленного дня.
3.
Обособление разнообразных
приемов работы учителя и учащихся: элементы исследовательского метода, поисков задачи (Можно ли слова
з.мляника и к.стяника про верить словами земли и кость? Почему?). Приемы,
позволяющие опираться на языковое
чувство,
развитие дикции, понимание этимологии и т.д.
4.
Опора на чувственное
восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слу ховую
наглядность: использование картин, плакатов, диа- и кинофильмов.
Третья
группа факторов мотивации - отбор и
структурирование дидактического материала:
1. в
начальных классах орфография не может еще предстать перед учащимися как
целостная система, тем не менее, важно показать им закономерности в
орфографии, ее не случайность;
2.
дидактический материал,
т.е. слова, словосочетания, предложение, текст для анализа
и упражнения, интересные по содержанию, ценных в воспитательном отношении подбирают преимущественно из произведений
художественной литературы. Полезно при влекать тексты сочинений и
изложений самих учащихся в целях самопроверки;
3.
слова, словосочетания,
предложения и текст должны быть насыщены орфо граммами изучаемого типа.
Насыщенность дидактического материала орфограммами поддерживает
уровень интереса, повышает тонус работы. Должны вводиться орфограммы
других типов, что нарушает однообразие, развивает орфографическую зоркость;
4. в дидактические материалы не включают слова с
орфограммами, не изучаемы ми в
начальных классах, а в тех случаях, когда есть, учитель предупреждает возможные
ошибки в этих словах.
Четвертая
группа — формы контроля и оценки
умений и навыков учащихся по орфографии.
1.
Тщательное разграничение
ошибок, за которые снижается оценка и ошибок на то же
правило, за какие оценка не снижается.
2. Отказ от выставления отрицательных отметок за сочинения,
т.е. за такие пись менные работы, где
школьнику приходится употреблять слова, проверить которые он не может. Отрицательная оценка в начальных классах лишь
тогда действенна, когда она вы ставлена
за очевидную недоработку учащегося, за такие его знания и умения, которые
сравнительно легко могут быть им устранены и какие
школьник понимает. Когда ученик не видит перспективы улучшения,
когда ему неясно, что он должен сделать, чтобы испра вить плохую отметку, в таких случаях отрицательная отметка лишь подавляет
психику
ребенка, лишает его веры в себя, у него возникает отношение к орфографии
как к чему-то фатальному, непреодолимому.
3. Поставленная работа, направленная на предупреждение и
недопущение ошибок как в словах, которые
дети еще не могут проверить, так и в словах, проверка которых им доступна. Предупреждение ошибок проводится
заблаговременно, путем специальной ра
боты, ориентированной на текст предстоящего диктанта.
Таким
образом,, первый шаг на пути формирования умений - это положительная мотивация,
развитие познавательного интереса и ясное понимание задач.
В целом процесс
формирования умений имеет следующие ступени. 1)
Мотивационная: потребность письменного изложения мысли.
2)
Жизненная (учебная)
ситуация порождает потребность проверять написание
слов, сочетаний, конкретнее - проверять орфограммы.
Осознавая мотивы
предстоящего
действия, школьник ставит цель, осознает задачу.
3)
Школьник ищет способ
выполнения действия: опора на знания - на правило,
указание,
прошлый опыт.
4)
Школьник планирует действие:
сопоставляет алгоритм действия по правилу,
намечает
действие по ступеням.
5) Выполнение
действий с подробным комментарием в соответствии с правилом,
алгоритмом.
6)
Повторное выполнение действий в изменяющихся
условиях и вариантах, с по
степенным «свертыванием» алгоритма.
7)
Появление элементов автоматизма.
8) Достижение
более или менее полного автоматизма безошибочного письма.
Итак,
мотив, цель à выбор способа действия à алгоритм à действие
à по вторные
действия, упражнения à
появление элементов автоматизмаà свертывание
алгоритма, автоматизм.
2. Понятие «орфограмма».
Есть несколько определений
орфограммы: во-первых, орфограмма- это написание, требующее проверки, та буква,
то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то
место разделения слова при переносе на другую сторону, которая нуждается в
проверке и обосновании: во-вторых, в орфограмме всегда предполагается не менее
двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный) выбирает пишущий.
В лингвистике различают 5 основных разделов
орфографии:
-
передача буквами фонемного состава слов
(морфем);
-
слитные, раздельные и дефисные написания;
-
употребление прописных и строчных букв;
-
правила переноса слов со строки на строку;
- правила сокращения слов.
Главным среди названных
разделов является первый - именно к нему относится большинство орфограмм
русского языка, поэтому знание признаков этой группы написаний дает
возможность найти большинство орфограмм в любом тексте.
В настоящее время существует система орфограмм
русского языка.
Состав русских орфограмм
Орфограммы
Теперь, когда
стало понятно понятие «орфограмма», познакомились с разделами орфограммы,
обратимся к понятию «орфографическая зоркость».
2.2.
Орфографическая зоркость
Сформировать
орфографическую зоркость - значить научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является
изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах
и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего
подстерегает опасность допустить ошибку.
Изучение работ психологов (А.Г.
Лурия, М.С. Шекстер, П.И. Зинченко и др.) позволяло выделить в структуре
орфографической зоркости следующие компоненты: моти-вационный, операционный и
контролирующий.
Мотивационный компонент
связан с коммуникативной направленностью письменной
речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки
орфографической задачи.
Операционный
компонент связан с опознаванием
орфограммы на основе знания ее признаков и их определением
в речевой ситуации. Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает
активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе
проговаривания, а на последующих этапах - целенаправленное зрительное
восприятие.
Контролирующий
компонент складывается на основе
самопроверки написанного в результате сличения
воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, на формирование
орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические
процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправ
ленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классифика
ции;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных
образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное
внимание, обеспечивающее действие самокон троля и самопроверки.
Орфографическая зоркость
развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений,
обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и
запоминание орфографического материала.
Зрительное
восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов,
письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа
заданий и текста, упражнений, корректировки письма.
Слуховое
восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного
диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного
восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие
имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным
является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное
восприятие и запоминание, которые возможны в процессе
комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Итак, необходимым условием
формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие
орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть,
замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
2.3. Формирование грамотного письма
Чтобы
добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма,
необходима постоянная работа.
Прежде всего, необходимо
научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах,
различать гласные и согласные, ударные и безударные. Нельзя пренебрегать этой
работой, т.к. впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
Часто
бывает так, что ученик знает правило, но допускает ошибки при письме. Второй
этап в этой работе - это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А
этот навык формирует в деятельности и является результатом многократных
действий. И третье, научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь
сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Итак,
звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц
письма, орфографическая зоркость и самоконтроль - вот что необходимо для выработки
грамотного письма.
Некоторые
методические приемы, позволяющие не допускать ошибки или быстро их
находить и исправлять.
1. Проведение звукового (фонетического) анализа слова
с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по
правилам.
а) В первом классе при обучении грамоте необходимо
сделать каждому ученику карточку для
звукового анализа. С помощью этой карточки учащиеся должны показать количество
звуков в словах. Во время урока учитель показывает слово и предлагает детям сказать, сколько слогов в этом слове, потом просит
показать сколько звуков в первом и
втором слоге. В дальнейшем учащиеся
показывают карточкой количество звуков во всем слове.
б) Следует сделать индивидуальные пакеты звуковых
схем. Это набор прямо угольников и
квадратов различных по цвету, таких, как в букваре. Индивидуальные схемы нужны для того, чтобы каждый ученик самостоятельно
мог составить звуковую схему к любому
заданному слову.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|