|
Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в ...
Под влиянием
антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров,
подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям,
на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует
связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространившаяся,
прежде всего, среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди
Джиованни, Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее полное выражение получила у
французского врача Клода Сиго [16]. В 20-х годах нашего века он создал
типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и
его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей [16].
Каждой системе
организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту
систему. Так, воздух - источник дыхательных реакций; пища, попадающая в
пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции
протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые
реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет - в зависимости от преобладания в
организме одной из систем - четыре основные типа телосложения: дыхательный, пищеварительный,
мускульный и мозговой [16].
Преобладание
какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции
индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из
типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.
Взгляды К. Сиго
[16], как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с
психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на
формирование современных конституционных теорий, получивших широкое распространение
в психологии темперамента.
Независимо от
перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло
убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах
поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами
организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными
характеристиками процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента
обращали внимание, прежде всего, на эмоциональные и моторные реакции индивида,
особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и
протекание во времени.
Классическим
примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта,
создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность
к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то
же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт
выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость
изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической
характеристики индивида (табл.1).
Таблица 1
Классификация
темпераментов
(по Вундту)
|
Скорость
изменяемости чувств
|
Сила чувств
|
|
|
сильные
|
слабые
|
быстрая
|
холерик
|
сангвиник
|
медленная
|
меланхолик
|
флегматик
|
|
|
|
|
Мы находим у В.
Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент
имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает,
что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного
темперамента и в то же время, нивелированное отрицательного влияния, какое он
может оказывать на поведение индивида.
Вряд ли возможно
изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и
исследований, посвященных темпераменту. В рамках проводимого исследования
темперамент рассматривается как совокупность формально – динамических характеристик.
Он характеризуется следующими отличительными признаками:
1. Природной
обусловленностью и высокой корреляцией со свойствами нервной системы;
2.
Онтогенетической первичностью;
3. Устойчивостью
в течение длительного периода жизни человека;
4. Формальным
характером и независимостью от содержания конкретных форм деятельности;
5.
Универсальностью проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
6. Выступает как
способ распределения энергии в окружающем мире по отношению к людям и
деятельности [23].
Русалов В.М. В
соответствии с отличительными признаками темперамента, в рамках функциональной
концепции Анохина П.К., разработал структурную модель темперамента, реализующую
представления о природе и структуре темперамента. Предложенная модель описывает
четыре фундаментальных свойства темперамента: эргичность, пластичность,
скорость (составляют блок характеристик активности), эмоциональность [14].
Вывод по
главе: Начиная
с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми
свойствами нервной системы: А.Галлер, Г.Врисберг [3]. Идея связи особенностей
темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками
нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и
врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение
главным образом в типологии И.П. Павлова, опыты которого недвусмысленно показали,
что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.
Немалый вклад в
изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина
(1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой -
Томиной и многих других.
Глава
2. Проблема общения в зрелом возрасте.
Особенности,
стили общения.
В настоящее время
уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно
необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное
формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса,
ни одного блока психических свойств, личности в целом [9].
Общение – это
взаимодействие людей. В нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг
друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное
взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людьми
по отношению друг к другу). Межличностное общение в этой связи оказывается
таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен
рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике
ее функционирования. В качестве других видов общения могут быть названы:
общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между
собой [9].
Основными
функциями межличностного (дружеского) общения являются:
1.
Терапевтическая. В общении с друзьями во многом отреагируются негативные
чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами. Друзья здесь
необходимы, чтобы выслушать и поддержать партнера. Поэтому хотя бы один из
членов пары должен обладать способностью слушать другого.
2.
Компенсирующая. Данную функцию нужно развести с предыдущей, хотя во многом они
похожи. Здесь в общении с партнером происходит компенсация неудовлетворенных в
браке несексуальных потребностей. Через общение с партнером осуществляется
удовлетворение потребности в признании, симпатии, уважении, чего нет в браке.
3. Возможность
структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает
характер совместных развлечений, праздников.
4. Развивающая.
Через близкие отношения происходит взаимный обмен чувствами, опытом,
информацией и т.п. Общение в этом случае – довольно существенный источник
развития обоих членов пары.
Во взаимодействии
людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения.
Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а
может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним
определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом
познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют
свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать
[2]. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого
участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого
вида непосредственного общения людей.
Личность человека
формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек
не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное
окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может
регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается.
Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный
поток психологических воздействий.
С возрастом
происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека
вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, если во временном
промежутке жизни 15-23 года наблюдается значительный рост контактов, в основе
которых лежала необходимость удовлетворения познавательной потребности, то
затем имеет место их заметное уменьшение. Наиболее интенсивный период
непосредственного общения приходится на возраст 23-30 лет. После этого возраста
круг общения человека уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно
значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.
Изменения в
субъективной значимости других людей для личности, как правило,
обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе
потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг
общения [2]. Эти значимые в разной степени для человека отношения других людей
к нему влияют не столько на его ведущие потребности, сколько на подчиненные им
тенденции защиты своего «я», проявляющиеся в поисках и в осуществлении способов
поведения, утверждающих это «я».
Проблема, которая
нуждается в дальнейшем решении - это выяснение того, каким образом конкретный
состав людей, которые образуют круг общения человека в разные годы его жизни,
влияет на формирование личности.
