Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами
Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Выпускная
квалификационная работа
Влияние игровой
деятельности на развитие детей с интеллектуальными проблемами
Слушателя курсов
переподготовки
по программе
«Педагогика»
профиль:
«Психологическое сопровождение
образования лиц
с проблемами в
развитии»
группы 01 – П
Пуляева Ольга
Викторовна
Славянск-на-Кубани
2010
Содержание
Введение
Глава
1. Особенности развития ребенка младшего школьного
возраста
1.1.
Общая
характеристика ребенка специальной школы
1.2.
Структуры,
формы, методы развивающих занятий в специальной школе
Глава
2. Исследование влияния игровых занятий на развитие проблемных школьников
2.1
Методы диагностики психических функций детей с интеллектуальной
недостаточностью
2.2
Результаты исследования влияния развивающих игр на формирование психических
функций у проблемных школьников
Заключение
Список
литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы. Наша работа посвящена одной из актуальнейших тем
современной детской психологии и педагогики, выявлению факторов, влияющих на
позитивное развитие проблемного ребенка. Одним из них является структура
воспитания и обучения ребёнка и одно из первых звеньев - детское учреждение.
Приоритетной формой обучения являются развивающие занятия, где дети приобретают
новые знания, умения, навыки, развивают физические, интеллектуальные,
творческие способности. Вместе с тем актуальность данной работы
заключается в том, что в вспомогательной школе обучаются дети сходные по своему
интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что
заставляет педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Кроме того,
память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование
связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения,
а так же деятельности индивида. Поэтому, несмотря на наличие достаточного
теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного
ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях
обучения и деятельности имеет огромное значение.
В последнее
время отмечена тенденция понижения уровня развития детей, при поступлении в школу.
Многие учителя начальной школы отмечают, что в последние годы уровень детей,
которые приходят в первый класс, намного ниже уровня детей, поступавших в школы
примерно десять лет назад. Процесс обучения таких детей затруднен. Учащаются
обращения к школьным психологам с запросами о диагностике развития детей, с
целью определения коррекционных методов обучения и направления в различные
специализированные учреждения. Определение роли развивающих занятий одна из
важнейших задач дошкольного обучения.
Объектисследования
- психологические особенности ребенка младшего школьного возраста.
Предмет
исследования – структура построения
развивающих занятий в специальной школе.
Цель
работы – исследование влияния
игровых занятий на развитие детей.
В
работе решаются следующие задачи:
1)
разработать структуру диагностических средств для выявления уровня
сформированности произвольности, внимания, мышления и коммуникативных навыков у
детей;
2)
апробировать специальные занятия с целью определения их влияния на развитие
ребенка;
3)
проанализировать влияние эффективности развивающих занятий при работе в
специальной школе.
Гипотеза
исследования - развитие ребенка в
специальной школе возрастет, если проводить специальные развивающие занятия.
Методы
исследования:
1) анализ научно - методической литературы с целью определения темы
исследования;
2) приемы использования развивающих игр в школе;
3) методы психолого-педагогического воздействия на школьников;
Теоретическая
значимость работы заключается в
рассмотрении психолого-педагогической характеристики детей школьного возраста и
роли развивающих занятий на формирование психических процессов.
Практическая
значимость состоит в том, что
результаты работы могут быть полезны воспитателям специальных учреждений,
специалистам дополнительного образования.
Эмпирическая
база исследования: экспериментальная
работа проводилась в школе № , ст. Калининская.
Структура:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
Глава 1. Особенности
развития ребенка младшего школьного
возраста
1.1. Общая
характеристика ребенка специальной школы
Младший
школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
В этом
возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая
структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в
уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других,
"взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании
сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным
формам деятельности и в то же время -стремление в игре и других видах
деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в
соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает
новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок
усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил
поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так
как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит
поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но
это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Младшие
школьники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся
менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация
(разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
В этом возрасте (7-8
лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических
систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной,
опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются
пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени
приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка
свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного
развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки,
связанные с систематическим школьным обучением.
Физиологическая
готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем
организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности
детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным
критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка
составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически
ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных
способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
В медицинской
карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о
соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д. относительно
возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной
системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40 – 60% детей 6 –
8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида
минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего
дошкольного возраста и младшего школьного возраста страдают неврозами (А. И.
Захаров, А. С. Спиваковская и др.)
С точки
зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в
обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные
органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться.
Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности
поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации
воспитательно-образовательного процесса: снижение функций памяти и внимания,
повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со
сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной
задачи и снижение самоконтроля. Умственная
отсталость обозначает четко выраженное снижение познавательной деятельности
ребенка, на основе органического поражения ЦНС. Степень поражения ЦНС может
быть различна по тяжести, локализации и времени наступления.
Олигофренопедагогика изучает эту проблему.
Олигофрения (греч. Olygos
– мало, phren
- ума) – это форма умственной и психической недоразвитости, возникающая в
результате поражения ЦНС (коры головного мозга) в преднатальный, натальный или
постнатальный периоды. Умственно отсталые дети составляют наиболее большую
группу олигофренов.
