Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Авторы предлагают
рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой, как процесс постепенной
передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов
осуществляется в совместной игре взрослого и детей. Учеными выделяются
следующие способы построения игры:
–
последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети
имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы,
игрушки;
–
ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для
персонажа действия, используя речь, предметы;
–
сюжетосложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные
элементы сюжета в целостное событие.
Первым способом построения
игры – предметно-игровыми действиями, дети овладевают в совместной со взрослым
деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при
стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном
уровне.
Следует обращать внимание на
организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый
создает условия, но непосредственно в нее не включается. Организация условий
возникновения сюжетно-ролевой игры предусматривает перенос способа построения
игры и связанных с ним игровых умений в различные ситуации в рамках специально
созданной предметно игровой среды. С этой целью детям дают в свободное
пользование тот игровой материал, который был использован в обучающей игре, на
занятиях. Так организуя предметно-игровую среду, педагог может предусмотреть ситуацию
индивидуальной игры; ситуацию игры рядом; ситуацию, способствующую
взаимодействию детей; предметное взаимодействие.
Предметно-игровая среда
является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру
ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.
Р. А. Иванкова предлагает
формировать игровые умения не только путем организации специальных обучающих
игр, но и на других занятиях, где программные задачи связаны с развитием,
например, диалогической речи. Формирование фонетической стороны речи может быть
связано с определенными образами, что облегчает принятие роли и понимание того,
что в игре можно быть кем-то другим. На занятиях по совместному пересказу
художественных произведений и сочетанию новых сказок и историй дети получают
опыт согласования индивидуальных замыслов и представление о необходимости
учитывать мнение своего партнера, а так же умение комбинировать знания,
полученные из разных источников. Эти умения необходимы детям старшего
дошкольного возраста для того, чтобы стать интересным партнером в игре, уметь
играть в игры-придумки, игры-фантазирования, чтобы участвовать в совместном
создании сюжетно-ролевой игры, где каждый имеет право на инициативу. Многие
занятия, особенно по конструированию и изобразительной деятельности, также
способствуют формированию игровых умений. Часто в рисунке дети воплощают
игровой замысел, а сооружение построек из строительного материала способствует
возникновению этого замысла. Названными занятиями и деятельностями не ограничивается
их взаимосвязь с игрой. Но как отмечает Р. А. Иванкова, при организации
подобных занятий не всегда игровые умения и игровые ситуации, представленные в
специальных обучающих играх, переносятся детьми в самостоятельные игры[9; 53].
Поскольку они регламентированы взрослым, при организации подобных занятий не
всегда учитываются материал, игровые действия, эмоционально значимые для
ребенка, включенного в данную деятельность. Но исключать такой педагогический
прием и его влияние на обогащение сюжетно-ролевых игр и игрового опыта нельзя.
Таким образом, изучив и
определив факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевой игры педагогом,
можно сделать следующие выводы:
·
Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей
жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора,
обогащение эмоциональной сферы.
·
Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов
построения игры.
·
Необходимость оказания педагогам методической помощи по
расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе
сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей
игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.
2. Повышение
педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания
сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы была
организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В
эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте
от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей.
Состав педагогических
участников эксперимента не однороден: наряду с опытными воспитателями в
эксперименте участвовали и молодые специалисты.
Экспериментальная работа
состояла из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Целью
экспериментальной работы стало выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры и
разработка и апробация системы работы по повышению педагогического мастерства
воспитателей в части обогащения содержания сюжетно-ролевых игр воспитанников.
Задачи экспериментальной
работа:
1.
Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы;
2.
Проанализировать роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх на момент
начала исследовательской работы;
3.
Разработать и апробировать систему работы по повышению педагогического
мастерства воспитателей старшей группы;
4.
Разработать и провести сюжетно-ролевые игры с испытуемыми
экспериментальной группы;
5.
Выявить динамику развития сюжетно-ролевой игры в ходе контрольного
эксперимента.
2.1 Выявление уровня
развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
Цель констатирующего
этапа:
1)
изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы;
2)
выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов
по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного
возраста.
Были определены следующие задачи:
1.
