бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе внеклассной работы по трудовому обучению бесплатно рефераты

В настоящее время мозаичные работы все больше и больше привлекают внимание художников, любителей, педагогов, которые проводят интереснейшие занятия с детьми.

Мозаичные работы, выполняемые художниками, мастерами-специалистами, недоступны детям, но их элементы вполне приемлемы для юных умельцев даже младшего школьного возраста.

Вначале детей надо познакомить с общими вопросами, связанными с мозаичным искусством, а затем совместно продумать вопрос о том, какие материалы можно использовать для работы в кружке. Дети выясняют, что для мозаичных работ можно использовать гальку, цветное стекло, черепки разбитой посуды, цветную плитку, а также кусочки пластмассы, окрашенную яичную скорлупу, цветную бумагу. Все эти материалы можно раздобыть самостоятельно или с помощью взрослых. Небольшие камешки разных цветов нетрудно найти на берегах ручьев, рек, у моря. Цветные черепки битой посуды собирают постепенно и укладывают в коробки. Отходы цветных керамических плиток часто остаются неиспользованными на строительных площадках. По согласованию с руководителями стройки этот материал можно собрать в сумки или мешочки из ткани, в коробки. Пластмассовые материалы собирают по-разному. В каждом доме приходит в негодность множество предметов из пластмассы: игрушки, посуда, мыльницы и т. п. Все это может пригодиться в мозаичных работах. Много ненужных отходов остается на предприятиях, где изготовляют пластмассовые изделия. Руководитель кружка заранее договаривается о передаче этих отходов в фонд кружка.

2.3.2 Методика изготовления мозаики из яичной скорлупы

С детьми младшего школьного возраста можно проводить интересные творческие занятия по мозаике из яичной скорлупы. Эти занятия подготавливают детей к выполнению мозаичных работ из камешков, стекла, черепков. Хотя способы закрепления и подготовки материала в этой работе несколько своеобразны и отличаются от описанных в предыдущем пункте, данный вид художественно-трудовой деятельности можно также отнести к мозаике, так как при выполнении изделия используют кусочки скорлупы разного цвета и формы. Скорлупки подбирают и закрепляют к фону по рисунку, оставляя между ними небольшие просветы.

Яичная скорлупа - материал (так называемый бросовый) очень распространенный и не требующий специальных поисков.

Изготовление мозаичных украшений из яичной скорлупы дело не новое, но, к сожалению, этот вид работы известен немногим.

Простота, новизна и декоративность данного вида мозаики радует детей. Занятия пробуждают в них фантазию, учат мечтать, удовлетворяют их внутреннюю потребность украшать окружающее.

Мозаикой из яичной скорлупы, как это будет видно из дальнейшего содержания раздела, хорошо оформить различные изделия из бумаги и картона, разнообразив тем самым их отделку. Подобная работа может стать и самостоятельным изделием, если сделать небольшое тематическое панно или изображение орнаментального характера.

Для мозаичной работы необходимы картон, настольная или чертежная бумага, краски (акварельные, анилиновые, гуашь, темпера, цветная или черная тушь), скорлупа яйца (для первых работ достаточно одного яйца, для последующих более крупных изображений 3-5 яиц). В работе потребуются также клей (резиновый или ПВА), карандаши, кисточки для клея и красок, небольшая чистая тряпка.

Подготовка к работе скорлупы несложна. Собранную детьми скорлупу следует осторожно промыть теплой водой, смыв с ее поверхности малозаметный жир. Если его не удалить, краска будет ложиться неровно, а порой стекать со скорлупы. Можно промыть скорлупу и до употребления яиц в пищу, сделав это осторожно, чтобы яйцо не треснуло.

На практике проверено, что по своей технологии занятия мозаикой посильны детям любого возраста. Первые работы должны быть простыми. Наиболее приемлемы для составления учебных узоров геометрические фигуры: круг, квадрат, овал и др.

Как показывает опыт, наиболее доступно для детей младшего школьного возраста создание несложного узора в полосе в один цвет. Затем используют кусочки скорлупы, окрашенные в два цвета.

Эти простейшие орнаментальные работы по украшению полосы могут быть первыми для начинающих работать со скорлупой. Более сложные орнаментальные рисунки, составленные из цветов, листьев; бабочек, грибов, фруктов, овощей, фигурок птиц или зверей и др., могут служить основой для последующих работ.

Такие декоративные полосы используют при оформлении стенгазеты. В летнем лагере они украсят внутренние помещения - простенки между окнами в комнате или на веранде.

