бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора бесплатно рефераты

p> Импровизационная основа устного народного творчества дает педагогу исключительные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творческой деятельности.
Сейчас в ряде детских хоров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных работах изложена методика импровизации на основе комбинирования в одноголосии (например — на интонациях народного песенного трихорда), а также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету
«фольклорный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое
Уроки изобразительного искусства поддерживают творческую атмосферу обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника
«Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в красках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь, акварель) [44,c.16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;

2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки
|Компоненты музыкальных |Критерии оценки компонентов музыкальных |
|способностей |способностей |
|I. Музыкальный слух. |Чистое интонирование мелодической линии, |
| |чувство лада. |
| |Владение широким диапазоном голоса. |
| |Слуховое внимание. |
|II. Музыкальная память.|Запоминание, узнавание и воспроизведение |
| |музыкального материала. |
| |Наличие музыкального "багажа" памяти и |
| |умение им пользоваться. |
|III. Чувство ритма. |1.Точность, четкость передачи ритмического |
| |рисунка. |
|IV. Музыкальное |1. Запас танцевальных движений, умений с их|
|движение. |помощью передавать характер того или иного |
| |образа. |
|V. Творческие навыки. |Умение сочинить мелодию, ритмический |
| |рисунок. |
| |Умение образно мыслить и передавать свои |
| |чувства в разных видах музыкальной |
| |деятельности (пении, движении, игре на |
| |музыкальных инструментах) различными |
| |выразительными средствами. |

Таблица 2

Уровни развития компонентов музыкальных способностей
|Компонент |Уровни |
| |Высокий |Средний |Низкий |
|1.Музыкальный | | | |
|слух | | | |
| |-чистое |-правильное |-не чистое |
| |интонирова-ние |инто-нирование |интони-рование ;|
| |мел. линии; |отдель-ных | |
| |-слуховое |отрывков ; |-отсутствие |
| |внимание; |-улучшение после|диапа-зона |
| |-широкий |повторного |голоса; |
| |диапазон голоса |показа; |-нет слухового |
| |не менее |-небольшой |внимания. |
| |(6-7 звуков). |диапа-зон голоса| |
| | | | |
| | |(4 звука); | |
| | |-слуховое | |
| | |внимание | |
| | |отрывочное. | |
|2.Чувство |-четкая точная |-передача |-нет точности |
|ритма. |пере-дача |отдель-ных |пе-редачи |
| |ритмического |элементов рит |ритмичес-кого |
| |рисунка. |мического рис.; |рисунка; |
| | |-улучшение |-нет улучшений |
| | |пока-зателей |показателей |
| | |после |после повт. |
| | |пов-торного |показа. |
| | |показа. | |
|3. Музыкальная |-быстрое |-неточное |-несформирован-н|
|память. |запомина-ние, |запоми-нание и |ость навыков |
| |узнавание, |воспроиз-ведение|запоминания, |
| |вос-произведение|муз. мате-риала;|вос-произведения|
| |муз. материала; | |, уз-навания |
| |-наличие муз. |-небольшой запас|муз. мат.; |
| |"бага-жа" |муз. "багажа" |-отсутствие муз.|
| |памяти. |памяти. |"багажа" памяти.|
|4.Музыкальное |-большой запас |-ограниченный |-отсутствие |
|движение. |тан-цевальных |за-пас танц. |запаса |
| |движен.; |движ.; |танцевальных |
| |умение передать |неумение |дви-жений. |
| |ими характер |передать | |
| |образа. |характер образа.| |
|5. Творческие |-умение |-неуверенность в|-отсутствие |
|навыки. |досочинить |сочинении |навы-ка |
| |мелодию, |мело-дии, |сочинения |
| |ритмичес-кий |ритмического |мелодии, ритмич.|
| |рисунок. |рисунка. |рисунка. |

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались следующие задания.

Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого методического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.

Детям предложено снять с голоса экспериментатора мелодическую линию народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, экспериментатор помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.

