Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраст...
Все это способствовало формированию у
школьников тонких умений и навыков в восприятии и оценке временных,
пространственных и динамических характеристик движений. В то же время это,
повышало у них интерес к выполнению заданий, что имело большое значение для
формирования культуры движений.
Занятия проходили в игровой
форме, для повышения интереса школьников к занятиям и для улучшения
эмоционального состояния учащихся.
ВЫВОДЫ
Исследовав состояние
проблемы формирования культуры движений младших школьников средствами
гимнастики мы можем сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы
формирования культуры движений школьников средствами физической культуры
отмечают в своих работах ряд ученых (В. К.Бальсевич, 1996; И.М. Быховская, 1993; С.Д.
Неверкович, 1997; Л.Д. Назаренко,1999; Ю.М.
Николаев, 1999; Л.Л. Головина, 2000; Л.Н.
Сляднева, 2002; Т.В. Бакшева, 2004 и
др.).
Многими авторами
подчеркивается, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы
физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в
систематической физической активности. Младший школьный возраст особенно
благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения
обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических
упражнений. Важность формирования культуры движений в младшем школьном
возрасте подчеркивается В.К. Бальсевичем (1996), Неверкович С.Д., Киршевым С.П. (1997);
Земсковым Е.А. (1997); А.А.Чунаевым (1999) и др.
Ряд авторов отмечают,
что ни один вид спорта не формирует так красоту тела и культуру движений как
гимнастика (В.К. Бальсевич, 2001; Бенджамин Лоу, 1984;
Н.К. Меньшиков, 1998; В.М. Смолевский, 1994; А.И. Селезнев,1994; Сербина Л.П.,
2000 и др.)
3. Разработанные нами тесты
помогли нам определить степень культуры движений у детей младшего школьного
возраста (осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после
эксперимента.
4. Разработанные критерии
оценок позволили нам оценить состояние осанки, пластичности, координированности
у детей младшего школьного возраста.
5. Эффективность нашего
исследования экспериментально доказывает эффективность влияния гимнастических
упражнений на формирование культуры движений младших школьников и
подтверждается полученными нами количественными показателями: показатели осанки
у детей экспериментальной группы улучшились на 24% больше, чем в контрольной,
пластичность на 22,3% и координация на 20%, что является, по нашему мнению,
очень хорошим результатом.
Таким образом,
культуру движений которая включает в себя умения сохранять правильную осанку,
пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно
развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы
гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и
склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
1.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического
воспитания. Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1990.
2.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и
для каждого. - М.: ФиС, 1988.
3.
Бальсевич
В.К., В.Г.Большенков, Ф.П.Рябинцев Концепция физического воспитания с оздоровительной
направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ.//
Физическая культура. -1996, №2.
4.
Бальсевич
В.К. Что нужно знать о движениях человека. // Физическая культура. -1997, №2.
5.
Бальсевич В.К. Новые направления в развитии
теории и технологии физического воспитания и спортивной подготовки
//Человек в мире спорта: новые идеи,
технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 209-210.
6.
Бакшева
Т.В. Выразительные движения как телесное проявление общей и профессиональной
культуры человека. Материалы 49 научно-практической конференции
«Университетская наука – региону», Ставрополь: СГУ, 2004. – С. 22-24.
7.
Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с
англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. - М.: Радуга, 1984.
8.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии.
- М.: ФиС, 1991.
9.
Быховская И.М. Человеческая телесность в
социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО
ГЦОЛИФК.-1993. -163с.
10.
Виленский М.Я. Социально-психологические
детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической
культуры, 1994, № 9, с. 9-11.
11.
Виленский
М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. //Теория и практика физической
культуры. -1998, № 4
12.
Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI
веке //Теория и практика физической
культуры, 1998, № 5, с. 21-23.
13.
Л.Л.
Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Сковородникова. Формирование осанки у младших
школьников нетрадиционными оздоровительными средствами.//Физическая культура. -
№4, 2000.
14.
Дмитриев С.В."Гуманистическая
конверсия" биомеханических технологий в теории и практике спорта
//Человек в мире спорта: новые
идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 21-23.
