Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами
4 балла -
51 % и более правильных ответов;
3 балла -
45% - 50 % правильных ответов;
2 балла -
1% - 44% правильных ответов;
1 балл - 0
правильных ответов.
"Палочки
и крестики"
Цель исследования:
определить уровень произвольной регуляции деятельности ребенка. Материал и
оборудование, тетрадный листок в клетку с полями, ручка.
Процедура
исследования. Ребенку предлагают тетрадный листок в клетку с полями. На первой
строчке сверху написан образец задания:
1 + 1 + 1-1
+ 1+1-1 + 1 и т.д.
Ребенку
необходимо в таком же порядке писать палочки, крестики в течение 5 мин. Дети
должны соблюдают следующие правила, которые необходимо сначала подробно
объяснить и продемонстрировать ребенку:
1 - пиши
палочки и крестики точно в такой же последовательности;
2 -
переходи на другую строчку после знака " - ";
3 - не пиши
на полях;
4 - пиши
каждый знак в одной строчке;
5 -
соблюдай расстояние между строчками в 2 клетки.
Обработка и
анализ результатов. Мы использовали собственную модификацию результатов, что
позволило более наглядно представить результаты теста.
Анализ
результатов.
5 баллов -
ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается,
сам находит и исправляет ошибки, старается выполнить задание аккуратно, не
спешит сдать работу сразу после окончания и пытается еще раз проверить
написанное;
4 балла -
делает большее количество ошибок, чем в первом случае, не замечает их и не
старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, не
стремится к успеху;
3 балла -
безразличен к результатам работы, не стремится исправить ошибки, не соблюдает
все правила инструкции;
2 балла -
следует лишь некоторым правилам, но быстро забывает и их, выполняет задание
хаотично.
Систематизируя
результаты 2-х тестов, мы ввели свою шкалу уровня развития произвольности, по
которой:
2 балла - у
ребенка отсутствует произвольность;
3 балла -
произвольность присутствует в зачаточном состоянии;
4 балла -
произвольность присутствует, но не в достаточной степени;
5 баллов -
произвольность присутствует полностью.
Диагностики
памяти «Выявление различных видов памяти»
«Десять
слов »
Цель:
изучение особенностей памяти - активности, утомляемости, продуктивности.
Оборудование: специально подобранный тестовый набор слов для запоминания и
удержания информации в памяти. Предлагается следующий набор слов: лес, хлеб,
окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
Описание
методики и порядок работы: школьникам для многократного запоминания и воспроизведения
предлагается набор несложных, не связанных друг с другом слов. Всего
предлагается 10 слов. Перед каждым предъявлением дается инструкция, после
каждого предъявления ребенок устно воспроизводит все удержанные в памяти слова.
Результат каждого воспроизведения фиксируется в протоколе. Порядок в котором
ребенок вспоминает слова, не имеет значения. Всего один и тот же ряд слов
дается ребенку 4 раза подряд. Воспроизводит 5 раз; 4 раза -вслед за каждым
предъявлением и спустя час без предварительного напоминания. Инструкция: перед
первым предъявлением: "Сейчас я прочту тебе 10 слов. Слушай внимательно и
постарайся все запомнить и потом повторить мне, можно не по порядку".
Перед 2, 3,
4-м предъявлением: " Сейчас я опять прочту тебе слова, а ты постарайся их
запомнить, а потом повторить мне все слова, и которые ты запомнил раньше и
которые запомнил сейчас" Перед пятой пробой:
«
Пожалуйста, повтори все слова, которые ты запомнил".
Обработка
и анализ результатов.
При каждом
предъявлении оценивается отдельно, а потом суммируется среднее арифметическое.
Модификация теста составлена нами:
0 -2 очень
низкий уровень памяти -1 балл;
3-5 низкий
уровень памяти- 2 балла;
6-8 средний
уровень памяти -3 балла;
9-10
высокий уровень памяти- 4 балла.
