бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраст... бесплатно рефераты

В исследовании приняли участие 48 учеников третьего класса общеобразовательной школы, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Двадцать четыре школьника составили контрольную группу и другие двадцать четыре, экспериментальную. Школьники обеих групп в начале эксперимента прошли тестирование, к каждому тесту разработаны критерии оценки (приложение 1).

Отличием экспериментальной группы было то, что в уроках физической культуры со школьниками данной группы активно применялись средства гимнастики. В контрольной группе  занятия проводились по обычной программе.

В экспериментальной группе ученики выполняли специальные упражнения: 1) для формирования правильной осанки и сохранения её в движении (походка) – серия упражнений на равновесие (разновидности ходьбы по гимнастической скамейке, в том числе и с грузом (мешочек с песком); 2) для развития пластичности, которые включали серию упражнений, представляющих различные варианты "волн" телом в сторону, вперед, назад, волнообразные движения руками в различных направлениях; 3) для развития координированности – общеразвивающие упражнения, выполняемые поточно.

В процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики.  

5. Математической статистики.

Все экспериментальные данные подвергались статистической обработке, при этом определялись следующие характеристики:

-                     Средняя арифметическая величина:   М = (S V) / n, где

     S  -  знак суммирования;

     V  - полученные в исследовании значения, варианты;

     -  число вариантов.

2.2. Организация исследования


Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе, с октября 2004 года, по февраль 2005 года, исследовалась состояние  проблемы формирования культуры движений детей школьного возраста средствами гимнастики по литературным источникам, что подтвердило актуальность выбранной темы. Поставлены цель, задачи исследования, определены методы исследования.

На втором этапе исследования проводился педагогический эксперимент,   на базе средней школы – лицея  №  5 г. Ставрополя.

На третьем этапе исследования осуществлялась математическая обработка данных полученных в ходе эксперимента,  были сформулированы выводы.

На четвертом этапе исследования осуществлялось оформление работы.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Теоретическое обоснование экспериментальной программы


Анализ литературных источников позволил исследовать состояние   проблемы формирования культуры движений у школьников в процессе занятий физической культурой  и обосновать необходимость настоящего исследования.

1. На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, установлено, что у младшего школьника первоосновой мотивации занятий физической культурой является его естественная потребность в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. 

2.  Говоря о критериях высокой культуры движений ребенка, прежде всего, нужно иметь в виду формирование у него способности успешно решать самые разнообразные двигательные задачи. Это значит, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен хорошо владеть основными движениями, накопить значительный потенциал фундаментальных двигательных умений, с тем, чтобы в будущем на этой основе можно было легко освоить более сложные движения и действия, в том числе и спортивные.

3. Овладение основными движениями базируется на формировании у ребенка умения соразмерять свои усилия с конкретной задачей, согласовывать движения разных участков тела с различными усилиями, координируя их работу во времени и пространстве.

4. Сложность обучения ребенка движениям заключается в том, что невозможно привлечь к этому процессу его сознание в той мере, в какой это необходимо. Зато ребенок лучше, чем юноши и взрослые, воспринимает и запоминает форму движения, его пространственную и, что очень важно, ритмическую структуру.

5. Большой информативностью обладает поза  школьника, через нее он передаёт внутреннюю радость и печаль, состояние глубокой сосредоточенности и др. Каждое из этих состояний выражается движениями рук, определенным наклоном, поворотом головы, напряжением плеч. Особенностью  пластичности является возможность передать характер движений кистей рук, выражение лица, глаз. Одним из проявлений динамической пластичности является эмоциональная мимика, c помощью которой передается внутреннее состояние человека.  Так же существует понятие смысловой жест, как одно из проявлений пластичности.  

6. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение.

 7. Для рационального построения целенаправленных практических занятий направленных на формирование культуры движений надо исходить из следующих базовых общеметодических правил:

-                   учитывать возрастные особенности формирования и развития опорно-двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека;

-                    соблюдать хронологию критических периодов развития физических качеств в процессе жизни человека.

8. В настоящее время возросло внимание к изучению двигательно -координационных качеств. Однако среди многочисленных публикаций, посвященных данной проблеме, пластичности уделяется незначительное внимание. Известный американский ученый Бенджамин Лоу (1984) обращает внимание на такую двигательную характеристику в спорте, как плавность, то есть изящество, грациозность. По его мнению, плавность возникает благодаря динамической форме и создает впечатление повышенного контроля, равновесия, чувства времени. 

9. Составными компонентами пластичности можно считать:

1) индивидуальный стиль:

- выверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

- cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

-насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- контрастность движений;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем ("чувство зрителя").

Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

 10. Гимнастика на протяжении тысячелетий, с момента зарождения физи­ческой культуры как системы воздействия па человека, всегда считалась ее первоосновой. Трудно переоценить роль гимнастики и гимнастических упражнений в деле всестороннего физического развития личности.   Многообразие физических упражнений и методов их приме­нения, составляющих содержание гимнастики, позволяет целе­направленно воздействовать на развитие всех основных функций организма в соответствии с двигательными возможностями человека. Важно подчеркнуть, что основные средства гимнастики, представляющие собой совокупность разнообразных искусствен­но созданных форм движений, применяют для совершенствова­ния естественных, жизненно важных двигательных способностей человека, необходимых ему в повседневной жизни, в трудовой и военной деятельности. С помощью гимнастических упражне­ний формируют многие необходимые в жизни двигательные навыки и умения, совершенствуют школу движений, развивают основные двигательные качества (силу, гибкость, ловкость, быстроту, различные виды выносливости), исправляют дефекты осанки, восстанавливают утраченную дееспособность двигатель­ного аппарата.

11. Возможность эффективно влиять на эстетическое воспи­тание занимающихся. Требования гимнастики в совершенстве владеть формой движений, стремиться к их изяществу, пластич­ности и выразительности, быть красиво сложенным, уметь соче­тать движения с музыкой оказывают существенное влияние на формирование эстетического вкуса у занимающихся. 

12. Средства основной гимнастики весьма разнообразны. К ним относятся многочисленные общеразвивающие, вольные и при­кладные упражнения, прыжки, несложные акробатические упражнения и упражнения на гимнастических снарядах, по­движные игры, танцевальные упражнения. С помощью этих упражнений развивают основные двигательные качества, форми­руют жизненно важные двигательные навыки и правильную осанку, совершенствуют координацию движений. Основной гимнастике принадлежит ведущая роль в физическом воспита­нии детей дошкольного и школьного возраста (она положена в основу государственных программ физического воспитания дошкольников и школьников). 

Гимнастика способствует формированию представления об изя­ществе движений, о красоте человеческого тела.

В дополнение к средствам основной гимнастики, для формирования культуры движений школьников, предлагаются разнообразные средства нетрадиционных видов гимнастики: ритмической, пластической, йоги и т.д. Новые  нетрадиционные виды гимнастики учат сознательному контролю за выполнением движений, самоконтролю, освоению умения ощущать свое тело, мышцы, расслабляться. Упражнения направлены на снятие излишнего напряжения, воспитание изящества в движениях, легкости, гармоничности движений. 


3.2. Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования культуры движений младших школьников


В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного,   изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координацию также на позы детей, их мимику и жесты и т.д.

В результате наблюдений мы выявили то, что очень многие дети не следят за осанкой, во время выполнения упражнения обращают внимание на осанку, только тогда, когда им напомнит об этом учитель. Мышцы спины и живота в основном расслаблены, нет плавности и слитности при выполнении упражнений, но дети с удовольствием подражают своему учителю, когда учитель выполняет красиво и правильно упражнения.

Соответственно тестам нами разработаны критерии оценок по которым мы оценивали осанку, пластику и координацию младших школьников   (приложение1).

1. Оценивалось умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком  песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Так же слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

2. Определялась степень слитности движения: из полуприседа (спина  круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение –  полуприсед.  

 3.  Координированность определялась, как мы уже указывали по критериям оценок при выполнении общеразвивающих упражнений – поточно. Оценивалось четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки. По результатам тестирования в контрольной группе получены следующие результаты отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования в контрольной группе до эксперимента и после эксперимента

Вид теста

до

после

разница

%

осанка

2,45

2,95

0,5

17

пластика

2,1

2,37

0,27

11,4

координация

2,04

2,7

0,66

24,5


Приведенные выше результаты показывают, что у школьников которые составляли контрольную группу, где не проводились специальные упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, а давались упражнения определенные программой, все таки произошли изменения в лучшую сторону по показателям:  осанка – на 17%, пластика – 11,4% , координация – на 24,5%. Это говорит о том что средства физической культуры применяемые на уроках физической культуры в любом случае положительно влияют на развитие, как осанки, так и пластики и  на координацию движений.

   Применяя целенаправленно в  экспериментальной группе на каждом уроке разнообразные гимнастические упражнения на осанку, на развитие пластичности и развитие координации, мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования  в  экспериментальной группе до эксперимента и после эксперимента

Вид теста

до

после

разница

%

осанка

2,58

4,37

1,79

41

пластика

2,3

4,08

1,88

43,7

координация

2,45

4,41

1,96

44,5


Можно заметить, что результаты в экспериментальной группе значительно лучше, что показано в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительные показатели компонентов культуры движений младших школьников контрольной  и экспериментальной групп в конце эксперимента (%)

Группы

осанка

пластичность

координация

контрольная

17


24

11,4


22,3

24,5

20

экспериментальная

41

43,7

44,5

Примечание: (< - разница)

Как мы видим полученные результаты в экспериментальной группе значительно больше: показатели осанки лучше на 24%, показатели пластичности на 22, 3% и координации на 20%.  Еще раз подчеркнём, что в процессе физкультурных занятий в экспериментальной группе нами целенаправленно применялись специальные упражнения на осанку, развивающие пластичность и координацию движений. Для улучшения результатов нами постепенно добавлялись разнообразные средства традиционных и нетрадиционных видов гимнастики, что требовало от занимающихся  четкого самоконтроля своих действий по временным, пространственным и динамическим переменным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.