бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами бесплатно рефераты

В зависимости от числа участвующих, игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды и с делением на команды.

Соответственно тому, каково выполнение условий игры и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

1)игры на месте (статические игры), в этих играх из положения стоя, сидя, а иногда и лёжа движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;

2)малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении, как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения сидя или стоя. Физическая и нервная нагрузка в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными;

3)подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.д.; требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают сильное и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей. Тем не менее, подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на детей с речевыми и двигательными расстройствами.

О положительном влиянии подвижных игр на организм здоровых детей уже в возрасте 1-3 лет писали многие авторы. Р. И. Евдокимова, О. Р. Костенко, П. Е. Рудовская исследовали положительное влияние подвижных игр на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Ребёнок под влиянием подвижных игр хорошо физически развивается: у него увеличиваются масса тела, рост, окружность, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшается аппетит и сон. Музыкальное сопровождение игр ведёт к ещё более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребёнка. В этих играх у детей воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребёнка [11].

Поскольку единой классификации подвижных игр нет, то существуют различные классификации. Так, М. М. Конторович и Л. И. Михайлова, помимо деления подвижных игр по возрастным группам, распределяют их по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: игры большой, средней и малой подвижности. Н. Н. Кильпио основывает набор подвижных игр на используемых физкультурных пособиях (флажки, мячи, палки, обручи, скакалки) и гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка и стенка). Л. В. Страковская рекомендует все подвижные игры разделить на четыре группы с учётом примерной психофизической нагрузки: I группа – с незначительной нагрузкой; II группа –с умеренной нагрузкой; III группа – с тонизирующей нагрузкой; IV группа – с тренирующей нагрузкой .

Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения.

Исследования И. М. Сеченовым, И. П. Павловым и их последователями высшей нервной деятельности позволяют использовать знания об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа.

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.

Учение И. П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков. По мнению психолога М. О. Гуревича, дети двух лет производят впечатление увальней, дети трёх-семи лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством. Но оно проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребёнка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны, а неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в возрасте 3-7 лет преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика. Оформление моторного динамического стереотипа до степени развития, свойственного взрослому, завершается только после полового созревания, то есть намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный навык [11].

Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. И. П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов»[39]. Н. А. Бернштейн отнёс речь к высшему уровню организации движений – кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.

Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений (М. О. Гуревич; А. А. Леонтьев), двигательных и речевых анализаторов (А. Г. Иванов-Смоленский; А. Р. Лурия; Н. П. Тяпугин), на связь формы произношения с характером движений (В. А. Куршев).

Исследования Л. А. Квинта, М. И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга» [40].

Содержание подвижных для детей с проблемами в развитии усложняется в сравнении нормой

Разнообразна и роль воспитателя в играх: он может быть, как и в младших группах, участником игры, или руководить игрой со стороны, а может лишь проследить за организацией игры и не вмешиваться в ход, а лишь завершить игру анализом [43]. Всё чаще водящего выбирают с помощью считалки. Каждый ребёнок должен уметь исполнить эту роль [3]. Характерной особенностью подвижных игр для детей является всё большее преобладание игр без сюжета («Ловишки с лентой», «Горелки», «Лапта», «Сидячий волейбол» и др.). А так же особенно то, что дети уже могут самостоятельно организовать подвижные игры. Всё чаще от детей требуется быстро и ловко преодолевать различные препятствия, владеть предметами: мячами, обручами, палками, кеглями и т.д. Имеют место элементы соревнования и творческие задания. Они способствуют выработке прочих осознанных достаточно гибких двигательных навыков, дети уже умеют принять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками без строго надзора педагога, умеют контролировать себя и других детей. И постепенно подходят к новой фазе – самостоятельное проведение досуга, что необходимо для подготовки детей к обучению в школе [10].

Всё больше увлекают детей игры с элементами соревнования («Прыжки в мешках», «Скачки», «Попрыгунчики», «Метатели» и др.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом коллективное. Правила игр усложняются и требуют большей точности их выполнения, большего внимания, выдержки, умения быстро реагировать на сигнал, произвольно ограничивать свои действия.

Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением. Подготовка к игре и сборы уже не затрудняют ни детей, ни педагога. Дети достаточно организованы и самостоятельны, они создают сами или под руководством педагога необходимые условия для проведения подвижной игры (сбор и сговор на игру, подготовка пособий и инвентаря) [11]. Очень важно в этом возрасте не упустить момент и дать возможность детям самостоятельно действовать, проявлять свои знания и умения в подвижной игре, фантазировать и усложнять игру по своему или общему желанию, реализовать самые фантастические замыслы [3].

Подвижная игра – это тренировка, укрепление физических качеств детей осуществляемая на высоком эмоциональном уровне, поэтому воспитатель должен, по мнению Е.Н.Вавиловой [1983] подобрать ряд таких игр, которые наиболее эффективно воздействуют на ребёнка в этом плане.

В 7 лет дети стремятся быть более ловкими и убежать; быть гибкими и сделать лучшую фигуру, при этом устоять, удержать равновесие; хотят быть сильными и точными – метнуть дальше в цель, а так же стремятся быть более выносливыми и продержаться в игре дольше всех [3].