Причины олигофрении -
факторы внешнего и врожденного характера, вызывающие органические нарушения
головного мозга. При олигофрении ведущим симптомом является диффузное поражение
коры больших полушарий головного мозга, а также качественное нарушение
нейродинамических процессов в коре головного мозга. Это обуславливает
разнообразие нарушений в познавательной деятельности, эмоционально-волевой
сфере детей олигофренов.
По глубине дефекта
олигофрения подразделяется на 3 степени:
1)
Идиотия
– самая глубокая степень умственной отсталости. Детям идиотам недоступно
осмысление окружающего, ограничена речевая функция. Для них характерны
нарушения моторики (лежачие), координации движений праксиса, ориентировки в
пространстве. С трудом формируются навыки самообслуживания. Эти дети не
обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (дет.
домах, и т.д.). С 18 лет они переводятся в спец. интернат для хроников. Не
исключается и воспитание в семье при установлении опеки. Формы: не осложненная,
с нарушением нейродинамии, с нарушением анализаторов, с грубыми нарушениями
личности, психоподобные формы поведения.
2)
Имбецильность
– средняя степень умственной отсталости. Дети имбецилы обладают определенными
возможностями к овладению речью, усвоению отдельных трудовых навыков. Но
наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, связной речи, моторики,
эмоционально-волевой сферы делают их практически необучаемыми. Над ними
устанавливается опека, до совершеннолетия они находятся в специальных детских
домах. При легкой степени, по спец. программе они усваивают элементарные навыки
письма, счета, чтения; простейшие трудовые навыки для работы в мастерских
интерната.
3)
Дебильность
– характеризуется сниженным интеллектом и особенностями эмоционально-волевой
сферы. Изучение и усвоение учебного материала по любому предмету для дебилов
чрезвычайно сложно. Это физиологически обусловлено недоразвитием
аналитико-синтетических функций ВНД, нарушением фонетического слуха и Ф.Ф.
анализа, нарушение абстрактного мышления - приводят к трудностям в простых
материальных операциях. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность.
Нарушения моторики, свойственные большинству детей дебилов. Особенности
эмоционально-волевой сферы, характера, поведения в значительной степени
ограничивает круг их общения и развития в целом.
Развитие
умственно-отсталых детей (особенности).
С первых дней жизни
развитие умственно- отсталого ребенка существенно отличается от развития
нормальных детей.
1.
У
многих детей олигофренов задерживается развитие прямостояния, начинают позднее
держать голову, сидеть, стоять, ходить.
2.
У
большинства у/о детей наблюдается отсутствие или снижение интереса к
окружающему, общая патологическая инертность (с вспышками крикливости,
беспокойства, раздражительности, расторможенности).
3.
Не
происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных
действий, снижена жестовая форма активности. Это сказывается на отставании
первых действий с предметами – хватании и на развитии восприятия. Не
развиваются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и
предметные действия, доречевые средства общения. Наблюдается недоразвитие
артикуляционного аппарата и фонематического слуха – отстает лепет и гуление.
Все это идет независимо от условий окружающей среды. В физическом плане дети
олигофрены развиваются как нормальные. Главное что 5-6 годам у детей
олигофренов не сформированы перцептивные действия, фрагментарное восприятие,
наглядно-действенное мышление, словесно-логическое мышление.
4.
Действия
с предметами остаются на уровне манипуляции. Интерес к игрушкам, играм
временный – первичный, отсутствует не только планирующая, но и сопряженная
речь.
5.
Без
организованного, специального обучения не появляются конструктивные умения
(предметный рисунок, цветовая бедность).
6.
Движения
у детей, связанные самообслуживанием неуверенные, нечеткие, замедленные или
суетливые и сильно выражена несогласованность движений обеих рук, не всегда
понимается последовательность и логика всех действий.
7.
До
школы у/о дети отстают в речевом развитии. Но в этом плане они крайне
недоразвиты, но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи,
привязанность к данной ситуации и оторванность речи от деятельности. Речь не
может служить полноценным источником передачи ребенку знаний. У тех детей, у которых
формируется фразовая речь, она отличается большим количеством фонетических и
грамматических искажений. Характерное нарушение согласования числительных с
существительными. Пассивный словарный запас значительно превышает активный.
8.
Лицо
у детей обычно амимичное, ослаблено жестовое восприятие. Часто у умственно
отсталых деток после 4 лет начинает развиваться интерес к окружающему,
формируются элементарные действия с предметами, возникают первые проявления
самосознания, отделения своего «Я», что выражается в негативных реакциях на
замечания, неудачи.
9.
Это
может привести к патологическим чертам личности – отказ от всякой деятельности,
пассивности, замкнутости, агрессивности, эгоизму, заискиванию. Комплекс
неполноценности делает их отверженными.
10.
В
поведении этих детей превалируют сиюминутные желания, импульсные действия.
Дети
– олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической
деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных
процессов, особенно словесно-логического мышления. Причем имеет место не только
отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей
познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не
могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.
Они иные по основным своим проявлениям.
Умственно
отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся
в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской
популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие,
проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании
у ребенка умственной отсталости.
Понятие
«умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу
детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее
диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой
интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка,
нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное
поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда
включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение
различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех
видах психической деятельности, особенно резко в мыслительных процессах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|