Шпаргалки по методике преподавания русского языка и литературы
Шпаргалки по методике преподавания русского языка и литературы
1
воспитание.
Язык служит важным средством воспитания:
только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей
высокорусского языка идейной и. высокохудожественной литературе, привлечь
его к участию в различных формах драматического искусства, привить
потребность читать газеты и журналы.
Усваивая язык, дети узнают тысячи новых
понятий из области общественных отношений, природы нашей Родины, науки и
культуры. Язык связывает поколения народа, он сохраняет и передает народную
мудрость.
Изучая родной язык, дети овладевают его
грамматикой, в которой сформулированы основные законы и описана структура
языка. Пользуясь речью в устной и письменной формах, школьники на практике
осознают социальные функции языка. Правило проверки непроизносимых согласных в
корне слова осознается как частный случай общего правила — единообразного
написания корней всех родственных слов; обнаруживается сходство этого правила с
другими — с проверкой безударных гласных в корне слова, с проверкой правописания
звонких и глухих согласных. Работа над словообразованием позволяет проследить
генезис языковых единиц. Анализ оттенков значения слова в зависимости от
контекста воспитывает понимание взаимосвязей в тексте. Следующая
воспитательная задача — привитие любви к родному языку, понимания его роли
и значения. На уроках русского языка должна звучать только подлинно образцовая
речь, нельзя допускать на уроки речь неряшливую, кое-как на ходу придуманные
примеры. Борьба за культуру речи — это тоже средство воспитания.
Огромными воспитательными возможностями
обладают творческие речевые упражнения (рассказы и сочинения). Сочинение
способствует воспитанию самоуважения, веры в собственные силы, развивает
интерес к учебному труду и осмысливает вообще всю языковую работу, в частности
орфографию и грамматику. Оно воспитывает активность, увлеченность, требует
осмысления пережитого, виденного, усвоенного. Сочинение — одна из немногих
учебных работ в школе, которые дают школьнику возможность проявить себя, свою
индивидуальность.
Уроки русского языка воспитывают ученика
также и своей структурой,
той методикой, которая на них применяется + методы.
Развитие
речи
Объем речи учащихся его словаря составляет
от 3 до 7 тысяч слов, он в период использует в своей устной речевой практике
обучения грамоте предложения — как простые, так и сложные, большинство детей
умеют рассказывать связно, т. е. владеют простейшим монологом. Основной
характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что
определяется основным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью.
Какие же изменения происходят в
речевом развитии ребенка после его поступления в школу? Изменения очень существенны.Во-первых,
резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности: ребенок говорит не потому,
что его к этому побуждают окружающие обстоятельства,: «Почему вы думаете, что
это лиса?» — «Это лиса, (потому что) у нее рыжая шерсть, длинный пушистый
хвост». Даже тексты «Азбуки» содержат немало типичных «книжных» конструкций.
Третья особенность речевого развития первоклассника
состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает
занимать монологическая речь,
Монолог в период обучения грамоте — это
пересказ прочитанного, рассказ по восприятию (наблюдению), рассказывание по памяти
(что было), по воображению (главным образом по картинкам).
Наконец, четвертая особенность речевого
развития первоклассника — это то, что в школе речь становится объектом
изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над
ее структурой и закономерностями. Но в школе он узнает, что речь складывается
из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т. д.
Развитие речи в школьной практике
осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень),
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над
связной речью (уровень текста).
Первоклассники
знают огромное количество загадок
2
ЛИНГВИСТИКА КАК БАЗА МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Теоретические обобщения в области
фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию;
грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются
базой для методики обучения грамматике; на лексику, теорию текста и другие
дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они
составляют лингвистические основы методики обучения русскому языку.
Хорошо известно, что примерно до середины XIX века учили читать буквослагательным методом:
заучивали буквы, слоги (склады) и с большим трудом приходили к чтению слов —
вспомним, как учился читать Алеша Пешков. Постепенно по мере постижения
сущности русского языка стал меняться способ обучения. Если первичен звук, а
буква — лишь условный значок, его обозначающий, то и в обучении правильнее идти
от звука к букве. Так в методику пришел звуковой аналитико-синтети-ческий
метод, который действует и по сегодняшний день.
В русском языке нет однозначного
соответствия между звуками и буквами. Так, твердый и мягкий согласные звуки обозначаются
одной и той же буквой, но на их качество, твердость-мягкость, указывает
последующая буква (мол-моль-мёл). Следовательно, слоговой принцип
русской графики (или, как сегодня его иногда называют, позиционный) требует,
чтобы первоначальной единицей чтения был слог.