Определить и проанализировать тематическое содержание, способы
организации сюжетно-ролевых игр у детей;
2.
Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения
сюжетно-ролевых игр;
3.
Выявить отношение родителей к проблеме игры.
Для осуществления
поставленных задач были использованы следующие методы: анкетирование,
индивидуальные беседы, наблюдение, анализ документации.
Работа по сбору информации
осуществлялась по этапам.
На первом этапе было
проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей, беседа с детьми.
Наблюдение за самостоятельной
игровой деятельностью детей проводилось в течение одного месяца.
Было выявлено:
Тематика сюжетно-ролевых игр
девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж-мастерская»,
«Война». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали
общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений
не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной
линии. Другими словами, обнаружено «зацикливание» детей на одном и том же
содержании игры, что снижает ее воспитательный потенциал. Дети не разыгрывали
новых тем. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все
игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при
возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в
распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации,
когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал
какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20
детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты
индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм,
предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).
Было записано 8 игр. Протокол
наблюдения за одной из игр приведен в Приложении 1.
Была проведена беседа с
детьми с целью выявления отношения детей к игре, их предпочтения в выборе
тематики игры и партнера по игре.(Приложение 2 )
Анализ ответов на вопрос, « В
какие игры ты любишь играть в детском саду?» представлен на рисунке 1.
Рис.1 Любимые сюжеты игр
воспитанников в детском саду
На второй вопрос беседы « В
какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в
куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в
машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %).
Анализ ответов детей на
третий вопрос беседы, « С кем ты играешь дома?», показал следующее Рис 2.
Рис.2 Участие в игре дома
членов семьи.
Партнером в игре дети чаще
предпочитают сверстника (85%), чем взрослого (15 %). С взрослыми играют в
дидактические игры: лото, мозаика, шашки и т. п. (70 %), в подвижные игры:
футбол, теннис (20 %), в сюжетные игры: «Школа», «Дочки-матери» (25 %). С
детьми играют в подвижные игры: «Салочки», «Классики», «Гуси-гуси» и т. д. (75
%), в сюжетные игры (85 %).
По нашему предложению,
воспитателем была организована сюжетно-ролевая игра «Ателье мод». Перед игрой
воспитатель провел предварительную работу. На занятии по ознакомлению с
окружающим детей познакомили с трудом портнихи, закройщика, модельера,
рассказали о работе ателье. В игре принимало участие 12 детей. Игра началась с
предложения воспитателя поиграть в «Ателье мод», дети охотно согласились.
Воспитатель подобрала атрибуты для игры, помогла распределить роли между
детьми, уточнила игровые действия, на основе беседы с детьми о труде портнихи,
закройщика, модельера. Воспитатель взяла на себя одну из главных ролей –
закройщика, что дало возможность направлять деятельность детей. Дети приступили
к разыгрыванию сюжета. Вначале дети проявляли интерес к новому для них сюжету,
активно участвуя в игре. Через некоторое время воспитатель предложила стать
закройщиком Кате, чтобы дети продолжили игру самостоятельно. Катя «вяло»
выполняла роль. После нескольких минут самостоятельной игры 7 детей потеряли
интерес к ней, и не захотели продолжать. Всего игра продолжалась 30 минут.
На втором этапе было
организовано анкетирование и индивидуальные беседы с воспитателями (Приложение
3).
Цель: Выявить характерные для
воспитателей представления об организации сюжетных игр дошкольников, значении
игры в жизни дошкольника, о роли педагога в развитии сюжетно-ролевых игр,
определить затруднения, которые испытывают педагоги при обогащении
сюжетно-ролевых игр дошкольников.
В анкетировании приняли
участие 8 воспитателей. С целью уточнения конкретных теоретических знаний
педагогов, выявления отношения каждого педагога к поставленной проблеме, его
позиции, определения реальных трудностей, мы провели индивидуальные беседы с
воспитателями.(Приложение 4)
Анализ анкет и индивидуальных
бесед с воспитателем позволил установить: (Рис 3 )
Рис 3. Удовлетворенность
воспитателей игрой детей
Преобладание видов игр (по
мнению воспитателей) следующее: (рис 4)
Рис 4. Разнообразие видов игр
в группе.
