Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации (фирмы)
U-критерий
Манна-Уитни подтвердил, что у сотрудников с высокими показателями
раскрываемости выявляемости, действительно волевые стороны личности более
развиты. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости,
склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.
U-критерий
Манна-Уитни подтвердил, что у сотрудников с высокими показателями
раскрываемости выявляемости, действительно показатели интеллекта выше. Это
значит, что более проявляются - способность обобщения и анализа материала,
гибкость мышления, выше скорость и точность восприятия.
В результате
всех испытаний гипотеза: уровень развития профессионально важных качеств:
эмоциональной устойчивости, интеллекта, воли у сотрудников ЛОВДТ связан с
эффективностью их профессиональной деятельности, то есть с показателями
раскрываемости и выявляемости - подтверждена.
Заключение
Демократизация
общества с особой остротой поставила задачу оценки профессионализма любого
специалиста, в том, числе сотрудника, подразделения, учреждения органа
внутренних дел, от профессиональной компетентности, личностного потенциала и
профессионально важных качеств, которого во многом зависит уровень обеспечения
правопорядка. [54, С. 245]
Развитие
профессионального отбора диктуется объективной необходимостью повышения
эффективности деятельности в современных условиях. [17, С. 45]
В настоящее
время у нас в стране и за рубежом наблюдается интенсификация исследовательских
и научно-практических работ, посвященных проблемам методологии, методики и
технических средств профессионального психологического отбора. [17, С. 115]
Актуальность,
практическая значимость и недостаточная теоретическая проработка данной
проблемы и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: Влияние
профессионального психологического отбора на эффективность деятельности
организации.
В ходе
исследования было теоретически изучено и практически проверено влияние
психологического отбора на эффективность работы сотрудников транспортной
милиции.
В работе
были рассмотрены следующие задачи исследования:
1. Изучен
теоретический материал по специфике профессионального отбора сотрудников.
2.
Исследована гипотеза: уровень развития профессионально важных качеств:
эмоциональной устойчивости, воли, интеллекта у сотрудников с высокими
показателями раскрываемости и выявляемости отличается от уровня развития
профессионально важных качеств: эмоциональной устойчивости, воли, интеллекта у
сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости.
3.
Исследованы взаимосвязи между показателями эффективности деятельности
сотрудников транспортной милиции и компонентов: эмоциональной устойчивости,
воли, интеллекта - их личности.
4.
Проанализированы результаты исследования.
В первой
части работы были рассмотрены теоретические аспекты специфики профессионального
отбора сотрудников, в результате чего были получены следующие выводы.
Во второй
части работы были приведены результаты и анализ эмпирического исследования
особенностей профессионально важных качеств сотрудников с высокими показателями
раскрываемости и выявляемости.
Такая
практическая оценка кадров, которая, была проведена в работе, имеет
непосредственное отношение к повышению эффективности служебной деятельности,
поскольку по ее результатам появляется возможность:
-
совершенствовать расстановку кадров путем отбора наиболее перспективных и
подходящих кандидатов на ту или иную должность: [48, С. 26]
- улучшать
стабильность кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение:
-
своевременно определять перспективность сотрудников и необходимость включения
их в резерв на выдвижение:
- выявлять
направленность повышения квалификации сотрудников;
-
стимулировать их служебную деятельность за счет обеспечения более тесной увязки
заработной платы с результатами труда; [48, С. 27]
-
совершенствовать формы и методы работы;
-
формировать положительное отношение к службе. [54, С. 156]
В результате
проведенного исследования и последующего анализа были определены следующие
специфические психологические особенности сотрудников с высокими показателями
раскрываемости и выявляемости опергруппы транспортной милиции:
1) В
эмоционально-волевой сфере доминирует: эмоциональная зрелость, эмоциональная
устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в
руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.
2) В сфере
волевых качеств доминирует: высокий уровень воли, сдержанность, смелость,
уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы
в трудных ситуациях, умение доминировать.
3) В сфере
интеллекта доминируют: гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию,
высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность
выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность
обобщения и анализа материала.