Для решения этой
проблемы необходимо рассмотреть не только общие условия, которые делают других
людей значимыми для человека и увеличивают степень податливости его на их
воздействия. Важно установить, как эти условия должны меняться от возраста к
возрасту, в зависимости от пола человека, его профессии и
индивидуально-личностных свойств, чтобы у него сохранялась высокая степень
податливости на воздействие определенных людей [2]. Необходимо выяснить и то,
каким должен быть круг общения у каждого конкретного человека на каждой ступени
его жизни, чтобы формирование его личности шло наиболее успешно. Наконец, важно
понять, как создать для человека такой круга общения, чтобы не только предметно-практическую
деятельность, но и его взаимодействие с другими людьми можно было сознательно и
целенаправленно использовать для оптимального развития его личности.
Изучение стиля общения предпринималось преимущественно в отечественной
психологии и, как правило, с позиции деятельностного подхода. Не удивительно,
что первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в
нашей стране в конце 60-х гг., было понятие индивидуального стиля деятельности.
По мнению одного из первых его исследователей Е.А. Климова, индивидуальный
стиль деятельности — это “индивидуально-своеобразная система психологических
средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях
наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности
с предметными внешними условиями деятельности”. В этом определении
подчеркивается инструментальная функция стиля и двоякая его обусловленность
индивидуальностью и средой [47].
В структуре индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлин выделял три
основных компонента: стиль операций, стиль действий или реакций и стиль
целеполаганий, однако в эмпирических исследованиях третий компонент
практически не изучался, и основной акцент был сделан на первых двух. Особенно
хорошо был проанализирован операциональный стиль, проявляющийся в различном
соотношении ориентировочных, исполнительских и контрольных операций [47].
Следующим шагом в развитии стилевого подхода к индивидуальности было
введение В.С. Мерлиным понятия индивидуального стиля общения [Мерлин В.С.
Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. – 1982. – Т 3. - 24].
Стиль общения стал рассматриваться им как частный случай стиля деятельности с
выделением тех же компонентов. Все характеристики стиля деятельности, описанные
выше, были автоматически перенесены на стиль общения. Он также стал
рассматриваться как системообразующий фактор индивидуальности, в котором
находят свое отражение свойства всех ее уровней: от физиологического до
социально - психологического.
Стили общения можно рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий
свою специфику по сравнению со стилями деятельности, а также разграничить стили
ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели,
форма и содержание этих двух видов общения очень различны [47]. Далее было бы
целесообразным выделить в рамках каждого из этих стилей общения в соответствии
с компонентами общения, предложенными Г.М. Андреевой [47], коммуникативный,
интерактивный и социально-перцептивный стили общения. Исследования данных стилей
ведутся уже давно, правда, без использования этих названий. Соотношение между
стилями общения можно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1.
Соотношение стилей общения
Примером изучения интерактивного стиля может служить работа И.Л.Руденко
[47, которая в качестве основания для классификации стилей общения взяла направленность
личности в трех вариантах (центрация на себе, на партнере и интеграция) и
позицию, занимаемую субъектом в процессе общения (превосходство собственное,
партнера и равенство). Возможные сочетания видов направленности и позиций дали
девять стилей взаимодействия: власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания,
поиска поддержки, соперничества, самодискредитирования, межличностного единства
[47].
Социально - перцептивный стиль, который можно определить как устойчивый
способ восприятия и оценки себя и других людей, тоже стал объектом исследования
в последнее десятилетие в отечественной психологии. И.П.Шкуратова предложила
выделять в структуре самооценки и оценок других людей три стороны: содержательную,
характеризующую смысл оценки, ее позитивность и социальную желательность; уровневую,
показывающую ее адекватность и точность; стилевую, представляющую
оценочную стратегию индивида через такие характеристики, как вариативность,
экстремальность, амбивалентность и т. п. [Шкуратова И.П. Структура социально -
перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. –
Ростов н/Д, 1990]. Группа стилевых характеристик, в отличие от первых двух,
мало зависит от объекта оценки и может претендовать на понятие оценочного
стиля [47].
Исследования таких стилевых особенностей социальной перцепции, как
стабильность оценок, их вариативность (которая определялась по разнообразию
используемых градаций при оценке психологических свойств по шкалам) и величина
идентификации себя с другими людьми и других людей между собой, показало, что
существуют большие индивидуальные различия в степени их выраженности, причем
они носят стабильный характер и проявляются при оценке разных людей в разное
время.
Коммуникативный стиль, под которым можно понимать устойчивые индивидуально
- своеобразные приемы и способы передачи и восприятия информации в процессе общения,
тоже исследуется социальной психологией и психолингвистиков. Одним из компонентов
коммуникативного стиля является стиль языка, который определяется как “разновидность
языка, используемая в какой - либо типичной социальной ситуации” (в быту, в
профессиональной сфере и т. д., манера говорить (стиль речи), предпочтения в
выборе средств для определенной цели (информативной, оценочной, предписывающей
и т. д.) [47]. Эти характеристики речи таят в себе большие диагностические
возможности для психолога.
В.В. Латыновым выделено пять стилей речевого поведения. Данные стили
(рис. 2), перекликаются со стилями интеракции И.Л. Руденко. В этом нет ничего
удивительного, так как, заняв определенную позицию по отношению к собеседнику,
человек оформляет свою речь в соответствии с ней. Стиль общения каждого
человека, таким образом, складывается из его интерактивного, коммуникативного и
социально - перцептивного стилей.
В последнее время отечественные психологи пытаются систематизировать
разные стилевые характеристики для лучшего их соотнесения. В частности, В.А.
Толочек предлагает все стилевые характеристики человека разбить на четыре
группы на основании двух критериев: характера и вида активности [47].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|