Шпаргалки по методике преподавания русского языка и литературы
Содержание и методика работы над частями слова. Задачи ознакомления с однокоренными
словами и морфемами: — познакомить с особенностями корня,
приставки, суффикса и окончания как значащих частей слов; — приступить к формированию
понятия «однокоренные слова»; — провести наблюдения над единообразным
написанием корня в однокоренных словах. Например: учащиеся сравнивают
слова малина, малинник, малиновый и устанавливают, что их можно
объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по
смыслу и имеют одинаковую, общую часть Противопоставление однокоренных
слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую
близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих
корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только
на структурную общность. Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень»
младшие школьники ориентируются на три признака корня
«Корень —
главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В
корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».
Понятие
«корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между
однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются,
выделяется корень и на основе обобщения делается вывод, Особенности
изучения окончания
для которого ведущей является
грамматическая функция.
Трудность
усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание
является внешним средством выражения грамматических значений слов.
Изучение окончания начинается с
раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая
часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими
словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).
Изучение приставок и суффиксов. Существенными признаками приставки
являются следующие.
1. Приставки выполняют словообразующую
(реже формообра-зующую) функцию.
2. Приставки стоят перед корнем.
3. Приставки образуют новое слово того же
лексико-граммати-ческого разряда, что и производящее, так как присоединяются к
уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и
т.д.).
Основная задача изучения суффикса —
познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у
школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи.
Дети должны усвоить, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым
лексическим значением (лес — лесник),
В начальных классах учащиеся изучают два
первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова,
которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов». а также
придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес — лесок).
разбора слова по составу
1. Определю, на какой вопрос
отвечает слово и что оно обозначает (какой частью речи является).
2. Найду в слове окончание. Для
этого изменю слово по числам или по вопросам (по падежам).3. Найду в слове
корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без
приставок. Сравню слова и найду общую часть.
4. Найду приставку. Для этого
сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Найду часть
слова, стоящую перед корнем.
5. Найду суффикс, т.е. ту часть,
которая стоит после корня и служит для образования слова.
11
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Система изучения имен прилагательных
предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны
лексики, так и со стороны грамматики.
Семантической основой имен прилагательных
является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета разнообразны
и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала,
назначения, принадлежности и т.д.
Будучи грамматической категорией,
объединяющей слова, которые обозначают признак предмета, имена прилагательные
определяют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и
падеже. В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени
прилагательного: 1) имена прилагательные изменяются по
родам, числам и падежам;
2) имена прилагательные употребляются в
предложении с именами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже; 3) имена
прилагательные часто образуются от имен существительных и других частей речи
при помощи суффиксов; 4) имя прилагательное является частью речи.
последовательность работы по годам обучения. / класс. Первоначальное
ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над
лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они
отвечают. Первоклассники узнают, что: — среди слов, употребляемых нами в
речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие?; — каждое такое слово связано в речи
по смыслу с другим словом, обозначающим предмет; — предметы отличаются друг от
друга своими признаками; — у одного и того же предмета может быть
несколько разных признаков;
— признаками предмета могут быть цвет,
вкус, запах, величина, форма и т.д.; — по признакам можно узнать
предмет.
II класс.. Дети знакомятся с изменением прилагательных
по родам и числам, с родовыми окончаниями и окончаниями множественного числа.
III класс. изменения имен прилагательных по падежам,
родам и числам в зависимости от существительного, правописания безударных
окончаний имен прилагательных.
Таким образом, формирование понятия «имя
прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это
время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. мяч (какой?)
красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Осознанию учащимися
роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста
без имен прилагательных и с ними. Правильная постановка к словам вопросов какой?
какая? какое?, по сути своей, связана с умением определить род имен существительных
и имен прилагательных. На основе обобщения свойств конкретных имен
прилагательных второклассники выделяют свойства, характерные для имен
прилагательных как части речи:— обозначают признак предмета;'- отвечают на
вопрос какой?, - изменяются по родам и числам;
- относятся к существительным, вместе с
которыми образуют словосочетание.
Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен
прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно
существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с
существительными. Следовательно, усвоить род и число прилагательных — это
значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством
выражения связи являются окончания. направлено внимание детей,: день (какой?)
тепл |ый|. ночь (какая?) тепл[ая], утро (какое?) тепл|оё~|.
выводы о прилагательных.1. Имена прилагательные в
единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных). 2. Род
имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно
связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода
и т.п. 3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и
имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на
вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего
рода отвечает на вопрос какое?'и имеет окончание -ое (-ее).
Наблюдая за прилагательными во
множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе
прилагательные по родам не изменяются.
алгоритмом (порядком) действий.
1. Выясню, с каким существительным
связано имя прилагательное,
и определю его род. 2. По
роду имени существительного определю род имени прилагательного. 3.
Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу. 4. Сравню
окончание имени прилагательного и окончание вопроса. Падежные окончания имен
прилагательных. В III классе программой
предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных.
Задачи работы на данном этапе следующие.
1. Совершенствование знаний об имени прилагательном
как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам,
числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени
существительного. 2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной
и письменной речи. 3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен
прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка
правописания родовых окончаний.