Слогообразующим элементом является гласный
звук, значит, знакомство с буквами должно начинаться с изучения букв гласных.
При этом, чтобы обеспечить полноценное усвоение принятого в русском языке
обозначения твердости-мягкости согласных, в число первых изучаемых гласных
должны попасть не только а, о, у, ы, э, но и е, ё, ю, и, я. Этот вопрос
авторами разных букварей решается по-разному. Правда, в науке о языке на многие
вопросы существуют различные точки зрения, и методика, руководствуясь
конкретными задачами обучения, в соответствии с их пониманием на данном этапе
должна выбрать ту из них, которая в большей мере соответствует этим задачам.
Например, в синтаксической науке предложение может характеризоваться
по-разному: по составу входящих в него членов, по выражаемому значению, по
участию в организации текста и т. д. Из всех названных подходов наиболее
устоявшийся в лингвистике — первый, поэтому он и был уже давно выбран
методикой. В соответствии с ним большое внимание в начальных классах
оказывается вопросу о главных и второстепенных членах предложения (наряду с
вопросом о грамотном оформлении предложения при письме).
Смена лингвистической концепции
обязательно сказывается на всей организации обучения: на его содержании, на
исполь-зуемых приемах работы, на видах упражнений. Убедительным примером тому
может служить постепенно происходящее обновление системы обучения орфографии.
Сегодня,
методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень — с сугубо
практического на научный-. Одним из важнейших источников, питающих этот
процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали активно развиваться
такие направления, как функциональная стилистика, культура речи, теория
текста. На границе двух наук — лингвистики и психологии — возникла даже новая
область знания, исследующая процессы порождения и восприятия речи,—
психолингвистика.
3
ПСИХОЛОГИЯ КАК БАЗА МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Второй составной частью основ методики
обучения русскому языку являются психология,. Особую роль, безусловно, играет
педагогическая психология — методика активно вбирает в себя все то, что
непосредственно связано с процессом обучения.
Так, основополагающей для методики
обучения русскому языку, как и для методики обучения математике,
природоведению и т. д., является концепция соотношения обучения и развития, закрепившаяся
в понятии «развивающее обучение». Выдвинутая Л. С. Выготским и разработанная
психологами его школы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В.
Давыдов и др.) иДея о том, что обучение, опираясь на достигнутый уровень
детского развития, должно опережать его, вести за собой, является принципиально
важной для решения как крупных, так и более частных методических вопросов.
Одним из распространенных речевых
упражнений традиционно является изложение. Важнейшим понятием, которое легло в
основу фундаментальной психологической концепции, разработанной А. Н.
Леонтьевым, является понятие деятельности. С позиций этой концепции, на
ее основе советскими психологами созданы теории, играющие принципиально важную
роль в развитии любой методики. Одной из них является теория учебной
деятельности.
Учиться ребенок может и в игре, и в труде,
и в непринужденном общении со взрослыми; учебный процесс не всегда
организуется «по законам» учебной деятельности, имеющей свое содержание и
определенную структуру. Мноюлетними исследованиями психологов под руководством
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова показано, что к формированию у ребенка
учебной деятельности (а это должен быть целенаправленный процесс) можно и
нужно приступать с самого начала школьного обучения. «Для нормального
пребывания в средней школе,— пишет В. В. Давыдов,— все дети должны иметь...
потребность в учении и умение учиться. задач, поставленных... перед начальным образованием.
Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших
школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых,
действительно прочные умения и навыки... формируются у детей при наличии у них
определенных теоретических знаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к
учению опирается на потребность, желание и умение учиться, которое возникает в
процессе реального выполнения учебной деятельности». (Давыдов.— 1986.—
С. 141).
В рамках теории учебной деятельности
сложилась теория поэтапного формирования умственных действий П. Я
Гальперина, она помогает управлять процессом познания ребенка, подсказывает те
этапы, по которым его нужно провести, чтобы обеспечить правильное, надежное
формирование полноценных умственных действий. Напомним эти этапы:
1. Предварительное знакомство с целью
действия, т. е. создание мотивов для формирования действия.2. Ориентировка в
том, как это действие должно быть выполнено, т).3. Выполнение действия в
материализованном виде, т. е. с помощью каких-то внешних «опор»: условных
знаков, моделей, таблиц, схем и т. д.
4. Выполнение действия во внешней
(громкой) речи.5. Выполнение действия с проговариванием про себя.6. Выполнение
действия без всевозможных внешних и внутренних «опор», в умственной форме.
ПЕДАГОГИКА КАК БАЗА МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Третьей составной частью основ методики
обучения русскому языку является педагогика.