При рассмотрении образцов или украшений следует стремиться к тому, чтобы дети видели ритмичность в построении узора, умели анализировать, из каких частей он состоит.

Большую пользу приносит взаимосвязь трудовых занятий и занятий изобразительным искусством. Это помогает решать вопросы композиции, изготовлять эскизы, выбирать цвет, в который нужно окрасить скорлупу.

Умение выполнять компоновку элементов и подбирать цвета деталей в мозаичных изображениях имеет немаловажное значение. Этому способствуют работы, когда нужно соединить несколько одинаковых мозаичных работ на одном основании.. Таким образом можно получить большое красивое мозаичное полотно из нескольких работ одного ребенка или из работ нескольких детей. При этом важно, чтобы составные части подходили друг к другу, как по размеру, так и по композиции.

Окрашивают скорлупу в нужный цвет кисточкой. Чтобы было удобнее выполнять эту операцию, половинку скорлупы надевают на три пальца левой руки (большой, указательный и средний). Правой рукой окрашивают скорлупу, стремясь, чтобы краска ложилась равномерно. Цвет и тона краски подбирают в зависимости от задуманной композиции. Эту операцию выполняют осторожно, чтобы не сломать хрупкую скорлупу.

Другой способ окрашивания скорлупы более сложный и кропотливый. В посуде с горячей водой разводят краску нужного цвета. Пинцетом берут за край половинки скорлупы и опускают в краску. Через несколько секунд скорлупу вынимают и осторожно кладут на чистую бумагу острым концом вверх. Это необходимо сделать для того, чтобы лишняя краска стекла и поверхность скорлупы получила ровную окраску.

Хорошо окрашивать скорлупу отваром репчатого лука, корнями некоторых растений, соком свеклы и моркови. Подобная работа по подготовке материала к последующей работе увлекает детей, придает занятиям творческую направленность.

В зависимости от конкретных условий, наличия тех или иных материалов дети при непосредственном участии руководителя кружка выбирают способ окраски скорлупы и приступают к работе.

При любом способе окраски скорлупу хорошо просушивают, затем ломают на небольшие кусочки и хранят в коробке или мешочке.

Непосредственно мозаичная работа начинается с выполнения эскизного рисунка. При этом руководителю занятий необходимо уделять особое внимание на воспитание у детей умения чувствовать композицию и ритм, на проявление творческого подхода в решении этих задач.

Немаловажно, чтобы контуры подбираемого изображения были плавными, без мелких извилин. Если это требование не учитывать, то при выклеивании кусочков скорлупы у детей будут трудности, а отсюда невысокое качество работы.

Далее неподготовленный материал (плотную бумагу, тонкий картон) переводят через копирку или рисуют контуры всех элементов рисунка.

Следующая задача - нанести клей на часть рисунка (отдельный мотив или деталь). Кусочки скорлупы выбранного цвета располагают друг к другу на основании с незначительными зазорами. Скорлупу, уложенную на нужное место, слегка придавливают чистой тряпочкой.

Далее дети смазывают клеем следующую часть узора и аналогичным путем покрывают ее кусочками скорлупы нужного цвета. Если из-под скорлупы выступает немного клея, то его удаляют чистой тряпочкой, так как он мешает работе. Руки также все время вытирают тряпочкой или салфеткой.

На орнаментальных работах и поздравительных открытках учащиеся покрывают мозаикой только само изображение. При изготовлении украшений, которые можно повесить на стенку как картину, или при выполнении композиции на свободную тему мозаикой следует покрыть всю поверхность основы, т.е., кроме изображения, оформить и фон изделия. Готовое изделие должно просохнуть. Для придания работе прочности, блеска и укрепления краски можно покрыть мозаику нитролаком.

Хорошо смотрятся мозаичные работы из скорлупы, выполненные на холсте или суровом полотне, натянутом на подрамник. При подборе узоров и рисунка надо учитывать народные орнаменты, характерные особенности окружающей местности.

Ниже предлагаем примерную последовательность заданий для практических работ разной сложности:

1. Изготовить композицию в полосе с одним элементом (геометрическим).

2. Изготовить двухцветную композицию.

3. Изготовить настенную мозаику «Цветы».

4. Изготовить композицию в полосе с двумя элементами (лист, цветок).

5. Изготовить поздравительную открытку.

6. Изготовить настенную картину на заданную тему.

7. Изготовить композицию на свободную тему.

