Реализация интегративного технологического образования в школе
Несмотря на
отдельные ошибочные взгляды со стороны органов управления народным образованием
и некоторых исследователей-теоретиков, политехническое обучение развивалось
успешно: школа формировала у школьников знания и умения, помогающие понять и
осмыслить структуру современного промышленного и сельскохозяйственного
производства, ориентироваться в технико-технологической среде. Было положено
начало становлению действенней системы политехнического образования.
Налаживалась связь общего, политехнического и профессионального образования.
Одновременно началась серьезная работа по укреплению учебно-материальной базы
школы и подготовке педагогических кадров. Стала обязательной подготовка
учащихся к труду.
Опыт 60-х годов
показал, что профессиональная подготовка учащихся общеобразовательной школы
требует не только значительных средств, но и психологической подготовки
школьников, а также определенного уровня их общего образования. Об атом
свидетельствует тот факт, что в 60-е годы только 4-7% выпускников 11 классов
городских и от 15 до 35% сельских школ выбирали работу по полученной в школе
профессии.
Таким образом,
сосредоточив основное внимание на производственной стороне общего образования,
школы постепенно стали превращаться в профессиональные. На это в учебном плане
школы отводилась почти одна треть всего учебного времени. Обнаружились и другие
недостатки производственного обучения: слабая материальная производственная
база; ограниченный выбор профессии, не удовлетворяющий интересы и запросы
учащихся; отсутствие органической связи профессиональной подготовки школьников
с общеобразовательными науками.
Учитывая указанные
недостатки, Советом Министров СССР было принято постановление о реорганизации с
1 сентября 1964 г. одиннадцатилетней школы с производственным обучением в
десятилетнюю общеобразовательную трудовую политехническую школу.
Начиная с 1967 г.
широкое распространение в школах получают политехнические факультативы,
основной задачей которое являлось расширение знаний по избранному виду труда и
использование полученных знаний в конкретней практической деятельности. На
основе интеграции учебно-познавательной и трудовой деятельности политехнические
факультативы способствовали обеспечению более высокого уровня трудовой
подготовки школьников.
В конце 60-х годов в
старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение,
предполагающее углубленный подход к отдельным предметам политехнического цикла.
В сельских школах наряду с общеобразовательной подготовкой осуществлялось также
и производственное обучение механизаторским специальностям: старшеклассники
изучали автодело, сельскохозяйственные машины, знакомились с основными
агротехническими приёмами, актуализируя при этом полученные в классах знания не
физике, химии, биологии, математике, географии.
С 1967 – 1968
учебного года на трудовое обучение отводилось 2 часа в неделю в каждом классе.
В 1 – 3 классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы
технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и
старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало
две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с
производственным окружением и имеющейся материальной базой; учитывать интересы
учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных
предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось
преимущественно в форме трудовых практикумов в условиях школы. Использовалась и
производственная база, в первую очередь, межшкольные учебно-производственные
комбинаты (УПК) и учебных цеха предприятий, поля и фермы колхозов и совхозов.
К началу 70-х годов
была проведана большая работа по подготовке школ к осуществлению обязательного
десятилетнего всеобщего обучения.
Период 1970–1985
годов отличается особой значимостью, заключающейся в переменах. Во-первых,
школа в это время в основном завершила переход к всеобщему среднему
образованию, и новые ее функции нашли отражение в уставе средней
общеобразовательной школы (1970 г.); во-вторых, рассматриваемый период
характеризуется поступательным процессом совершенствования подготовки
школьников к трудовой деятельности после некоторого ослабления его в конце 60-х
годов; в-третьих, особый интерес этот период представляет еще и потому, что
непосредственно он предшествовал переходу к всеобщему профессиональному образованию
молодежи, раскрывая первые шаги его осуществления.
Особое внимание
уделялось политехнической подготовке учащихся сельских школ. Преодолевалась
диспропорция в осуществлении принципа соединения обучения с производительным
трудом, сложившаяся в 60-х годах не в пользу знаний основ наук. К.А. Иванович
подчеркивал, что эффективный труд в современном сельскохозяйственном
производстве требует от молодежи высокого уровня общего и политехнического
образования, хорошей практической подготовки. Он говорил о необходимости
вооружать учащихся знанием научных основ сельскохозяйственного производства
(физиологические основы растениеводства и животноводства, физико-химические
основы механизации сельского хозяйства и др.).
В 70-х годах
осуществляются психологические подходы к изучению трудового становления
личности. Появляется новый термин, определяющий важнейшее качество личности –
профессиональная мобильность. Исследователи отмечали, что уровень
профессиональной мобильности находится в непосредственней зависимости от уровня
имеющихся у человека научных знаний.
Активизировались
исследования по политехнической подготовке будущего учителя в условиях
педагогического вуза.
