бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами бесплатно рефераты

4 балла - 51 % и более правильных ответов;

3 балла - 45% - 50 % правильных ответов;

2 балла - 1% - 44% правильных ответов;

1 балл - 0 правильных ответов.

"Палочки и крестики"

 Цель исследования: определить уровень произвольной регуляции деятельности ребенка. Материал и оборудование, тетрадный листок в клетку с полями, ручка.

 Процедура исследования. Ребенку предлагают тетрадный листок в клетку с полями. На первой строчке сверху написан образец задания:

1 + 1 + 1-1 + 1+1-1 + 1 и т.д.

 Ребенку необходимо в таком же порядке писать палочки, крестики в течение 5 мин. Дети должны соблюдают следующие правила, которые необходимо сначала подробно объяснить и продемонстрировать ребенку:

1 - пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности;

2 - переходи на другую строчку после знака " - ";

3 - не пиши на полях;

4 - пиши каждый знак в одной строчке;

5 - соблюдай расстояние между строчками в 2 клетки.

Обработка и анализ результатов. Мы использовали собственную модификацию результатов, что позволило более наглядно представить результаты теста.

Анализ результатов.

5 баллов - ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается выполнить задание аккуратно, не спешит сдать работу сразу после окончания и пытается еще раз проверить написанное;

4 балла - делает большее количество ошибок, чем в первом случае, не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, не стремится к успеху;

3 балла - безразличен к результатам работы, не стремится исправить ошибки, не соблюдает все правила инструкции;

2 балла - следует лишь некоторым правилам, но быстро забывает и их, выполняет задание хаотично.

 Систематизируя результаты 2-х тестов, мы ввели свою шкалу уровня развития произвольности, по которой:

2 балла - у ребенка отсутствует произвольность;

3 балла - произвольность присутствует в зачаточном состоянии;

4 балла - произвольность присутствует, но не в достаточной степени;

5 баллов - произвольность присутствует полностью.

Диагностики памяти «Выявление различных видов памяти»

 «Десять слов »

 Цель: изучение особенностей памяти - активности, утомляемости, продуктивности. Оборудование: специально подобранный тестовый набор слов для запоминания и удержания информации в памяти. Предлагается следующий набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

 Описание методики и порядок работы: школьникам для многократного запоминания и воспроизведения предлагается набор несложных, не связанных друг с другом слов. Всего предлагается 10 слов. Перед каждым предъявлением дается инструкция, после каждого предъявления ребенок устно воспроизводит все удержанные в памяти слова. Результат каждого воспроизведения фиксируется в протоколе. Порядок в котором ребенок вспоминает слова, не имеет значения. Всего один и тот же ряд слов дается ребенку 4 раза подряд. Воспроизводит 5 раз; 4 раза -вслед за каждым предъявлением и спустя час без предварительного напоминания. Инструкция: перед первым предъявлением: "Сейчас я прочту тебе 10 слов. Слушай внимательно и постарайся все запомнить и потом повторить мне, можно не по порядку".

Перед 2, 3, 4-м предъявлением: " Сейчас я опять прочту тебе слова, а ты постарайся их запомнить, а потом повторить мне все слова, и которые ты запомнил раньше и которые запомнил сейчас" Перед пятой пробой:

« Пожалуйста, повтори все слова, которые ты запомнил".

 Обработка и анализ результатов.

При каждом предъявлении оценивается отдельно, а потом суммируется среднее арифметическое. Модификация теста составлена нами:

0 -2 очень низкий уровень памяти -1 балл;

3-5 низкий уровень памяти- 2 балла;

6-8 средний уровень памяти -3 балла;

9-10 высокий уровень памяти- 4 балла.

 Систематизируя результаты 2-х тестов, мы определили уровень развития памяти:

5 баллов - высокий уровень;

4 балла - средний уровень;

3 балла - низкий уровень;

2 балла - очень низкий уровень.

Диагностика внимания

 При определении уровня развития внимания мы использовали тест "Переплетенные линии".

 Цель: оценка устойчивости внимания. Этот тест представляет собой 5 переплетенных линий, каждая из которых имеет свой номер у начала и у конца. Однако эти номера не совпадают (см. приложения). Ребенок должен проследить за каждой линией и назвать номер справа и слева. При этом нельзя пользоваться карандашом или пальцем.

 Инструкция: "Перед тобой рисунок, на нем много переплетенных линий. Пожалуйста, начни с начала и найди конец у каждой линии".

 Обработка и анализ результатов.

 "5" ставится в том случае, если ребенок справился с заданием за 1-1,5 минуты или допустил одну ошибку;

"4" - если ребенок справился с заданием за 2-3 минуты или допустил 2-3 ошибки;

"3" - если ребенок с трудом справился с заданием за 3-4минуты или допустил 4-5 ошибок;

"2" - если ребенок не справился с заданием или справился только за 5 и более минут, при этом допустил более 6 ошибок.

"Кольца Ландольта"

 Этот тест представляет собой таблицу с изображением колец, имеющих разрывы в разных местах (см. приложения). Тест проводится в два этапа.

I этап Цель: оценка устойчивости внимания.

 Инструкция: "Как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом справа". Работа проводилась в течение 3 мин. Сначала мы проводили тренировочное упражнение, чтобы ребенок правильно понял задание. Устойчивость и распределение внимания определяются по формуле: где: - показатель устойчивости и распределения внимания, - количество колец, просмотренных ребенком за 3 мин., - количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

 Обработка и анализ результатов

 Модификация результатов теста разработана нами:

5 баллов - показатель у ребенка выше, чем 1,00;

4 балла - показатель у ребенка находится в пределах от 0,75 до 1,00;

3 балла - показатель у ребенка находится в пределах от 0,24 до 0,75;

2 балла - показатель у ребенка ниже 0,24.

