бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Самооценка младших школьников бесплатно рефераты

По итогам данной методики можно сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2 человек – средняя       ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.


Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.

Детям раздали бланки, которые содержат 5 заданий ( 5 субтестов).

На выполнение детям давалось 25 минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.

Полученные результаты представлены в следующей таблице:

 

ТАБЛИЦА№2

Выявление эмоционального уровня самооценки

 

Ф.И.

Уровень самооценки

Отношение с близкими людьми

Социальная заинтересованность

Индивидуализация

Стас К.

Средняя

Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Вероника А.

Высокая

Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Женя П.

Низкая

Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки; оказывает давление на брата, друзей и учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Артем Ч.

Средняя

Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Юнус С.

Низкая

Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Настя К.

Низкая

Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Паша Д.

Средняя

Допускает давление матери и отца;Оказывает давление на баб.,дед., друзей,учителя

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Саша Р.

Низкая

Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; оказывает давление на учителя, отца.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Керим С.

Средняя

Допускает давление брата, матери, отца, баб.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Влад М.

Низкая

Допускает давление брата, матери, отца, друзей.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Аня М.

Низкая

Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Марат Б.

Средняя

Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на мать.

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Олег К.

Низкая

Допускает давление баб., матери, отца, друзей, учителя.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Максим К.

Высокая

Допускает давление матери и отца

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Юра Н.

средняя

Допускает давление отца, матери, брата, баб., учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Вика К.

средняя

Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца; Оказывает давление на друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Считает себя уникальным

Коля К.

средняя

Допускает давление учителя, баб.,матери., отца, друзей

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Лейсан К.

средняя

Допускает давление сестры, отца, матери, учителя; Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата.

Заинтересован в соц.контактах.

Признает сходство с другими

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а вот 39% считают себя уникальными.


         В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Учащиеся с высоким уровнем самооценки :

1.                                         Вероника А.

2.                                         Максим К.


Учащиеся с низким уровнем самооценки:

1.                 Женя П.

2.                 Настя К.

3.                 Юнус С.

4.                 Саша Р.

5.                 Влад М.

6.                 Аня М.

7.                 Олег К.

Были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу;

Учить слушать других;

Воспитывать чувство сопереживания;

Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;

Аргументировать оценки.


Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

Не предъявлять к ребенку завышенных требований;

Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;

Вовлекать учащихся в коллективную работу;

При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;

Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Заключение

 

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:

Когнитивный;

Оценочный;

Поведенческий;


Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами , влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

В опытно- практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №967 с использованием следующих методик:

1.Методика, направленная на выявление количественного уровня самооценки.

2.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

3.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).

Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

Список литературы

 

1.                    Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,1991.

2.                    Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.

3.                    Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.

4.                    Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

5.                    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

6.                    Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986.

7.                    Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.

8.                    Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. М., 1973.

9.                    Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

10.                 Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.

11.                 Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.

12.                 Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

13.                 Мерлин В.С. очерк психологии личности. Пермь, 1959.

14.                 Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.

15.                 Мудрость воспитания /  Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.- 288с.

16.                 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.

17.                 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.

18.                 Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.

19.                 Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.

20.                 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

21.                 Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.

22.                 Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.

23.                 Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.

24.                 Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960.

25.                 Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.

26.                 Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. – Воронеж, 1998.

27.                 Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.

28.                 Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.

29.                 Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

30.                 Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5