Самооценка младших школьников
Исследования
показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и
по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому
себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями,
С.Л. Рубинштейн писал : « Общественная оценка человека основывается у нас … на
его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он
дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный
индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем,
на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и
стержнем ее самосознания» (17,с. 49).
Самооценка
- сложное динамическое личностное образование, личностный параметр
умственной деятельности. Исходным методологическим положением для
исследователей самооценки является классическое положение К. Маркса о том, что
«человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к
человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр относится к самому себе как
к человеку» (12,с. 62).
По мнению
Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и
служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление себя с другими
является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая себя с другими людьми в
процессе деятельности, человек замечает у себя то, что сначала замечает у
других, и в результате приходит к осознанию своих поступков и действий, свойств
и качеств собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных
свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это
подтверждается результатами ряда психологических исследований (5,с. 350).
Важнейшим
источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов
поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его
личности. По мнению Л,И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в
формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием
соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает
человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым
определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к
самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает
человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и
деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» (5,с.
371). Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о
себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений,
формирующих самооценку(2, с.68).
Формируясь в
процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет
важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов
деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку
как свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии,
обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношений
с окружающими людьми.
По мнению Д.Б.
Эльконина, уже у детей старшего дошкольного возраста управление своим
поведением приобретает « внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать
свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько
полагает, функция самооценки как регулятора поведения развивается на ряду с
развитием других психических особенностей ребенка и на каждой возрастной
ступени приобретает качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки
ученые связывают со становлением ее устойчивости, так как именно устойчивая
самооценка выражает уже сформировавшееся отношение человека к себе и может
оказывать существенное влияние на его поведение(28,с. 99).
Самооценка
–это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве.
Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков,
качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним
отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести
их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно
ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании
личности.
Самооценка в
зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать
или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка
снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию
неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы
человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными
срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и
обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности,
трудится не с полной отдачей.
Западноевропейские
и американские психологи рассматривают самооценку как механизм, обеспечивающий
человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних
требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается
ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям.
Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку
самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного
конфликта между внутренними пробуждениями и внешними запретами, адекватная
самооценка невозможна в принципе. Представление человека о самом себе является
неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние
конфликты личности связанны с переоценкой и недооценкой своей личности. Идеализированное
представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и
реальными «Я»(23,с.67).
От
самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми,
успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная
самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно
способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний,
определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к
выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и,
следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях
выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в
общественной работе.
Неудача или
успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек
считает для себя основной, где у него есть высокие притязания.
Можно
выделить следующие уровни развития самооценки:
Первый
уровень развития самооценки можно назвать процессуально-ситуативным.
НА данном уровне самооценки человек не устанавливает связи между своими
поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я» лишь по определенным
непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти
результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут
быть всецело обусловлены стечением внешних обстоятельств, самооценка имеет
тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних
ситуаций способствует тенденции к неустойчивости самооценки. Самоизменение на
этом уровне самооценки носит характер самоисправления поступков, когда человек,
решая исправиться. Не имеет еще в виду развитие свойств личности, а
подразумевает лишь совершение одних поступков или отказ от других.
Второй
уровень развития самооценки можно назвать качественно –
ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает
прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение (
несовершение0 отдельного поступка отождествляет с наличием (отсутствием)
соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не
осознает, что качество личности выражается намного богаче и сложнее, нежели
отдельный акт поведения. Так как отдельный поступок не обязательно адекватен
отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и порой противоречащий
другим поступкам характер, самооценка на этом уровне имеет тенденцию к
необъективности и неустойчивости. В связи с тем, что человек отождествляет усвоение
качества с фактором конкретного поступка, он склонен ограничивать программу
самовоспитания отдельными разрозненными актами поведения. Случайные колебания
самооценки способствуют ситуативности самовоспитания.
Третий
уровень можно назвать качественно-консервативным. Для него
характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и
качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного
поступка , выступает в его сознании как самостоятельная объективная
реальность. Осознание того, что конкретный поступок не означает усвоение
соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними,
недостаточная осознанность новых сложных связей между свойствами личности и
поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего
мира от непосредственного практического поведения. Главную роль в самооценке
принимает констатация уже достигнутого ранее уровня развития свойств личности
наряду с недооценкой корректив , вносимых в характеристику внутреннего мира
новыми изменениями в поведении. В результате самооценка имеет тенденцию к
консервативности и недостаточной объективности.