Систематизируя
результаты 2-х тестов, мы определили уровень развития памяти:
5 баллов -
высокий уровень;
4 балла -
средний уровень;
3 балла -
низкий уровень;
2 балла -
очень низкий уровень.
Диагностика
внимания
При
определении уровня развития внимания мы использовали тест "Переплетенные
линии".
Цель:
оценка устойчивости внимания. Этот тест представляет собой 5 переплетенных
линий, каждая из которых имеет свой номер у начала и у конца. Однако эти номера
не совпадают (см. приложения). Ребенок должен проследить за каждой линией и
назвать номер справа и слева. При этом нельзя пользоваться карандашом или
пальцем.
Инструкция:
"Перед тобой рисунок, на нем много переплетенных линий. Пожалуйста, начни
с начала и найди конец у каждой линии".
Обработка
и анализ результатов.
"5"
ставится в том случае, если ребенок справился с заданием за 1-1,5 минуты или
допустил одну ошибку;
"4"
- если ребенок справился с заданием за 2-3 минуты или допустил 2-3 ошибки;
"3"
- если ребенок с трудом справился с заданием за 3-4минуты или допустил 4-5
ошибок;
"2"
- если ребенок не справился с заданием или справился только за 5 и более минут,
при этом допустил более 6 ошибок.
"Кольца
Ландольта"
Этот тест
представляет собой таблицу с изображением колец, имеющих разрывы в разных
местах (см. приложения). Тест проводится в два этапа.
I этап Цель: оценка устойчивости внимания.
Инструкция:
"Как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом справа".
Работа проводилась в течение 3 мин. Сначала мы проводили тренировочное
упражнение, чтобы ребенок правильно понял задание. Устойчивость и распределение
внимания определяются по формуле: где: - показатель устойчивости и
распределения внимания, - количество колец, просмотренных ребенком за 3 мин., -
количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.
Обработка
и анализ результатов
Модификация
результатов теста разработана нами:
5 баллов -
показатель у ребенка выше, чем 1,00;
4 балла -
показатель у ребенка находится в пределах от 0,75 до 1,00;
3 балла -
показатель у ребенка находится в пределах от 0,24 до 0,75;
2 балла -
показатель у ребенка ниже 0,24.
II этап Цель: оценка распределения внимания.
Мы
предлагали детям тот же бланк с кольцами, только в данном случае детям надо
было находить и по-разному зачеркивать одновременно два вида колец, имеющих
разрывы в разных местах: сверху и слева, причем первое кольцо следует
зачеркивать вертикальной чертой, а второе - горизонтальной.
Инструкция:
"Повтори, пожалуйста, все, что было в первом задании, но теперь ты должен
отмечать 2 кольца с разрывом наверху и с боку ".
Задание
также проводилось в течение 3 мин., по истечение которых, по сигналу
экспериментатора, ребенок прекращал работу. Оцениваются качество внимания, так
же, как и в предыдущем тесте. Систематизируя результаты 2-х тестов, мы определили
шкалу уровня развития:
5 баллов -
высокий уровень внимания, хорошая сосредоточенность, устойчивость и
продуктивность;
4 балла -
средний уровень внимания;
3 балла -
низкий уровень внимания;
2 балла -
очень низкий уровень внимания.
Диагностики
мышления
Для
диагностики мышления мы использовали тест "4-ый лишний".
Цель:
оценка образно-логического мышления, умственных операций, анализа и обобщения.
Инструкция:
"Посмотри внимательно на картинки и скажи, какой предмет здесь лишний и
почему? Скажи, как можно было бы объединить 3 других предмета?".
Обработка
и анализ результатов.
Модификация
обработки результатов теста выполнена нами:
5 баллов -
ребенок правильно находил "лишний" предмет на всех карточках и
называл обобщающее слово;
4 балла -
ребенок правильно находил "лишний" предмет на 4 карточках и правильно
называл обобщающее слово на этих карточках;
3 балла -
ребенок правильно находил "лишний" предмет только на 3 карточках и
затруднялся назвать обобщающее слово;
2 балла -
ребенок правильно находил "лишний" предмет менее чем на двух
карточках, обобщающее слово смог назвать на 2 карточках.
