бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самостоятельности школьников при обучении математики бесплатно рефераты

— корректирование (уточнение, детализация) индивидуаль­ных планов самообучения;

— подбор учебной, научно-популярной и научной литературы по математике для самостоятельного изучения;

— более конкретное ознакомление каждого учащегося с пред­полагаемой дальнейшей деятельностью и уточнение места и зна­чения математических знаний в этой деятельности;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам самообучения;

— оказание практической помощи учащимся, готовящимся к поступлению в вузы, где от абитуриентов требуется более уг­лубленная математическая подготовка (МГУ, МФТИ, МИФИ и другие институты).

Чтобы педагогическое руководство самообучением школьников было эффективным, целесообразно осуществлять определенную дифференциацию, которая по сути будет индивидуально-груп­повой. Это обусловлено тем, что учащихся по их познаватель­ным интересам и практическим потребностям, которые они хотят удовлетворить, занимаясь самообразованием, можно разделить на условные группы.

К первой группе можно отнести учащихся с ярко выраженной

интеллектуальной потребностью в углубленном изучении матема­тики, обусловленной стержневым познавательным интересом в области математики. Предполагаемая послешкольная деятель­ность их связана с серьезным изучением математики либо на математических факультетах университетов, либо в технических вузах с углубленным изучением математики.

Во вторую группу целесообразно включить учеников, основ­ные познавательные интересы которых находятся в области физики, техники, в естественнонаучной или производственной сфере, а углубленное изучение математики вызывается потреб­ностями послешкольной деятельности (например, обучением в технических вузах общеинженерных профилей, на естественных факультетах университетов, в техникумах и профтехучилищах по специальностям, связанным с электроникой, робототехникой и другой современной техникой).

Третью группу составляют школьники, познавательные ин­тересы которых находятся в областях, не требующих углублен­ных математических знаний. Занятия математикой во внеурочное время у них обусловлено не потребностями в дальнейшей дея­тельности, а исключительно увлечением математикой, возникшим на уроках, любовью к математике как учебному предмету и сфере приложения интеллектуальных сил.

И наконец, в отдельную четвертую группу целесообразно объединить учащихся, познавательные интересы которых еще не сформировались, характер дальнейшей деятельности не опре­делился, а внеурочные занятия математикой обусловлены раз­личными, часто случайными мотивами.

Включение учеников в ту или иную группу учитель осуществ­ляет по результатам индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, а также с помощью анкетирования.

Контроль за самообучением школьников можно осуществлять различными способами. Наиболее эффективный — через конкурсы по решению задач и различные математические состязания, в том числе и межпредметного содержания. Конкурс желательно проводить в несколько заочных туров и заключительный очный. Решения задач участники конкурсов могут давать любые, но за каждый способ решения одной и той же задачи очки начисляются отдельно. Это поощряет поиски новых оригинальных путей ре­шения задачи, использование теоретического материала из различных рекомендованных учителем по определенной теме математических книг.

В качестве примера приведем задачи одного из туров заочного конкурса по решению задач в связи с самостоятель­ной работой школьников над темой «Метод координат». (Смотри приложение 6)

Условия задач помещаются на стенде. Там же указываются конкурсные требования, сроки сдачи письменных работ, место и время обсуждения представленных решений.

Об эффективности математического самообучения учитель может составить себе представление по многим критериям. При­ведем некоторые из них:

а) повышение количества учащихся, изучающих дополнительную литературу;

б) смещение стержневого познавательного интереса школьников в сторону математики;

в) массовое применение в самостоятельных, контрольных и зачетных работах, при решении конкурсных и олимпиадных задач математических знаний, полученных в результате само­обучения;

г) широкое участие в различных формах математи­ческого образования в системе внешкольного обучения: в заочной математической школе при АПН СССР и МГУ, на заочных подготовительных курсах для поступающих в вузы, в очных олимпиадах, проводимых на местах многими вузами (физтехом, МИФИ и др.), в воскресных математических лекториях при вузах и др.

Такая информация поможет учителю своевременно вносить коррективы в свою работу по организации самообучения учеников, способствовать повышению самостоятельности и творческой активности школьников для получения сверхпрограммных мате­матических знаний в соответствии с их индивидуальными инте­ресами, потребностями, планами дальнейшей деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они про­водятся по программам, выбранным учителем и обычно согласо­ванным с учениками и корректируемым в процессе обучения с учетом их интеллектуальных возможностей, познавательных интересов и развивающихся потребностей. Участие в большинстве видов внеурочных занятий является необязательным, за результа­ты работы ученик отметок не получает, хотя его работа также оценивается, но другими способами: поощрениями через стенную печать, награждением грамотами, книгами, сувенирами и т. п.