С
усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования,
предъявляемые к личности человека, который избрал профессию оперуполномоченного
в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают
психологические факторы: наличие у аттестуемых соответствующих личностных
качеств, которые в ходе работы обеспечивают успех и эффективность труда.
Глоссарий
№
п/п
|
Новое
понятие
|
Содержание
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Профессиональный
психологический отбор
|
комплекс
специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных
процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной
диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности
|
2
|
Отбор
|
одна
из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый
самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п.,
а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических
заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии
профотбора, сотрудника отдела кадров)
|
3
|
Аттестация
|
психодиагностическая
ситуация, характеризующаяся высоким уровнем контроля за поведением
испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о
судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических
особенностей другими людьми помимо его желания
|
4
|
Тест
|
(от
английского test - проба, испытание) - фиксированное во времени испытание,
предназначенное для установления количественных и качественных
индивидуально-психологических различий
|
1
|
2
|
3
|
5
|
Аффекты
|
это
сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся
резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека
аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его
физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя,
его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью
аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую
ситуацию
|
6
|
Контент
анализ
|
метод
психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию с
помощью систематической и надежной фиксации выделенных единиц и их
квантификации (подсчете частот) определенно судить о психологии авторов этих
текстов или тех людей, о которых говориться в этих текстах
|
7
|
Метод
|
широкий
класс методик, обладающих родством основного технологического приема или
родством теоретической системы представлений, на которой базируется
валидность данного класса методик
|
8
|
Методика
|
конкретная,
частная процедура или система действий, предназначенная для получения
информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у
конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном
классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель
обследования
|
1
|
2
|
3
|
9
|
Тесты
интеллекта
|
группа
тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта)
человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как память, внимание,
воображение, речь, восприятие
|
10
|
Опросники
|
обширная
группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов
(утверждений)
|
11
|
Точность
методики
|
способность
тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие а
ходе психодиагностического эксперимента
|
12
|
Надежность
|
качество
методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно
стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств
|
13
|
Валидность
|
одно
из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность
и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому
психическому свойству
|
14
|
Валидность
|
(от
английского valid - действительный, пригодный, имеющий силу) - комплексная
характеристика методики (теста), включающая сведения от области исследуемых
явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним
|
15
|
Репрезентативность
тестовых норм
|
то,
насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой
категории испытуемых
|
16
|
Эмпирическое
исследование
|
фактологическое
исследование, проводимое в любой отрасли социологии
|
1
|
2
|
3
|
17
|
Среднее
арифмети-ческое (М - оценка математического ожидания)
|
обобщающий
показатель положения уровня центра распределения
|
18
|
Тревожность
|
отрицательно
окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости
каких-то поисков, «горячки», переходящие в ажиотацию возбуждения
непродуктивного демобилизующего характера
|
19
|
Профессионально
важные качества оперуполномоченного ЛОВДТ
|
обобщенные,
наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на
трудовую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане
образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера,
структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий
деятельности
|
20
|
Конформность
|
некритическое
принятие человеком, чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним
отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не
сомневается
|
21
|
Самооценка
|
компонент
самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого
себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков
|
22
|
Эмотивность
|
повышенная
чувствительность, при которой, эмоциональная реакции, наступают быстро,
достигают большой силы и не редко оказываются чрезмерно продолжительными
синоним - эмоциональность
|
23
|
Интеллект
|
совокупность
умственных способностей человека
|
1
|
2
|
3
|
24
|
Интеллект
|
высший
способ решения практических и познавательных проблем
|
25
|
Ригидность
|
в
психологии неготовность, затрудненность, вплоть до полной неспособности - в
изменении намеченной субъектом программы, деятельности в условиях, требующих
ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям
|
26
|
Верификация
|
при
проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация
того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно
существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие
методики опытной проверки явления, описываемого понятием
|
27
|
Эмоциональная
лабильность
|
быстрая
смена настроения по незначительному поводу
|
Список литературы
Ананьев,
Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев - СПб.: Питер.2007. -
288 с. - ISBN - 654-155-36541-9.
