Шпаргалки по педагогике начального образования
Домашняя работа — форма организации обучения, при
которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства
учителя.
Внеклассная работа — олимпиада, кружки — должны способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Широко распространенным в дидактике
является также термин «приемы обучения». Прием обучения — это составная часть
или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем,
например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся
практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как
нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных
учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых
умений и навыков.
Фронтальной работе уделяется в дидактике
большое внимание. Необходимость таких занятий обуславливается едиными учебными
программами, обязательными для изучения всеми учащимися, и развитием
индивидуальных способностей и дарований учащихся класса. При фронтальной работе
ученик проявляет себя как личность, демонстрирует свои знания, эрудицию,
память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель при этом ставит перед
учащимися одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения учитель
имеет возможность наблюдать и оценивать общий настрой учащихся в работе, их
отношение к изучаемому материалу и взаимоотношения друг с другом. Однако эта
форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени
усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. С целью
оптимальной занятости учащихся на уроке постоянно используются индивидуальные
формы занятий. При этом каждый ученик получает свое задание, которое он
выполняет независимо от других. Чаще всего это задания карточки, где учитель
имеет возможность их дифференцировать (Карточки- задания прилагаются ).
Индивидуальные занятия особенно важны для школьников с негативным отношением к
учебе. могут быть карточки-инструкторы, карточки с пропусками (особенно по
геометрии) и т.д. Когда же задание выполнено учеником, учитель должен заметить
это, поднять престиж в глазах класса. (карточки-задания прилагаются).
Эффективность
применения индивидуальных форм работы в воспитании школьников во многом
определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся,
уровень их знаний и умений, мотивы учения, учебные возможности, индивидуальные
возможности. Самостоятельная работа становится средством активной
познавательной Самостоятельная работа должна быть посильна для каждого
школьника. Задания для учащихся необходимо давать разные по сложности.
15.Педагогическая
диагностика: сущность, основные принципы, требования к проведению.
Педагогическая
диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая
деятельность. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К.
Инганкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г.
в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения
педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во
многом образ мыслей у психологической диагностики.
Педагогическая
диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и
неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной.
Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной
диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых
результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывается более широкий и более
глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка
лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование
рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет
тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает
в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их
анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития
событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых,
оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах
общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих,
руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе
учащихся из одной учебной группы в другую.
16.Урок как основная
форма организации педагогического процесса. Основные противоречия урока.
Типовая структура урока в начальной школе.
Урок — коллективная форма обучения,
которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий,
регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом
зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также
от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить
о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть
классифицированы по типам:
— уроки-лекции
(практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном
мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
- лабораторные
(практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и
навыков);
- уроки проверки и
оценки знаний (контрольные работы, тестирование);
- комбинированные
уроки проводятся по любой из схем:
- повторение
пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка
домашнего задания, устный и письменный опрос;
- освоение нового
материала; на этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается»
в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;
- отработка навыков и
умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому
материалу);
- выдача домашнего
задания.
Структура урока. Многообразие структур урока
Структура урока — это
совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Структура урока
изучения нового материала:
Структура урока
закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока
применения знаний, умений и навыков:
Структура
повторительно-обобщающе го урока:
Структура комбинированного
урока (он, как
правило, имеет ве или несколько дидактических целей):
• организация начала
урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка
учащихся с восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и
практических и умственных умений; • изучение
нового материала, в том числе и объяснение; •
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,
связанного с новым; • обобщение и
систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными; • подведение итогов и
результатов урока; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся
для изучения новой темы (не всегда).
17. Нетрадиционные
уроки в начальной школе. Типы. Основные характеристики.
Это, в частности,
уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки,
занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря
которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
причина, побуждающая
активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс
начальных классов, ¾ возможность
проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития
детей, являющейся основой для целенаправленного планирования
индивидуальной
работы с ними.