Систематизируя
результаты 2-х тестов, мы определили шкалу уровня развития:
5 баллов -
высокий уровень мышления активное формирование словесно-логического мышления,
высокий уровень обобщения;
4 балла -
средний уровень развития мышления;
3 балла -
низкий уровень мышления, отсутствие словесно-логического мышления;
2 балла -
очень низкий уровень мышления.
2.2 Результаты
исследования влияния развивающих игр на формирование психических функций
проблемных школьников
Для
подтверждения нашей гипотезы мы провели диагностику произвольности, мышления,
памяти, внимания, коммуникативных навыков с детьми 1класса
с интеллектуальной недостаточностью. Эксперимент
проведен в школе № ст. Калининской.
Определяя
влияния развивающих занятий на формирование готовности ребёнка к обучению в
школе, мы использовали следующие методики: «4-ый лишний», «Да и нет», «Палочки-
крестики», «Десять слов», «Переплетённые линии», «Кольца Ландольта».
В
исследовании принимала участие группа учащихся в количестве 14 человек. На
первом этапе, мы провели исследование по представленным выше методикам. Затем в
течение двух месяцев еженедельно с ребятами проводились развивающие занятия
(Приложение 5).
После
проведения формирующего эксперимента, мы получили новые результаты.
Показатели
до и после проведения занятий приведены в таблице 1 и таблице 2.
Результаты
диагностики до проведения развивающих игр
Таблица 1
п/п
|
Имя ребенка
|
Возраст
|
Результаты тестов
|
произвольность
|
мышление
|
память
|
внимание
|
коммуникативность
|
1
|
Коля А.
|
6,5
|
4
|
3
|
5
|
4
|
5
|
2
|
Саша Б.
|
6,8
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
3
|
Юля Д.
|
6,7
|
4
|
4
|
5
|
4
|
5
|
4
|
Саша К.
|
6,6
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
5
|
Дима К.
|
6,9
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
6
|
Алина Ч.
|
6,6
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
7
|
Алеша К.
|
6,8
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
8
|
Вова В.
|
6,6
|
4
|
3
|
4
|
4
|
5
|
9
|
Петя З.
|
6,8
|
5
|
4
|
4
|
4
|
5
|
10
|
Настя К.
|
6,7
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
11
|
Миша К.
|
6,6
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
12
|
Саша Г.
|
6,8
|
4
|
5
|
4
|
5
|
5
|
13
|
Сергей Г.
|
6,7
|
5
|
4
|
5
|
4
|
5
|
14
|
Нина В.
|
6,6
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
Средний балл:
|
4,5
|
4,3
|
4,5
|
4,4
|
4,6
|
Для
наглядности представим полученные результаты в диаграмме.
Полученные
данные показывают средний уровень развития школьников
с интеллектуальной недостаточностью, где ведущей
является коммуникативность, а немного снижено мышление.
Результаты
диагностики после проведения развивающих занятий
Таблица 2
№ п/п
|
Имя ребенка
|
Возраст
|
Результаты тестов
|
произвольность
|
мышление
|
память
|
внимание
|
коммуникативность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Коля А.
|
6,5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
2
|
Саша Б.
|
6,8
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
Юля Д.
|
6,7
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
Саша К.
|
6,6
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
Дима К.
|
6,9
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6
|
Алина Ч.
|
6,6
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
7
|
Алеша К.
|
6,8
|
5
|
5
|
4
|
5
|
5
|
8
|
Вова В.
|
6,6
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
9
|
Петя З.
|
6,8
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
10
|
Настя К.
|
6,7
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
11
|
Миша К.
|
6,6
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
12
|
Саша Г.
|
6,8
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
13
|
Сергей Г.
|
6,7
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
14
|
Нина В.
|
6,6
|
5
|
4
|
5
|
5
|
5
|
Средний балл:
|
4,7
|
4,8
|
4,6
|
4,6
|
4,9
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|