Самооценка младших школьников
По итогам данной методики можно
сделать вывод, что у 16 человек завышенная самооценка, что составляет 89%, у 2
человек – средняя ( 11%). Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Следующая методика направлена на
определение эмоционального уровня самооценки.
Детям раздали бланки, которые
содержат 5 заданий ( 5 субтестов).
На выполнение детям давалось 25
минут. Исследование проводилось в спокойной обстановке.
Полученные результаты представлены в
следующей таблице:
ТАБЛИЦА№2
Выявление
эмоционального уровня самооценки
Ф.И.
|
Уровень самооценки
|
Отношение с близкими людьми
|
Социальная
заинтересованность
|
Индивидуализация
|
Стас К.
|
Средняя
|
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает
давление бабушку, друзей и учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Вероника А.
|
Высокая
|
Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление
на бабушку, брата и сестру.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Женя П.
|
Низкая
|
Допускает давление мамы,отца, дедушки и бабушки;
оказывает давление на брата, друзей и учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Артем Ч.
|
Средняя
|
Допускает давление отца, матери, бабу., дед., друзей.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Юнус С.
|
Низкая
|
Допускает давление бабуш., матери, отца,брата.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Настя К.
|
Низкая
|
Допускает давление друзей, сестры, матери, учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Паша Д.
|
Средняя
|
Допускает давление матери и отца;Оказывает давление
на баб.,дед., друзей,учителя
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Саша Р.
|
Низкая
|
Допускает давление брата,баб., матери., сестры.,
друзей; оказывает давление на учителя, отца.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Керим С.
|
Средняя
|
Допускает давление брата, матери, отца, баб.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Влад М.
|
Низкая
|
Допускает давление брата, матери, отца, друзей.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Аня М.
|
Низкая
|
Допускает давление учителя, баб., матери, друзей, отца;
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Марат Б.
|
Средняя
|
Допускает давление отца , брата. Оказывает влияние на
мать.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Олег К.
|
Низкая
|
Допускает давление баб., матери, отца, друзей,
учителя.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Максим К.
|
Высокая
|
Допускает давление матери и отца
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Юра Н.
|
средняя
|
Допускает давление отца, матери, брата, баб.,
учителя. Оказывает влияние на друзей и дед.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Вика К.
|
средняя
|
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери,
отца; Оказывает давление на друзей
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Считает себя уникальным
|
Коля К.
|
средняя
|
Допускает давление учителя, баб.,матери., отца,
друзей
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Лейсан К.
|
средняя
|
Допускает давление сестры, отца, матери, учителя;
Оказывает давление на баб., дед., друзей, брата.
|
Заинтересован в соц.контактах.
|
Признает сходство с другими
|
Анализируя полученные результаты,
можно сделать следующий вывод: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у
9-средний и у 7- низкий. То есть согласно данной методике высокий уровень
самооценки лишь у 12%, средний – 50%, а низкий у 38% учащихся. Так же можно
сказать что 61% учащихся во 2 «Б» классе признает свое сходство с другими, а
вот 39% считают себя уникальными.
В учебной деятельности
учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки
и группу детей с низким уровнем самооценки.
Учащиеся с высоким уровнем самооценки
:
1.
Вероника А.
2.
Максим К.
Учащиеся с низким уровнем самооценки:
1.
Женя П.
2.
Настя К.
3.
Юнус С.
4.
Саша Р.
5.
Влад М.
6.
Аня М.
7.
Олег К.
Были разработаны рекомендации учителю
по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассных
мероприятий включать учащихся в групповую работу;
Учить слушать других;
Воспитывать чувство сопереживания;
Оценивая работы, показывать как
положительные, так и отрицательные моменты;
Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с
детьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребенку завышенных
требований;
Не использовать слова, унижающий
достоинство человека, т.е. оценивать результат деятельности, а не личность;
Вовлекать учащихся в коллективную
работу;
При организации внеклассных
мероприятий назначать учащихся на ответственные должности;
Предлагать в учебной деятельности
задания творческого характера.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую
литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности
является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я-
концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой
себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами , влияющими на
формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные
воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
В опытно- практической работе
проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №967 с
использованием следующих методик:
1.Методика, направленная на выявление
количественного уровня самооценки.
2.Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн.
3.Методика, направленная на
определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18
учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и
у 7- низкий.
Высокий уровень самооценки является
возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.
Так как учебная деятельность является
важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать
индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
Список
литературы
1.
Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем
деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,1991.
2.
Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
3.
Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки,
журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
4.
Бернс Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6.
Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., Знание, 1986.
7.
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988.
8.
Коломинский Я. Человек среди людей. 2-ое изд. М., 1973.
9.
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
10.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980.
11.
Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
12.
Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
13.
Мерлин В.С. очерк психологии личности. Пермь, 1959.
14.
Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981.
15.
Мудрость воспитания / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. -
М., 1988.- 288с.
16.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат.
Группа «Прогресс», 1994.
17.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973.
18.
Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
19.
Соловейчик С. Вечная радость. М.: Педагогика, 1986.
20.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
21.
Слободчиков В.И. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3,
2002.
22.
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.
23.
Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.
24.
Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М.,
1960.
25.
Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.
26.
Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной
психологии. М. – Воронеж, 1998.
27.
Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.
28.
Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
29.
Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод
регуляции поведения, №3, 1997.
30.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние
зарубежной психологии. М., 1974.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|