У детей отмечена неуверенность, робость в пении. Многие дети – Андрей
Г., Лена Б., Лиза Н., Ульяна Е., (39%) просто говорят слова, не пропевая чисто мелодической линии, некоторые дети – Рома К.
( 8% ) кричат, громко берут дыхание. При повторном исполнении попевки на инструменте лишь Наташа Г., Катя Б. (17%) вслушиваются в мелодическую линию и пытаются петь чисто. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде заинька", т.к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения возникли при пении попевки "Ходит кот", т.к. мелодия имеет волнообразный тип движения мелодии. Илья Д. (8%) петь отказался, мотивируя отказ тем, что он не умеет петь. Остальная (28%) группа детей пыталась выполнить задание, но исполнение было не точным, с изменением мелодической линии.

Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. Экспериментатор исполнял на инструменте
"Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха
(средний регистр), третью – мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь.

Дети справились неплохо, хотя не все слушали музыку внимательно, не отвлекаясь. Лена Б. (8%) отказалась выполнять задание, объясняя это тем, что она не слышит, где чья колыбельная. Илья Д. (8%) отвечал не думая, наугад, к заданию относясь несерьезно. Особенно внимательно отнеслись девочки Юля К., Катя Б., Лена З. (25%), т.к. им более близка тема колыбельных песен, охотно слушая задание. Но в большинстве случаев (59%) ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний регистры, принимая один из них за другой.

Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.

Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.

Дети с большим желанием откликнулись на задание, но их повтор отличался механическим проговариванием слогов "ку-ку", не слушая звуковысотного расположения. Если экспериментатор заострял внимание на неправильности выполнения задания, предлагая внимательнее послушать высоту звука, исполняя еще раз на инструменте, то некоторые дети - Юля К., Лена
З., Саша М., (25%) – пытались вслушаться. Повторные их попытки спеть чисто звуки имели лучший результат. Остальные дети (67%) качественно выполнить задание не смогли. Лишь Катя Б. (8%), благодаря своим природным данным, смогла качественно и без особого труда выполнить задание.
Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.

Детям задавался вопрос о том, какие они знают народные песни, потешки из пройденного материала по развивающей программе детского сада.
Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки РИП "Светит месяц",
"Я на горку шла", "А я по лугу", "Во поле березка стояла", "На зеленом лугу". Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

Дети назвали лишь немногие произведения, такие как РИП "Во поле березка стояла", "А я по лугу". Более активны были: Саша М., Наташа Г., Юля
К. Часто дети дублировали своими ответами ранее отвечавших товарищей – Ира
Г., Лена З. – повторяя их. Большая часть детей отнеслась к заданию равнодушно, даже не пытаясь вспомнить пройденный ранее музыкальный материал. При исполнении даже названных произведений, таких как "Светит месяц", "А я по лугу", лишь Катя Б., Саша М., Андрей Г., Лена З. (33%), узнавали их. Спеть, чисто интонируя мелодию этих песен, не смог ни один ребенок, за исключением Саши М. (8%). Остальная группа детей (59%) отнеслась к заданию равнодушно.
Задание 5 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей.

Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок; б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором на 1-ой ступени, например "Барашеньки" – русской народной песни; в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Ладушки", исполняемой в диапазоне от 2 - ступеней.

С первым заданием справились более половины детей успешно (67%), кроме Лены Б., Андрея Г.. Наташи Г., Лизы Н. (33%). Дети с большим интересом выполняли задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.

Ко второму типу задания многие дети отнеслись настороженно, оно им показалось сложным. Наташа Г., Лены Б., Андрея Г., Лизы Н. Илья Д., Уля Е.
(50%), выполняли задание с трудом и нежеланием, эмоционально скованно, делая много ошибок. Лишь Лена З., Катя Б. (8%) смогли без погрешностей, точно выполнить задание. Прохлопать ритмический рисунок из четырех ступеней не смог ни один ребенок.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента детям давались следующие задания.

Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст.

Детям предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на заданный текст.

