Шпаргалка по педагогике
Шпаргалка по педагогике
1. Педагогика как наука
Наука- сфера человеческой
деятельности, результатом которой являются новые знания. Педагогика
становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания
личности.
Педагогика:
· как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе
описания, анализа, организации, проектирования и прогно-зирования путей
совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных
педагогических систем.
· наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе
взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспи-танием,
самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
· наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах
обучения и воспитания человека.
По происхождению термин педагогика в дословном переводе -
детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспи-тание были
аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект
педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе
воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в
семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных
и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман).
Основными функциями педагогики как науки являются:
описательная, объяснительная, преобразовательная, прогности-ческая,
воспитательная.
2. Воспитание
Воспитание - есть один из факторов
формирования лич-ности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или
иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать
у воспитанника опред. качества. Качественное своеобразие воспитания, в
отличие от других факторов формирования личности, состоит в том, что
воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть
этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом,
воспитание есть такое общественное отношение, в котором одни люди
воздействуют на других в целях направленного формирования личности. Там,
где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные,
типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть
воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются
отрицательные влияния микро-среды. Там, где есть воспитание, человек
раньше оказывается способным к самовоспитанию. Процесс воспитания
направлен на формирование социально важных качеств личности, на
создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к
обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже
система отношений личности к разл. сторонам жизни, тем богаче её собственный
духовный мир.
Воспитание (как общественное
явление) -
сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым
поколениям общественно-исторического опыта, осущест-вляемый всеми социальными
институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и
культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и
направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность
поколений
Педагогический процесс - способ организации воспитатель-ных
отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних
факторов развития участников. Педаго-гический процесс - процесс обучения и
воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях
конкретной педагогической системы. Исследование педагогического процесса -
основа педагогики. В соответствии с педагог. процессом соз-даются методы,
методики, приемы педагогической деятельности.
3. Понятийный аппарат педагогики
Три фундаментальных понятия
педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен,
но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование
личности - процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.
Личность - социальная сущность человека,
приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении
необходимого уровня активности и самосознания. Соотношение: человек -
биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность
- неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной
сущности.
Формирование личности - процесс становления личности в
результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного
воспитания и собственной активности личности.
Развитие - объективный процесс внутренних
последователь-ных количественных и качественных изменений физических,
психических и духовных сил человека, обеспечивающих реали-зацию его жизненного
потенциала, сущности и назначения. Дви-жущие силы развития: внутренние
противоречия между возмож-ностями личности и ее потребностями, внешние
противоречия между возможностями личности и требованиями общества. Факто-ры
развития: внутренние (наследственный генотип, психо-физиологические свойства),
внешние (воспитание, среда).
Воспитание - передача исторического и культурного
опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность
отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством
воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс
усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных
факторов, обеспечивающих развитие.
Образование - культура личности, процесс
приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности,
права, экономики. Образование - это основа развития личности. Гессен Сергей
Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче
того культурного содержания, которое составляет особенность поколения
образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно
могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Становление
творческой личности по Гессену как основная цель образования. Образование
· формирование образа мыслей,
действий человека в обществе.
· процесс усвоения знаний,
умений, навыков.
Самообразование - система внутренней самоорганизации
по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Обучение - двусторонний процесс учения и
преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов
познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание
- руководство педагогическим процессом познавательной и учебной
деятельности ребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себя управление
деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.
Самообучение - процесс непосредственного
получения челове-ком опыта поколений посредством собственных устремлений и им
самим выбранных средств.
Содержание образования - система знаний, умений и
навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования
личности человека.
Просвещение - распространение научных знаний
о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде
распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства,
педагогики и психологии).
Система образования - существует общее и специальное
образование. Общее - начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые
каждому). Специальное - среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки,
необходимые для определенной профессии).
4. Связь педагогики
Связь педагогики с другими науками о человеке. Явление
воспитания было присуще человечеству на самых ранних этапах развития. Чел.
всегда ставил перед собой задачу передачи накопленного соц-го опыта
последующему поколению. В первобытных обществах этот опыт был ограничен и
усваивался непосредственно в жизнедеятельности (опыт добывания пищи, и т.д.).
Но по мере по мере развития и обогащения человеческих знаний возникла
необходимость специального обучения и воспитания, потребовались институты, для
передачи накопленного опыта. Такие социальные институты известны из истории
Древней Греции и Рима. Именно в Греции впервые и возник термин «педагогика» -
дословный перевод которого означает – «детовождение» в смысле искусства «вести
ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное
развитие. В совр. понимании «педагогика» имеет два значения. Первое – это область
научного знания, наука; второе – область практической деятельности, ремесло,
искусство. Любая наука имеет свой предмет - область действит-ти, которую она исследует.
При опред-нии предмета педагогики нет единства во мнениях.
