бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению бесплатно рефераты

Окраску готового изделия практичнее всего производить масляными красками (пригодны любые сорта). Разводятся масляные краски специальными растворителями, которые в случае необходимости можно заменить олифой или скипидаром. Высыхает масляная краска приблизительно за двое суток. Просохшую поверхность для придания ей прочности и блеска рекомендуется покрывать бесцветным лаком.

Остановимся более подробно на тех изделиях из папье-маше, которые можно сделать с младшими школьниками на внеклассных занятиях, проводимых в форме кружка «Умелые руки».

Небольшое количество детей в кружке и наличие резерва времени позволяют руководителю организовать работу с папье-маше достаточно основательно, последовательно обучая младших школьников технологии выклейки, грунтовки, окраски изделий. На таких занятиях предоставляются более широкие возможности по осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

Для первого занятия по папье-маше желательно взять предмет несложной формы, например мелкую тарелку. Заранее подготовив необходимые инструменты и материал (из расчета на одного ученика один газетный лист и такой же объем оберточной бумаги), непосредственно перед занятием педагог с помощью дежурных или бригадиров проверяет готовность рабочего места. На каждом столе, кроме инструментов и бумаги, должна быть баночка с водой (одна на двоих), розетка с клеем, куски клеенки или фанеры, которыми закрывают поверхность стола при работе. Все дети имеют тарелки, с которых будут производить выклейку изделия.

После сообщения темы занятия руководитель про водит краткую беседу, в ходе которой рассказывает детям о назначении папье-маше, демонстрируя при этом несколько образцов. Объяснение и показ основных приемов выклейки изделия полезно провести с участием детей, помогая им наводящими вопросами: какой величины кусочки бумаги нужны для выклейки тарелки? Какие кусочки бумаги наиболее пригодны для выклейки: нарезанные ножницами или оторванные руками? Почему? Как правильно подобрать бумагу, чтобы слои при выклейке не перепутались? Чем смачивают первый слой бумаги, чтобы потом изделие легко отделилось от формы? Какого цвета бумагу удобно использовать для выклейки первого и последнего слоев?

Таким же образом, опираясь на вспомогательные вопросы, школьники перечисляют последовательность рабочих этапов. Затем по указанию руководителя они переходят к практической деятельности.

Первые два слоя учащиеся выкладывают медленно под тщательным наблюдением педагога. Только убедившись в том, что все дети правильно поняли основные приемы выклейки, он разрешает им самостоятельно закончить работу. Когда педагог обнаруживает какую-то типичную ошибку, он останавливает работу и делает необходимые разъяснения.

В конце занятия дети вместе с руководителем подводят итоги и кратко анализируют проделанную работу. Лучшие работы демонстрируются всем членам кружка. Готовые изделия выставляют для просушки на полки или стеллажи. В дальнейшем при окончательной оценке руководитель прежде всего обращает внимание на качество выполненного изделия. Для активизации деятельности младших школьников и повышения интереса к выполнению задания полезно ввести элементы соревнования, разделив детей на рабочие бригады по 5-6 человек и назначив бригадиров. Надо отметить, что бригадная форма работы положительно влияет на развитие у ребят таких ценных качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, ответственность, чувство долга. Введение в рабочий процесс игровых элементов также в значительной мере способствует повышению эффективности обучения. Для младших школьников в силу их возрастных и психологических особенностей это имеет немаловажное значение. Так, руководитель совместно с бригадирами, выполняя роль контролеров ОТК, может лучшие изделия отмечать особым знаком качества.

В дальнейшем соревнование бригад можно продолжить при раскраске и отделке высушенных изделий.

Раскраску тарелок осуществляют по внутренней стороне. При раскрашивании тарелок из папье-маше учащиеся, используя знания о декоративно-прикладном искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, могут самостоятельно справиться с составлением узора, орнамента из стилизованных элементов и форм растительного или животного мира. Такая работа дает простор творческому воображению детей, способствует развитию индивидуальных способностей каждого.

Более сложным предметом из папье-маше, который можно сделать на внеклассных занятиях, является матрешка - общепризнанный русский сувенир. Технология выклейки матрешки несколько сложнее, чем тарелки, поэтому проводить ее целесообразно только после того, как школьники познакомятся с общей технологией выклейки папье-маше и овладеют ее элементарными приемами. Основная особенность изготовления матрешки состоит в том, что после просушки модель разрезают пополам (вдоль) и таким образом снимают с формы. Линию разреза заранее намечают карандашом. Полученные половинки в местах стыков смазывают клейстером и соединяют. Линию соединения сверху заклеивают кусочками бумаги, на которые для прочности наклеивают еще и бумажную полоску.

Стремясь активизировать мыслительную деятельность детей, руководитель в предварительной беседе при анализе образца ставит перед школьниками следующие вопросы: С какой операции начинается выклейка любого изделия? Какие операции включает дальнейшая работа с папье-маше? Каким образом можно снять изделие с формы? Какие возможны способы скрепления полученных половинок?

Опираясь на полученные знания и приобретенный в процессе работы опыт, учащиеся отвечают на поставленные вопросы и таким образом еще раз повторяют основные рабочие этапы изготовления матрешки из папье-маше.

Большую пользу для развития творческих возможностей младших школьников может принести хорошо продуманная работа по выклейке изделий, исходной формой которых является обычная электрическая лампочка. После того как изделие будет готово, т.е. выклеено, просушено, снято с основы, загрунтовано, педагог ставит перед детьми учебно-трудовую задачу: путем не значительных изменений, добавлений и раскраски превратить полученную заготовку в какой-нибудь интересный и полезный предмет. Задание, сформулированное таким образом, дает простор для проявления творческих и художественных способностей каждого ребенка. Очень скоро внешне непривлекательная заготовка превращается в самые различные предметы: груши, вазочки, карандашницы, луковицы, неваляшки, графины, грибы, головки сказочных персонажей и т.д.