И, наконец, возможность представления заданий и упражнений
преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе
характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей
деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует
сглаживанию и сокращению адаптационного периода.
Введение в школьную программу
начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить
учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить
личностные качества ребенка.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая
игра ¾ кроссворд
На уроках кроссворды
целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими
фактического материала.
Логические задания
кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями
учащихся.
Процесс
отгадывания, по мнению современных педагогов,
является своеобразной
гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание
загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к
рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как
процесс творческий, а саму загадку ¾ как
творческую задачу.
Кроме того, занятия
музыкой ¾ один из самых действенных способов развития
звуко-высотной культуры и ритмического слуха, что необходимо при восприятии
иностранной речи. Музыка обладает и общим тонизирующим действием, что повышает
эффективность занятий.
Экскурсия, которая
проводится по программе природоведения в начальных классах ¾ это еще один из типов нетрадиционного урока.
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в
условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного
восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют
огромное воспитательное влияние на детей.
Главным методом
познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями
природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания
учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения
раздела (вступительный, текущий, итоговый).
1. Организация
класса 2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. 3. Постановка цели и
заданий урока. Общая мотивация.
4. Усвоение
новых знаний, умений и навыков. 5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний,
умений и навыков. 6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков. 7.
Домашнее задание. 8. Итоги урока.
18.Контроль в
обучении младших школьников. Основные функции педагогического контроля в школе.
Виды, методы и формы организации контроля. Соотношение отметки и оценки.
Контроль как учебное действие
осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату
учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся
действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных
операций.
Контроль — это также способ получения
информации о качественном состоянии учебного процесса.
Контроль выполняет обучающую,
диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую
функции.
Целью контролирующей
(управляющей) функции является установление обратной связи (внешней: ученик —
преподаватель и внутренней: ученик — ученик), а также учет результатов
контроля.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании
знаний и умений, их систематизации.
Контроль способствует
также обобщению и систематизации знаний.
Диагностическая функция — получение информации об ошибках,
недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах
затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей
информации об учебно-воспитательном процессе.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании
познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. В
процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и
мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.
Ориентирующая функция — получение информации о степени
достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько
усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у
учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности,
честности.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид
оценки (включая и отметки) создает определенную эмоциональную реакцию
ученика.
Социальная функция
проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка
младшего школьного возраста.
Требования к контролю: Всесторонность, Индивидуальность.
Систематичность. Стимулирующий характер.
Выделяют пять
основных принципов контроля:• объективность; • систематичность; •
наглядность; • всесторонность; • воспитательный характер.
В современной
педагогике различают следующие виды контроля: - предварительный;
- текущий; - тематический; - рубежный
(поэтапный); - итоговый; - заключительный.
В зависимости от
того, что осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три
типа контроля.
Внешний (осуществляется учителем над
деятельностью ученика). Взаимный (осуществляется
учеником над деятельностью товарища). Самоконтроль
(осуществляется учеником над собственной
деятельностью).
Требования к знаниям
должны быть следующими:
• однозначность, т.е.
поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми; • диагностичность,
т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;
• содержательность, т.е. цель должна отражать то, что
получил ученик в процессе обучения.
В школьной практике
существуют несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:
- диктант; - краткая самостоятельная
работа; - письменная контрольная работа;
- контрольная
лабораторная работа; - устный зачет по изученной теме; - классический устный опрос у доски.
Нетрадиционные формы
контроля знаний и умений учащихся:
+ Матричный
контроль. Суть
матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты
заранее заготовленных матриц с вопросами, и каждый из них выбирает из всех
предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя его знаком «х»
или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами
учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на
все матрицы с ответами учащихся. Викторина-зачет (фишки даются)
Целью оценочной деятельности учителя является контроль успеваемости
учащихся и формирование у них адекватной самооценки.