Некоторые считают, что предметом ее – является передача
социального опыта от старшего поколения к младшему. Другие критикуют данный
подход за то, что он выглядит обобщенным (рамочным) и не включает в себя, что
именно должен принять воспитанник. В последние десятилетия ученые приходят к
пониманию предмета педагогики как процесса формирования личности, т.е. предмет
выходит за рамки простой передачи социального опыта. Личность характеризуется
наличием сознания и самосознания, целостности, индивидуальности, автономности.
Педагогика как наука стремится к изучению и пониманию процессов формирования
личности, она пытается вмешаться в этот процесс, определить вектор и
направление развития.
На человека воздействует множество факторов, среди
которых выделяют как специально и целенаправленно воздействующие
(воспитывающие), так и не специально воздействующие (сознательное и
бессознательное воздействие).
Педагогика в этом смысле делится на:
Процесс разностороннего взаимопроникновения наук,
развитие комплексного изучения педагогических явлений требуют органической
связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и
совершенствуя свои связи с философией, социологией, математикой, кибернетикой,
этикой, психологией, анатомией и физиологией человека. Долгое время
педагогическое знание формировалось и существовало в лоне философии. В 17 веке
педагогика оформилась как самостоятельная наука, но связи с философией не были
утрачены, педагогика получила фундаментальную базу для своего дальнейшего
развития.
В тесных взаимоотношениях педагогика находится с
психоло-гией, которая вскрывает закономерности психического развития людей
в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и
воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Исключительно ценными знаниями о природе физического
развития человека, педагогику вооружает физиология, составляю-щая
естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условно рефлекторной
деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые
происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с
формированием умений, навыков и привычек.
Новые, дополнительные возможности перед педагогикой
открывает быстроразвивающаяся область знания - кибернетика, которая раскрыла
наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами.
Итак, педагогика – это сгусток многовекового
опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это
результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически
развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном
случае избирать оптимальные педагогические решения.
Связь
педагогической науки с другими науками. Исследова-ние многих педагогических
проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что
в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.
Органичными связями
педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов
связи между ними. Главный из них - предмет исследования этих наук. Психология
изучает законы развития психики человека, педагогика разра-батывает законы
управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть
не что иное, как целе-направленное развитие психики (мышления, деятельности).
Следующий важный момент - общность методов исследований педагогики и
психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат
решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение,
психологические тесты, психологические анкеты и др.).
О наличии взаимосвязи
педагогики и психологии свидетель-ствуют и базовые понятия психологии,
которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более
точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают
выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах. Как научная
дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления,
описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты
педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик
(тестов, анкет и т.д.).
Своеобразным мостом
между педагогической и психологической науками выступает педагогическая и
возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности,
психология управления педагогическими системами и многих психологических
исследований других областей образования.
Педагогика тесно
связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и
психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятель-ности
организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание
закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет
педагогике конструировать разви-вающие, обучающие технологии; инструментарий,
способствую-щий оптимальному развитию личности. Данные социологии содействуют
более глубокому осмыслению проблемы социали-зации личности. Результаты
социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем,
связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориента-цией, и
многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее
составляющих, о процессах функцио-нирования и развития общества, социология в
область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает
проблемы образования и воспитания. В структуре социологи-ческой науки
плодотворно развиваются такие направления, как социология образования,
социология воспитания, социология студенчества и т.д.
Исходное значение
для педагогической науки имеет философ-ское знание. Оно является базой
для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития
педагогического знания. Теория познания позволяет опосредован-но, благодаря
общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности
и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности,
общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависи-мости,
развития и его движущие силы и др. способствуют развитию исследовательского
педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена
образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие
получает одно из философских направлений - философия образования. Новые,
дополнительные возможности для исследо-вания процессов воспитания и обучения
открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая
наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным
процессом.
Аксиология – Теория ценностей. Ценностей теория, аксио-логия,
философское учение о природе ценностей, их месте в реаль-ности и о
структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой,
социальными и культурными факторами и структурой личности. теория ценностей; исследование обобще-нных устойчивых
представлений: - о предпочитаемых материаль-ных и духовных благах; - о
стремлении достичь более высокого социального положения в обществе. греч.Axia -
ценность + Logos – учение.
5. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли
Педагогика имеет сложную структуру. С развитием
педагогики выделяются все новые ее отрасли. В структуре педагогики выделяют:
общую педагогику, историю образования и педагогической мысли, теорию и методику
воспитания, дидактику (теорию обучения), частные дидактики, возрастную
педагогику, специальную, коррекционную педагогику, педагогический менеджмент и
др.
Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и
образование. Вопрос их соотношения спорен, но исторически воспитание включает
в себя обучение и образование. Формирование личности – процесс развития,
становления в конкретных условиях жизни общества.
Личность - социальная сущность
человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в
достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|