Несмотря на то, что экспериментатором был показан свой вариант сочинения, только Лиза З., Катя Б, Андрей Г. (25%) вызвались сразу попробовать свои силы в сочинении песенки. Лена З. и Катя Б. (17%) неплохо справились с заданием, хотя их ритмический рисунок и мелодия песенки походили на вариант исполненный экспериментатором, не отличаясь ритмической сложностью и оригинальностью мелодической линии. Остальная группа детей осталась к выполнению задания равнодушна, не пытаясь принять участие в сочинении.

Задание 7 ставило целью определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений.
Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски "Барыня". У детей отмечена неуверенность, робость при выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны.
Дети не обладают запасом движений. Многие дети (83%) просто повторяют движения других детей. Илья Д., Ульяна З. (17%) выразили отказ в выполнении задания, объясняя отказ словами: "Я так не умею".

Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии оценки музыкальных способностей.

Музыкальный слух – чистое интонирование мелодической линии;

- владение широким диапазоном голоса;

- четкая дикция;

- правильное дыхание;

- слуховое внимание;

- чувство лада.

Чувство ритма – точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Музыкальная память – запоминание музыкального материала, а также узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти, умение им пользоваться.

Музыкальное движение – запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характерного или иного образа.

Творческие навыки – интерес к музыкально-творческой деятельности, наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

Анализ результатов данных по музыкально-творческим способностям позволил составить таблицы.

Таблица 3

Критерии и уровни оценки развития музыкальных способностей детей

| |Музыкальный |Чувство ритма |Муз. |Муз. |Творч.|
| |слух | |Памят|Движ.|навыки|
| | | |ь | | |
| |Задан|Задан|Задан|3ада-|Зада|3ада| | | |
| |ие 1 |ие 2 |ие 3 |ние 1|ние |-ние| | | |
| | | | | |2 |3 | | | |
|1.Грищенко |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |С |
|Андрей | | | | | | | | | |
|2. Белоусова |Н |Н |Н |Н |С |Н |Н |С |Н |
|Лена | | | | | | | | | |
|3. Гашева Ирина|С |С |С |В |С |Н |С |Н |Н |
|4. Качалкова |С |В |В |С |С |Н |В |С |Н |
|Юля | | | | | | | | | |
|5. Батанина |В |С |С |В |В |Н |Н |С |С |
|Катя | | | | | | | | | |
|6.Медведева |С |С |С |С |С |Н |В |С |Н |
|Саша | | | | | | | | | |
|7. Никулина |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |Н |
|Лиза | | | | | | | | | |
|8.Зеленина Лена|С |В |В |В |С |Н |С |С |С |
|9.Емельянова |С |Н |Н |В |Н |Н |Н |Н |Н |
|Уля | | | | | | | | | |
|10.Девятков |Н |Н |С |В |Н |Н |Н |Н |Н |
|Илья | | | | | | | | | |
|11.Горюнова |С |С |Н |Н |Н |Н |В |С |Н |
|Наташа | | | | | | | | | |
|12.Казаков Рома|Н |Н |Н |В |С |Н |Н |С |Н |

Критерии оценки:
В - высокий уровень;
Н - низкий уровень;
С - средний уровень.

Таблица 4

Уровни развития музыкальных способностей детей по заданиям
| | | | |
|Уровни |Высокий |Средний |Низкий |
| |кол-во |% |кол-во |% |кол-во |% |
|Зад.№1 | | | | | | |
| |1 |8 |6 |50 |5 |42 |
|Зад.№2 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |
|Зад.№3 |2 |17 |4 |33 |6 |50 |
|Зад.№4 |2 |17 |3 |25 |7 |58 |
|Зад.№5 |3 |25 |2 |17 |7 |58 |
|Зад.№6 |- |- |8 |67 |4 |33 |
|Зад.№7 |- |- |3 |25 |9 |75 |
|Средние |12 % | |36 % | |52 % |
|данные | | | | | |

Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении

Проценты

Высокий Средний
Низкий

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально- творческой деятельности;
2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.
3. Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат, захлебываясь берут дыхание.
4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.
5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти.

В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.

Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7