Итогом акта оценивания
учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в
зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и
интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным
суждением, отметкой (Б.Г. Ананьев, X. Век,
Г.И. Щукина, Н.В. Кузьмина).
Б.Г. Ананьев в
фундаментальной работе «Психология педагогической оценки» пишет: «Умственное
развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и
методы обучения,
но и посредством
оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства
учеником».
Сущность оценки
успешности обучения учащегося, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что
«всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его
действия на окружающих».
По Б.Г. Ананьеву оценка
может быть: • ориентирующей, воздействующей на умственную работу
школьника, • стимулирующей, воздействующей на эффективно-волевую сферу •
воспитывающей — под непосредственным влиянием.
В педагогическом
сообществе существует и противоположная точка зрения — оценки в школе
(особенно в начальной) не нужны. Так
считает, например,
известнейший педагог нашего времени Ш.А. Амо-нашвили.
Его аргументы против
отметок: 1.
В отметках всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся власть
взрослого (учителя и родителя) над ребенком. 2.
В отметке выражается признание школой своего бессилия.
3. Отметка — это «валютная купюра» на школьном и семейном
рынках. 4.
Отметка есть способ соревнования детей. 5.
Отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку. «Уничтожающая двойка»
19.Воспитание в
структуре педагогического процесса начальной школы.
Воспитание — процесс всеобщий Воспитание — процесс
объективный. Воспитание — процесс
многомерный. Оптимальный путь к успеху —
гуманистическая воспитательная система.
Таким образом,
воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического
наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство
усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.
В педагогике термин
«воспитание» употребляется в трех смыслах:
• в широком
социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс
формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей
действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества,
его социальные институты, общественные организации, средства массового
воздействия;
• в широком педагогическом,
когда имеется в виду учебно-воспитательный процесс в системе специальных
учебно-воспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на
среду через человека — детей, родителей, педагогов. В этом — функция
оздоровления социума школой;
• в узком
педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа,
проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы
обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач.
Эти функции можно
сформулировать короче: • созидательно-культурная; •
социализации и адаптации; •
человекообразующая.
Принципы
гуманистического воспитания: 1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не
рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. 2. Комплексность. Принципы
несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не
поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.
Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принцип
включения личности в значимую деятельность. Третий
принцип воспитания — принцип личностного
функционирования. Принцип субъективного контроля. природосообразность.
20.Общество
сверстников как фактор воспитания качеств личности ребенка. Воспитательная
система школы.
Воспитательная система — группа компонентов социальной
действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и
творческое развитие личности.
При таком определении воспитательная система выглядит
следующим образом.
Сейчас многие педагоги как в России, так и за рубежом пришли
к выводу, что сфера воспитания — особая сфера, и она не может рассматриваться
как дополнение к обучению.
Ядром воспитательной системы является воспитательный
коллектив. Это своеобразное единство двух коллективов — педагогического и
ученического.
При этом педагогический коллектив — управляющая подсистема,
а ученический — управляемая.
Ее цель и объект —
целостная личность. Она включает в себя следующие блоки: • цели; • совокупный субъект; •
деятельность и общение; • отношения; • освоенная среда; •
управление.
Основные функции школьной
воспитательной системы:
• интегрирующая; • регулирующая;
• развивающая.
Интегрирующая приводит
к соединению в одно целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные
воздействия. Регулирующая функция направлена на упорядочение педагогических
процессов, на управление ими. Развивающая функция обеспечивает динамику
системы, которая выражается, с одной стороны, в оптимизации ее
функционирования, с другой, — в ее поступательном развитии, обновлении,
совершенствовании.
Наблюдения последних лет
позволяют утверждать о наличии ряда новых функций школьных воспитательных
систем:
• защиты; • корректировки;
• компенсации.
признаки
гуманистической воспитательной системы в школе: 1. Наличие в школе «малой», т.е. собственной концепции воспитания,
отражающей ее настоящее и будущее и принятой как педагогами, так и учащимися. 2. Здоровый образ жизни коллектива. 3. Ориентация на общечеловеческие ценности. 4. Событийный характер больших коллективных дел. 5. Наличие «зон свободного развития». 6. Оформление школы по
принципу «И стены воспитывают».