Анастази, А.
Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази - СПб.: Питер, 2008. - 230
с. - ISBN - 978-5-353-02907-6.
Андреева, Г.
М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М. Аспект Пресс. 2006.
Учебник для вузов. - 376 с. - ISBN - 1585-26-2-67851.
Андриенко,
Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко // В.А.Сластенин. - М.:
Издательский центр «Академия», 2007. - 265 с. - ISBN - 12642-5-6-45.
Бандурка,
В.Б. и др. Психология управления [Текст] / В.Б. Бандурка - Харьков:
Фортуна-Экспресс, 2006. - 195 с. - ISBN - 1546-15-75265-5.
Беликов, К.
Ф. Научно-производственный менеджмент [Текст] / К. Ф. Беликов - М.: МИЭТ, 2006.
- 84 с. - ISBN - 154-156-5-165.
Беляцкий,
Н.П. Управление персоналом: учебное пособие для студентов эконом. спец. вузов
[Текст] / Н.П. Беляцкий,- Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2005. - 352
с. - ISBN - 7987-29-354-6.
Бурлачук,
Л.Ф., Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М.
Морозов - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 528 с. - ISBN - 15987-28-36-4556.
Бэрон, Р.
Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, К. Ричардсон - СПб.: Питер, 2006. - 336 с. - ISBN
- 945287-29-641536-1.
Ваган, К.Е.
Организационная психология: обучающий тестовый контроль [Текст] / К.Е. Ваган -
М.: Смысл, 2008. - 96 с. - ISBN - 1698-73-49-28-7.
Варлей, Р.
Управление розничными продажами: Мерчандайзинг: учебник [Текст] / Р. Варлей -
М.: Проспект, 2006. - 271 с. - ISBN - 1688-1-5-46351.
Васильев,
Н.В. Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах и отношениях)
[Текст] / Н.В. Васильев, АП. Рамазанова, С.А. Богомаз - Томск, 2005. - 185 с. -
ISBN - 978-5-353-02907-6.
Введение в
практическую социальную психологию [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А.Петровский, О.В.
Соловьева - М. "Смысл", 2006. - 373 с - ISBN - 1684-184-7357-2.
Введение в
психодиагностику [Текст] : Уч. пособие для студ. сред.пед. заведений /
М.К.Акимова, и др. // К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М.: Изд. центр «Академия»,
2007. - 192 с. - ISBN - 16984-1-5-354-56.
Виханский,
О.С. Менеджмент [Текст] : Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.:
Гардарики, 2008. - 432 с. - ISBN - 1654-318-168-1.
Волков, Ю.Г.
- Социология молодежи [Текст] : Учебное пособие / Ю.Г. Волков, [и др.] // Ю.Г.
Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 576 с. - ISBN - 313-45-98-698.
Гайдулин,
В.Ж. На своем месте [Текст] / В.Ж. Гайдулин, М., Бриз., 2007. - 118 с. - ISBN -
125-354-68-8.
Горбатов,
Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] : Учеб. пособие. / Д.С.
Горбатов,- Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. - 248 с. - ISBN -
3546-945-68-78.
Горянина,
В.А. Психология общения [Текст] : учебное пособие для студ. ВУЗов./ В.А.
Горянина,- М.,: Академия, 2005. - 416 с. - ISBN - 35-49-654-32.
Гусейнов,
А.А. Этика [Текст] : Учебник. / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М.: Гардарики,
2005. - 472 с. - ISBN - 354-91-75-3.
Дрейси, Т.
Менеджмент с точки зрения здравого смысла [Текст] / Т. Дрейси,- М.: “Автор”,
2006. - 156 с. - ISBN - 68198-49-16876-5
Дружинин
В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин- СПб.: Издательство
«Питер», 2008. - 368 с. - ISBN - 978-5-353-02907-6.
Еникеев,
М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев,- М.: изд. группа
«НОРМА-ИНФРА - М», 2007. 156 с. - ISBN - 1968-1685-55-498.
Завадский,
М. Мастерство продаж [Текст] / М. Завадский, - СПб.: Питер, 2005. - 235 с. -
ISBN - 1675-87-23-8.