Само участие ученика в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах уже является диф­ференциацией обучения в школе. Тем не менее и к этой категории школьников целесообразно для максимального развития их ин­дивидуальных способностей и интересов, удовлетворения потреб­ностей широко применять дифференциацию обучения на факуль­тативных и кружковых занятиях и индивидуальный подход в организации и руководстве их самообучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

1. Учитель предлагает с помощью чертежей исследовать взаимное расположение гиперболы и прямой. Учащиеся выдви­гают гипотезы (индуктивным путем). Затем после исследования системы уравнений

 

 

 

 

можно дать дедуктивное доказательство их (при |k| < || прямая пересекает гиперболу в двух точках, а при |k| ³ || точек пересечения нет).

2. При изучении комплексных чисел ученикам предлагается исследовать возможные определения понятий «больше», «мень­ше» во множестве С. Затем на занятии в форме дискуссии опровергаются предлагаемые школьниками определения.

3. В качестве индивидуального задания рекомендуется ис­следовать возможное обобщение: точкам на прямой ставятся в соответствие действительные числа, точкам на плоскости — комплексные, а точкам в пространстве? Результатом исследова­ния могут быть рефераты или сообщения учащихся, обсуждае­мые коллективно на занятии.

 

Приложение 2

 

Приведем пример серии задач с нарастающей трудностью по теме «Площадь треугольника», в которой задачи 1—6 по сути являются подготовительными к задаче 7.

1. Даны точки А(3;0), B(3,5), С(-1;3), К(-1;0). Вычис­лите площадь четырехугольника АBСK.

2. Даны точки А (2; 0), В (2; 3), С (- 1, 4), К (-3; 2). Е (-3; 0). Вычислите площади многоугольников АВСКЕ и ВСК.

3. Даны точки A (x1; 0), В (х2; 0), С (х2; y2), К (x3; y3), Е (x1; y1). Укажите способ вычисления площади треугольника СКЕ, если:

1) x1<x3<x2, 0<y2<yl<y3;

2) x1<x2<x3, 0<y3<yl<y2.

4. Даны точки A(x1;y1), В (х2; у2), C(х3; у3), где y1, у2, у3 — положительные числа. Докажите, что площадь треугольника ABC может быть вычислена по формуле S=0.5|S1|, где

S1 =x1 (y2—y3)+x2 (у3—y1)+x3 (у1—y2).

5. Докажите, что можно подобрать такой параллельный пе­ренос на вектор  (0; m), при котором точки A (х1;у1), В (х2; y2), С(х3; у3) перейдут в точки A' (х1'; у1'), B' (х2'; у2'), С' (х3'; у3'), причем у1'>0, у2'>0, у3'>0.

6. Даны три точки А(х1; у1), В(х2; у2), С (х3; у3) и точки A' (х1; у1 +m), В'(х2; у2 +m), С' (х3; у3 +m), полученные при па­раллельном переносе на вектор (0; m), причем у1 +m, у2 +m, у3 +m - положительны. Вычислите площадь треугольника А'В'С'. Объясните, почему результат не зависит от m.

7. Докажите, что площадь треугольника АВС вычисляется по формуле

S =0.5|x1(y2—y3) + x2 (у3—y1) + x3 (у1—y2)|


независимо от того, какая из его вершин обозначена через (x1;y1), (х2; у2), (х3; у3),

 

Приложение 3

Заморочки из бочки

На столе ведущего стоит бочонок. Команды пооче­редно тянут из бочонка листочки с вопросами. На от­вет дается не более одной минуты.

Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? [Среда.]

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее перси­ка. Что тяжелее — груша или персик? [Груша.]

Два мальчика играли на гитарах, а один на балалай­ке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? [Юра играл на гитаре.]

На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? [Три.]

Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько было людей? [Трое: муж, жена и брат жены.]

У Марины было целое яблоко, две половинки и че­тыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? [Три.]

Батон разрезали на три части. Сколько сделали раз­резов? [Два.]

Мальчик Пат и собачонка весят два пустых бочонка. Собачонка без мальчишки весит две больших коврижки. А с коврижкой поросенок весит — видите — бочонок. Сколько весит мальчик Пат? Сосчитай-ка поросят. [Мальчик весит столько же, сколько два поросенка.]

Один мальчик говорит другому: «Если ты дашь мне половину своих денег, я смогу купить карандаш». Сколько денег было у второго мальчика? [Установить невозможно.]

Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Ка­кую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова. [Петя Чернов и Миша Белов.]

Человек, стоявший в очереди перед Вами, был выше человека, стоявшего после того человека, который стал перед Вами. Был ли человек, стоявший перед вами выше Вас? [Да.]

Как в древние времена называли «ноль»? [Цифра.]

Может ли при сложении двух чисел получиться нуль, если хотя бы одно из чисел не равно нулю? [Нет, не может.]

В каком случае сумма двух чисел равна первому сла­гаемому? [Когда второе слагаемое — нуль.]

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? [8 часов.]

В семье я рос один на свете,

 И это правда, до конца.

Но сын того, кто на портрете,

Сын моего отца.

Кто изображен на портрете? [Мой отец.]

