бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалка по педагогике бесплатно рефераты

     - контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; 

     - обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности; 

     - моделировать и имитировать процессы и явления; 

     - проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности; 

     - повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и мн. др. 

     Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

     Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

     Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Педагогическое общение

 

     Педагогическое общение – неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги-практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте. Курс «Теория и практика педагогического общения» адресован в первую очередь учителям, стремящимся основывать свою профессиональную практику на реальных достижениях психолого-педагогических науки и практики.

     Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть педагогического общения, его приемы и задачи. В рамках «традиционного» подхода общение рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества. Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников педагогического общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба подхода уязвимы для критики, ибо чреваты доведением до опасных крайностей – до авторитарного диктата или либерального попустительства. Оптимальным представляется комплексный подход, в рамках которого появляется возможность по-настоящему эффективного решения педагогических задач с учетом индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей учащихся.





24. Роль семьи и семейного воспитания


     Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены осн. ф-ции семьи.

     Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

     Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом каждом конкретном случае проявляется по-разному. Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

     1. создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

     2. стать социально-экон-кой и психол. защитой ребенка;

     3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

     4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

     5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я".

     Семейное воспит. имеет и свои принципы. Наиболее общие:

     1. гуманность и милосердие к растущему человеку;

     2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

     3. открытость и доверительность отношений с детьми;

     4. оптимистичность взаимоотношений в семье;

     5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

     6. оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

     Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; поморализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

     Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

     Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

     В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.

     Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.



































9. Аксиологические основания современной педагогики


     Аксиологический метапринцип вытекает из философского учения о ценностях - аксиологии. В последнее время "ценностный взгляд" на мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно, что его можно считать едва ли не доминирующим в тематике исследовательских проектов гуманитарных наук. Это объясняется тем, что ценности в природе и реальном бытии человека выступают в роли специфической призмы, преломляю-щей те или иные социально-психологические процессы. В этой связи по системе ценностей и ценностных ориентаций можно достаточно точно выявлять функциональную направленность и соц-ную значимость любого общественного процесса как системы.

     Отсюда вполне естественным является "приложение" аксиоло-гического подхода и к изучению педагогических явлений и процессов, ибо, по мнению современных ученых и практиков, ценности определяют сущность образования, в том числе и воспитания человека. Именно ценности и формирование ценностного отношения к Миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях последнего, принадлежащих И. А. Зимней, В. А. Караковскому и др.

     Ценность - это внутренне, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. В связи с этим воспитательный процесс непосредственно связан с естественным (без давления и навязывания) введением разнообразных аксиологических ориен-тиров в духовно-прагматическую систему отношений человека к самому себе, другим людям, природе. При этом воспитатель не просто "презентует" воспитанникам определенные ценности, но создает условия для совместного с учениками открытия (понима-ния и переживания) их, что является важнейшей психологической предпосылкой интериоризации их воспитанниками.

     Естественно, что содержательно категория ценности обусло-влена как социально, так и исторически. В процессе становления человечества и отдельных этносов менялся круг объектов отношения людей к окружающему их миру, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореали-зации, и одновременно с этим менялись и векторы отношения, определяющие ценности общественного сознания. Однако, несомненно то, что ценностные приоритеты всегда были связаны с человеком, смыслом его жизни и деятельности, протекающих в определенном этнокультурном контексте. Так, в античные времена доминирующими ценностями являлись истина, гармония, красота. В эпоху Возрождения в системе ценностей стали доминировать гуманизм, счастье, свобода, добро. Общеизвестна, например, специфическая "ценностная триада" общественного сознания дореволюционной России: монархия, православие, народ.

     Приоритетным для нашего общества и, естественно, для совре-менного воспитания могут быть признаны такие ценности, как Человек, Жизнь, Семья, Родина, Труд, Коллектив в самых разно-образных вариантах их социально-психологических проявлений на гносеологическом, онтологическом и практическом уровнях.

     В этой связи актуальное моделирование аксиологической системы возможно и на базе "межценностных" отношений. Например, сегодня все чаще манифестируется такая производная от ведущих смысловых конструктов ценность, как социальная мобильность, с формированием которой отдельные исследователи связывают надежду на выход нашего общества из кризиса. Одновременно многие педагоги обращаются к специфике нацио-нальных и общечеловеческих ценностей - социальных, духовных и психологических, пытаясь наметить плодотворные пути и отыскать соответствующие им механизмы эффективного формиро-вания у нынешних школьников ценностных ориентаций. В этом случае воспитание программируется как процесс, направленный на интериоризацию наиболее актуальных для современного россиянина национальных и общечеловеческих ценностей.

     В качестве точек согласия в определении ценностной основы педагогики и воспитания в современных условиях следует считать ценностные ряды, отмеченные в законах "Об образовании" РФ, Концепции воспитания молодежи Брянской области.

     Аксиологическим ядром в этих документах являются такие ценности, как Родина, неразрывно связанная с патриотизмом - любовью и уважением к Отечеству, гордостью за свою страну и свой народ, ответственностью перед нынешними и будущими поколениями соотечественников; коллектив, выражающаяся в сочетании личных интересов с общественными, во взаимной поддержке и помощи, обязательности и ответственности; труд, определяющая отношение к труду как необходимому способу самореализации человека и проявляющаяся в понимании значимости труда, уважении к людям труда, бережном использовании продуктов труда, исполнительности и инициативе; гуманизм как признание человека высшей ценностью, что связано с проявлением доброты, отзывчивости, понимания, милосердия; природа, содержащая мощный духовный и материальный потенциал,- условие, источник и среда жизни человека; здоровье как процесс сохранения и развития биопсихосоциальных функций человека, создающий основы оптимальной трудоспособности и социальной активности. Таким образом, можно утверждать, что аксиологический метапринцип как философско-педагогическая стратегия может являться фундаментальным основанием современной педагогики.

     Введение аксиологического подхода в изучение педагогических явлений изменяет философские основы современной педагогики. Устоявшиеся методологические основы, на которых строится теория и практика педагогического процесса, не могут дать достаточно мощного толчка в развитии современной педагогической науки. Внешнее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались учеными и практиками давно. Потребовалось понять, чего недостает педагогической науке, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, какие изменения следует произвести, чтобы создать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.

     Аксиологический подход, основные, аксиологические прин-ципы, гуманизация образования как основа аксиологического подхода помогают вывести на высокий уровень развития педагогику и связанные с ней науки, что позволит строить прогнозы развития и модели желаемого состояния образования. Аксиологический подход как одно из оснований современной педагогики изменяет теорию и практику образования в соответ-ствии с объективными требованиями социального прогресса, требованиями гуманизации российского общества в целом.


    





Контрольные вопросы по Педагогике:

1. Педагогика как наука

2. Воспитание

3. Понятийный аппарат педагогики

4. Связь педагогики с др. науками

5. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли

7. Источники и факторы развития личности

9. Аксиологические основания современной педагогики

10. Цель и задачи воспитания

14. Педагогика самовоспитания

15. Педагогика перевоспитания

17. Сущность, закономерности и принципы обучения

19. Формы организации обучения. Методы и средства

21. Педагогическое общение

24. Роль семьи и семейного воспитания

25. Содержание семейного воспитания































    





Страницы: 1, 2, 3, 4