Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в ...
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и
ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения
неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы,
чувствительность к неудачам
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах,
нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность - включает
вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая
чувствительность к неудачам в общении.
НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере,
нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам
в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной
желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность
высказываний.
ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть
лучше, чем есть на самом деле.
НЗ – адекватное восприятие своего поведения.
Считается,
что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он
получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и
менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента
считается среднеразвитым.
Вывод
о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей,
полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями
этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник - средне развитые показатели
по всем свойствам.
Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности
при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при
средних или высоких показателях по эмоциональности.
Графические
результаты по методике на каждого испытуемого представлены в приложении 8.
Для удобства в
работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение № 5)
и ключ для подсчета результатов (приложение № 6).
Данные
результатов исследования по методике Русалова были занесены в таблицу (приложение
№ 7).
Методика
диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика создана
Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования
представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для
изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется
преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании
межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора:
доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют
общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири
основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру
окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой
ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение)
и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных
показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность
интерперсонального поведения.
Опросник содержит
128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16
пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что
суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не
подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное
количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений
каждого типа.
В результате
производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального
"ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при
этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте
(от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
Схема Т. Лири основана
на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру
окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой
ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение)
и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных
показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность
интерперсонального поведения.
Опросник содержит
128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16
пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что
суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не
подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное
количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений
каждого типа.
Графические
результаты по методике на каждого испытуемого представлены в приложении 12.
Для удобства в
работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение № 9)
и ключ для подсчета результатов (приложение № 10).
Данные
результатов исследования по методике Т. Лири были занесены в таблицу (приложение
№ 11).
3.2.
Организация и проведение исследования
Основной задачей
нашего исследования являлась изучить влияние психодинамических особенностей
личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте.
База проведения
исследования: ДОУ № 2.
Особенности
выборки: общее число участников – 40 человек, из них из них: мужчин - 20,
женщин – 20. Возрастной состав испытуемых – 25 – 60 лет.
Форма проведения
исследования – индивидуальная.
Испытуемым были
выданы:
- бланки ответов
к методикам, используемые в исследовании;
- тексты методик
В.М. Русалова, Г. Айзенка, Т. Лири.
Исследование
проводилось в несколько этапов:
1 этап –
тестирование респондентов по методике Т. Лири.
2 этап –
тестирование респондентов по методике Г. Айзенка
3 этап –
тестирование респондентов по методике В.М. Русалова
4 этап - обработка
полученных результатов, которая проводилась в два этапа:
1 этап –
первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет баллов, что
позволило нам выявить степень выраженности исследуемых качеств.
2 этап – количественный
и качественный анализ полученных данных, который включал в себя обработку
данных с использованием корреляционного и факторного анализа для выявления
достоверности различий между показателями в двух группах испытуемых зрелого
возраста.
3.3.
Анализ и интерпритация результатов
Произведя
первичную обработку бланков ответов по методикам Г. Айзенка и В.М. Русалова,
мы получили данные, позволяющие определить тип темперамента каждого испытуемого,
а по методике Т. Лири – выявить преобладающий стиль общения.
Проведен анализ,
позволяющий разделить всех испытуемых на условные группы с учетом выраженности
психодинамических (темпераментальных) свойств.
В соответствии со
значением показателей по шкалам активности и эмоциональности (по Русалову) можно
выделить (таблица 2):
Таблица 2
испытуемые
|
С
|
Х
|
Ф
|
М
|
Н
|
ВА
|
НА
|
ВЭ
|
НЭ
|
ТС
|
ТХ
|
1
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
6
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
16
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
18
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
22
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
24
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
25
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
27
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
29
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
31
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
33
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
36
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
39
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
40
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего человек
|
7
|
3
|
3
|
6
|
8
|
2
|
1
|
5
|
2
|
2
|
1
|
Процентное
соотношение
|
17,5%
|
7,5%
|
7,5%
|
15%
|
22,5%
|
5%
|
2,5%
|
12,5%
|
5%
|
5%
|
2,5%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|