бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора бесплатно рефераты

p> После выполнения задания "Слушай хлопки!", на стульях, дети с удовольствием откликнулись на призыв встать в круг и под звуки музыки идти по кругу. Ведущий показал какую позу нужно принять (аиста) после 2-х хлопков, а какую (лягушки) после 3-хх хлопков, но заметил, что дети могут придумать свою позу "лягушки" и "аиста". В ходе игры оригинальностью и фантазией в изображении отличились Рома К., Уля Е., Катя Б., Наташа Г. Их позы не были похожи на позы, показанные ведущим. Все дети старались придумать свои элементы поз. Некоторые позы вызывали дружный смех, веселое настроение.

В задании 9 игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации. Игровой момент догнать загадавшего загадку вносил небольшую разрядку для слухового внимания. Дети не чувствовали сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли активное участие, в стороне не остался никто.

В игре "Чья очередь?" дети разделились на подгруппы "лошадок",
"мишек", "зайчиков" и "птичек". Каждая подгруппа прослушала и запомнила свою музыку. Сложность заключалась в том, что дети должны были не только узнать свою мелодию и начать движение, им было необходимо создать движениями свой образ. Экспериментатор помогал детям справиться с заданием, показывая свой вариант движения. Но заранее было оговорено, что дети не должны копировать движения экспериментатора, а придумать свои. В результате интересными оказались вариант "мишки" у Андрея Г., Ильи Д. "птички" у Лизы
Н., и Наташи Г., "зайчика" у Лены Б.

В занятии 10 детям было предложено прослушать музыкальную сказку о
Пете-пастушке и выбрать одну из прозвучавших там песен, которая больше понравилась и почему. А дома нарисовать по этой сказке рисунок. Такой настрой побудил детей на более активное внимание и восприятие происходивших событий сказки. Более внимательно дети слушали песенки и отмечали понравившиеся им. "Мне понравилась песенка про коровушку, потому что она добрая и приносит людям молочко", – объяснила свой выбор Уля Е. "А мне понравилась песня о петушке, потому что у моей бабушки в деревне есть такой петушок, он очень храбрый и красивый", – возразил Илья Д. "А мне понравилась песня про дуду, она веселая и задорная, под нее можно танцевать", – отвечала Юля К. А после пения этих песен с руководителем, не осталось равнодушных детей. Тут же дети поделились тем, что они нарисуют дома на сюжет этой сказки.

В занятии 11 детям было предложено:
1) На заданный экспериментатором текст досочинить песню, которая поется не до конца, закончить ее. Дети к заданию отнеслись настороженно, но после показа своего варианта экспериментатором, вели себя более свободно, пытаясь получить свой результат.
2) Второй вариант предполагал сочинение полностью всей песенки на заданный текст. Дети высказывались о характере заданного текста. "Песенка очень грустная, осенняя, я хочу ее спеть медленно и грустно, а еще я могу изобразить капельки сначала большие, а потом частые и маленькие" – говорила
Лена З. "А мне хочется сочинить про весну. Моя песенка будет радостная, веселая, как солнышко." – замечала Катя Б. После чего дети показывали варианты своих песенных сочинений, высказывали свое одобрение в том случае, если им понравилась песенка, сочиненная товарищем. "Мне понравилась песенка
Юли и Андрея" – одобрительно сказала Лена Б.

В игре "Отгадай, кто мы?" дети выбрали ведущего, экспериментатор объяснил ему правила игры, затем удалился. Дети с большим интересом и желанием выслушали и посмотрели показ экспериментатора о возможных повадках, движениях животных, которые должны изобразить произвольными движениями дети. Несколько вариантов были показаны экспериментатором, но также им было замечено, что дети должны придумать свои варианты движения.
Дети с готовностью ответили: "Мне кажется, что зайчик прыгает вот так…" – заметил Илья Д., "А мой зайчик спрятался, у него замерзли лапки" – ответил
Андрей Г. "А мой зайчик смелый, он никого не боится, он будет радостно скакать по лесу и собирать ягоды" – заметила Лена Б. В движениях детей видна была свобода и фантазия. Задание нравилось и ведущим детям, и исполняющим его.