Четвертый
уровень можно назвать качественно–динамическим. Он характеризуется
осознанием сложных связей между качествами личности и поступками. Отрыв
внутреннего мира от непосредственного поведения преодолевается. Самооценка
имеет тенденцию к объективности, динамична в соответствии с изменениями во
внутреннем мире человека и при этом устойчиво отражает реальный уровень
развития качеств личности. Самооценка личности дается с учетом ее отношения к
самовоспитанию. Самовоспитание становится вполне осознанным, планомерным и
активным процессом.
Уровни
самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между
собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более
поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее
существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более
ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде
входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких
уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.
Самооценка – результат сложного и
длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее
формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач,
результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности.
Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение ,
самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:
Самонаболюдение- это наблюдение человека над
своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями.
Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное ( т.е.
самонаболюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он
переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаболюдение не должно
превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить
развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует
анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или
поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая
деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.
Самоанализ предполагает самонаблюдение,
использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной
мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же
в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной
установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие
те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет
место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность
самоанализа.
Разные люди
в зависимости от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной
эффективностью. Важно подчеркнуть опасность односторонности выводов
самоанализа, возможность субъективизма в интерпретации человеком тех или иных
своих поступков, поведения, достижений и неудач.
В процессе и
на основе логического самоанализа зарождается и формируется самоотчет.
Самоотчет
– это
отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной
деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности.
Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.
Можно
выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.
Итоговый
самоотчет – самоотчет за достаточно длительный период времени, когда
на определенном жизненном этапе выявляется степень соответствия между
обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно
принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому
предшествует детальное систематическое фиксирование своих поступков,
достигнутых результатов деятельности, глубокий и всесторонний анализ,
характеризующийся установлением причинной зависимости между поступками и
свойствами собственной личности, способствует повышению объективности
результатов самопознания. Основной итогового самоотчета, как правило, служит
самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение
человека в различных ситуациях и обстоятельствах в течение достаточно
длительного периода времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше
обосновать свои суждения и сделать более объективные выводы о себе, качествах
собственной личности.
Текущий
самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько
дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания:
человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные
качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа,
свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.
Способность
человека отмечать даже незначительные сдвиги в работе над собой имеет исключительное
значение для развития процесса самовоспитания.
Правильное
использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка
становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и
устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки
– это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Самоконтроль
– это
способность человека устанавливать отклонения реализуемой программы
деятельности от заданной и вносить коррективы в план деятельности.
Следовательно, наличие программы практического поведения, программы собственной
деятельности – непременное условие осуществления самоконтроля. Особое значение
имеет произвольный самоконтроль для стабилизации, повышения устойчивости
деятельности по самовоспитанию.
Сравнение
постоянно
используется людьми в их размышлениях о себе, о оценке поступков и
проявляющихся в них качеств личности. А.Я.Арет выделяет следующие виды
сравнения: « тотальное, глобальное, или полное ( когда сравниваем себя с кем-то
в целом, во всем), и парциальное, или частичное (когда сравниваем себя в
отдельной области), презентное (сравнения себя с кем-то в современнсости, в
данный момент) и ретроспективное (сравнение себя с кем-то в прошлом, или
сравнение «сегодняшнего Я» с тем, каким мы были в прошлом, год, пять, и т.д.
лет тому назад)».
Самооценка – результат постоянного
сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других
людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем другие.
Выделение
средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс
самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Выводы:
Центральной
характеристикой любой личности является «Я- концепция».
Самооценка
определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный
параметр умственной деятельности.
Формирование
самооценки происходит на нескольких уровнях.
Основными
средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ,
самоотчет, самоконтроль, сравнение.
Самой
главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень.
Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности.
I.2. Факторы формирования
самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал
школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые
обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в
жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание,
приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка
умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком
школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой
позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной
жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то
в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим
учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания
– желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют
замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.
Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями
родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит
ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к
нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие.
Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на
восприятии им самого себя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|