бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние личностных качеств на выбор профессии учащимися старших классов бесплатно рефераты

Специально организованная деятельность может существенно снизить влияние негативных факторов и ускорить сам процесс выбора. Это возможно при введении в школьный курс обучения следующих методов и форм работы:

- тренинговые, игровые и другие активные формы работы;

- специальная работа, направленная на повышение информированности учащихся о мире профессий, условий труда, требований, предъявляемых к конкретным профессиям.

- формирование у подростков адекватного уровня притязаний относительно собственных возможностей в освоении конкретной профессии, а также ценностных ориентаций и мотивов выбора.

- создание особых, специально организованных пространств, создающих возможности для формирования и удовлетворения потребности во взрослении у подростков и осуществления ими профессиональных проб.

- применение диагностических программ для отслеживания и обнаружения проблем, связанных с развитием понятийного мышления, а также разработки соответствующих рекомендаций по их коррекции.

- создание и применение специального диагностического блока для выявления способностей и склонностей к определённому образовательному профилю.

В основу разработки программы формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии была положена концепция, сформулированная Е.А. Климовым. Эта концепция вытекает из принципа единства сознания и деятельности и ориентируется на формирование индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.

Инновационная психологическая профориентационная программа (ИППП), ориентированная на учащихся 8-10-х классов, включает в себя теоретический, диагностический и тренинговые блоки.

Целью ИППП является создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения учащихся.

Цели отдельных этапов:

в 8 классе – создание психолого-педагогических условий для развития мотивации к профессиональному выбору.

В 9 классе – создание психолого-педагогических условий для осознанного профессионального выбора учащимися будущего образовательного профиля.

В 10 классе – психолого-педагогическая поддержка профессионального выбора учащихся.

За основу теоретических блоков взяты известные программы Григорьевой Е.Е., Климова Е.А, Митиной Л.М, Махаевой О.А, Микляевой А.В., Пономаренко Л.П., Пряжникова Н.С., Резапкиной Г.В., Савченко М.Ю, Чернявской А.П. и др., добавив и усилив их теми моментами, которые были описаны во второй главе.

Инновационность программы заключается в её ориентации на мотивационную составляющую готовности к осознанному выбору профессии. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Так в программе восьмого класса используются специальные методы работы с эмоциональной включённостью в процесс выбора (эмоциональное принятие выбора).

Другим важным отличием программы мы считаем введение в неё профориентационного тренингового и специального диагностического блоков в девятом классе, которые также направлены на значимое повышение уровня профессиональной готовности в целом, и особенно её мотивационной составляющей.

По сравнению с достаточно распространёнными и широко используемыми тренингами общения, профориентационный тренинг является на данный момент новой уникальной разработкой. В его основу положены занятия, разработанные А.П. Чернявской. Тренинг, также как предлагаемые занятия, направлен на формирование осознанной готовности к профессиональному выбору, однако, в отличие от них он проходит методом "погружения" в течение трёх дней, имеет несколько другую логику и структуру, дополнен специально разработанными психологическими методами и приёмами отработки каждого этапа.

Наряду с профориентационным тренингом в ИППП используются и другие виды тренингов.

Тренинговые блоки ИННН включают:

- тренинг партнёрского общения (в 8 классе –12 часов);

- профориентационный тренинг (в 9-м классе –24 часа);

- тренинг профессиональной направленности с использованием ролевых и деловых игр, направленных непосредственно на отработку определённых качеств и умений (в 10-м классе для каждой профильной группы свой – 9 часов).

Все тренинги проводятся в режиме "погружения" по 6-8 часов 2-3 дня подряд.

Другим существенным моментом программы является диагностический блок в девятом классе. Многие девятиклассники не в состоянии сделать какой-либо определённый выбор даже относительно своего будущего образовательного профиля, не говоря уже о конкретной профессии. Но именно определённость выбора может мотивировать школьника предпринимать усилия и пробовать различные виды деятельности, чтобы подобрать для себя наиболее подходящий.

Хотя практически все профориентационные программы включают в себя диагностику, эта диагностика, как правило, очень общая и потому не эффективна. Необходимо также заметить, что многие диагностические процедуры сводятся лишь к мотивационным тестам, а тесты способностей и личностные тесты проводятся без конкретизации и соотнесения полученных результатов с соответствующими профессиями.

Отличие данной программы заключается в том, что она направлена на выявление конкретных профессий, к которым есть склонность у подростка. Это требует высокой информированности психологов о мире профессий, а также владения современным диагностическим инструментарием.

