Шпаргалка по педагогике
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной
связью;
- обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной
деятельности;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях
виртуальной реальности;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации
и мн. др.
Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио -
и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона,
видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода
информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым
в ДО.
21. Педагогическое общение
Педагогическое общение – неотъемлемый элемент профессиональной
деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает
задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы
педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие
педагоги-практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако
их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом
смысле и личном опыте. Курс «Теория и практика педагогического общения»
адресован в первую очередь учителям, стремящимся основывать свою
профессиональную практику на реальных достижениях психолого-педагогических
науки и практики.
Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть
педагогического общения, его приемы и задачи. В рамках «традиционного» подхода
общение рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать
ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества.
Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников педагогического
общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба
подхода уязвимы для критики, ибо чреваты доведением до опасных крайностей – до
авторитарного диктата или либерального попустительства. Оптимальным
представляется комплексный подход, в рамках которого появляется возможность
по-настоящему эффективного решения педагогических задач с учетом
индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей учащихся.
24. Роль семьи и семейного воспитания
Начальной
структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья.
Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и
родителей. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется с рождением
детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании
заключены осн. ф-ции семьи.
Семья - это
социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека
понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,
любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое
"охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут
формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии
личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание - это система
воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами
родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система. На него
влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей,
материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни,
количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку.
Все это органично переплетается и в каждом каждом конкретном случае проявляется
по-разному. Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:
1. создать
максимальные условия для роста и развития ребенка;
2. стать
социально-экон-кой и психол. защитой ребенка;
3. передать опыт
создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
4. научить детей
полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и
помощь близким;
5. воспитать чувство
собственного достоинства, ценности собственного "я".
Семейное воспит.
имеет и свои принципы. Наиболее общие:
1. гуманность и
милосердие к растущему человеку;
2. вовлечение детей
в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
3. открытость и
доверительность отношений с детьми;
4. оптимистичность
взаимоотношений в семье;
5.
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6. оказание
посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов
есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение
физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники;
поморализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного
повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли:
детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и
с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного
воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое,
эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь
от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам
знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт
творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки;
наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в
семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь
воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и
милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят
послушание, но не все считают его добродетелью.
В ближайшие годы во
многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и
смерти, с уважением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и
традиционных обрядов.
Целью семейного
воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут
достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой
деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура
и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от
родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители -
первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо
утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше
влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию
присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это
личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение
личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор
идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
9. Аксиологические основания современной педагогики
Аксиологический метапринцип вытекает из философского учения
о ценностях - аксиологии. В последнее время "ценностный взгляд" на
мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно, что его можно
считать едва ли не доминирующим в тематике исследовательских проектов
гуманитарных наук. Это объясняется тем, что ценности в природе и реальном бытии
человека выступают в роли специфической призмы, преломляю-щей те или иные
социально-психологические процессы. В этой связи по системе ценностей и
ценностных ориентаций можно достаточно точно выявлять функциональную
направленность и соц-ную значимость любого общественного процесса как системы.
Отсюда вполне естественным является "приложение" аксиоло-гического
подхода и к изучению педагогических явлений и процессов, ибо, по мнению
современных ученых и практиков, ценности определяют сущность образования, в том
числе и воспитания человека. Именно ценности и формирование ценностного
отношения к Миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и
стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях
последнего, принадлежащих И. А. Зимней, В. А. Караковскому и др.
Ценность - это внутренне, эмоционально освоенный субъектом
ориентир его деятельности. В связи с этим воспитательный процесс
непосредственно связан с естественным (без давления и навязывания) введением
разнообразных аксиологических ориен-тиров в духовно-прагматическую систему
отношений человека к самому себе, другим людям, природе. При этом воспитатель
не просто "презентует" воспитанникам определенные ценности, но
создает условия для совместного с учениками открытия (понима-ния и переживания)
их, что является важнейшей психологической предпосылкой интериоризации их
воспитанниками.