При проведении занятия 12 "Радуга появилась", детям предложено как можно по-разному произнести фразу "Радуга появилась", "Солнышко встало", "У меня зазвонил телефон". С помощью экспериментатора детьми было найдено множество вариантов произношения – с восторгом, с удивлением, с горестью, сердясь и так далее. Даже замкнутые, не совсем активные дети не остались равнодушны к заданию, так как работали группой и смотря на других детей, увлекались заданием, исполняли свои варианты. Когда все варианты были исчерпаны, дети попытались пропеть эти фразы разнообразными голосами и способами: напевно, отрывисто, легко, выделяя акцентом разные слова. Все дети были активны, но особенно удачными были исполнения Кати Б., Саши М.,
Лены Б, Андрея Г.

При проведении игры, "Плясовая", дети занимались знакомым уже занятием сочинения на заданный текст. Так как уже имелся опыт сочинения на предыдущих занятиях, дети вели себя уверенно, свободно, варианты сочинения отмечались разнообразием ритмического рисунка и своеобразием мелодической линии. "Я теперь умею сочинять песенки на любые стихи и даже дома пробую сочинять" – высказалась Лена Б. Все дети справились с заданием, равнодушных и не справившихся нет.

Перед выполнением игры, "Попробуй угадай", с детьми обсуждался характер и образ загадываемого персонажа, картины природы и так далее.

Движения во время игры отмечались свободой исполнения, разнообразием: от простых хлопков до танцевальных движений, оригинальных поз и композиций. Почти каждый из детей побывал в роли ведущего. задание выполнялось в приподнятом, радостном настроении.

При проведении занятия 13, "Заинька-серенький", сюжет игры был прост и понятен детям. Всем хотелось загадать свою ритмическую загадку, быть в роли веселого зайки. "Можно я! Можно я!" – наперебой кричали дети. Отстукиваемые ритмические рисунки отличались сложностью и оригинальностью, т.к. детям хотелось "запутать" товарищей, загадать необычный ритмический рисунок, концентрировал интерес к выполняемому заданию, желание оценить правильность выполняемого задания.

В ходе выполнения игры, "Сказочное заклинание", каждый из детей должен был выбрать для себя сказочного персонажа. "Я буду сказочной феей в красивом голубом платье." – говорила Лиза Н. "А я буду смелым солдатом." – отвечал Идья Д. "А я буду злым волшебником и заколдую вас ," – смеялся Рома
К. Каждый из детей старался быть оригинальным, не похожим на других, произнести слова именно своей интонацией, своим голосом, то мягким и ласковым, то сердитым и страшным, то строгим и смелым. Каждый из детей старался создать именно свой образ.

При проведении занятия 14, в ходе сочинения песни-попевки на текст, каждый из детей пытался объяснить образ и характер своей сочиненной песенки. Дети справились весьма неплохо. "Моя песенка весенняя, поэтому я хочу спеть ее весело и радостно, высоким голоском, как поет птичка." – отвечала Саша М. " А моя песенка осенняя, поэтому петь ее буду медленно, грустно, чтобы всем было понятно, что денек пасмурный и идет дождь." – говорила Уля Е. "А я буду петь колыбельную ласково, как мне поет мама, тихим и спокойным голосом." – отвечала Лена З. Дети пытались не просто сочинить песню, а передать ее образ и характер выразительными средствами ритма, динамики и мелодической линии. Особенно хорошо это удалось Лене З.,
Уле Е., Ире Г.

Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале экспериментальной деятельности, а именно:

1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.

3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Разработка построения педагогического процесса развития изучаемых способностей, программа опытно-экспериментальной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.

Чтобы проверить эффективность разработанной технологии развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, нами был проведен контрольный эксперимент.
2.3. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора был проведен контрольный эксперимент, который проводился в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска.

Задачи контрольного эксперимента:

1. выявить динамику развития музыкальных способностей детей дошкольников;

2. определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Эксперимент проводился по методике констатирующего эксперимента. Но предполагалось, что дошкольники могут проявить свои музыкальные способности на другом эмоционально слуховом фоне.

Данные результатов контрольного эксперимента изображены в таблице.