Каверин,
С.Б. Мотивация труда [Текст] / С.Б.Каверин, - М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2007. - 224 с. - ISBN - 324-87-321-54.
Климов, Е.А.
Психология профессионала [Текст] / Е.А.Климов, - М.: Дело, 2006. - 210 с. -
ISBN - 753-954-45-6
Ковалева,
О.Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: как провести эффективное интервью при
приеме на работу [Текст] : учебное пособие / О.Е. Ковалева,- М.: Айрис-Пресс:
Рольф, 2006. - 278 с. - ISBN - 65-987-36-753.
Комисарова,
Т.А. Управление человеческими ресурсами [Текст] : учебное пособие./ Т.А.
Комисарова,- М.: Дело, 2005. - 317 с. - ISBN - 753-951-468-2.
Кравдин,
С.В. Методики отбора персонала [Текст] / С.В. Кравдин, Алма-Ата, Мастер., 2007.
- 457 с. - ISBN - 138-5279-493-5.
Кравченко,
А.И. Социология управления: фундаментальный курс [Текст] : учебное пособие /
А.И. Кравченко, И.О. Тюрина,- М.: Академический проект, 2005. - 1134 с. - ISBN -
167-138-16775-6.
Кричевский,
Р.Л. Если вы руководитель… [Текст] / Р.Л. Кричевский,- М.: Дело, 2008. - 35 с.
- ISBN - 9-5-639073-7802-5.
Курс
менеджмента [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов. // Д.Д. Вачугова. -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 636 с. - ISBN - 98-590-3573-02-67.
Мудкок, В.
Раскрепощенный менеджер [Текст] / В. Мудкок, Д. Фрэнсис, - М.: Экономика, 2007.
- 234 с. - ISBN -783-507-35-0299-9.
Маклаков,
А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков,- Спб: Питер, 2005. - 592 с. -
ISBN - 978-5-353-02907-6.
Маркова,
А.К. Психология специалиста [Текст] / А.К. Маркова,- М.: Дело, 2007. - 340 с. -
ISBN - 348-753-8-9-2.
Мескон, М.Х.
Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. М. Хедоури, Дело,
2007. - 704 с. - ISBN - 068-154-355455-5.
Морнель, П.
Технологии эффективного найма [Текст] / П. Морнель, Новая система оценки и
отбора персонала. М., 2005. - 255 с. - ISBN - 1698-753-549-5.
Немов, Р.С.
Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, Владос, 2005. - 504 с. -
ISBN - 978-5-353-02907-6.
Основы
современного социального управления: теория и методология [Текст] : Учебное
пособие // В.Н. Иванов - М.: ОАО «Экономика», 2006. - 271 с. - ISBN -
13858-357-984-4.
Пайнс, Э.
Практикум по социальной психологии [Текст] / Э. Пайнс, , К. Маслач, - СПб: Изд.
«Питер», 2007. - 528 с. - ISBN - 6387-9541-7-2-465.
Побегайло,
Е.А. Выбор профессии [Текст] / Е.А. Побегайло, - Минск, Росток, 2006. - 378 с.
- ISBN - 685-85678-2-357.
Порншев,
А.Г. Управление организацией [Текст] / А.Г. Порншев, З.П. Румянцева, Н.А.
Саломатин - М.: ИНФРА-М, 2008. - 300 с. - ISBN - 68-98-8-59-87.
Практикум по
инженерной психологии и эргономике [Текст] : учебное пособие // Ю.К. Стрелков -
М.: Академия, 2005. - 395 с. - ISBN - 357-98-2946-354.
Профилактика
профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел [Текст] :
Методическое пособие // В.М. Бутыркин - М.: ГУК МВД России, 2007. - 243 с. -
ISBN - 978-5-353-02907-6.
Прыгин, Г.С.
Введение в психодиагностику. Принципы и методы. История развития основы
психометрики [Текст] : Учебное пособие для студентов психологических
факультетов / Г.С. Прыгин - М., Учебно-методический коллектор «Психология»,
2008. - 140 с. - ISBN - 654-78-199-67.
