Шпаргалки по методике преподавания русского языка и литературы
Язык есть средство рационального, логического
познания; именно в языковых единицах и формах осуществляется обобщение в
процессе познания, абстрагирование, связывание понятий в суждениях и
умозаключениях. .Язык, речь неразрывно связаны с мышлением: овладевая языком,
развивая свою речь, школьник тем самым развивает свои мыслительные способности.
Значит, развитие речи — важнейшая задача
школы. Это во-первых. Во-вторых, речь не может развиваться в отрыве от
мышления, она должна быть содержательной и опираться на весь процесс познания
реального мира.
В методике находят конкретное приложение
все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего
характера обучения, принцип доступности, посильности и научности, принцип
систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности
знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и
активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и
дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Эти принципы
рассматриваются в совокупности. В последние годы методика русского языка все больше опирается и на
стилистику, особенно в решении таких вопросов, как целесообразность выбора
тех или иных слов, их форм, синтаксических конструкций в связной речи, в
разграничении языка устно-разговорного и письменно-книжного, «делового» и
художественного; в анализе, усвоении и использовании изобразительных средств
языка художественных произведений и т. п.
Методика
чтения опирается
также на теорию литературы: ведь учащиеся анализируют художественное
произведение, и хотя эта работа проходит без сообщения учащимся теоретических
сведений по литературоведению, методика чтения в начальных классах строится
на основе закономерностей создания литературного произведения и его
воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как
идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр,
изобразительные средства языка.
7
методика формирования
грамматических и словообразовательных понятий.
Сущность грам. понятий.
понятие представляет собой форму мышления, в которой отражаются
предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и
взаимосвязях.
В грамматическом понятии так же, как и в любом другом,
отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых явлений.
Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью
абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и
другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах. При формировании биологических и физических понятий в
качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и
предметы, признаки которых можно наблюдать, сравнивать, систематизировать и
обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения
существенных признаков, свойственных словам, Словосочетаниям, предложениям,
морфемам, лексемам, фонемам и т.п.
В начальных классах начинается работа над
формированием: 1) морфологических понятий «имя существительное», «имя прилагательное»,
«глагол», «предлог»; 2) синтаксических понятий «предложение»,
«подлежащее», «сказуемое», «словосочетание»; в) словообразовательных понятий
«корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова» и др.
Процесс работы над понятием.
В грамматических понятиях обобщены
существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над
усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного языкового
материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия.
Существенные признаки — это признаки отличительные, без которых того или иного
понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть).
Например, для окончания как морфемы
характерны два таких существенных признака:
1) окончание — изменяемая часть слова; 2) окончание
выполняет синтаксическую или формообразующую функцию. Но не только этими
признаками ограничивается характеристика данного понятия. Окончание имеет еще
ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые вотдельных словах могут быть,
а в других могут и отсутствовать. Процесс формирования языковых понятий условно
делится на четыре этапа.
1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных
признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от
лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что
является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся
овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование. 2. Обобщение
признаков и
установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных
связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и
синтезирования. 3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и
связей между ними. 4. Конкретизация грамматического
понятия на
новом языковом материале.
Условия обеспечивающие успешное
усвоение понятий.
методических условиях:1) активная умственная
деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы) 2)
целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к
слову и предложению; 3) осознание существенных и несущественных
признаков понятия; 4) включение нового понятия в систему ранее изученных; 5) раскрытие
сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; 6) наглядное
изучение понятия (таблицы, схемы)
Грамматические и
словообразовательные упражнения.
К аналитическим упражнениям относится грамматический
разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам
предложения (синтаксический).
