бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реализация интегративного технологического образования в школе бесплатно рефераты

При подготовке к киноуроку преподавателю рекомендуется несколько раз просмотреть демонстрируемый кинофильм или кинофрагмент, проанализировать, что нового узнают школьники, как это новое соотносится с имеющимся у них опытом, с увиденным на производственных экскурсиях, на что особенно важно обратить внимание ребят. Надо заранее спланировать ход наблюдений учащихся (с учетом уровня их подготовленности, возможностей и т.п.), чтобы после просмотра кинофильма они могли, осмысливая факты и новую информацию, самостоятельно сделать выводы или обобщения. Такой подход делает личные наблюдения важным источником знаний учащихся, а за преподавателем остается руководство всем познавательным процессом. При включении в план занятий демонстрации кинофильма очень важно, чтобы его содержание было органически связано с темой занятия наглядно иллюстрировало действие, процесс и т.п., т.е. подкрепляло словесную информацию преподавателя.

Кроме традиционных объяснительно-иллюстративных методов, на занятиях по курсу «Основы производства. Выбор профессии» должны широко использоваться информационно-поисковые методы. Рассмотрим основные из них.

Воспитательная и развивающая направленность изучаемого материала обеспечивается в наибольшей степени благодаря использованию метода проблемного изложения. При решении проблемных вопросов у школьников формируются умения видеть проблему в целом и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, содержание темы «Требования профессии к человеку» позволяет поставить перед учащимися проблему: «Почёму в выборе профессии необходимо руководствоваться совокупностью трех факторов: «хочу», «смогу», «нужно»?» Учащиеся под руководством учителя раскрывают слагаемые формулы выбора профессии, выясняют, что они обозначают. Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, периодической печати, они самостоятельно приходят к выводу о том, что обществу нужны высококвалифицированные специалисты, увлеченные своим делом.

При изучении темы «Отрасли общественного производства» можно выделить для проблемного изложения следующий учебный матерйал: общая характеристика технологических способов, используемых на производстве, - физических, химических, бирлогических, энергетических и комбинированных; осуществление технологических процессов, основанных на этих способах, в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве; общие сведения об измерительных приборах и инструментах. Способы создания проблемных ситуаций показаны в таблице.

Способы создания проблемных ситуацийпри изучении темы «Отрасли общественного производства»


п/п

Способы создания. проблемных ситуаций

Иэучаемый материал

1


2





3




4


5



6

Побуждение учащихся к объяснению явлений, фактов

Использование практического опыта учащихся




Постановка проблемных заданий на объяснение сущности изучаемого явления или поиск его практического применения


Побуждение учащихся к обобщению новых фактов или новой информации

Использование межпредметных связей с целью объяснения технрло-гических способов, методов измерения и т.п.

Задания на иллюстрацию изучаемых фактов, принципов примерами (на материале общеобразовательных предметов, производственных экскурсий и т. п.)

Общая характеристика технологи-ческих способов.

Реализация технологических способов в различных отраслях промышленности, на различных предприятиях. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах

Общая характеристика технологи-ческих способов. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах


Все вопросы изучаемой темы



--------------------------


Общая характеристика технологических способов. Технрлогические процессы и их реализация в различных отраслях промышленности. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах


При постановке проблемных вопросов должен быть выдержан четкий рабочий темп занятия. Познавательная деятельность учащихся включает в себя восприятие проблемы, анализ, выдвижение и доказательство гипотезы и обсуждение правильного решения вопроса с преподавателем.

Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска на занятиях. В процессе диспута учащиеся осуществляют целенаправленный подбор фактов, самостоятельно делают обобщения. Проведение диспута требует дополнительной подготовки как учителя, так и школьников, но опыт показывает, что активность учащихся по самостоятельному приобретению знаний, их отбору, систематизации, а также отстаивание своей позиции способствуют лучшему усвоению материала.

Участвующие в диспуте могут использовать материалы центральной и местной периодической печати, факты из жизни базового предприятия. Преподаватель должен направлять выступления учащихся и возможные споры в русло темы, а в заключение делать выводы, формулировать ведущую идею, ради которой и.планировалась эта дискуссия.

К информационно-поисковым методам относятся и методы организации исследовательской деятельности учащихся. Они являются действенным средством формирования познавательной активности школьников. Организовать такую деятельность преподаватель может путем постановки познавательных заданий, вызывающих живой интерес учащихся. Эти задания должны быть так составлены учителем, чтобы учащиеся при выполнении их не только применяли ранее усвоенные. теоретические знания и практические умения, но и были заняты активным поиском новых. По результатам выполнения задания учитель может судить о качестве знаний школьников.

