Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе
4. Аппликация «Спичечная
открытка» ЭТАП II. Сверху на спички наклеивается аппликация в виде цветов,
вырезанных из цветной бумаги.
5. Рефлексия.
30.03.10.
Занятие № 6 (затрачено
времени: 1,5 часа)
1. Игра «Кто быстрее»
Процедура игры. На
школьную доску вывешиваются 2 одинаковые таблицы (приложение 1, задание № 8). К
доске выходят двое участников и по команде ведущего начинают искать, показывая
указкой числа по порядку (от 1 до 25). Победившим считается тот, кто быстрее
добрался до 25. Следующая пара участников ведет обратный отсчет (от 25 до 1) и
т.д..
2. Аппликация
«Пластилиновая открытка». На прямоугольники картона (10 см. х 15 см.) наносится равномерный слой пластилина. На пластилиновый слой наносится контур
рисунка, на который затем выкладывается аппликация из пшена, гречихи, гороха,
риса и т.п.
4. Рефлексия.
31.03.10.
Занятие заключительное.
Основная цель этого
занятия провести повторную индивидуальную психодиагностику, пока остальные
ребята занимаются тем, что им нравится делать: рисуют, разукрашивают, лепят,
вырезают и т.д.
III этап исследования: сравнительный эксперимент.
В конце III учебной
четверти среди учащихся 2-А класса была проведена психодиагностическая работа
по изучению качества долговременной и кратковременной памяти.
Экспериментальное
психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия
«Заучивание 10 слов»[14]
и «Память на числа»[15]
для исследования долговременной и кратковременной памяти школьника. Полученные
данные были внесены в протокол (приложение 2) в графу «Протокол контрольного
исследования» и выделены на графике пунктирной линией.
Из числа учащихся 2 «А»
класса были отобраны те учащиеся, у которых уровень развития долговременной и
кратковременной памяти на тот момент был ниже среднего. С ними было решено
провести коррекционно-развивающую работу по специально составленной программе,
направленной в основном на развитие внимания. Группа этих учащихся, состоящая
из 9 учеников одного класса, была названа экспериментальной, т.к. с ее помощью
было решено подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что целенаправленная
работа по развитию внимания учащегося улучшит качество его памяти.
В процессе коррекционной
деятельности за учащимися велось наблюдение, анализировалась успешность
выполнения ими корректуальных и других заданий, данные вносились в
«Индивидуальные дневники наблюдений», где так же отмечалась утомляемость
участников эксперимента. На основе этих данных планировалось последующее
занятие, сокращалась или увеличивалась нагрузка и время занятия.
Ежедневно, проверялось
качество выполнения задания каждого участника. Подсчитывая % выполнения
задания, производились следующие действия: подсчитывалось общее количество
возможных правильных вариантов (эти данные принимались за 100%) и уже из этого
количества высчитывался % выполнения. Это было необходимо для того, чтобы иметь
возможность определить степень сложности индивидуально для каждого.
Немаловажную роль в
коррекционной работе играет мотивация достижения успеха, т.е. ребенок,
убеждаясь в своих силах и способностях, получая поддержку и похвалу со стороны
педагога, старается выполнять задания с еще большим усердием и старанием. Ко
всему прочему, это так же подогревает его интерес к занятиям, что является
немаловажным аргументам в пользу коррекции. Особенно, в тех случаях, когда ребенок
не совсем успешен в обычной или школьной жизни, имеет неадекватную самооценку
(научно- обоснованный факт: дети, имеющие слабую школьную успеваемость, нередко
становятся «изгоями» в классном коллективе, что существенно сказывается на их
самооценке, поведении и учебной мотивации). Очень важно дать ребенку понять,
что его не будут оценивать по «пяти бальной шкале», и любое старание с его
стороны только приветствуется. Неудачи же, не повлекут за собой «наказания» и
насмешек.
Если внести данные
успешности выполнения заданий в сводную таблицу, то отчетливо просматривается
достаточно высокий процент качества деятельности учащихся. Данные,
представленные в таблице 1, свидетельствует о том, что при планировании
коррекционной программы были учтены такие важные стороны, как соизмеримость
нагрузки и возраста. Высокий процент выполнения заданий также указывает на
старание со стороны учащихся. Задания были доступны для каждого участника, нет
ни одного, который бы не справился. Ведь в коррекционной работе не столько
важно загрузить ребенка всевозможными тренировочными заданиями и упражнениями,
сколько помочь ему поверить в свои силы, успех, возбудить в нем интерес к
познанию, учению. Для этого очень важно подбирать материал таким образом, чтобы
он был доступен ребенку, но не слишком прост; интересен и в меру объемен, а
также разнообразен.