В 1974 г. проблема
совершенствования политехнического образования и трудового воспитания была
вынесена на совместное обсуждение с учеными социалистических стран. Международный
семинар по политехническому образованию в мае 1974 г. и конференция
ученых-педагогов социалистических стран в августе 1974 г. позволили всесторонне
проанализировать основные теоретические вопросы политехнического образования и
трудового воспитания, собрать и обобщить богатый практический опыт, накопленный
у нас в стране и за рубежом.
Однако, наряду с
положительным опытом, наблюдалось отставание теории и практики политехнической
подготовки, учащихся от запросов общества. Всё это послужило основанием для
дальнейших интенсивных разработок дидактических основ политехнического
образования, совершенствования трудового обучения, воспитания и
профессиональной ориентации школьников. Усилилось внимание к политехнической
направленности знаний, определяемых содержанием учебных предметов. Ставился
вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учащихся. Углубились
требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. М.Н. Скалкин считал, что
«коль скоро школа должна приобщать учащихся к производительному труду, а труд
действительно всегда конкретен – совсем не обойтись без какого-то объема
профессиональных знаний и навыков общеобразовательной трудовой политехнической
школе нельзя. Только эти знания и навыки должны даваться, не взамен и не в
ущерб широкой политехнической подготовке, а в дополнение к ней». [1, с. 31].
С середины 80-х годов
система трудового обучения была связана с реализацией школьной реформы (1984).
Программы трудового обучения строились на политехнической основе, с учётом
достижений научно-технического прогресса. Содержание и процесс трудового
обучения нацеливались на соединение обучения с производительным трудом и
политехническим образованием; воспитание, развитие, профориентацию.
Устанавливалось, что трудовое обучение должно быть связано с обязательным
общественно полезным, производительным трудом и ежегодной трудовой практикой;
вводилось рациональное соотношение базисной (обязательной для всех учащихся) и
вариативной (частично изменяемой школой) частей содержания трудового обучения.
Предполагалась преемственность трудового обучения в 1 – 4, 5 – 7, 8 – 9
классах, а также между трудовым обучением в неполной средней школе и
профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных
заведениях.
Как известно, в
соответствии с установками февральского Пленума ЦК КПСС в директивные документы
о реформе общеобразовательной, принятые в апреле 1984 г., были внесены
изменения. Исключены, в частности, требования об обязательном минимуме
образования всеми выпускниками школы. Необходимы квалификации по одной из
массовых профессий народного хозяйства, а также запись о том, что обучение школьника.
Трудовая подготовка учащихся в целом в условиях дифференциации школьного
обучения становится всё более вариативной. В различных вариантах организуется
по желанию учащихся и их родителей и их профессиональное обучение. В одних
школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах оно осуществляется в
течение 4-х лет (8 – 11 классы), в других – в течение 3-х лет (9 – 11 классы),
в-третьих – в течение 2-х лет (10 – 11 классы). Вопрос о выборе варианта
решается на месте с учётом сложности профессии, типоразмеров используемого для
обучения оборудования, других конкретных условий.
Школьная реформа
1984 года потерпела неудачу. «Коренное улучшение» трудового воспитания,
обучения и профориентации вновь ставилось в зависимость от профессионализации
старшей ступени. Предполагавшаяся модель дополнения всеобщего среднего
образования всеобщим профессиональным, т. е. попытка синтеза политехнической
общеобразовательной школы с профессиональной, не выдержала проверки временем.
В 1993 г. В нашей стране
с учётом новых социально-экономических условий начался процесс реформирования
образования. В его практической реализации важной вехой стало введение нового
Базисного учебного план, в структуре которого была выделена самостоятельная
образовательная область «Технология». Это важное новшество было связано с
необходимостью серьёзной модернизации трудового обучения: обогащения его
интеллектуально-творческой составляющей, внедрения в качестве основного метода
проектов, открывающего большие возможности для осуществления личностно
ориентированного подхода в учебном процессе.
1.2 Современные
проблемы технологического образования школьников
27 июня 2000 г. в
Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были
обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология»
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к
трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии исходили из приоритетной роли
технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном
самоопределении, осознанном выборе дальнейшего пути получения образования,
адаптации к новым социально-экономическим условиям трудовой деятельности.
Решение этих важных задач осложняется значительным сокращением количества
выделенных на технологию часов в сравнении с предметом «Трудовое и
профессиональное обучение», отнесением общественно полезного, производительного
труда, трудовой практики учащихся к компетенции общеобразовательных учреждений.
В последние годы из-за
финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным
оборудованием, инструментом, материалами. Распались связи и практически
отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями,
хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников.
Существовавшая ранее
система материально-технического обеспечения предмета «Трудовое и
профессиональное обучение» с началом экономических реформ оказалась почти
полностью разрушенной. Узаконенная Правительством страны в дореформенные годы
шефская помощь школам от государственных предприятий и организаций фактически
прекратилась.