Отдельные, разрозненные изделия детей, как указывалось выше, можно компоновать, создавая коллективные творческие работы.

Для коллективной композиции, подготовленные индивидуальные изображения вырезают по краю вместе с бумажной основой и осторожно наклеивают на новую основу. При этом надо руководствоваться выбранной темой (например, «Времена года», «Любимые герои из сказок») и стараться не перегружать композицию большим количеством деталей.

Такие работы годятся для выставок, оформления уголка чтения в классе и др.

Учащиеся начальных классов охотно выполняют мозаичные работы из окрашенной скорлупы. Целесообразно, чтобы этим занятиям предшествовали аппликации и мозаика из бумаги, так как трудовые операции по изготовлению тех и других изделий имеют много общего.

До выполнения практических заданий необходимо в беседе с детьми подчеркнуть некоторые свойства скорлупы (цвет, хрупкость), сравнить скорлупу с другими известными материалами. Можно провести несколько небольших опытов. Например, растолките несколько кусочков скорлупы. Она превратится в белый порошок. Уместно сообщить детям, что толченая скорлупа полезна для роста кур - ее добавляют в корма. Поместите скорлупу в банку с уксусной кислотой и проследите, как через некоторое время она растворится и затем выпадет в виде белого осадка. Это неожиданное для детей свойство скорлупы - ее растворимость в кислоте - объяснить им сложно, но можно напомнить о растворимости некоторых других веществ, что известно им из курса природоведения.

Совершенно очевидно, что практическое выполнение мозаичных работ из скорлупы в сочетании с беседой или рассказом учителя о мозаике как виде прикладного искусства расширяет общий кругозор детей, помогает в решении современных задач трудового обучения и эстетического воспитания.

2.4 Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению


2.4.1 История возникновения работы с папье-маше

Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры... Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, пользующиеся заслуженной славой, изготовлены из папье-маше, покрытого черным лаком.

Папье-маше в буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания маленькими кусочками 5-7 слоев бумаги по определенной форме или модели. Корни его создания уходят в Иран средних веков. Европа же познакомилась с искусными изделиями иранских мастеров в XVI в. Основу иранских шкатулок и ларцов составляли несколько слоев проклеенной бумаги, сверху обмазанной смесью клея и мела, и расписанных красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака. К сожалению, эти нарядные шкатулки и ларцы были очень хрупкими. Смекалистые крепостные купца Коробова, первого организатора производства в России табакерок из папье-маше, начали изготовлять основу из добротно проклеенных, спрессованных листов картона. Для большей прочности картон проваривали в льняном масле, после чего просушивали в печи. Покупатели довольно быстро оценили преимущества красочно оформленных, легких табакерок из папье-маше по сравнению с тяжелыми и неудобными из фарфора. Только за один 1804 г. Коробов продал 9094 табакерки.

В настоящее время папье-маше используется для изготовления различных наглядных пособий, например макетов и рельефных карт. Из папье-маше делают занятные елочные украшения и новогодние маски, а также различные сувениры и поделки.

Анализ фактического положения дел на практике свидетельствует о том, что сейчас папье-маше несправедливо забыто и очень редко встречается в планах работы кружков картонажа и лепки и кружков «Умелые руки», в то время как внеклассные занятия по выклейке папье-маше позволяют решать многие образовательные и воспитательные задачи. Так, на уроках трудового обучения в начальных классах ученики знакомятся с различными свойствами бумаги: гибкостью, прочностью, растяжимостью и т.д. В процессе внеклассных занятий с папье-маше знания детей о перечисленных свойствах бумаги закрепляются практически. Сам процесс выклейки изделий способствует формированию у младших школьников многих трудовых умений и навыков: разметки и вычерчивания деталей на бумаге, сгибания, резания и склеивания бумаги, соединения и скрепления деталей разными способами. Кроме того, занятия, посвященные папье-маше, положительно влияют на развитие у детей творческих способностей и художественного вкуса, на воспитании у них прилежания, аккуратности, настойчивости.

Принимая во внимание относительную несложность технологии изготовления предметов из папье-маше, проводить работу с ним можно не только на занятиях кружка «Умелые руки», но и в свободное время в группе продленного дня. Обязательным условием достижения успеха в работе является хорошее знание руководителем кружка программы трудового обучения начальных классов. Важное значение имеет также знание педагогом объема и уровня трудовых умений и навыков учащихся, особенно тех умений и навыков, на которые будет необходимо опираться при работе с папье-маше.


