Шпаргалки по педагогике начального образования
включение изучаемых дидактических
единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение
материала быстрым темпом); -сочетание чувственного и рационального познания (в
прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний); - осознание школьниками
процесса учения; - развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной
зрелости.
Эти принципы конкретизируются
следующим образом.
Принцип обучения на высоком уровне
трудности является ведущим принципом системы, ибо «только такой учебный
процесс, который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной
работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся».
Функциональный подход заключается в
том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её
функций.
Коллизии — это столкновение. Столкновение старого,
бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического
опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним
представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке
рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики
анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже
имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать
точки зрения других учеников.
Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну
и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик.
Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск
путей решения, обучать, контролировать и т.п. Вариантными являются и требования
к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.
В качестве системообразующих
методов обучения определены частично-поисковый и проблемный.
Оба эти метода в какой-то мере
сходны между собой, реализуются при помощи похожих приёмов. Суть проблемного
метода в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и
вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются
способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый
учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас
имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют
отношение к предмету изучения. Приёмами проблемного метода являются наблюдение,
сопряжённое с беседой, анализ явлений с выделением их существенных и
несущественных признаков, сопоставление каждой единицы с другими, подведение
итогов каждого наблюдения и обобщение этих итогов в виде определения понятия,
правила или алгоритма решения учебной задачи.
Характерной особенностью частично-поискового
метода является то, что, поставив перед учениками проблему, учитель не
составляет вместе с учениками план действий по её решению, а разделяет её на
серию доступных детям подзадач, каждая из которых является шагом к достижению
основной цели. После чего он обучает детей последовательно выполнять эти шаги.
В результате совместной с учителем работы ученики самостоятельно, на уровне
своего понимания материала делают обобщение в виде суждения о результатах
наблюдений и бесед. Частично-поисковый метод в большей степени, чем проблемный,
допускает работу на эмпирическом уровне, т. е. на уровне жизненного и речевого
опыта ребёнка, на уровне представлений детей об изучаемом материале. Названными
выше, в проблемном методе, приёмами ученики не столько пользуются, сколько
учатся им.
10.Понятие метода
обучения. Многомерные классификации методов.
Метод обучения (от греч. Metodos — буквально: путь к чему-либо) — это
упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение
заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто
понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач
образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к
деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно
говорить о методах обучения, а во втором — о методах учения. Если же речь идет
о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются
методы обучения.
В структуре методов
обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть,
разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в
том случае, когда метод простой по структуре.
Метод обучения — сложное, многомерное,
многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные
закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения.
Методы обучения — категория историческая. В разные
периоды развития школы цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с
господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена
феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно
схоластических знаний.
Классификация
методов обучения
Классификация
методов обучения —
это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время
известны десятки классификаций методов обучения. Обучение — чрезвычайно
подвижный, диалектичный процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы
отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике
применения методов.
И.П. Подласый выделяет 6
наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые изложены
ниже.
Классификация
методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака
классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс
обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
• приобретение знаний; • формирование
умений и навыков;• применение знаний;
• творческая
деятельность; • закрепление;
Классификация
методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И,Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной
де-ятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной
деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем
схеме обучения. Выделены следующие методы:
•
объяснительно-иллюстративныый (информационно-рецептивный);
• репродуктивный; • проблемное
изложение; • частично-поисковый
(эвристическиий);• исследовательский.
4. По дидактическим
целям выделяются (Г.И. Щукина, И.Т. Ого-родникова и др.) две группы методов
обучения:
- методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;
- методы,
способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К первой группе
относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа,
работа над книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая
беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе
относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные
упражнения и др.); практические работы. и т.д. методы
11 .Использование
наглядных методов при обучении в начальной школе.
Наглядные методы
обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в
процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических
средств.
Наглядные методы
обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Это правило
вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Эти методы
способствуют развитию памяти, мышления, воображения. Однако не следует отрицать
при этом роль внимания. Как известно, внимание является функцией, обслуживающей
все психические процессы. Без внимания не возможно осуществлять ни одну
сознательную деятельность, не возникает мысль. Следовательно, без внимания не
возможно нормально построить процесс обучения. Поэтому так важно научиться
управлять вниманием учеников.
У младших
школьников небольшая устойчивость внимания, им свойственно частое отвлечение. В
связи с этим с первых уроков необходимо "воспитывать" внимание.
Среди наглядных
методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию.
Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей
жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить
их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации
внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно
обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений,
процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении
нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске
мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным
содержание изображаемого на доске.
При использовании
наглядных пособий необходимо соблюдать
ряд условий:
- применяемая
наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна
использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;
- наблюдение должно
быть организовано так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый
объект;
- необходимо четко
выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая
наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- привлекать самих
учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или
демонстрационном устройстве.
Эффективность
применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого
сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и
особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и
явлений.
12. Использование
словесных методов при обучении младших школьников.
Словесные методы
занимают ведущее место в системе методов обучения
Прогрессивные педагоги — Я.А. Комен-ский, К.Д. Ушинский и
др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость
дополнения их наглядными и практическими методами
Словесные методы
позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить
перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения.
Словесные методы
подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.
Рассказ предполагает устное
повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод
применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа,
его объем, продолжительность. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-изложение, рассказ-заключение.
В ходе рассказа
используются такие методические приемы, как изложение информации, активизация
внимания, ускорение запоминания (мнемотические, ассоциативные), логические
сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.
Объяснение. Под объяснением следует понимать
словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого
объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая система
изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала,
решения химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии
коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа — диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже
изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы.
Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого пришло понятие
«сократическая беседа».
Широкое распространение
имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» — нахожу, открываю). В ходе
эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и
практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию
правил и выводов.
Для сообщения новых
знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению
нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы
состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового.
Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы
могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего
класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей
беседы является собеседование.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения
основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод
целесообразно использовать в случае, когда учащиеся обладают значительной
степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать,
доказывать и обосноьы-вать свою точку зрения.
Лекция. Рассказ и объяснение применяются
при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. При работе
с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно
излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока,
а иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется в форме лекции.
«Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не
прерывается обращением к учащимся с вопросами».
13.Практические
методы обучения учащихся.
Методы учебной
работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучения
большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения
полученных знаний на практике.
Метод упражнений. Сущность его состоит в том, что
учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в
применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои
знания, вырабатывают и соответствующие умения и навыки, а также развивают свое
мышление и творческие способности. во-первых, должны носить сознательный
характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят
изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению
знаний и, в — третьих, содействовать развитию творческих способностей
школьников.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления,
памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют
затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются
для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их
способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи,
самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и
графическими.
К графическим
упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей,
графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов,
выполнение зарисовок при проведении лаборатоно-практических работ,
экскурсий. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными
и решают единые учебные задачи. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности
учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или
творческий характер.
К учебно-трудовым
упражнениям относятся практические работы
учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих
упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой
деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые
упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию
учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других
технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с
помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные
работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов,
тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и
за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических
методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с
машинами-тренажерами и репетиторами.
К этим приемам
относятся следующие:
• объяснение учителем
цели и задач предстоящей тренировочной деятельности;
• показ учителя, как
нужно выполнять то или иное упражнение;
• первоначальное
воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
• последующая
тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых
практических умений и навыков.
14.
Формы-организации "обучения в начальных классах: общеклассные, групповые,
индивидуальные.
Форма — характер ориентации деятельности.
В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домашняя
работа, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, контроль
знаний и др.) и общими.
Урок — коллективная форма обучения,
которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий,
регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в
конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в процессе очередной безуспешной
попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более
глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто
используются для работы с отстающими обучаемыми.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|