Разбирая готовые изделия и отмечая лучшие из них, педагог обращает внимание детей не только на качество исполнения, но и на оригинальность выполненной работы, проявленную в ней изобретательность.

В воспитательном отношении чрезвычайно важно, чтобы тарелки, матрешки и другие поделки, сделанные руками детей на внеклассных занятиях, нашли практическое применение. Нельзя допускать, чтобы дети «работали в корзину». Эти предметы могут служить счетным материалом, использоваться при составлении задач на уроках математики, для сервировки кукольного стола в играх. Тарелки из папье-маше служат декоративным украшением квартиры, их можно подарить родственникам или друзьям.

Чувство законной рабочей гордости возникает у ребят, если их изделия понравятся воспитанникам подшефного детского сада и принесут им пользу на занятиях по развитию речи и счета. Полезное применение предметам из папье-маше найдет и школьный драматический кружок.

На внеклассных занятиях младшие школьники могут изготовить самые различные предметы из папье-маше. По усмотрению руководителя это могут быть стаканы, карандашницы, елочные игрушки, новогодние маски, макеты и т.д.

Таким образом, как показатели занятия, проводимые на преддипломной практике, использование всех вышеизложенных видов работ способствуют быстрому успешному развитию творческих способностей детей. Конспекты по внеклассным занятиям предложены в следующей главе.


3. Практическая часть


3.1 Использование техники работы с разными материалами на кружковых занятиях


Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:

ü  обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом личных склонностей детей;

ü  опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;

ü  знакомить детей с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях целесообразно уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению элементов украшения для изделий, правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и специфику внеклассной работы, которая организуется после активного умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда, старились работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку и т.д.).

На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о самой работе, инструментах и материалах, которыми будут работать младшие школьники.

Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к учащимся.

Можно подготовить небольшой рассказ о материале, используемом на уроке, который заинтересует детей, показать самодельные вязаные вещи.

В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках трудового воспитания. Поэтому преподавателю кружка следует быть в постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.


3.2 Методы, используемые на занятиях


Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента. Автор, используя различные методы, показывает, как кружковые занятия влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем, преподаватель помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте» [10; 51]. Поэтому преподавателем были предложены образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения.

В процессе кружкового занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель проводит беседу, где под его руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения работы. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор материала работы, технологии изготовления изделия.

«Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий преподаватель сопровождал объяснением, что делало обучение более доходчивым, пробуждало в детях творческую инициативу. На занятии по знакомству с материалами, инструментами и приёмами работы преподаватель может использовать таблицы».

В разработке занятия преподаватель должен применять программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы самостоятельной работы детей. «Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи учителем информации, дети должны решить практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей». Для средних и сильных детей даётся задание более сложное. Дети работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача учителя заключается в организации работы по изготовлению изделия и оказании индивидуальной помощи отстающим ученикам.

Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.


3.3 Конспекты занятий


Тема: «Изготовление шапочки для куклы».

Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать выполнение шапочки для куклы.

Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.

Методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты);

практический (упражнения);

эвристический (продумывание будущей работы).

Ход занятия:

1.  Организационный момент

Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы научимся вывязывать новые узоры и начнём изготовление шапочки для куклы. Нам понадобятся нитки разных цветов, спицы, сантиметровая лента, игла, крючок, ножницы, булавка.

2.  Вводная часть

Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, вязания, плетения. И они играют важную роль в жизни человека.

3.  Сообщение нового материала

Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми, синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в вязании спицами. Их называют пряжа (педагог показывает таблицу «Разнообразия ниток»). Здесь мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки для куклы нам понадобятся не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.

4.  Практическая часть

А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими картами вы выберете узор для вязания и форму изделия. Я с помощью образцов не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите связать шапочку непохожую на другие.

(Дети ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз). Готовое изделие можно будет украсить вышивкой или обвязать крючком. Вам решать! Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт вопросы).

1.       Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)

2.       Как они должны лежать? (сомкнутыми)

3.       Где должны храниться иглы? (в игольнице)

Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться, работая в технике вязания.

1.  Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.

2.  Спицы должны быть не очень длинными, чтобы не мешали остальным девочкам. Концы должны быть безопасными, с защитными колпачками (кусочками резинки).

3.  Седеть при вязании следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову вниз.

Теперь приступим к работе. Прежде чем начать вязать какую-либо вещь определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились. Поэтому не составит труда связать шапочку нужного размера. Сначала измерим окружность головы вашей куклы (Дети с помощью сантиметровой ленты измеряют. Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь мы знаем, сколько петель набирать. Берём спицы и набираем петли (Дети набирают петли). Основой любой шапочки является резинка (Дети с помощью таблиц выбирают вид вязки «резинка»: двойная, английская и др.).

В зависимости от выбранной формы изделия и вязки дети начинают индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем детям в процессе работы. После получасовой работы педагог даёт возможность детям отдохнуть. Так как работа в технике вязания требует усидчивости и даёт большую нагрузку на глаза, педагог в процессе выполнения работы проводит физминутку.

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений.

1.       Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.

2.       Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.

3.       Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.

4.       Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз.

Отдохнули? (Дети: да!)

Приступим к работе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6