В результате пройденного диагностического курса школьникам выдаётся профориентационная карта с общими результатами и рекомендациями, а также с результатами по трём блокам: блоку способностей, мотивационному и личностному, где в каждом указан список тех профессий, которые наиболее всего подходят данному учащемуся по мотивации, способностям и личностным качествам. В качестве итоговых результатов эти три блока анализируются и выдаются рекомендации, к каким профессиям на данный момент есть наибольшая склонность, и на что необходимо обратить внимание, если эти выводы не совпадают или частично совпадают с его декларируемыми профессиональными намерениями.

Проводится также индивидуальная консультация с подростком и его родителями и, наконец, вся программа девятого класса заканчивается ролевой игрой по набору в профильные группы.

Эффективность всей комплексной программы предпрофильной и профильной подготовки подтверждается результатами диагностики уровня готовности к осознанному выбору профессии и сравнением этих результатов с результатами контрольной группы, в которой данная программа не проводилась.


3.2 Организация и проведение профориентационной работы


В качестве результатов контрольного эксперимента приводятся данные, полученные в конце восьмого класса, в конце 9-го и конце 10-го класса. Таким образом, это даёт нам возможность отследить эффективность профориентационной программы на каждом этапе её реализации.

Нализ результатов контрольного эксперимента проводится на основе сравнения разницы средних показателей всех параметров профессиональной готовности по методике А.П. Чернявской (в конце каждого этапа формирующего воздействия) и контент-анализу мотивов выбора в конце 9-го класса, а также по анализу различий распределения учащихся по уровням профессиональной готовности.

Результаты средних показателей, полученных по методике А.П. Чернявской и с помощью контент-анализа, показывают, что инновационная профориентационная психологическая программа (ИППП) значительно повышает мотивационную готовность к осознанному профессиональному выбору. Это проявляется в значимых различиях (p ≤ 0,05-0,001) показателей мотивации у учащихся 9-х классов в экспериментальной и контрольной группах:

-                     по определённости (сделан определённый выбор) (р ≤ 0,05);

-                     по полимотивированности (р ≤ 0,001);

-                     по представленности категорий "хочу"-"могу"-"должен", значимо различается категория "должен" (р ≤ 0,05);

-                     по соотношению внутренних и внешних мотивов значимо различается количество внутренних мотивов (р ≤ 0,05).

В конце 8-го класса значимых различий по уровню готовности не выявилось.

Кроме того, профориентационная программа повышает уровень формирования готовности к осознанному профессиональному выбору (по информированности, автономности, умению принимать решение, планировать профессиональную карьеру и по эмоциональной включённости в ситуацию выбора).

Достоверные различия (p ≤ 0,05-0,01) отмечаются между средними показателями экспериментальной и контрольной группы по следующим показателям:

1) по уровню общей готовности в 9-х и 10-х классах;

2) по информированности и планированию в 9-х классах;

3) по автономности и эмоциональной включённости в 10-х классах.

Было также проанализировано влияние ИППП на готовность к осознанному выбору (по тем же показателям) по сравнению с влиянием традиционных программ по профориентации. С этой целью было проведено дополнительное исследование в школах, где такие программы проводятся. Результаты выявили значимые различия (р ≤ 0,05) по показателям информированности и планирования.


3.3 Результаты формирующего эксперимента


Чтобы оценить степень влияние профориентационной программы на сформированность информационной, практической и ценностной готовности к профессиональному выбору (по методике А.П. Чернявской) и на сформированность мотивационной готовности (методом контент-анализа), представим результаты средних уровней готовности учащихся 9-х классов по той и другой методике (рис. 3.2).

Анализ рисунка позволяет сделать следующие выводы:

- в начале формирующего эксперимента средний уровень профессиональной готовности в экспериментальной и контрольной группах не отличаются между собой;

- уровень мотивационной готовности к профессиональному выбору значимо ниже уровня информационной, практической и ценностной готовности (по методике А.П. Чернявской) (p ≤ 0,01);

- в конце 9-го класса (перед выбором образовательного профиля) уровни профессиональной готовности в экспериментальной и контрольной группах значимо отличаются между собой (p ≤ 0,05);

- динамика уровня мотивационной готовности для учащихся экспериментальной группы значимо выше, чем динамика уровня профессиональной готовности по методике А.П. Чернявской (p ≤ 0,05). То есть важнейшим психологическим условием формирования готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте является сформированность мотивационного компонента готовности.


Рис. 3.2 – Средние показатели уровней профессиональной готовности учащихся 8-х и 9-х классов контрольной и экспериментальной групп


Мы сравнили итоговые уровни развития профильной направленности личности школьников в контрольной и экспериментальной группах при помощи статистического критерия χ2. Проведенные расчеты показали, что методика формирования профильной направленности личности, применяемая в экспериментальной группе, является более эффективной, нежели методика, применяемая в контрольной группе.