Чтобы оживить игру воспитатель может вступить в неё в роли рядового игрока или водящего – это повышает эмоциональный настрой и улучшает качество исполняемых движений. Игры, проводимые в разных условиях (помещение, участок, лес и т.д.) способствуют более эффективному развитию физических качеств у детей [4].

Очень важно, чтобы дети имели возможность поиграть на свежем воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении и совершенствовании физических качеств [3]. Сочетание подвижных игр, их целенаправленная организация наиболее эффективно влияют на развитие физических качеству детей [5].

Методика проведения подвижных игр на занятиях и в повседневной жизни включает предварительное разучивание с детьми каждой игры, задачей которой является воспитание у детей необходимых двигательных навыков, обогащение словарного запаса речи. Подвижные игры, разученные на прогулках, затем включаются в план занятий по физической культуре. Подвижные игры подбираются в соответствии с индивидуальной физиологической особенностью детей данной группы [4].

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от её сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.

Значительное место отводится играм спортивного характера, играм эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения.

В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты, ловкости движений. Всё большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от чёткого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Для детей, участвующих в эксперименте, были систематизированы подвижные игры и игровые упражнения. Для игровой деятельности детей с ЗПР характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучёт общих интересов, неумение контролировать своё поведение. Они предпочитают подвижные игры без правил. Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей. У них имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игр не развёрнуто. В них отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся школьников дети с проблемами в развитии не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Для них характерна яркость эмоции, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребёнок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.


Глава 2. Исследование влияния игровых занятий на развитие проблемных школьников

2.1 Методы диагностики психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью


Работа в школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подходакэтойпроблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей школьного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

В исследованиях этого направления установлено, что дети с интеллектуальной недостаточностью 7 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, чем подготовительная группа детского сада. Результаты показывают, что путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты, и тем самым значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Используемые при диагностике адаптированные методики: Д.Б. Эльконина, З.М Истоминой, Л. В.Красильниковой.

1) Методика на определения различных видов памяти.

2) «Десять слов».

3) «Переплетенные линии» (приложение 3).

4) «Кольца Ландольта» (приложение 2).

5) «Четвертый лишний» (приложение 4).

6) «Диагностика коммуникативных навыков».

7) «Да и нет».

8) «Палочки и крестики».

Диагностика произвольности.

 Для определения развития произвольности нами были использованы методика "Да и нет" и методика "Палочки и крестики".

"Да и нет"

 Методика "Да и нет" представляет собой распространенный вариант детской игры "Черный - белый не берите, "Да и нет" не говорите". Она является одним из наиболее простых и надежных приемов диагностики сформированности произвольного поведения детей 6-7 лет и произвольности речевого общения. Предлагаемый вариант этой методики разработан Л. В.Красильниковой под руководством Д.Б. Эльконина.

Цель исследования: определить уровень развития произвольного речевого общения, способность ребенка действовать в соответствии с установленным правилом.

Процедура исследования: исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Время проведения: 5-7 минут.

 Инструкция. "Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать на них. Но договоримся так: ты не будешь отвечать мне словами "да" и "нет". Например, если я спрашиваю: "Есть ли у тебя игрушки?", ты должен отвечать так: " У меня есть игрушки", - т.е. ты не должен говорить: "Да". Все понятно? Договорились?" Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.

 Материалы методики. Методика имеет два варианта вопросов. В каждом по пять вопросов, провоцирующих ребенка на ответ "да" и пять на вопрос "нет", пять вопросов - нейтральные.

Вариант 1.

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Ты ходишь в детский сад?

4. Ты любишь ходить в школу?

5. Ты живешь далеко от школы?

6. Ты любишь мороженое?

7. Какого цвета бывает мороженое?

8. Ты ел черное мороженое?

9. Ты умеешь ходить на руках?

10. Ты умеешь летать?

11. Твой папа играет в куклы?

12. Ночью солнышко светит?

13. Волк боится зайца?

14. Ты любишь ходить к врачу?

15. Какого цвета халат у врача?

Вариант 2.

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Ты ходишь на работу?

4. Ты живешь на небе?

5. Ты любишь конфеты?

6. Конфеты можно есть с супом?

7. Какие конфеты на вкус?

8. Ты ел горькие конфеты?

9. Ты умеешь ходить по потолку?

10. А прыгать до неба умеешь?

11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?

12. Летом снег бывает?

13. Кошка боится мышей?

14. Ты любишь ходить в парикмахерскую?

15. Какого цвета халат у парикмахера?

Во время проведения методики, по возможности, следует фиксировать в протоколе речевые ответы ребенка полностью, фиксируется длительность пауз перед ответами, недомолвки и прочее. Обработка и анализ результатов. Правильным являются те ответы, которые соответствуют введенному правилу "да" и "нет" не говорить, неправильными - те, в которых присутствует запрещенные слова.

 Прямым показателем уровня развития произвольности речевого общения является количество ответов соответствующих правилам игры. Для детей с интеллектуальной недостаточностью 7 лет возрастной нормой составляет 51% правильных ответов. При дальнейшем описании мы вводим свою модифицированную 4-х бальную систему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5