7. Включенность среды в
школу и школы в среду. 8. Разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних
сил. 9. Гуманистический характер межличностных
отношений детей и взрослых: взаимное доверие, доброжелательность в коллективе
учреждения.
10. Внимательность,
доброжелательность, стремление помочь и товарищам, и посторонним людям; чувство
принадлежности к коллективу школы, ощущение защищенности и комфорта.
Формирование воспитательной системы школы:
Первый этап — становление системы. Второй этап — этап
стабилизации школьной жизни.
Система СТ. Шацкого. Система СМ. Ривеса и
Н.П. Шульмана
21. Эффективные
методы организации воспитательного процесса в начальной школе.
В «Словаре русского
языка» слово «метод» расшифровывается как совокупность одноцелевых и однотипных
приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает
метод как путь или способ достижения поставленной цели.
В авторитарной
педагогике методы обучения трактовались как методы воспитательных воздействий.
Например, Т.А. Ильина в «Педагогике» в 1984 году дала такое определение: «Под
методами воспитательных воздействий на учащихся, или методами воспитания, подразумеваются
способы воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся в целях
формирования у них убеждений и навыков коммунистического поведения».
Различают 3 группы
методов, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и
организованной целенаправленной деятельности учащихся:
1. Методы убеждения: - показ, рассказ
сущности дела с объяснением его важности, полезности; - личный пример, личный показ; - практическая деятельность с отдельными учащимися,
практическая помощь каждому (метод приучения); -
поощрение; - наказание; - осуждение; - одобрение.
2. Методы упражнения: - практическая
самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подается учителем; - творческий коллективный поиск, неординарность в воспитательном
процессе.
3. Методы косвенного
воздействия на учащихся.
Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко)
Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) Ситуация свободного
выбора (О.С. Богданова, В.А. Караковский). Ситуация
соревнования (А.Н. Лутошкин) Ситуация
соотнесения (Х.Й. Лийметс) Ситуация успеха (О.С.
Газман, В.А. Караковский, А.С. Белкин) Ситуация творчества (В.А. Караковский).
22.Формы организации воспитательного
процесса младших школьников.
Формы воспитательной
работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому словарю», форма —
это способ организации и способ существования предмета, процесса, явления.
Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса,
отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов
и воспитанников. В педагогической литературе обычно дается классификация форм
воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: - массовая
(фронтальная); - групповая (кружковая);
- индивидуальная.
Встречается и другая
классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:
- словесная (лекции,
конференции); - практическая (экскурсии, конкурсы); - наглядная (музеи, панно).
Формы воспитательной
работы различают и по времени воздействия: - урочные; -
внеурочные (в т.ч. внешкольные).
Эффективность различных
форм воспитательной работы определяется контингентом, временем года, возрастом
детей и личностью педагога.
К средствам
воспитания в узком
смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое
слово учителя и все то, что необходимо для воспитательных целей. В широком
понимании к средствам воспитания относятся виды деятельности, способствующие
формированию личности: учеба, общественно-полезный труд, игры, кружковая
работа, спортивные занятия, художественная самодеятельность. Выбор средств
определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей,
склонностями педагога.
Прием воспитания — это составная часть метода. Это
лишь звено воспитательного процесса, единичное, одноактное действие. Например,
метод поощрения включает такие приемы: одобрение, похвала, благодарность,
награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод наказания
может включать такие приемы, как замечание, предупреждение, выговор, строгий
выговор.
Все приемы воспитания
можно разделить на две группы.
1. Приемы,
корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся — радость, благодарность и
т.п.
2. Приемы, помогающие
исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка — стыд, раскаяние
и др. Даже русская народная мудрость подсказывает жизненность этих приемов: «Детей
наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими,
т.к. они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для
развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает
намерение воздержаться от неблаговидных поступков.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|