Регулирующая функция речи и произвольное поведение детей-логопатов
Регулирующая
функция является фактором развития произвольного поведения, исходя из
следующего:
- регулирующая функция речи помогает фиксировать результаты
действия;
- речь
сопровождает действие (ребёнок анализирует условия задачи, ищет средство
достижения цели и производит нужное действие);
- регулирующая функция речи помогает ребёнку дать словесный
отчёт о проделанном
действии в целом;
- речь фиксирует образ предстоящего действия, и таким образом
становится регулятором действия:
- регулирующая функция речи помогает объективировать
собственные действия и осознавать их.
Исходя из всего выше сказанного, можно выделить особенности
регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи:
·
Затруднён поиск
слов, грамматических форм, оборотов речи при построении высказывания;
·
Нарушение
авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога;
·
Регуляция представляет
сложную задачу, требующею произвольного контроля;
·
Не всегда могут
дать отчёт о проделанном действии;
·
Трудности в формулировке
цели предстоящей деятельности.
В ходе экспериментального
исследования было выявлено, что у детей в норме более высокое развитие как
регулирующей функции речи, так и произвольности поведения. Данные показатели у
детей в норме гораздо ниже. В целом при сравнении данных показателей была
выявлена следующая зависимость: у детей с высоким уровнем сформированности речи
произвольность поведения также высокая. Та же зависимость была выявлена и у
детей с нарушением речи: у детей с низким уровнем развития регулирующей функции
речи произвольность поведения нарушена.
В результате проведённого
исследования можно сделать вывод о взаимовлиянии регулирующей функции речи и
произвольного поведения.
У детей с нарушениями
речи на среднем и низком уровне, а также у детей с нормально развитой речью на
низком уровне не наблюдается влияния регулирующей функции речи на развитие
произвольного поведения. Видно, что уровень развития произвольного поведения выше
или наравне с уровнем развития регулирующей функции речи. Это объясняется тем,
что у детей с низко развитой речью произвольное поведение формируется
искусственно. Оно может быть сформировано логопедом на занятиях через
воздействие взрослого, через среду, в которой находится ребёнок. В ходе
наблюдения было выявлено, что в свободной деятельности уровень развития
произвольного поведения ниже, чем в искусственно созданных условиях.
А на высоком уровне у
детей с нарушением речи и на высоком и среднем уровне у детей с нормально
развитой речью очень хорошо видно влияние регулирующей функции речи на развитие
произвольного поведения. Так как здесь речь находится на высоком уровне – она
ведёт за собой развитие произвольного поведения. Итак, речь помогает ребёнку
планировать в сознании порядок действий, которые помогают достигнуть определённой
цели. Речь помогает поставить конкретную цель. В речи ребёнка также отражаются правила
поведения, социальные нормы, которые непосредственно влияют на его поведение. А
также с помощью речи можно предвидеть результаты своих действий.
Список
литературы
1.
Аверин В. А.
Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. – 379 с.
2.
Александрова З.Е.
Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. - М.: Советская
энциклопедия, 1969. - 600 с.
3.
Асмолов А.Г.
Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во Моск.
Ун-та, 1990. - 367 с.
4.
Битянова М. Р.
Работа психолога в начальной школе. – М.: Просвещение, 1988. – 345 с.
5.
Божович Л. И.
Возрастная и педагогическая психология. – М., 1989. – 265 с.
6.
Возрастная и
педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.:
Изд. центр «Академия», 1999. – 320 с.
7.
Возрастные
возможности усвоения знаний (Младшие классы школы) Под ред. Д.Б.Эльконина и
В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
8.
Воронович Б.И.,
Плетников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. - М.:
Политиздат, 1975. - 319 с.
9.
Выготский Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 4. Детская
психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
10.
Высоцкий А. И.
Волевая активность школьников и методы её изучения. – Челябинск, 1979. – С.
64-67.
11.
Ильин Е. П.
Психология воли. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.
12.
Краткий
психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -
М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
13.
Крутецкий В. А.
Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
14.
Кулагина И. Ю.
Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное
пособие, 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998, - 176 с.
15.
Ладанова И. Д.
Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986. – С. 3-23.
16.
Леонтьев А.Н.
Деятельность, сознание, личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304с.
17.
Люблинская А. А.
Воспитателю о развитии ребёнка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1972.
– 256 с.
18.
Марцинковская Т.
Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии.
– М.: Линка-Пресс, 1998. – 176 с.
19.
Мерлин В.С.
Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. / Под ред. Е.А. Климова. - М.:
Институт практической психологии, 1996. – 445 с.
20.
Методики
психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В. В. Гришин, П. В.
Мушин. – М., 1990. – 64 с.
21.
Мухина В. С.
Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических
факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
22.
Немов Р. С.
Психология. – В 3 кн. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 650 с.
23.
Овчарова Р. В.
Технология практического психолога в образовании. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448
с.
24.
Ожегов С.И.
Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
25.
Опыт системного
исследования психики ребенка / Под ред. Н.И. Непомнящей. - М.: Педагогика,
1975. - 231 с.
26.
Подласый И.П.
Педагогика. - М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.
27.
Психологическое
развитие младшего школьника / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. -
168 с.
28.
Психология
личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца. - М.:
Педагогика, 1965. - 204 с.
29.
Российская
педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. В.В. Давыдова. - М.:
БРЭ, 1993. - 603 с.
30.
Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии в 2-х томах. Т.2. - М., 1989. - 410 с.
31.
Туросова О. В.
Психология в вопросах, задачах и упражнениях. – М., 1990. – 290 с.
32.
Тютюнник В.И.
Психологические условия развития “внутренней” позиции субъекта в дошкольном
возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1989, № 4. - С. 39-48.
33.
Эльконин Д. Б.
Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. –
М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. –
426 с.
Приложения
Сводные результаты
методики «Да и нет»
Группа
|
Ф.И. ребёнка
|
Критерии
|
Общий уровень
|
Обдумывание
ответа
|
Контроль
ответа
|
Понимание
инструкции
|
Норма
|
Юля А.
|
В
|
С
|
В
|
В
|
Артём Б.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Алёша В.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Алиса К.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Маша М.
|
С
|
В
|
В
|
В
|
Витя О.
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Катя С.
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Люба Т.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Паша Щ.
|
С
|
В
|
В
|
В
|
Аня Я.
|
В
|
С
|
В
|
В
|
ОНР
|
Саша А.
|
С
|
В
|
В
|
В
|
Игорь Б.
|
С
|
В
|
В
|
В
|
Игорь Д.
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Захар М.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Катя П.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Максим П.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Вика С.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Алина Ф.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Даша Ч.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Рома Ш.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В – высокий уровень
С- средний уровень
Н – низкий уровень
Сводные результаты
методики «Конструктор»
Группа
|
Ф.И. ребёнка
|
Критерии
|
Общий уровень
|
Следование
правилам
|
Точное
выполнение просьбы
|
Контроль
действий
|
Норма
|
Юля А.
|
В
|
С
|
С
|
В
|
Артём Б.
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Алёша В.
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Алиса К.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Маша М.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Витя О.
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Катя С.
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Люба Т.
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Паша Щ.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Аня Я.
|
В
|
С
|
В
|
В
|
ОНР
|
Саша А.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Игорь Б.
|
В
|
С
|
С
|
С
|
Игорь Д.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Захар М.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Катя П.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Максим П.
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Вика С.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Алина Ф.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Даша Ч.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Рома Ш.
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|