бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Шпаргалка по педагогике бесплатно рефераты

Шпаргалка по педагогике

1. Педагогика как наука


     Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания. Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

     Педагогика:

     · как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогно-зирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

     · наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспи-танием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

     · наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

     По происхождению термин педагогика в дословном переводе - детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспи-тание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

     Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

     Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман).

     Основными функциями педагогики как науки являются: описательная, объяснительная, преобразовательная, прогности-ческая, воспитательная.

 

 

 

2. Воспитание

 

     Воспитание - есть  один  из  факторов  формирования  лич-ности. Оно  заключается  в  том, что  люди  хотят  теми  или  иными  средствами  достигнуть  определённой  цели – развивать  и  образовывать у воспитанника опред. качества. Качественное  своеобразие  воспитания, в  отличие  от  других  факторов  формирования  личности, состоит  в  том, что  воспитатель  сознательно  ставит  определённую  цель  и, стремясь  достигнуть  этой  цели, находит  средства, ведущие  к  её  осуществлению. Таким  образом, воспитание  есть  такое  общественное  отношение, в  котором  одни  люди  воздействуют  на  других  в  целях  направленного  формирования  личности. Там, где  есть  воспитание, учитываются  движущие  силы  развития, возрастные, типологические  и  индивидуальные  особенности  воспитуемых. Там, где  есть  воспитание, на  полную  мощность  используются  положительные  и  ослабляются  отрицательные  влияния  микро-среды. Там, где  есть  воспитание, человек  раньше  оказывается  способным  к  самовоспитанию. Процесс  воспитания  направлен  на  формирование  социально  важных  качеств  личности, на  создание  и  расширение  круга  её  отношений  к  окружающему  миру – к  обществу, к  людям,  к  самому  себе. Чем  шире, разнообразнее  и  глубже  система  отношений  личности  к  разл.  сторонам  жизни, тем  богаче  её  собственный  духовный  мир.

     Воспитание (как общественное явление) - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осущест-вляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений

     Педагогический процесс - способ организации воспитатель-ных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педаго-гический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. Исследование педагогического процесса - основа педагогики. В соответствии с педагог. процессом соз-даются методы, методики, приемы педагогической деятельности.







3. Понятийный аппарат педагогики


     Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен, но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности - процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

     Личность - социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания. Соотношение: человек - биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность - неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

     Формирование личности - процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

     Развитие - объективный процесс внутренних последователь-ных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реали-зацию его жизненного потенциала, сущности и назначения. Дви-жущие силы развития: внутренние противоречия между возмож-ностями личности и ее потребностями, внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества. Факто-ры развития: внутренние (наследственный генотип, психо-физиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

     Воспитание - передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

     Образование - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности. Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.  Образование

· формирование образа мыслей, действий человека в обществе.

· процесс усвоения знаний, умений, навыков.

     Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

     Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

     Самообучение - процесс непосредственного получения челове-ком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

     Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

     Просвещение - распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

     Система образования - существует общее и специальное образование. Общее - начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное - среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

 

 

 

 

 

 

 

4. Связь педагогики


     Связь педагогики с другими науками о человеке. Явление воспитания было присуще человечеству на самых ранних этапах развития. Чел. всегда ставил перед собой задачу передачи накопленного соц-го опыта последующему поколению. В первобытных обществах этот опыт был ограничен и усваивался непосредственно в жизнедеятельности (опыт добывания пищи, и т.д.). Но по мере по мере развития и обогащения человеческих знаний возникла необходимость специального обучения и воспитания, потребовались институты, для передачи накопленного опыта. Такие социальные институты известны из истории Древней Греции и Рима. Именно в Греции впервые и возник термин «педагогика» - дословный перевод которого означает – «детовождение» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. В совр. понимании «педагогика» имеет два значения. Первое – это область научного знания, наука; второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Любая наука имеет свой предмет - область действит-ти, которую она исследует. При опред-нии предмета педагогики нет единства во мнениях.

     Некоторые считают, что предметом ее – является передача социального опыта от старшего поколения к младшему. Другие критикуют данный подход за то, что он выглядит обобщенным (рамочным) и не включает в себя, что именно должен принять воспитанник. В последние десятилетия ученые приходят к пониманию предмета педагогики как процесса формирования личности, т.е. предмет выходит за рамки простой передачи социального опыта. Личность характеризуется наличием сознания и самосознания, целостности, индивидуальности, автономности. Педагогика как наука стремится к изучению и пониманию процессов формирования личности, она пытается вмешаться в этот процесс, определить вектор и направление развития.

     На человека воздействует множество факторов, среди которых выделяют как специально и целенаправленно воздействующие (воспитывающие), так и не специально воздействующие (сознательное и бессознательное воздействие).

     Педагогика в этом смысле делится на:

     Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой, этикой, психологией, анатомией и физиологией человека. Долгое время педагогическое знание формировалось и существовало в лоне философии. В 17 веке педагогика оформилась как самостоятельная наука, но связи с философией не были утрачены, педагогика получила фундаментальную базу для своего дальнейшего развития.

     В тесных взаимоотношениях педагогика находится с психоло-гией, которая вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

     Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает физиология, составляю-щая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условно рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

     Новые, дополнительные возможности перед педагогикой открывает быстроразвивающаяся область знания - кибернетика, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.

     Итак, педагогика – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

     Связь педагогической науки с другими науками. Исследова-ние многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

     Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разра-батывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целе-направленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.).

     О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетель-ствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.  Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

   Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

     Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятель-ности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать разви-вающие, обучающие технологии; инструментарий, способствую-щий оптимальному развитию личности.  Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы социали-зации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориента-цией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функцио-нирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологи-ческой науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.

     Исходное значение для педагогической науки имеет философ-ское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредован-но, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависи-мости, развития и его движущие силы и др. способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.  Новые, дополнительные возможности для исследо-вания процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.  

     Аксиология – Теория ценностей. Ценностей теория, аксио-логия, философское учение о природе ценностей, их месте в реаль-ности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. теория ценностей; исследование обобще-нных устойчивых представлений: - о предпочитаемых материаль-ных и духовных благах; - о стремлении достичь более высокого социального положения в обществе. греч.Axia - ценность + Logos – учение.






5. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли

 

     Педагогика имеет сложную структуру. С развитием педагогики выделяются все новые ее отрасли. В структуре педагогики выделяют: общую педагогику, историю образования и педагогической мысли, теорию и методику воспитания, дидактику (теорию обучения), частные дидактики, возрастную педагогику, специальную, коррекционную педагогику, педагогический менеджмент и др.

     Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен,   но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности – процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

     Личность - социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4