бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраст... бесплатно рефераты

Все это способствовало формированию у школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных, пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это, повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для формирования культуры движений.     

         Занятия проходили в игровой форме, для повышения интереса школьников к занятиям и для улучшения эмоционального состояния учащихся.

ВЫВОДЫ


Исследовав состояние проблемы формирования культуры движений младших школьников средствами гимнастики мы можем сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования культуры движений школьников средствами физической культуры отмечают в своих работах ряд ученых (В. К.Бальсевич, 1996; И.М. Быховская, 1993; С.Д. Неверкович, 1997; Л.Д. Назаренко,1999; Ю.М. Николаев, 1999; Л.Л. Головина, 2000; Л.Н. Сляднева, 2002; Т.В. Бакшева, 2004 и др.).

Многими авторами подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.  Важность формирования культуры движений в младшем школьном возрасте подчеркивается В.К. Бальсевичем (1996),  Неверкович С.Д., Киршевым С.П. (1997);  Земсковым Е.А. (1997); А.А.Чунаевым (1999) и др.

 Ряд авторов отмечают, что ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как гимнастика (В.К. Бальсевич, 2001; Бенджамин Лоу, 1984; Н.К. Меньшиков, 1998; В.М. Смолевский, 1994; А.И. Селезнев,1994; Сербина Л.П., 2000 и др.)

3.  Разработанные нами тесты помогли нам определить  степень культуры движений  у детей младшего школьного возраста (осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после эксперимента. 

4. Разработанные критерии оценок позволили нам оценить состояние осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.

5. Эффективность нашего исследования экспериментально доказывает эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование  культуры  движений младших школьников и подтверждается полученными нами количественными показателями: показатели осанки у детей экспериментальной группы улучшились на 24% больше, чем в контрольной, пластичность на 22,3% и координация на 20%, что является, по нашему мнению, очень хорошим результатом.

       Таким образом, культуру движений которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА.

1.                 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1990.

2.                 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

3.                 Бальсевич В.К., В.Г.Большенков, Ф.П.Рябинцев  Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ.// Физическая культура. -1996, №2.

4.                  Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека. // Физическая культура. -1997, №2.

5.                 Бальсевич В.К. Новые направления в развитии теории и технологии физического воспитания и спортивной подготовки //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 209-210.

6.                 Бакшева Т.В. Выразительные движения как телесное проявление общей и профессиональной культуры человека. Материалы 49 научно-практической конференции «Университетская наука – региону», Ставрополь: СГУ, 2004. – С. 22-24.

7.                  Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. - М.: Радуга, 1984.

8.                  Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

9.                 Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК.-1993. -163с.

10.            Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1994, № 9, с. 9-11.

11.            Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. //Теория и практика физической культуры. -1998, № 4

12.             Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 21-23.

13.             Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Сковородникова. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами.//Физическая культура. - №4, 2000.

14.             Дмитриев С.В."Гуманистическая конверсия" биомеханических технологий в теории и практике спорта //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 21-23.

15.             Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека. - В сб.: Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб, 1997.

16.             Донской Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1975.

17.             Донской Д. Законы движения в спорте. - М.: ФиС, 1968.

18.            Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1979.

19.            Земсков Е.А.  Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека). // Физическая культура. -1997, №1.

20.            Ильин Е.П. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина, - М.: ФиС, 1979.

21.            Ильин Е. П. Двигательная память, точ­ность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Л., 1976.

22.             Карп П. О балете. - М.: Искусство,1967, с.137.

23.             Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры, 1995, №9, с. 5-7.

24.             Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств //Теория  и практика физической культуры.-1996, №7, с. 2-5. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.

25.             Коган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Изд-во Полит, лит, 1974

26.             Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995.

27.             Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.

28.            Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975.

29.            Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

30.            Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974.

31.             Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе, 1996, №4, с.18 - 20.

32.             Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе, 1986, №12, с. 56-58.

33.            Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

34.             Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

35.            Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. / В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. - Ижевск, 1998, с. 144-145.

36.            Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество.// Теория и практика физической культуры.-1999,№8.

37.            Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-27.

38.            Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры// Теория и практика физической культуры.-1999, №8.

39.             Пчелов Б.А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения. Л., 1971.

40.            Сербина Л.П. Взаимодействие музыки и движения.// Теория и практика физической культуры. -2000, №5.

41.             Селезнев А.И.

42.             Сляднева Л.Н. Основы двигательной пластики.- Ставрополь: СФРВИРВ,2002.-124с.

43.            Смирнов Ю.И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта.//Теория и практика физической культуры. -1999, №2.

44.            Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.

45.            Смолевский В.М.  Ивалиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение 1992. С. 56-58.

46.            Столяров В.В., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 11-15.

47.            Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. .-М.:РГАФК, 1995.

48.             Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ., 1980, №2, с. 49-51.

49.            Шлемин А.М. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теор. и практ. физ. культ., 1995, №11, с. 44-45.

50.             А.А.Чунаев. Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе.//Физическая культура. – 1999, №3-4.

Приложение 1

Критерии оценки.

Тест 1. «Осанка»

Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком  песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками    

Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.

Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.

Оценка "отлично"(5)  слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки.  Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.

 Оценка "хорошо" (4) - удержание в данном процессе правильной осанки.  Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.

Оценка "удовлетворительно"(3)  - правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7