Игра «Счастливый случай»

Вопросы для первой команды

Отрезок, соединяющий точку окружности с ее цен­тром. [Радиус.]

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с се­рединой противолежащей стороны. [Медиана.]

Два созвездия, по форме напоминающие ковш. [Большая Медведица и Малая Медведица.]

Аппарат для подводного плавания. [Акваланг.]

Утверждение, требующее доказательства. [Теорема.]

График квадратичной функции. [Парабола.]

Цифровая оценка успехов. [Балл.]

Множество точек плоскости, равноудаленных от конца данного отрезка. [Перпендикуляр, проведенный к середине данного отрезка.]

Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине. [Внешний угол.]

Прямоугольник, у которого все стороны равны. [Квадрат.]

Мера веса драгоценных камней. [Карат.]

Часть круга, ограниченная дугой и ее хордой. [Сегмент.]

Направленный отрезок. [Вектор.]

Отношение противолежащего катета к гипотенузе. [Синус.]

Угол, меньший прямого. [Острый.]

Вопросы для второй команды

Отрезок, соединяющий любые две точки окружнос­ти. [Хорда.]

Утверждение, не вызывающее сомнений. [Аксиома.] Устройство для запуска двигателя внутреннего сго­рания. [Стартер.]

 Вид местности, открывающийся с возвышенного места. [Панорама.]

Самая знаменитая звезда в созвездии Малой Медве­дицы. [Полярная.]

График линейной функции. [Прямая.] Множество точек пространства, равноудаленных от данной точки. [Сфера.]

Кусок, часть чего-нибудь. [Осколок.] Сумма длин всех сторон многоугольника. [Пери­метр.]

Ромб, у которого все углы прямые. [Квадрат.] Зажим для присоединения, закрепления проводов. [Клемма.]

Самая большая хорда в круге. [Диаметр.] Простейшее геометрическое понятие. [Точка.] Часть прямой, ограниченная с одной стороны. [Луч.] Отношение прилежащего катета к гипотенузе. [Ко­синус.]

 

Игра «Счастливый случай»

Вопросы для первой команды

Результат сложения. [Сумма.]

Сколько цифр вы знаете? [Десять.]

Наименьшее трехзначное число. [100.]

Сотая часть числа. [Процент.]

Прибор для измерения углов. [Транспортир.]

Сколько сантиметров в метре? [Сто.]

Сколько секунд в минуте? [Шестьдесят.]

Результат деления. [Частное.]

Сколько лет в одном веке? [Сто.]

Наименьшее простое число. [2.]

Сколько нулей в записи числа миллион? [Шесть.]

Величина прямого угла. [90°.]

Когда произведение равно нулю? [Когда хотя бы один из множителей равен 0.]

График прямой пропорциональности. [Прямая, проходящая через начало координат.]

Что больше: 2 м или 201 см? [201 см.]

Что меньше:  или 0,5? []

Радиус окружности 6 см. Диаметр? [12 см.]

Какую часть часа составляют 20 мин? [1/3.]

Сколько сантиметров составляет 1% метра? [1см.]

 Корень уравнения |х| = —1. [Не существует.]

Вопросы для второй команды Результат вычитания. [Разность.]

 На какое число нельзя делить? [На 0.]

Наибольшее двузначное число. [99.]

Прибор для построения окружности. [Циркуль.]

Сколько граммов в килограмме? [Тысяча.]

Сколько минут в часе? [Шестьдесят.]

 Сколько часов в сутках? [Двадцать четыре.]

Результат умножения. [Произведение.]

Сколько дней в году? [365 или 366.1

Наименьшее натуральное число. [1.]

Сколько нулей в записи числа миллиард? [Девять.]

Величина развернутого угла. [180°.]

Когда частное равно нулю? [Когда делимое равно нулю.]

График обратной пропорциональности. [Гипербола.]

Что больше: 2 дм или 23 см? [23 см.]

4 Что меньше: 0,7 или  [0,7.]

Диаметр окружности 8 м. Радиус? [4 м.]

Какую часть минуты составляют 15 сек? [1/4.]

Найдите 10% тонны. [100 кг.]

Корень уравнения |х| = —7. [Не существует.]

Игра «Третий лишний»

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий нет. Команды должны быстро отве­тить, какой объект не обладает свойством, которое присуще двум другим. Например:

гектар, сотка, метр;

ярд, тонна, центнер;

конус, квадрат, призма;

треугольник, прямоугольник, ромб;

прямая, отрезок, угол.

Игра «Что? Где? Когда?»

Вопросы

Индийцы называли его «сунья», арабские матема­тики «сифр». Как мы называем его сейчас? [Нуль.]

Именно этот учебник был первой в России энцик­лопедией математических знаний. По нему учился М.В.Ломоносов, называвший его «вратами учености». Именно в нем впервые на русском языке введены по­нятия «частное», «произведение», «делитель». Назо­вите учебник и его автора. [«Арифметика» Л.Ф.Маг­ницкого.]

Страницы: 1, 2, 3, 4