9
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Задачи изучения и объем материала в каждом классе обусловливаются
особенностями имен существительных как языкового явления, а также возрастными
возможностями младших школьников. основные задачи:— формирование
грамматического понятия «имя существительное»;— формирование умения различать
по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без терминов);—
формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей,
клички животных, некоторые географические названия;— ознакомление с родом имен
существительных, употреблением ь в существительных женского рода с шипящими на
конце;— развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать
число;— выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных
(кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, -ье, а также кроме
творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой,
плащом, огурцом, перцем);— обогащение словаря учащихся новыми именами
существительными и развитие навыков точного их употребления в речи;— овладение
операциями анализа, сравнения слов и обобщения. Все задачи решаются во
взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше
внимания одной из задач. Имя существительное как часть речи характеризуется
определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим
для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со
стороны семантики существительные очень разнообразлы. Они могут обозначать
конкретные предметы (книга), живых существ (мальчик), явления
природы (ливень), события (война), качества (доброта), действия (ходьба),
состояние (сон) и т.д. Грамматические признаки имен
существительных: существительные бывают мужского, женского или среднего рода,
изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными и неодушевленными; в
предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже — в
роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и
падеже согласуется имя прилагательное, в числе — глагол (глагол прошедшего
времени — в роде и числе). последовательность работы над именами существительными по
классам. I класс (12 часов). Подготовительный этап работы совпадает с периодом
обучения грамоте и предшествует специальному изучению темы в I классе. Подготовка к осознанию понятия «имя
существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как
название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова
(каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение
классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц,
овощи, одежду и т.п.). Классификация слов по смысловому значению развивает
умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать.
Следующий этап (второе полугодие I класса) характеризуется специальной работой над
лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком
(отвечают на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Дети
учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих
на вопрос что? На данном этапе первоклассники поднимаются на ступень
обобщения.
// класс (28 часов). Во II классе углубляются и систематизируются знания
учащихся о лексическом значении имен существительных, об именах собственных и
нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных, дети
знакомятся с родом и числом.
3 класс (50 часов). Основная задача работы над
именами существительными в III классе — научить
сознательно использовать падежные формы существительных для выражения своих
мыслей и правильно писать падежные окончания.
Род имен существительных. Как отмечается в лингвистичес кой
литературе, у большинства существительных род определяете) по окончанию.
Пользоваться окончаниями для распознавания род; существительных младшим
школьникам трудно, так как в русско\ языке много слов с безударными окончаниями
(яблоко, полено) кроме того, у существительных разного рода могут быть
одинако вые окончания (рояль, тюль — мужской род, сирень, морковь -женский
род).
При подборе упражнений учитывается
возможность использования учащимися ориентиров: он, мой, она, моя, оно,
моё. На начальном этапе работы над родом существительных дети рассуждают
так: фамилия — она, моя, — значит, это существительное женского рода.
При изучении рода имен существительных необходимо использовать слова,
распознавание рода которых вызывает затруднения у детей и они допускают ошибки:
табель, мебель, мозоль, карамель, тюль, прорубь, калоша. Целесообразно
принести на урок толковый словарь и показать, как в случае затруднения с
помощью словаря можно узнать род существительного.
Во II классе в процессе знакомства с родом имен существительных специальное
внимание уделяется формированию навыка правописания окончаний. Особое внимание
уделяется существительным мужского и женского рода, которые оканчиваются на
шипящие (камыш, глушь). Число имен существительных. В процессе
работы над числом имен существительных во II классе у школьников формируются умения:
Склонение имен существительных. Падеж — категория синтаксическая,
так как выражает отношение существительного к другим членам предложения. Основная
работа над категориями падежа и склонения проводится в III классе. Эта работа условно делится на четыре этапа.
1-й этап (15 уроков) — понятие о
склонении как изменении окончаний имен
существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение
особенностей каждого из падежей.
На данном этаце учащиеся:— знакомятся с
названием падежей;— знакомятся с вопросами и предлогами каждого из падежей;—
учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями;— овладевают
последовательностью действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы
распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков.