Например, на одном из занятий при изучении раздела «Профессиональная пригодность» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий: человек - техника, человек - природа, человек-человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Каждая группа получает задания:

1.Назовите содержание, предмет, цель, средства, условиятруда интересующей вас профессий.

2.  Составьте перечень профессий базового предприятия, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий, буквенными символами укажите их принадлежность к определенному классу, отделу, группе.

3.  Составьте формулы интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с товарищами.

После выполнения задания преподаватель может путем беседы или дискуссии подвести итоги работы каждой группы учащихся,обратив внимание на неточное или неправильное толкование (или понимание) материала. Оценивать знания учащихся при этом не рекомендуется, так как желание подростков получить хорошую оценку может помешать искреннему, правдивому ответу. Следует заметить, что оценка знаний учащихся при изучении раздела «Профессиональная пригодность» должна быть особенно корректной. Надо оценивать сформированность знаний, а не трактовку личного восприятия школьниками материала.

Для того, чтобы задания исследовательского характера вызывали не только размышления учащихся, но и заинтересовывали их, учитель может применить следующие приеиры: изложение различных точек зрения ученых на данный факт (или явление), сравнение житейских и научных представлений о нем, использование эффектов удивления, парадоксальности, занимательности и т. п.

Самостоятельно школьники могут изучить и подготовить сообщения на семинаре по темам: воздействие производства на окру-жающую среду, внедрение современной техники на предприятии, этапы и перспективы развития производства, изменение состава рабочих на заводе и т. д. Задача учителя - подсказать учащимся, где найти основные источники информации, на что нужно опираться при выполнении задания.

Предлагая задания исследовательского характера, учитель вовлекает школьников в самостоятельную деятельность, ставит перед необходимостью сравнивать, обобщать и анализировать явления и факты, т.е. самостоятельно добывать знания, а не механически запоминать информацию. Однако не следует ослаблять внимание и к репродуктивным методам. Это обусловлено необходимостью четкого усвоения учащимися технических, технологических и экономических понятий и закономерностей. Изучение такого рода вопросов требует постоянного сочетания репродуктивных и исследовательских методов.

Наблюдение как метод обучения может применяться в процессе проведения различного рода экскурсий: на предприятия, выставки, в профессионально-технические училища и другие учебные заведения, музеи и т.п. Задача таких наблюдений - возбудить у учащихся интерес к профессиональной деятельности рабочих и служащих базового предприятия, научить их анализировать социальные явления и производственные процессы, связать учебный материал с жизнью.

Например, во время экскурсий на завод, наблюдая за состоянием рабочих мест специалистов одного профиля, учащийся может выделить те, где наиболее широко применяются методы HOT.

Наблюдение в условиях занятий в классе связано с применением наглядных средств обучения: таблиц, схем, моделей, плакатов и т. п. Демонстрация подобных объектов помогает учащимся глубже понять учебный материал. Например, на yроке по теме «Здоровье и выбор профессии» учащиеся рассматривают таблицу «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях». При этом они выделяют лично значимую для них информацию, соотнося состояние своего здоровья с противопоказанными производственными факторами.

Наблюдение является существенным компонентом практического ознакомления с профилями профессиональной подготовки. Учащиеся наблюдают за действиями мастера производственного обучения по управлению станком, выполнению операций по обработке текстильных, строительных и других материалов, деталей из металла, древесины.

Сомостоятельная работа школьников с литературой (учебной, справочной, научно-популярной) может применяться учителем для формирования у учащихся новых знаний или закрепления ранее полученных. Используя этот метод, следует особое внимание уделять совершенствованию следующих умений подростков: выделять в тексте главное, устанавливать зависимость между частями текста, делать анализ содержания таблиц и рисунков; самостоятельно изучать отдельные темы учебного иособия. Участие в самостоятельном добывании знаний формирует у школьников навыки самообразования, что особенно важно в эпоху научно-технического прогресса.

Формы обучения. Основнрй формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель вооружает учащихся системой знаний о производстве и научных принципах выбора профессии, последовательно формирует умейия обоснованного профессионального самоопределения.

При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя, вследствие чего занятия чаще всего бывают комбинированными. Задача учителя состоит в том, чтобы определить рациональное сочетание различных видов познавательной деятельности школьников и применять в комплексе способы руководства этой деятельностью.

Важной формой наглядного ознакомления школьников с производством, миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии. Проведение их учитель должен спланировать заранее, разработать схемy конкретных заданий учащимся в виде вопросов, на которых они должны сконцентрировать свое внимание в ходе экскурсий. Эти вопросы касаются содержания труда рабочих и специалистов, организации рабочего места, условий труда, требований профессии к личности, перспектив профессионального роста и т.п.