II этап Цель: оценка распределения внимания.

 Мы предлагали детям тот же бланк с кольцами, только в данном случае детям надо было находить и по-разному зачеркивать одновременно два вида колец, имеющих разрывы в разных местах: сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать вертикальной чертой, а второе - горизонтальной.

 Инструкция: "Повтори, пожалуйста, все, что было в первом задании, но теперь ты должен отмечать 2 кольца с разрывом наверху и с боку ".

 Задание также проводилось в течение 3 мин., по истечение которых, по сигналу экспериментатора, ребенок прекращал работу. Оцениваются качество внимания, так же, как и в предыдущем тесте. Систематизируя результаты 2-х тестов, мы определили шкалу уровня развития:

5 баллов - высокий уровень внимания, хорошая сосредоточенность, устойчивость и продуктивность;

4 балла - средний уровень внимания;

3 балла - низкий уровень внимания;

2 балла - очень низкий уровень внимания.

Диагностики мышления

 Для диагностики мышления мы использовали тест "4-ый лишний".

 Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций, анализа и обобщения.

 Инструкция: "Посмотри внимательно на картинки и скажи, какой предмет здесь лишний и почему? Скажи, как можно было бы объединить 3 других предмета?".

 Обработка и анализ результатов.

 Модификация обработки результатов теста выполнена нами:

 5 баллов - ребенок правильно находил "лишний" предмет на всех карточках и называл обобщающее слово;

4 балла - ребенок правильно находил "лишний" предмет на 4 карточках и правильно называл обобщающее слово на этих карточках;

3 балла - ребенок правильно находил "лишний" предмет только на 3 карточках и затруднялся назвать обобщающее слово;

2 балла - ребенок правильно находил "лишний" предмет менее чем на двух карточках, обобщающее слово смог назвать на 2 карточках.

Систематизируя результаты 2-х тестов, мы определили шкалу уровня развития:

5 баллов - высокий уровень мышления активное формирование словесно-логического мышления, высокий уровень обобщения;

4 балла - средний уровень развития мышления;

3 балла - низкий уровень мышления, отсутствие словесно-логического мышления;

2 балла - очень низкий уровень мышления.

2.2 Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций проблемных школьников


Для подтверждения нашей гипотезы мы провели диагностику произвольности, мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков с детьми 1класса с интеллектуальной недостаточностью. Эксперимент проведен в школе № ст. Калининской.

 Определяя влияния развивающих занятий на формирование готовности ребёнка к обучению в школе, мы использовали следующие методики: «4-ый лишний», «Да и нет», «Палочки- крестики», «Десять слов», «Переплетённые линии», «Кольца Ландольта».

 В исследовании принимала участие группа учащихся в количестве 14 человек. На первом этапе, мы провели исследование по представленным выше методикам. Затем в течение двух месяцев еженедельно с ребятами проводились развивающие занятия (Приложение 5).

После проведения формирующего эксперимента, мы получили новые результаты.


Показатели до и после проведения занятий приведены в таблице 1 и таблице 2.

Результаты диагностики до проведения развивающих игр

Таблица 1

п/п

Имя ребенка

Возраст

Результаты тестов

произвольность

мышление

память

внимание

коммуникативность

1

Коля А.

6,5

4

3

5

4

5

2

Саша Б.

6,8

5

5

4

5

4

3

Юля Д.

6,7

4

4

5

4

5

4

Саша К.

6,6

5

5

5

4

4

5

Дима К.

6,9

5

5

4

5

5

6

Алина Ч.

6,6

4

4

4

5

5

7

Алеша К.

6,8

5

5

4

5

4

8

Вова В.

6,6

4

3

4

4

5

9

Петя З.

6,8

5

4

4

4

5

10

Настя К.

6,7

4

5

5

4

5

11

Миша К.

6,6

5

5

5

4

4

12

Саша Г.

6,8

4

5

4

5

5

13

Сергей Г.

6,7

5

4

5

4

5

14

Нина В.

6,6

4

4

5

5

4

Средний балл:

4,5

4,3

4,5

4,4

4,6


Для наглядности представим полученные результаты в диаграмме.

Полученные данные показывают средний уровень развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, где ведущей является коммуникативность, а немного снижено мышление.

Результаты диагностики после проведения развивающих занятий

 Таблица 2

№ п/п

Имя ребенка

Возраст

Результаты тестов

произвольность

мышление

память

внимание

коммуникативность








1

Коля А.

6,5

5

5

4

5

5

2

Саша Б.

6,8

5

5

5

5

5

3

Юля Д.

6,7

4

5

5

4

5

4

Саша К.

6,6

5

5

4

5

5

5

Дима К.

6,9

4

5

5

5

5

6

Алина Ч.

6,6

5

5

5

4

5

7

Алеша К.

6,8

5

5

4

5

5

8

Вова В.

6,6

5

5

5

4

5

9

Петя З.

6,8

5

4

5

5

5

10

Настя К.

6,7

4

5

5

4

5

11

Миша К.

6,6

5

5

5

5

4

12

Саша Г.

6,8

5

4

5

5

5

13

Сергей Г.

6,7

5

5

5

4

5

14

Нина В.

6,6

5

4

5

5

5

Средний балл:

4,7

4,8

4,6

4,6

4,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5