Новым для третьеклассников является склонение
прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для
формирования этого навыка составляют следующие знания и умения: — умение
установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого
зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);
— знание о том, что прилагательное
употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное; — знание
окончаний падежей; — умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному
и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса. Формирование
навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка
выполняемых учеником действий: 1) ученик устанавливает связь
слов, выделяет словосочетание; 2) определяет род, число и падеж
существительного; 3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж
прилагательного; 4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.
Изучение склонения имен прилагательных
лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и
среднего рода единственного числа:
Правописание
падежных окончаний отрабатывается по падежам. Правописание окончаний
именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в III классе сразу проводится сопоставление именительного
и винительного падежей. Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать
самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.
13
Методика работы над элементами
синтаксиса и пунктуации.
Работа
над предложением. Формирование у учащихся умения сознательно
пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из
важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы. Работа над
предложением занимает в обучении языку центральное' место еще и потому, что на
синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и
орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на
фундаменте которой младшие школьники осознают роль в нашем языке имен
существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.
Лексическое значение слова и особенности
его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении.
Первоначальный этап работы над
предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период
учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение
выражает мысль, важна интонационная завершенность. Осознать предложение как целостную
единицу речи невозможно, если обучающийся не в состоянии выделить главные
члены предложения. Подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую
основу предложения. По мере изучения предложения уточняются представления учащихся
о его составных частях, и в частности о словосочетании. Одновременно
углубляются знания о каждом члене предложения (что представляют собой
подлежащее и сказуемое; роль второстепенных членов).
В начальных классах учебный материал о
предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением
пронизывает все другие темы. Первоклассники, согласно программе, учатся
различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении,
что говорится. входят в практику термины «главные члены», «подлежащее» и
«сказуемое». Большое внимание во II классе уделяется связи слов в предложении. Второклассники
выделяют основу предложения (подлежащее и
сказуемое) и слова (два слова), из которых одно — зависимое, а другое —
главное, т. е. словосочетания. Третьеклассники узнают о том, чем
выражается грамматическая связь слов (окончанием и предлогом). В IV классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения
является понятие об однородных членах.
. Для раскрытия сущности второстепенных
членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены
предложения уточняются второстепенными членами. Например, записано предложение Ласточки
улетают. Предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы
куда? и когда?. Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том,
какой член предложения распространяется, становится более точным. Словочетание
выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных
классах на основе его существенных признаков. Младшие школьники подводятся к
осознанию следующих существенных признаков словосочетания:
1. Словосочетание
— это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. Например, в
предложении Советские люди борются за мир два словосочетания: 1) советские
люди; 2) борются за мир.
2. В словосочетании одно слово главное, а
второе — зависимое. Главное — это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое
— то, которое отвечает на вопрос. Умение выделять словосочетание в составе
предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки.
Используется система упражнений1. Распространение предложения. Цветёт
черёмуха. Выделяется
подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: «Какое слово
нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? 2.
Восстановление деформированного предложения. Например: грачи, гнёзда, на
деревьях, вьют, высоких.
— О ком говорится в предложении? (О
грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют —
главные члены.) — С помощью вопросов найдите словосочетания. 3. Деление
сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в
каждом предложении выделить главные члены и словосочетания. 4. Анализ
предложения и составление его схемы. 5. Составление предложения по
данной учителем схеме или по вопросам, например: 6. Составление рассказа с
последующим анализом предложений определенной структуры
Дома
учащиеся выполняют упражнение из учебника и составляют три предложения на тему,
указанную учителем (например: «Нареке летом», «Осенью в лесу», «Вечером в нашей
семье» и т. п.).
14
Особенности работы по
учебнику «Русский язык» Л.М. Зелениной.
Ведущая идея курса «Русский
язык» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой – языковое,
духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие младшего
школьника.
Цель курса – открыть
детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к
сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить
интерес к его исследованию.
Программа курса решает
следующие задачи:
- изучение системы
грамматических понятий;
- формирование приемов
языкового анализа (рассуждение и сравнение);
- формирование грамотного
письма на основе развития фонематического слуха;
- формирование и
развитие познавательной активности учащихся.
Психолого-педагогическая
модель построения курса обеспечивается системой проблемного типа и
самостоятельной формулировкой понятия (правило, приводимое в учебнике, служит
лишь корректировкой самостоятельной работы учащихся). В результате дети
последовательно и осознанно подходят к пониманию правил и понятий.
У учащихся формируются
следующие навыки:
- способность понимать
смысл поставленной задачи для ее успешного выполнения;
- умение планировать
учебную работу, пользоваться различными справочными материалами
(таблицами, схемами, словарями и т.д.);
- способность к
самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника соотносить содержание
задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания
по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу, дополнять имеющиеся
знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания).
Отличительной чертой
учебников является возможность организации диалога ученика и учителя. Это
реализуется в работе с учащимися по аналитическим планам, которые даны к
каждому заданию. Обсуждение, детальное обговаривание последовательности
выполнения заданий по этим планам, способствуют формированию у детей самооценки
и самоконтроля.
Актуальной на
сегодняшний день является решение задачи речевого развития учащихся.
Она успешно реализуется в данных учебниках на каждом уроке: у детей формируется
речевой слух, умение слышать и слушать себя и других, самостоятельно строить
небольшие по объему высказывания, и, конечно же, произносительная,
словообразовательная и орфографическая грамотность учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|