В
результате изучения падежей учащиеся должны:
— уметь найти слово, от которого зависит
существительное, и поставить вопрос к существительному; — усвоить основные вопросы,
которые соответствуют разным падежам;
— знать предлоги, которые соединяются с
отдельными падежами; — разбираться в некоторых значениях
отдельных падежей.
2-й этап (6 уроков) — понятие о типах
склонений.
Существительные
распределяются По трем типам склонений. 3-й этап (29 уроков) — правописание
падежных окончаний имен существительных в единственном числе. После
общего ознакомления с тремя склонениями идет изучение отдельных склонений. 4-й
этап — склонение и правописание имен существительных во множественном
числе. Основные задачи данного этапа:
—
ознакомление с особенностями склонения имен существительных во множественном
числе (существительные во множественном числе не делятся на склонения); Грамматический
разбор на этом этапе требует от учащихся: 1) нахождения сходства и различий
в вопросах, в предлогах, которые употребляются с существительными в разных
падежах; 2) определения падежей, падежных окончаний и правильного их обозначения
на письме. В этом смысл обобщающего повторения всего, что учащиеся знают о
трех склонениях имен существительных.
10.
Тема «Состав слова» является для младших
школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают
из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого
абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем,
чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения. Эта тема
важна по
следующим причинам.
1.
Школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения
слов.2. Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова
создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям,
которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования и т.д.
Морфемный состав в качестве самостоятельной темы изучается во II классе. В III классе
задач таковы: 1) в процессе целенаправленных
упражнений добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки,
суффикса, окончания;-
2) вооружить детей умениями и навыками
анализа слов по составу: они должны уметь находить в слове определенную морфему,
подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и
суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов; 4) научить
школьников сознательно пользоваться правилами правописания безударных гласных,
звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; развивать орфографическую
зоркость; ознакомить 5) в процессе словообразовательных и
лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать
задачи развития связной речи.
Система изучения морфемного
состава слова. Система определяет:
1) место изучения морфемного состава в
общей системе изучения программного материала по русскому языку;2)
последовательность работы над понятиями корня, приставки, суффикса, окончания; 3)
взаимодействие между изучением морфемного состава слова и его лексического
значения;4) связь
работы над формированием навыков правописания морфем с усвоением основ знаний
из области словообразования и грамматики.
При построении системы в качестве ведущих
выступают следующие положения:
— все морфемы в слове взаимосвязаны; — значение
каждой морфемы раскрывается в составе слова; — изучение корня, приставки,
суффикса и окончания проводится во взаимодействии;
- сущность всех морфем раскрывается в
сопоставлении друг с другом;
— в отдельности каждая морфема изучается с
семантико-сло-
вообразовательной и орфографической
сторон. В системе выделяются четыре этапа:
1-й этап — пропедевтические (предварительные
подготовительные) словообразовательные наблюдения (I класс);
2-й этап — знакомство с особенностями
однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении (II класс);
3-й этап — изучение специфики и роли в языке
корня, приставок, суффиксов и окончаний; ознакомление с сущностью морфологического
принципа правописания; формирование навыка правописания корней и приставок (II класс);
4-й этап — углубление знаний о морфемном
составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи (III класс).
Задача
пропедевтической работы (I класс) состоит в подготовке учащихся к пониманию
семантической и структурной соотносимое™, которая существует в языке между
однокоренными словами. Специальному изучению морфемного состава слов предшествуют
наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава
При
выяснении происхождения названия предмета или его признака учащиеся подводятся
к установлению общности слов по смыслу и по составу
Содержание
подготовительных упражнений определяется целями, которые реализуются в
результате их выполнения. Цели могут быть следующими:
1)
исключить возможность смешения форм одного и того же слова с однокоренными
4) учить
детей вслушиваться, вдумываться и всматриваться в слово
слов,
имеющих омонимичные корни.
3)
воспитывать в детях привычку внимательно относиться к графической форм^ слова.
2)
предупреждать ошибки в результате смешивания синонимов с однокоренными словами
и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|