Таблица 6

Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников

| |Музыкальный |Чувство |Муз. |Муз.|Творч.|
| |слух |ритма |памят|движ|навыки|
| | | |ь |. | |
| |темб- |мелод|звуко|3ада|3ада| | | |
| |ровый |ическ|-высо|ние |ние | | | |
| | |ий |т. |1 |2 | | | |
|1.Грищенко |С |В |С |В |В |В |В |В |
|Андр. | | | | | | | | |
|2. Белоусова |С |В |С |С |В |С |С |С |
|Лена | | | | | | | | |
|3. Гашева Ирина|В |В |В |В |В |С |С |С |
|4. Качалкова |В |В |В |В |В |В |В |В |
|Юля | | | | | | | | |
|5. Батанина |В |В |В |С |В |В |В |В |
|Катя | | | | | | | | |
|6. Медведева |В |С |В |В |С |В |В |С |
|Саша | | | | | | | | |
|7. Никулина |С |С |С |Н |С |В |В |С |
|Лиза | | | | | | | | |
|8.Зеленина Лена|В |В |В |В | |В |В |В |
|9. Емельянова |С |С |С |С |В |С |В |С |
|Уля | | | | | | | | |
|10.Девятков |С |Н |С |С |С |С |С |С |
|Илья | | | | | | | | |
|11.Горюнова |В |С |В |В |В |С |В |С |
|Нат. | | | | | | | | |
|12.Казаков Рома|С |С |С |В |В |В |С |С |

Сравнительный уровень развития музыкальных способностей детей дошкольников "до" и "после" формирующего эксперимента
Проценты

Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам:
1. Мелодический слух.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией.
Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.
2. Тембровый слух.
Дети без особого труда различают разные тембры, дают им образную характеристику.
3. Звуковысотный слух.
Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.
4. Чувство ритма.

У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. Умеют воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.
5. Музыкальная память.

Дети имеют достаточно большой багаж памяти музыкальных произведений.
Могут образно воспринимать и исполнять многие из них с достаточной точностью, воспроизводя интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.
6. Творческие навыки.

Творческие навыки не вызывали у детей затруднения. В сочинениях детей присутствовало разнообразие характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии.
7. Музыкальное движение.

При выполнении задания у детей отмечено разнообразие движений, соответствие их создаваемому образу, интерес к данному виду деятельности, желание заниматься творчеством, испытывая при этом радость, чувства самовыражения и удовлетворения получаемым результатом.

Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:

1. Конкретизировано понятие "музыкальные способности", которое было выбрано в качестве рабочего.

2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.

3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.
I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.
II этап: репродуктивно – творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
4. На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития дошкольников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

Библиография


1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 1983.
2. Алексеев В.В. Русская народная песня в начальной школе. – Оса:

Росстанина-Каме, 1994. – 78 с.
3. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М., Советский композитор, 1988.
4. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
5. Аникин В.П. Детский фольклор // Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
7. Аристотель. Собрание сочинений в 4-хх т. Т.3. Перевод. – М.: Мысль,

1981. – 613 с.
8. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.:

Наука, 1977. – с.5.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. –

Л.: Музыка, 1973.
10. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А.Кунанбаева. –

Л.: Музыка, 1987.
11. Бахтин М. От былины до считалки /Рассказы о фольклоре/. – Л.: Детская литература, 1982.
12. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
13. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство ,

1971.
14. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
15. Василенко В.А. Детский фольклор.Русское народное поэтическое творчество. – М.: Педагогика, 1969.
16. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика,

1988.

Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. – М.,

1996. с.468.

17. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
18. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 –

415 с.

Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М.,

Просвещение, 1982.

19. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина,

Иркутск, 1924 вып.2, 1. 55-86.
20. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.:

Искусство, 1989.
21. Воспитание и обучение в детском саду. – М., 1976.
22. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М.:

Госиздат РСФСР, 1930.
23. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. Изд. 2-е. – М.:

МГУ, 1977.

Горький А.М. Заметки. Т.2. – с. 382.

24. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. – М.:

Просвещение, 1990.
25. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
26. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. – М.: Политиздат, 1970.
27. Гусев В.Е. О коллективности в фольклоре. Диалектика личного и массового творчества. Специфика фольклорных жанров. Л.: Наука, 1967.
28. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. – Л.: Наука, 1967.

Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. – М., Наука, 1966. – с.

357

29. Дети и игра. – Курьер Юнеско, 1980, № 2.
30. Детский быт и фольклор. Сборник /Под ред. О.И. Капица. – Л.: Изд-во

Гос. Рус. Географич. общества, 1930.
31. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. – М.: ВНМЦ, 1987.
32. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. – М., 1956.

Домострой. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. – с.1

Земцовский И.И. Народная музыка и современность. – М.,1977. – с. 49-

50

33. Иванов В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. – Киев,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7