Пряжников,
Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников-
М.: Изд-во "Институт практической психологии". Воронеж: НПО
"МОДЭК", 2008. - 256 с. - ISBN - 46-798-198-1555.
Психологический
словарь [Текст] / авт.сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М.
Балабанова // Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. -
640 с. - ISBN - 6548-46-2-468.
Психологическое
изучение личности сотрудников органов внутренних дел при аттестации [Текст] :
Учебно-методическое пособие М.: ЦОКР МВД России, 2007 - 216 с. - ISBN -
678-5-343-02807-7.
Психология индивидуальных
различий [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо,
2006.- 776 с. - ISBN - 897-5-335-0207-6.
Психология
менеджмента [Текст] / Г.С. Никифоров- СПб.: Издательство С.-Петербург.
университета, 2007. - 272 с. - ISBN - 881-6742-188-5.
Психология
труда [Текст] / А.В. Карпов- М.: Экономика, 2006. - 326 с. - ISBN -
1358-729-46-1.
Радугин,
А.А. Социология. Курс лекций [Текст] / А.А. Радугин, К.А. Радугин - М.:ВЛАДОС,
2005.-192 с. - ISBN - 546-8026-0656-5.
Руденский,
Е.В. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / Е.В. Руденский - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск; НГАЭиУ, 2005. - 224 с. - ISBN - 354-5-2-005.
Сборник
методических материалов по работе с персоналом (кадрами) органов внутренних дел
[Текст] : - М.: ЦОКР МВД России, 2005 - 304 с. - ISBN - 65-1564-214-654.
Сидоренко,
Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко,
СПб: Речь, 2006. - 516 c. - ISBN - 284-64578-265-5.
Сидоренко,
Е.В. Мотивационный тренинг [Текст] / Е.В. Сидоренко, - СПб: Речь, 2006. - 234
с. - ISBN - 2168-753-054-02.
Словарь
предпринимателя [Текст] / АЛ. Иванова, Н.Н. Пилипенко - М.: МГСУ: Изд-во
"Союз", 2007. -368 с. - ISBN - 843-286-7-5-06.
Собчик, Л.Н.
Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе [Текст] / Л.Н. Собчик,-
СПб.: Речь, 2006. - 67 с. - ISBN - 219-756-5-10.
Спивак, В.
А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст] / В. А. Спивак, -
СПб: Издательство «Питер», 2006. - 416 с. - ISBN - 218-756-166-465-6.
Травин, В.В.
Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учебно-практическое пособие / В.В.
Травин - М.: Дело, 2007. - 272 с. - ISBN - 255-2-64-12.
Хвалько,
А.И. Кем мы управляем? [Текст] / А.И. Хвалько, - Братислава, изд. Дом «Полет»,
2007., 345 с. - ISBN - 2158-753-15-15-6.
Хопкинс, Т.
Искусство торговать [Текст] / Т. Хопкинс,- СПб.: Литера, 2006. - 248 с. - ISBN
- 1265-453-1-18-3.
Чалдини, Р.
Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини,- СПб: Питер, 2005. - 272 с. - ISBN -
9790-553-3-027-68.
Чернявская,
А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] /
А.П. Чернявская,- М.: Эксмо, 2005. - 180 с. - ISBN - 354-753-45568812-13.
Шейнис, М.Ю.
Рабочая книга психолога организации [Текст] / М.Ю. Шейнис - Самара: Приор,
2006. - 240 с. - ISBN - 1328-732-16-6.
Шкатулла,
В.И. Настольная книга менеджера по кадрам [Текст] / В.И. Шкатулла - М.: НОРМА,
2006. - 475 с. - ISBN - 11-1113-431-1.
Энциклопедия
психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный
отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных [Текст] : - М.: 000
«Издательство ACT», 2006 - 320 с. - ISBN - 318-39744-6265-5.
Эйфус, Э.Э.
Влияние профессионально важных качеств на эффективность труда [Текст] / Э.Э.
Эйфус - Вильнюс., Лайма., 2008 - 231 с. - ISBN - 3548-786-1-5-3.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://referat.ru>
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|