Таблица
1
Анализ
качества выполнения заданий участниками эксперимента (в %)
Участники
|
Занятие 1;
задание № 2
|
Занятие 2;
задание № 2
|
Занятие 2;
задание № 3
|
Занятие 3;
задание № 2
|
Занятие 4;
задание № 2
|
Занятие 4;
задание № 4
|
Занятие 5;
задание № 1
|
Занятие 5;
задание № 2
|
Занятие 5;
задание № 3
|
Кирилл
|
34,7%
|
44,1%
|
40%
|
72%
|
65%
|
60%
|
82%
|
60%
|
70%
|
Карина
|
46,9%
|
51,2%
|
50%
|
27%
|
10%
|
70%
|
50,3%
|
48,3%
|
80%
|
Вика
|
91,3%
|
61,7%
|
60%
|
90,9%
|
96,8%
|
70%
|
76%
|
58,3%
|
80%
|
Лариса
|
51,3%
|
44,1%
|
60%
|
42,3%
|
56%
|
70%
|
64%
|
66,6%
|
80%
|
Влад
|
91,3%
|
61,7%
|
40%
|
36,3%
|
97,8%
|
40%
|
61%
|
66,6%
|
60%
|
Саша
|
60,8%
|
14,7%
|
80%
|
9%
|
14%
|
50%
|
32%
|
58,3%
|
50%
|
Слава
|
91,3%
|
20,5%
|
70%
|
9%
|
96%
|
50%
|
68%
|
50%
|
70%
|
Егор
|
56,9%
|
27,6%
|
60%
|
12%
|
56%
|
60%
|
57%
|
48,3%
|
70%
|
Аня
|
71,1%
|
56,2%
|
50%
|
27,3%
|
56%
|
70%
|
48%
|
47,7%
|
80%
|
По окончании
коррекционно-развивающей работы было проведено контрольное исследование
(приложение 2) качества долговременной и кратковременной памяти участников
эксперимента и проведен сравнительный анализ, который показал наличие улучшения
качества долговременной и кратковременной памяти у всех ее участников (в
большей или меньшей степени). Уровень качества долговременной и кратковременной
памяти у всех участников экспериментальной группы увеличился до отметки «норма»
или выше ее.
На рис. 5 приведены
результаты исследования долговременной и кратковременной памяти участников
экспериментальной группы до начала проведения коррекционной работы. Необходимо
добавить, что отметка «норма» находится в пределах (5–6, жирная линия) для
долговременной памяти и (4–5, пунктирная линия) для кратковременной памяти.
Рис. 5. Результаты первичного исследования качества долговременной (1-й столбик)
и кратковременной (2-й столбик) памяти участников экспериментальной группы
На данном графике видно,
что уровень долговременной памяти (1-й столбик синего цвета) и кратковременной
памяти (2-й столбик желтого цвета) у всех учащихся находятся в пределах «ниже
нормы».
На рис. 6 приведены
результаты повторного исследования долговременной и кратковременной памяти
после проведения коррекционной работы с экспериментальной группой учащихся.
На графике видно, что
уровень долговременной памяти (1-й столбик синего цвета) и кратковременной
памяти (2-й столбик желтого цвета) находятся в пределах «нормы» (5–6, жирная
линия) для долговременной памяти и (4–5, пунктирная линия) для кратковременной
памяти или же выше.
Рис. 6. Результаты повторного исследования качества долговременной (1-й столбик)
и кратковременной (2-й столбик) памяти в экспериментальной группе учащихся
Внеся данные первичного
и повторного исследований качества памяти в сводную таблицу можно сравнить, как
и на сколько улучшилось качество долговременной и кратковременной памяти у
участников экспериментальной группы.
Сводная таблица
результатов первичного и повторного исследований качества долговременной и
кратковременной памяти у участников экспериментальной группы представлена в
таблице 2.
Таблица 2
Сводная таблица
результатов первичного и повторного исследований качества долговременной и
кратковременной памяти у участников экспериментальной группы.