Рис. 3.3 – Итоговый уровень развития профильной направленности личности учеников контрольной и экспериментальной групп


Важной составляющей эксперимента являлось установление надежности и валидности системы диагностики профильной направленности личности школьников.

Для установления надежности системы диагностики нами применялся метод параллельных форм, в котором использовались две различные формы диагностической методики (формы А и В). В форме А ученикам предлагалось пройти процедуру диагностики с помощью компьютерной программы "Карта выбора профиля" (метод самооценки). В форме В ученики письменно отвечали на вопросы анкеты, а затем оценивали соответствие своих ответов заданным критериям. Результаты самооценки учениками своей профильной направленности по формам А и В сравнивались при помощи метода ранговой корреляции. После соответствующих расчетов мы получили коэффициент корреляции , что говорит о высоком уровне надежности разработанной системы диагностики.

Для оценки валидности системы сравнивались результаты, получаемые с помощью различных методов диагностики (метод самооценки, оценка родителей и учителей, психологические тестовые методики) с пользованием коэффициента ранговой корреляции. Для всех используемых методов коэффициент корреляции составил порядка , что позволяет говорить о высокой степени валидности разработанной нами системы диагностики профильной направленности личности школьников.

Результаты формирующего этапа эксперимента подтверждают эффективность предложенной системы формирования профильной направленности личности школьников, а также надежность и валидность системы диагностики обозначенной выше направленности.

Из приведенных данных видно, что в начале эксперимента различия в уровне развития профильной направленности личности учеников обеих групп были несущественными. На момент окончания эксперимента ситуация в контрольной группе практически не изменилась, в экспериментальной же группе уровень развития профильной направленности личности школьников существенно вырос. Так, число учеников с высоким уровнем развития профильной направленности личности увеличилось на 21%; с уровнем выше среднего – на 30%; со средним уровнем – на 8%. Количество учеников с уровнем развития профильной направленности личности ниже среднего уменьшилось на 38%, низким – на 21%.

Результаты проведённого экспериментального исследования свидетельствуют о том, что:

- осознанность выбора будущего образовательного профиля и будущей профессии у подростков начинает появляться лишь к девятому классу, даже при условии обучения по профориентационной программе с восьмого класса;

- у подростков 9-х и 10-х классов школы № 1356, обучавшихся по разработанной профориентационной программе (ИППП), произошло более значимое повышение уровня готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии, чем у учащихся, не прошедших такого обучения. Это проявилось в более высоком уровне общей готовности, автономности, информированности, способности принимать решения, планировать свою профессиональную карьеру и в более позитивном отношении к выбору, а также в более осознанной мотивации, определённости и устойчивости выбора;

 - результаты исследования динамики развития отдельных компонентов готовности выявили наибольшие позитивные изменения в формировании мотивационного компонента профессиональной готовности;

- значимая разница уровня профессиональной готовности обнаружена также между отдельными показателями готовности к осознанному выбору у девятиклассников, прошедших обучение по разработанной нами программе и у девятиклассников, обучавшихся по стандартным профориентационным программам. Эта разница проявилась в более высоком уровне информированности и умения планировать профессиональную карьеру;

- среди восьмиклассников экспериментальной группы значимого повышения осознанности не произошло. Однако они также прошли первый блок профориентационной программы. Это позволяет предположить, что высокие результаты в 9-х и 10-х классах обусловлены, в том числе, и базой, заложенной на занятиях в предыдущем классе. Поэтому, на наш взгляд, чтобы сформировать готовность к осознанному выбору образовательного профиля необходимо начинать профориентационную работу как минимум с восьмого класса, причём важнейшим психологическим условием формирования профессиональной готовности в подростковом возрасте является сформированность мотивационного компонента.



Заключение


Обнаруженные в исследовании особенности и закономерности формирования готовности к осознанному профессиональному выбору в старшем подростковом возрасте позволяют обосновать и экспериментально подтвердить возможность ранней профилизации.

По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выбор будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом – это внутренняя деятельность подростков, направленная на построение и осмысление альтернатив профессионального выбора, а также определение критериев для сравнения этих альтернатив, выделение ключевых альтернатив и реализация окончательного выбора.

2. Структура понятия психологической готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом возрасте включает в себя информационную, мотивационно-ценностную и практическую составляющие этой готовности.

3. Основными личностными предпосылками, влияющими на психологическую готовность школьников к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в старшем подростковом возрасте, являются: осмысленность жизни; опора в принятии решений на себя; компетентность во времени; определённость выбора; гибкость в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации; творческая реализация в деятельности.

 4. В работе выделены и проанализированы условия, препятствующие формированию готовности к профессиональному выбору:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7