бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалки по педагогике начального образования бесплатно рефераты

Шпаргалки по педагогике начального образования

1.  Обучение   как   процесс:   сущность,   движущие   силы,   функции. Структура обучения. Движущие силы.

     Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником

Движущей силой обучения явл. противоречия, на  осн.  разрешения  кот.  путем  умелого  подбора  У  средств  обуч-я  осущ.  развитие  у.  Обучение   всегда происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность  преподавания  –  деятельность   по   организации   учения,   в результате   которого   школьники    усваивают    содержание    образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч  программой).  Деятельностный  (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)

Ф-ии обучения.

1.   Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков  (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в  памяти  и  воспроизведение  фактов  науки, законов, понятий, т-ий.  Они  должны  стать  достоянием  личности,  войти  в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии  должна  обеспечить полноту,   систематичность   и   осознанность   знаний,   их   прочность   и действительность.

2. Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному  (  с формированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из  самого  содержания,  форм  и  методов  обуч-я,  но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у.  Реализация этой ф-ии требует при организации  уч.  проц.,  отборе  содержания,  форм  и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

3.  Развивающая  –  установление  тесных  взаимосвязей  между  явлениями   и факторами. ( со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности  взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.

Образовательные: - сформировать у  учащихся  понятие  ткань;  познакомить  с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями  - указать на связь строения с выполняемыми функциями.

 Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения  на  основе связи строения с выполняемыми функциями;  - продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы.

Развивающие:        - продолжить формирование умения  сравнивать,  обобщать, устанавливать причинно-следственные с Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия. 

  В традиционном учебном процессе средствами обучения явл.:    печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,   - дискеты с учебной информацией,  - записи на доске, плакаты,  - кинофильмы, видеофильмы,  - слово преподавателя. 

 При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:   - учебные электронные издания;  - компьютерные обучающие системы;  - аудио- видео учебные материалы и мн. др.

Движущей силой обучения явл. противоречия, на  осн.  разрешения  кот.  путем умелого  подбора  У  средств  обуч-я  осущ.  развитие  у.  Обучение   всегда происходит в общении.

Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность  преподавания  –  деятельность   по   организации   учения,   в результате   которого   школьники    усваивают    содержание    образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч  программой).  Деятельностный  (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)


2. Закономерности и принципы обучения.

Принципы обуч. – общ. нормы  организации  уч.  проц.,  рекомндации  о  путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные  требования  к  организации  и  проведению дидакт. проц.. Они носят х-р  самых  общ.  указаний,  правил,  норм,  регул. проц. обуч.

1.   Принцип развивающего и  воспитывающего  х-ра  обучения  на  правлен  на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.

2.   Научности  содержания  и  методов  уч.  проц.  отражает  взаимосвязь  с современ. науч. знанием.

3.Систематичности  и  последовательности  в  овладении  достижениями  науки, культуры, опыта, деятельности.

4.    Принцип  сознательности,  творческой  активносnuran89@mail.ruти  и  самостоятельности учащихся при руководстве учителя.

5.   Принцип наглядности. 6.   Принцип доступности обучения. 7.   Принцип прочности рез. обучения. 8.   Принцип связи обучения с жизнью. 9. Принцип рац.  сочет.  индивидуальной  и  коллективной   форм  и  способов деятельности учащихся.

Принцип наглядности.

Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к  восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч.  детям  надо  тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»

Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:

1. Естеств. наглядность 2. Экспериментальная (опыты, эксперименты) 3. Объемная (модели, макеты) 4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.) 5. Звуковая 6. Символическая или графическая (графики, схемы) 7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У) 3. Функции    педагогического    процесса    в    начальных    классах Образовательная функция начального обучения:  содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

     Образование - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности. Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.  Образование

· формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

· процесс усвоения знаний, умений, навыков.

     Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

     Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

     Система образования - существует общее и специальное образование. Общее - начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное - среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций, осуществление исследовательских работ. По географии — работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов и др. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По ботанике и биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом.


4.   Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

     Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

     Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманистических и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызвать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося  уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большой мере способствует формированию мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

     Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Основные   направления   и   содержание    воспитательного   процесса

Воспитание – целенаправленный  и организованный процесс формирования   личности.  В целостном педагогическом процессе важное место   занимает   процесс   воспитания   (воспитательный  процесс).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

Специфические   черты   процесса   воспитания:

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1.                     Процесс воспитания  - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным  действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых  личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.

2.                     Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

3.                     Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.  Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4.                     Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5.                     Важна связь с самовоспитанием.

6.                     Скрытая   позиция   воспитателя.

7.                     Сложность   диагностики   результата.

Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности  конкретного   ребёнка,   с   учётом   его   возрастных   особенностей.


5.  Развивающая функция: содержание структурные компоненты, виды развивающих задач    и    методы    их    реализации    в    учебном процессе начальной школы.

     Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио-нально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развиваю-щая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Развивающая   функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит  развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития  один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет

за собой развитие. Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая  функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную  разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение”. В 60-е годы один   из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего  обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической  и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты:  теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного  обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена  не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика,  в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу,  сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять  существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее. Таким образом, еще раз следует  напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер,  если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер.


6.  Государственный образовательный стандарт начальной школы.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4