Участники
|
Первичное
исследование качества долговременной памяти
|
Повторное
исследование качества долговременной памяти
|
УРОВЕНЬ «НОРМА»
|
Разница (кол-во
ед.)
|
Первичное
исследование качества кратковременной памяти
|
Повторное
исследование качества кратковременной памяти
|
УРОВЕНЬ «НОРМА»
|
Разница (кол-во
ед.)
|
Кирилл
|
4 ед.
|
8 ед.
|
В ПРЕДЕЛАХ 5 -6
ЕД.
для
долговременной памяти
|
+4 ед.
|
3 ед.
|
6 ед.
|
В ПРЕДЕЛАХ 4 -5
ЕД. для кратковременной памяти
|
+3 ед.
|
Карина
|
4 ед.
|
8 ед.
|
+4 ед.
|
3 ед.
|
7 ед.
|
+4 ед.
|
Вика
|
4 ед.
|
7 ед.
|
+3 ед.
|
2 ед.
|
5 ед.
|
+3 ед.
|
Лариса
|
3 ед.
|
6 ед.
|
+3 ед.
|
2 ед.
|
5 ед.
|
+3 ед.
|
Влад
|
2 ед.
|
6 ед.
|
+4 ед.
|
2 ед.
|
5 ед.
|
+3 ед.
|
Саша
|
3 ед.
|
10 ед.
|
+7 ед.
|
3 ед.
|
7 ед.
|
+4 ед.
|
Слава
|
2 ед.
|
5 ед.
|
+3 ед.
|
1 ед.
|
4 ед.
|
+3 ед.
|
Егор
|
4 ед.
|
7 ед.
|
+3 ед.
|
3 ед.
|
5 ед.
|
+2 ед.
|
Аня
|
4 ед.
|
7 ед.
|
+3 ед.
|
3 ед.
|
5 ед.
|
+2 ед.
|
Вывод:
сравнительный анализ результатов двух исследований показал, следующее:
коррекционно–развивающая работа с участниками экспериментальной группы была
достаточно эффективной и способствовала улучшению качества долговременной и
кратковременной памяти участников.
Также необходимо
провести сравнительный анализ качества долговременной и кратковременной памяти
участников контрольной группы, для того, чтобы подтвердить целесообразность
коррекционной работы, и отмести вероятность того, что качество долговременной и
кратковременной памяти учащихся может улучшиться без специальной работы.
Сводная таблица
результатов первичного и повторного исследований качества долговременной и
кратковременной памяти у участников контрольной группы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Сводная таблица
результатов первичного и повторного исследований качества долговременной и
кратковременной памяти у участников контрольной группы
Участники
|
Первичное
исследование качества долговременной памяти
|
Повторное
исследование качества долговременной памяти
|
УРОВЕНЬ «НОРМА»
|
Разница (кол-во
ед.)
|
Первичное
исследование качества кратковременной памяти
|
Повторное
исследование качества кратковременной памяти
|
УРОВЕНЬ «НОРМА»
|
Разница (кол-во
ед.)
|
Ира
|
4 ед.
|
3 ед.
|
В ПРЕДЕЛАХ 5 -6
ЕД. для долговременной памяти
|
-1 ед.
|
3 ед.
|
3 ед.
|
В ПРЕДЕЛАХ 4 -5
ЕД. для кратковременной памяти
|
б/изм.
|
Дима
|
4 ед.
|
3 ед.
|
-1 ед.
|
2 ед.
|
3 ед.
|
+1 ед.
|
Полина
|
2 ед.
|
2 ед.
|
б/изм.
|
3 ед.
|
3 ед.
|
б/изм.
|
Мария
|
3 ед.
|
6 ед.
|
+3 ед.
|
3 ед.
|
5 ед.
|
+2 ед.
|
Александр
|
4 ед.
|
4 ед.
|
б/изм.
|
3 ед.
|
4 ед.
|
+1 ед.
|
Максим
|
3 ед.
|
4 ед.
|
+1 ед.
|
1 ед.
|
2 ед.
|
+1 ед.
|
Никита
|
4 ед.
|
3 ед.
|
-1 ед.
|
2 ед.
|
3 ед.
|
+1 ед.
|
Даша
|
4 ед.
|
4 ед.
|
б/изм.
|
3 ед.
|
2 ед.
|
-1ед.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|