Самооценка младших школьников
Обработка результатов:
После заполнения двух рядов
подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о
количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.
При этом надо иметь в виду, что
значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до
0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн (26,с.67)
Данная методика основана на
непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как
здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать
своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на
вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих
качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы
удовлетворял их.
Инструкция: Любой человек оценивает
свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого
качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией,
нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя –
наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:
a)
Ум,
способности
b)
Характер
c)
Авторитет
у сверстников
d)
Умение
многое делать своими руками
e)
Внешность
f)
Уверенность
в себе
Под каждой линией написано, что она
означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у
себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого
крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были
бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка результатов: обработка
проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы
100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную
характеристику.
1.
По каждой
из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней
точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от
нижней шкалы до знака «-».
2.
Определяется
средняя величина показателей самооценки и уровня притязаний по всем шести
шкалам. Средние величины показателей сравниваются с таблицей:
Низкий средний высокий
Уровень
притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень
самооценки до 45 45-59 60-100
Следующая
методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки, автор А.В.
Захарова
(23,с. 78)
Материал: рисунки
для выполнения субтестов.
Экспериментатор
предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего
субтеста.
Ход
опыта:
1)
Экспериментальная
часть.
Субтест
№1. Представь,
что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест
№2. Большой
круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель.
Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра),
учитель, друзья.
О- отец
М- мать
Д- дедушка
Б- бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои
родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где
находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься
в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
2)
Обработка
результатов:
Субтест №1. Нормой для ребенка является
указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно
воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает
себя. При указании на первый круг имеет завышенную, а при указании на круги
далее пятого заниженную самооценку.
Субтест№2. позволяет определить
отношение с близкими людьми. При расположении сверху признает превосходство и
допускает давление этого человека на себя. Оказывает давление на расположенных
внизу, чувствует свое превосходство над ним.
Субтест№3. определяет социальную
заинтересованность( чувствует ли ребенок себя включенным, принятым в мир
людей), а так же степень близости с той или иной категорией людей. Если
ребенок указал себя вне треугольника, то можно сказать, что он чувствует себя
отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
Субтест№4. Определение степени
эгоцентризма. Для дошкольника характерен высокий эгоцентризм (расположение в
самом центре круга). Более старший ребенок должен быть разумно эгоистичным.
Субтест№5. Индивидуализация. Позволяет
выявить осознание своего сходства ( при указании на левый круг) или своей
уникальности (правый круг).
II.2. Анализ результатов исследований
самооценки детей младшего школьного возраста.
Для изучения психологических
особенностей самооценки младших школьников с целью выявления детей группы риска
использовались следующие методики:
1.
Методика,
направленная на выявление количественного уровня самооценки.
2.
Исследование
самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3.
Методика,
направленная на определение эмоционального уровня самооценки ( автор А.В.
Захарова).
Анализы результатов представлены в
таблицах
Исследование самооценки по методике
Дембо-Рубинштейн.
Детям были розданы бланки, на которых
уже были начерчены линии, каждая из которых уже была подписана. Учащиеся
отмечали соответствующими значками :
При каком уровне развития этих
качеств, сторон они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за
себя(х);
Как они оценивают развитие у себя
этого качества , стороны в данный момент (-).
Исследование проводилось в спокойной
обстановке. Время на выполнение давалось 25 минут.
При обработке учитывались показатели
уровня самооценки.
Полученные результаты представлены в
следующей таблице:
ТАБЛИЦА№1
Методика
Дембо - Рубинштейна
Ф.И.
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Общ. показ.
|
Кол. показ.
|
Уров. самооц.
|
Стас К.
|
85
|
72
|
99
|
100
|
100
|
100
|
556
|
92
|
Выс.
|
Вероника А.
|
76
|
94
|
85
|
98
|
100
|
96
|
549
|
92
|
Выс.
|
Женя П.
|
73
|
78
|
72
|
80
|
77
|
77
|
457
|
76
|
Выс.
|
Артем Ч.
|
58
|
59
|
68
|
77
|
86
|
92
|
440
|
73
|
Выс.
|
Юнус С.
|
95
|
75
|
99
|
98
|
87
|
99
|
553
|
92
|
Выс.
|
Настя К.
|
58
|
48
|
89
|
19
|
92
|
15
|
321
|
54
|
Ср.
|
Паша Д.
|
78
|
78
|
98
|
88
|
83
|
100
|
525
|
88
|
Выс.
|
Саша Р.
|
76
|
66
|
79
|
80
|
72
|
79
|
452
|
75
|
Выс.
|
Керим С.
|
75
|
83
|
78
|
98
|
96
|
82
|
512
|
85
|
Выс.
|
Влад М.
|
88
|
90
|
89
|
91
|
93
|
93
|
544
|
91
|
Выс.
|
Аня М.
|
97
|
98
|
96
|
93
|
100
|
96
|
580
|
97
|
Выс.
|
Марат Б.
|
90
|
67
|
94
|
84
|
99
|
99
|
533
|
87
|
Выс.
|
Олег К.
|
48
|
44
|
39
|
57
|
69
|
70
|
327
|
55
|
Ср.
|
Максим К.
|
93
|
98
|
84
|
98
|
86
|
96
|
555
|
93
|
Выс.
|
Юра Н.
|
50
|
50
|
98
|
95
|
85
|
100
|
478
|
80
|
Выс.
|
Вика К.
|
53
|
57
|
79
|
90
|
85
|
78
|
442
|
74
|
Выс.
|
Коля К.
|
92
|
44
|
100
|
59
|
40
|
92
|
427
|
71
|
Выс.
|
Лейсан К.
|
90
|
71
|
93
|
100
|
100
|
98
|
552
|
92
|
Выс.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|