Естественно, что содержательно категория ценности обусло-влена как
социально, так и исторически. В процессе становления человечества и отдельных
этносов менялся круг объектов отношения людей к окружающему их миру, к самим
себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореали-зации, и
одновременно с этим менялись и векторы отношения, определяющие ценности
общественного сознания. Однако, несомненно то, что ценностные приоритеты всегда
были связаны с человеком, смыслом его жизни и деятельности, протекающих в
определенном этнокультурном контексте. Так, в античные времена доминирующими
ценностями являлись истина, гармония, красота. В эпоху Возрождения в системе
ценностей стали доминировать гуманизм, счастье, свобода, добро. Общеизвестна,
например, специфическая "ценностная триада" общественного сознания
дореволюционной России: монархия, православие, народ.
Приоритетным для нашего общества и, естественно, для совре-менного
воспитания могут быть признаны такие ценности, как Человек, Жизнь, Семья,
Родина, Труд, Коллектив в самых разно-образных вариантах их
социально-психологических проявлений на гносеологическом, онтологическом и
практическом уровнях.
В этой связи актуальное моделирование аксиологической системы
возможно и на базе "межценностных" отношений. Например, сегодня все
чаще манифестируется такая производная от ведущих смысловых конструктов ценность,
как социальная мобильность, с формированием которой отдельные исследователи
связывают надежду на выход нашего общества из кризиса. Одновременно многие
педагоги обращаются к специфике нацио-нальных и общечеловеческих ценностей -
социальных, духовных и психологических, пытаясь наметить плодотворные пути и
отыскать соответствующие им механизмы эффективного формиро-вания у нынешних
школьников ценностных ориентаций. В этом случае воспитание программируется как
процесс, направленный на интериоризацию наиболее актуальных для современного
россиянина национальных и общечеловеческих ценностей.
В качестве точек согласия в определении ценностной основы
педагогики и воспитания в современных условиях следует считать ценностные ряды,
отмеченные в законах "Об образовании" РФ, Концепции воспитания
молодежи Брянской области.
Аксиологическим ядром в этих документах являются такие ценности,
как Родина, неразрывно связанная с патриотизмом - любовью и уважением к
Отечеству, гордостью за свою страну и свой народ, ответственностью перед
нынешними и будущими поколениями соотечественников; коллектив,
выражающаяся в сочетании личных интересов с общественными, во взаимной
поддержке и помощи, обязательности и ответственности; труд, определяющая
отношение к труду как необходимому способу самореализации человека и
проявляющаяся в понимании значимости труда, уважении к людям труда, бережном
использовании продуктов труда, исполнительности и инициативе; гуманизм
как признание человека высшей ценностью, что связано с проявлением доброты,
отзывчивости, понимания, милосердия; природа, содержащая мощный духовный
и материальный потенциал,- условие, источник и среда жизни человека; здоровье
как процесс сохранения и развития биопсихосоциальных функций человека,
создающий основы оптимальной трудоспособности и социальной активности. Таким
образом, можно утверждать, что аксиологический метапринцип как
философско-педагогическая стратегия может являться фундаментальным основанием
современной педагогики.
Введение аксиологического подхода в изучение педагогических явлений
изменяет философские основы современной педагогики. Устоявшиеся
методологические основы, на которых строится теория и практика педагогического
процесса, не могут дать достаточно мощного толчка в развитии современной педагогической
науки. Внешнее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались
учеными и практиками давно. Потребовалось понять, чего недостает педагогической
науке, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и
интеллектуального потенциала нации, какие изменения следует произвести, чтобы
создать условия для самоопределения человека в системе социальных и
профессиональных ценностей.
Аксиологический подход, основные, аксиологические прин-ципы, гуманизация
образования как основа аксиологического подхода помогают вывести на высокий
уровень развития педагогику и связанные с ней науки, что позволит строить
прогнозы развития и модели желаемого состояния образования. Аксиологический
подход как одно из оснований современной педагогики изменяет теорию и практику
образования в соответ-ствии с объективными требованиями социального прогресса,
требованиями гуманизации российского общества в целом.
Контрольные вопросы
по Педагогике:
1. Педагогика как
наука
2. Воспитание
3. Понятийный аппарат
педагогики
4. Связь педагогики с
др. науками
5. Структура
педагогической науки. Её ведущие отрасли
7. Источники и факторы
развития личности
9. Аксиологические
основания современной педагогики
10. Цель и задачи
воспитания
14. Педагогика самовоспитания
15. Педагогика
перевоспитания
17. Сущность,
закономерности и принципы обучения
19. Формы организации
обучения. Методы и средства
21. Педагогическое
общение
24. Роль семьи и
семейного воспитания
25. Содержание
семейного воспитания
Страницы: 1, 2, 3, 4
|