изменения. В частности, наметился новый
подход к пониманию принципа наглядности.
Если раньше главной функцией наглядности
считалась иллюстративная, т. е. создание у учащихся конкретных чувственных
представлений, образов рассматриваемых предметов или явлений, то сегодня за
наглядностью закрепляется и другая функция: служить средством фиксации
выявляемых признаков языковых явлений, их связей и отношений, служить «внешней
опорой внутренних действий, совершаемых ребенком» (А. Н. Леонтьев). Таким
образом, речь идет о появлении у наглядности новых функций, т. е. о расширении
содержания принципа наглядности.
Важной
для развития методики школьного обучения явилась также разработка в дидактике
проблемы способов организации познавательной деятельности учащихся. Был
поставлен вопрос о том, что наряду с рецептивной и репродуктивной деятельностью
школьников (восприятием и воспроизведением материала) значительное место на
уроке должна занять продуктивная, поисковая или частично-поисковая
деятельность детей (см. работы М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского
и др
4
предмет и задачи методики преподавания
русского языка.
Методика преподавания русского языка стоит
в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку
опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и
развития учащихся.
Предметом изучения методики русского языка
является процесс овладения родным, языком в условиях обучения (овладение
речью, письмом, чтением, грамматикой и пр.). Методика русского языка призвана
изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения
систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке
. о задачах методики как прикладной науки,
выделяют следующие вопросы: 1) чему учить, 2) как учить, 3) почему так, а не
иначе.
Чему учить? Ответом на этот вопрос
является разработка содержания обучения — программ по русскому языку, создание
учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное
совершенствование.
Как учить? В соответствии с этим вопросом
разрабатывают методы обучеция, методические приемы, системы упражнений,
рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий,
последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. д.
П о ч е м у т а к, а не иначе? Здесь
подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование
выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.
Так, в наши дни в методике русского языка
исследуются возможности и пути обучения детей 6-летнего возраста, повышения
воспитательной эффективности и практической направленности обучения, применения
игры в процессе обучения, идет поиск таких методов и приемов,
Каждая ступень имеет свои особенности.
Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области языка в основном
на развитие речи детей.
методика н а ч а л ь н ого „о б у_ч е н и
я русскому языку имеет свои особенности. Во всех своих разделах (кроме развития
речи учащихся) она не может опереться, за редкими исключениями, на какой-то
фундамент, заложенный ранее. Этим обусловлено и само ее название — «методика
начального обучения». Назовем основные разделы методики:
Методика обучен и я г р а м о т е,
т. е.
элементарному чтению и письму. Методика чтения. Задача предмета
«Чтение» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей
навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения,
а также в приобщении их к художественной литературе.
Методика грамматики и орфографии. Она включает обучение письму и
каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических
навыков.
Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые
осознают язык, речь как предмет изучения — анализа и синтеза; овладевают
речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в
условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о
чем очень хочется сказать, что интересно; овладевают письменной речью, которая
отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и
морфологическими формами.
Методика развития речи должна обеспечить
дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и
связной речи устной и письменной.
Методика
русского языка, как и другие педагогические науки, затрагивает интересы
миллионов людей. Известно, сколько горя приносит «двойка» за диктант, за
сочинение.
5
Русский
язык как учебный предмет в начальных классах.
Необходимость глубокого изучения родного
языка в школе определяется его основными функ-циями: язык служит человеку,
во-первых, средст оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством,
обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством
выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).
Одна из важнейших задач методики русского
языка — определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности,
в начальных классах школы) как учебный предмет.
Содержание и линии занятнй по русскому
языку в начальных классах состоят:
1) в развитии устной и письменной речи
учащихся — в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с
наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;2) в обучении детей, пришедших в I класс, грамоте, т. е. элементарному правильному и
осознанному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений;
3) в изучении литературной нормы —
грамматической правильности орфографически и пунктуационно грамотного письма,
орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи; 4) в
изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в
формировании систем научных понятий по языку; 5) в приобщении школьников к
образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки
чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение,
в овладении читательскими умениями. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык» определено
программой — государственным документом, обязательным для выполнения; программа
указывает также требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Современная программа состоит из
вводной объяснительной записки и разделов «Обучение грамоте и развитие речи», «Чтение
и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи» с подразделами
«Внеклассное чтение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»,
«Чистописание». Без языка невозможно существование современного
общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения
непрерывно возрастает, и задача школы — сделать его (язык) наиболее
совершенным, тонким орудием общения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|