Внедрение новой
образовательной области «Технология» привело к появлению нескольких заметно
различающихся концептуальных и методических трактовок ее предметного
содержания. Так, в некоторых общеобразовательных учреждениях обучение учащихся
созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только
информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников
10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным,
виртуальным. В старших классах полной средней школы образовательная область
«Технология» заменяется углубленными курсами по физике, химии, математике,
биологии и другим предметам. Тем самым обучающихся в общеобразовательных
учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих
тенденций и характера регионального рынка труда и профессий. Особенно заметно
это проявляется в крупных городах.
С большими трудностями
при внедрении образовательной области «Технология» сталкиваются сельские школы.
В 5-7-х классах почти половины из них в течение нескольких лет не проводятся
занятия даже по такому важному в условиях села курсу, как «Сельскохозяйственный
труд». Сохранившаяся в части этих школ профильная, и профессиональная
подготовка охватывает лишь юношей (специальность тракторист-машинист); девушки,
которые раньше обучались животноводству, теперь такой подготовки не получают.
Слабо решается одна из
центральных задач – внедрения образовательной области «Технология» - усиление
влияния ее содержания на жизненные и профессиональные планы учащихся.
Старшеклассники плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда,
потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным
профессиям. Подавляющее большинство выпускников (77%) ориентировано на
получение высшего или среднего специального образования. Преимущественными
направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. А вот
поступать в профессиональные училища намереваются лишь 5,4% из них.
Показательно, что
профессиональные интересы и намерения учащихся сельских школ заметно отличаются
от их городских сверстников. Более трети юношей и девушек на селе
заинтересованы в получении сельскохозяйственной профессии, 30% хотели бы
овладеть углубленными технологическими знаниями и умениями для эффективного
ведения личного подсобного и возможно фермерского хозяйства.
Выявленные
образовательные и профессиональные намерения учащихся не соответствуют текущим
и перспективным региональным потребностям в кадрах. Так, по данным Центра
занятости населения Московской области, в структуре вакансий рынка труда более
70% предложений приходится на рабочие специальности машиностроения и
строительной отрасли, требующие начального профессионального образования, и
лишь около 20% на специалистов с высшим образованием инженерных направлений,
медицины и педагогики.
Остается острой и
проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах
заметно сократилось. Это вызвано во многих случаях выходом из строя
учебно-материальной базы мастерских, а также низким уровнем оплаты труда.
Негативным фактором для
педагогов являются также сложности учебно-методического обеспечения процесса
обучения технологии. Малые тиражи учебной и методической литературы, высокая
цена делают для большинства общеобразовательных учреждений и учителей
недоступными научно-методические журналы, учебники, пособия.
В современных
социально-экономических условиях, указывается в решении коллегии, преподавание
образовательной области «Технология» приобретает первостепенное значение и в
новом учебном году должно развиваться в следующих основных направлениях. Прежде
всего, требуется разработка новой методологии подготовки учащихся
общеобразовательных учреждений с позиций придания развивающей, политехнической,
технологической и информационной направленности содержанию образования по всем
предметам. Речь идет об усилении прикладных аспектов изучения законов, правил,
условий, форм, средств, результатов современного технологического
преобразования объектов природной, искусственной и социальной среды, методов и
средств обработки информации, вопросов профориентации.
Переход от трудового
обучения к технологическому образованию призван обеспечить учащимся познание и
по возможности практическое овладение основными способами и средствами
преобразования окружающей действительности, применение научных знаний на
практике. Построенная на основе проектной познавательно-трудовой деятельности
школьников, образовательная область «Технология» должна на качественно новом
уровне реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт
технологической, прикладной экономической и экологической подготовки
школьников, их профессиональной ориентации.
В начальной школе
необходимо изучение пропедевтического курса «Технология», в котором учащиеся на
доступных примерах будут знакомиться с технологиями преобразования материалов,
энергии, информации, биологических объектов, некоторыми коммуникативными
технологиями. При этом акцент в младших классах должен быть сделан на развитие
функциональной самостоятельности детей путем разработки и изготовления
различных объектов (простых игрушек, моделей, поделок).
В основной школе с учетом
накопленного опыта, имеющейся учебно-материальной базы учащимся предоставляется
возможность выбора одного из трех основных направлений содержания обучения:
распространенные технологии промышленного производства, сервиса,
сельскохозяйственного производства.
При этом они должны
овладеть следующими знаниями и умениями:
находить, обрабатывать и
использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную,
конструкторскую и технологическую документацию; выдвигать и оценивать
предпринимательские идеи, проектировать предмет труда в соответствии с
предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна,
планировать свою практическую деятельность с учетом реальных условий
осуществления технологического процесса; создавать продукты труда (материальные
объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской
стоимостью; выполнять с учетом требований безопасности труда необходимые приемы
работ, используя соответствующие инструменты и оборудование; оценивать
возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг,
выполнения конструкций материальных объектов и технологий их изготовления,
давать элементарную экологическую оценку технологий и результатов практической
деятельности; ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности, составлять жизненные и профессиональные планы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|