15.
Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в
двигательных действиях человека. - В сб.: Современные проблемы теории и
практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб, 1997.
16.
Донской Д. Биомеханика. - М.:
Просвещение, 1975.
17.
Донской Д. Законы движения в спорте.
- М.: ФиС, 1968.
18.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.
- М.: ФиС, 1979.
19.
Земсков
Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека). //
Физическая культура. -1997, №1.
20.
Ильин Е.П. Теория и методика физического
воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина, - М.: ФиС, 1979.
21.
Ильин Е.
П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства
нервной системы // Психомоторика. Л., 1976.
22.
Карп П. О балете. - М.:
Искусство,1967, с.137.
23.
Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения
двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической
культуры, 1995, №9, с. 5-7.
24.
Коренберг В.Б. Проблемы физических и
двигательных качеств //Теория и практика физической
культуры.-1996, №7, с. 2-5. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение.
-СПб: ЛГУ, 1997.
25.
Коган М.С. Человеческая деятельность.
- М.: Изд-во Полит, лит, 1974
26.
Круглова Л.К. Основы культурологии.
СПб, 1995.
27.
Китаев
П.М. Культура: человеческое измерение.
-СПб: ЛГУ, 1997.
28.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.
-М.: Политиздат, 1975.
29.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической
культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.
30.
Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и
подростков. - М.: Педагогика, 1974.
31.
Лях В.И. Совершенствуя координационные
способности // Физическая культура в школе,
1996, №4, с.18 - 20.
32.
Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных
способностей школьников // Физическая культура в школе,
1986, №12, с. 56-58.
33.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической
культуры. Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.
34.
Меньшиков
Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена, 1998. – 463 с.
35.
Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из
проявлений двигательно-координационных способностей. / В сб. Валеология: проблемы и
перспективы развития. - Ижевск, 1998, с. 144-145.
36.
Назаренко
Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество.// Теория и практика
физической культуры.-1999,№8.
37.
Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической
культуре для начальной школы //Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-27.
38.
Николаев
Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой
сущности физической культуры// Теория и практика физической культуры.-1999, №8.
39.
Пчелов Б.А. Духовные потребности и
закономерности их удовлетворения. Л., 1971.
40.
Сербина
Л.П. Взаимодействие музыки и движения.// Теория и практика физической культуры.
-2000, №5.
41.
Селезнев
А.И.
42.
Сляднева
Л.Н. Основы двигательной пластики.- Ставрополь: СФРВИРВ,2002.-124с.
43.
Смирнов
Ю.И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в
технико-эстетических видах спорта.//Теория и практика физической культуры.
-1999, №2.
44.
Смолевский
В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.
45.
Смолевский
В.М. Ивалиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение 1992. С.
56-58.
46.
Столяров В.В., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и
физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической
культуры, 1998, № 5, с. 11-15.
47.
Столяров
В.И. Ценности
спорта и пути его гуманизации. .-М.:РГАФК, 1995.
48.
Филиппович В.И. О необходимости системного
подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ.,
1980, №2, с. 49-51.
49.
Шлемин А.М. Способность юных гимнасток
оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств
// Теор. и практ. физ. культ.,
1995, №11, с. 44-45.
50.
А.А.Чунаев.
Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной
школе.//Физическая культура. – 1999, №3-4.
Приложение 1
Критерии
оценки.
Тест 1.
«Осанка»
Оценивается
умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы
по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при
ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу"
(начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при
ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по
"восьмерке" и "зигзагу".
Правильная, или прямая,
осанка характеризуется следующими признаками
Положение головы прямое,
подбородок слегка приподнят.
Плечи - на одном уровне,
слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.
Оценка
"отлично"(5) - слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и
удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и
"зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки. Все
задания выполняются легко, пластично и без напряжения.
Оценка
"хорошо" (4) - удержание в данном процессе
правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда
возникающим небольшим напряжением.
Оценка
"удовлетворительно"(3) - правильная осанка нарушается
периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же
задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|