На вопрос занимает ли
сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 32%,
отрицательно – 68%. Воспитатели в своих ответах обратили внимание на то, что
детям не хватает времени в режиме дня для самостоятельной организации сюжетных
игр, так как день насыщен занятиями и кружковой работой во второй половине дня.
Все воспитатели отметили, что
педагог должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры.
На их взгляд эта работа
должна заключаться в объяснении и показе игры – 3 человека, в организации
игровой среды – 4 человека, обогащении жизненного опыта – 2 человека, в
необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей – 3 человека.
Дети не вносят новых линий
развития сюжета в часто разыгрываемые сюжеты («семья», «школа», «больница») –
6, мотивом такого обогащения может служить приобретение новых знаний – 5, новый
игровой материал – 4, подражание играм других детей – 2, участие педагога в
игре – 2;
При создании игровой
обстановки воспитатели считают наиболее важным разрешать детям самостоятельно
готовить игровую обстановку – 7, сохранять и оберегать игровое пространство –
1;
Для должного развития
сюжетно-ролевой игры воспитатели считают необходимым условием обогащение
жизненного опыта детей – 6, создание игровой обстановки – 5, затруднился с
ответом – 1;
Воспитатели не знакомы с
психолого-педагогической литературой по проблеме сюжетно-ролевых игр – 3,
пользуются методическими рекомендациями к программе – 4, используют опыт работы
коллег – 1;
Все педагоги отметили, что
испытывают трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в
непосредственном участии взрослого в игре – 6, обогащении содержания игр – 4,
организация игровой среды – 4; Причины этих трудностей в недостаточном
педагогическом опыте – 5, нехватке методической литературы по проблеме – 7;
Воспитатели изъявили желание, познакомится с новыми исследованиями по проблеме
развития сюжетно-ролевых игр, почитать литературу, получить знания от
методиста.
Воспитатели удивлялись, что в
игровом уголке все что собрали ( от сломанных мобильных телефонов и
магнитофонов до муляжей хлеба, конфет, колбасы), а дети не играют. Это
объясняется тем, что определенной атрибутикой воспитатели ограничивают полет
фантазии детей.
На третьем этапе нами был
проведен анализ осуществления консультативной помощи воспитателям в обогащении
сюжетно-ролевых игр с детьми за 2007-2008 учебный год и начало 2008-2009
учебного года.
Собранный материал показал,
что за данный период времени в годовых задачах, решаемых дошкольным
учреждением, не ставились задачи, связанные с обогащением сюжетных игр в
дошкольном возрасте. Было проведено 3 групповые консультации, посвященные
проблеме игры, но не было уделено внимание сюжетно-ролевым играм, в основном
они касались дидактических игр, использование их на занятиях. Тематика
консультаций – подготовка к школе, проведение утренников. Консультациями был
охвачен весь педагогический коллектив. Отмечена недефференцированность
содержания и форм консультаций: проводились для всех воспитателей без учета их
интересов и особенностей профессиональной подготовки.
На четвертом этапе мы
предложили родителям заполнить анкету. С целью выявления отношения родителей к
играм детей. (Приложение 5 ).
Анализ анкет показал
следующее. Родители, в основном понимают важность значения игры в жизни ребенка
(«Игра развивает детей умственно и физически», «средство его самовыражения»). По
возможности сами принимают участие в играх детей (80 %), но некоторые отмечают,
что у них не хватает времени играть с ребенком (20 %). Инициатором совместной
игры чаще выступает сам ребенок (75 %). Совместные игры детей и родителей в
большинстве своем развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие
не принимают. Многие содержательно раскрывают важность совместной игры с
ребенком, акцентируя внимание на том, что совместная игра их сплачивает,
взрослый является примером для ребенка («ребенок и родители сближаются в игре»,
«когда в игре принимают участие родители, ребенок чувствует, что он самый
любимый», «игра – это способ общения, ребенок учится у взрослого»). В своих
ответах отмечают, что игра, безусловно, влияет на общее развитие ребенка.
Проанализировав полученные
данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:
1.
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста характеризуются
низким уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных
играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых
сюжетных линий;
2.
Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется
отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными
способами;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|