Для того чтобы экскурсия не мешала деятельности предприятия и давала максимальный учебный эффект, посещение цехов и рабочих участков целесообразно организовать небольшими группами школьников (по 4-5 человек). К проведению экскурсий рекомендуется привлекать представителей от заводов. Они помогут учителю составить четкий график перемещения групп во время экскурсии.

Аналогично следует подходить и к планированию экскурсий в средние профтехучилища, техникумы и другие средние учебные заведения, учитывая, что целью их является оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии.

Профориентационные экскурсии на прризводство могут быть проведены, например, по темам: «Отрасли общественного производства» - ознакомление с профессиями базового предприятия; «Здоровье и выбор профессии» - сбор учащимися сведений о продолжительности рабочего дняг рационализации режима труда в течение рабочего дня, мерах борьбы с пылью, шумом, вибрацией, требованиях к одежде работающего и т. д.

Семинары проводятся с целью формированйя у учащихся умений и навыков работы с учебной, справочной, научно-популярной литературой. К семинарам школьники по заданию преподавателя готовят краткие доклады и сообщения. Заслушивание их сопроврждается коллективным обсуждением и выставлением оценки.

Программой предусмотрены профконсультации учащихся в процессе занятий, однако практика показывает, что число их явно недостаточно. Поэтому консультации учащихся с целью оказания им помощи по формированию профессиональных планов могут быть проведены и во внеурочное время. Особенно важна внеурочная индивидуальная работа со школьииками IX класса, которые выбирают путь продолжения образования и профессиональной подготовки. В связи с тем, что эта работа ведется не только с учащимися, но и зачастую с их родителями, она требует составлeния четкого графика.

Отдельные темы курса изучаются на п рактических занятиях. В ходе таких занятий осуществляется, напрямер, ознакомление учащихся с профессиограммами, квалификационными характеристиками ведущих рабочих профессий. При этом особое внимание уделяется профессиям, которые являются типичными для производственного окружения школы.

Для повышения результативности занятий очень важно, чтобы производительный труд, которым занимаются школьники параллельно с изучением курса, был связан с будущим направлением их профессиональной деятельности. При этом даже организованные выезды учащихся на уборку сельскохозяйственных культур можно использовать для ознакомления их с техникой агропромышленного комплекса, агротехникой различных культур, технологическими процессами в животноводстве и т.д..

 Особенность данного курса заключается в том, что в процессе его изучения нужно не просто дать школьникам определенную совокупность знаний, а пробудить у подростков настоятельную потребность в активном профессиональном самоопределении.


2.2           Планирование работы по изучению данного раздела


Планирование создает предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса. Создается возможность установления межпредметных и внутрипредметных связей. Оно помогает согласовывать работу учителей предметников. Позволяет эффективно подводить итоги учебного плана. Облегчает контроль за ходом выполнения учебного процесса и способствует организации оптимального обучения. [9]

Поурочное планирование

Тема программы: "Способности, условия их проявления и развития"

Цели урока:

образовательная – ознакомление с различными видами воспитательная – воспитание уважения к другим; развивающая – развить способности у учащихся.

Методы проведения занятия: рассказ; объяснение; упражнения учащихся под контролем преподавателя.

Ход урока

1.                Организационная часть – 3 мин.

1.1.    Контроль посещаемости.

1.2.    Проверка готовности к уроку.

2.     Изложение нового материала – 20 мин.

2.1.    Общие сведения.

2.2.    Материалы, применяемые для урока

2.3.          Рассмотрение соответствующего плаката.

3.                Вводный инструктаж – 10 мин.

3.1.    Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.

3.2.    Демонстрация приемов

4.           Самостоятельная работа учащихся – 35 мин.

5.           Текущий инструктаж – целевые обходы:

5.1.    –проверка правильности зарисовки.

5.2.    –проверка правильности увеличения материала.

5.3.    –проверка правильности подбора материала

5.4.    –провести приемку и оценку работ.

6.     Заключительный инструктаж – 7 мин.

6.1.    Анализ характерных ошибок, причин их возникновения.

6.2.    Оценка работ учащихся.

6.3.    Домашнее задание:

7.     Уборка рабочих мест и помещения – 5 мин.

VIII Класс

Тема программы: "Способности, условия их проявления и развития"

Тема урока: здоровье и выбор профессии

Цели урока: образовательная – научить детей правильно выбрать профессию; воспитательная – воспитать такие качества, как аккуратность и собранность при выполнении приемов труда; развивающая – развитие художественной инициативы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6