2.4.2 Технология изготовления папье-маше. Работа с ним

Само собой разумеется, что руководитель кружка должен детально знать технологию изготовления папье-маше и своевременно подготавливать к занятиям инструменты и материалы.

Прежде всего потребуется бумага, которая хорошо впитывает влагу и равномерно склеивается. Такой является непроклеенная бумага, газетная или оберточная. Выклейку кусочков бумаги осуществляют с помощью клейстера из крахмала или муки. Готовят его так: 3-4 столовых ложки картофельной муки тщательно размешивают в 1 л теплой воды, смесь доводят до кипения, после чего в нее вливают жидкий столярный клей (полстакана на 1 л крахмального клейстера). Клейстер варят на слабом огне 30-40 мин при регулярном помешивании.

Для получения более качественных изделий из папье-маше при последующей обработке поверхности особо хорошо зарекомендовало себя использование одного из видов эмульсионного грунта - левкаса. При грунтовке левкас заполняет все неровности, придавая поверхности зеркальный блеск и делая ее удобной для раскраски. В состав левкаса входят тальк, мел, столярный клей, олифа и масляный лак. Делают его следующим образом: в жестяную банку последовательно вливают 2 стакана разведенного столярного клея крепкой концентрации, 2 столовые ложки натуральной олифы и чуть меньше половины стакана масляного лака, после тщательного размешивания в состав небольшими порциями добавляют предварительно просеянную смесь талька с мелом (в пропорции 1:1). Все исходные части еще раз перемешивают до состояния не очень густой тестообразной массы и доводят до кипения. Левкас накладывают на изделие тонким слоем, после чего просушивают и зачищают мелкозернистой наждачной бумагой. При необходимости грунтовку и зачистку повторяют еще несколько раз. Если обстоятельства почему-либо не позволяют приготовить левкас, то можно обойтись и без него. Наряду с перечисленными материалами для работы с папье-маше каждому ученику понадобятся некоторые несложные инструменты: линейка, карандаши, ножницы, циркуль, резинка, кисточки для клея, баночки или розетки для воды и клея. Учитывая возрастные особенности младших школьников и отсутствие у них прочных навыков обращения с инструментами, следует осторожно применять колющие и режущие предметы, такие, как нож, шило, кусачки, молоток и т.д.

Выклейку папье-маше производят как по моделям, вылепленным из пластилина или глины, так и непосредственно по формам самих предметов, таких, блюдце, тарелка, чашка. Естественно, что каждый ученик должен иметь модель или сам предмет, по которому будет выполняться выклейка.

Остановимся более подробно на технологии работы с папье-маше. Прежде всего подготавливают бумагу для выклейки. Необходимо иметь в виду, что ее нельзя нарезать ножницами, так как в этом случае края кусочков плохо склеятся и дадут рубцы. Разорванные же руками кусочки бумаги плотно и прочно прилегают друг к другу, образуя сплошной ровный слой. Слои получаются более равномерными, если для выклейки взять бумагу двух различных цветов, например оберточную и газетную.

Первый слой целесообразно выложить из кусочков оберточной бумаги, смоченной в воде (можно смазать вазелином). Делают это так: небольшую полоску бумаги (приблизительно 20х25 см) опускают в баночку с водой, затем отжимают и осторожно расправляют. От полоски постепенно отрывают небольшие кусочки (2х2 см), которыми и обкладывают модель изделия. Следующий слой составляют из кусочков газетной бумаги, предварительно смазанной клейстером. Каждый наклеенный на модель кусочек бумаги плотно приглаживают пальцами, рядом подклеивают второй, третий и т.д. кусочки так, чтобы края одного слегка находили на другой. Между кусочками бумаги не должно быть пустого места и просветов. На закругляющихся местах модели используют кусочки меньшего размера. По ходу работы следят за тем, чтобы на модели не образовывались складки и морщины. За газетным слоем вновь последует слой из оберточной бумаги, и так слои будут чередоваться друг с другом, пока на модели не будет выклеено 5- 7 слоев. Если педагог в дальнейшем не предусматривает обработку поверхности предмета грунтом (левкасом), то начать и закончить выклейку целесообразно светлой однотонной бумагой. После выклейки поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и ставят на полки или стеллажи для просушивания. Просушка должна быть постепенной и равномерной, лучше всего делать это на свежем воздухе, подальше от большого жара. 5-7– слойное изделие высыхает за 1-2 суток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6