Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Сравнительная характеристика
развития мелкой моторики у обследуемых детей
Для решения задачи определения влияния специально подобранных
развивающих и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, а так же занятий АФК с
предметами на развитие мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью в
ноябре 2008 – январе 2009 года были проведены контрольно-педагогические испытания
с помощью батареи контрольных упражнений для оценки уровня развития мелкой
моторики детей.
Оценка мелкой моторики проводилась, основываясь на данных,
полученных при обработке результатов тестирования детей (приложение). В таблице
3.1 представлена сравнительная характеристика результатов исследуемых групп
детей.
Таблица 3.1 – Сравнительная характеристика развития мелкой
моторики у обследованных детей до эксперимента
Тест
|
КГ
|
ЭГ
|
tнабл
|
P
|
«Мозаика»
|
2,3±0,97
|
2,3±0,66
|
0< tкрит=2,37
|
—
|
«Разложи»
|
2,4±0,99
|
2,3±0,83
|
0,89< tкрит=2,37
|
—
|
«Застегни»
|
1,9±0,78
|
1,9±0,78
|
0< tкрит=2,37
|
—
|
«Шнуровка»
|
1,5±0,71
|
1,5±0,71
|
0< tкрит=2,37
|
—
|
«Золушка»
|
2,3±0,97
|
2,4±0,99
|
0,97< tкрит=2,37
|
—
|
«Бусины-горошины»
|
2,4±0,48
|
2,5±0,5
|
0,86< tкрит=2,37
|
—
|
«Лови шарик»
|
2,1±0,93
|
2±0,71
|
0,87< tкрит=2,37
|
—
|
«Конструирование из палочек»
|
2,3±0,83
|
2±0,71
|
1,91< tкрит=2,37
|
—
|
Как видно из таблицы 3.1 достоверных различий в исходном
уровне развития мелкой моторики при выполнении контрольных упражнений, а так же
в результатах тестов в группах не обнаружено. Группы по своему физическому
развитию мелкой моторики равны. Это дает возможность дальнейшего исследования
групп в качестве экспериментальной и контрольной.
3.2 Влияние разработанной
коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей
экспериментальной группы
После проведения педагогического эксперимента мы провели
итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных
упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического
эксперимента.
В таблице 3.2 представлена сравнительная характеристика
результатов, полученных ЭГ до и после педагогического эксперимента
Таблица 3.2 Влияние разработанной комплексной программы на
развитие мелкой моторики детей ЭГ
Тест
|
ЭГ
до эк-та
|
ЭГ
после эк-та
|
tнабл
|
P
|
«Мозаика»
|
2,3±0,66
|
4,3±0,66
|
3,87> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Разложи»
|
2,3±0,83
|
4,1±0,78
|
3,23> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Застегни»
|
1,9±0,78
|
4±0,87
|
3,56> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Шнуровка»
|
1,5±0,71
|
3,6±0,7
|
3,59> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Золушка»
|
2,4±0,99
|
4,3±0,66
|
3,26> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Бусины-горошины»
|
2,5±0,5
|
4,3±0,66
|
2,97> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Лови шарик»
|
2±0,71
|
3,5±0,5
|
2,56> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Конструирование из палочек»
|
2±0,71
|
4±0,87
|
3,84> tкрит=2,37
|
<0,05
|
Данные, приведенные в таблице 3.2, свидетельствуют о
статистически достоверно значимом улучшении параметров тестируемых после
проведения коррекционно-развивающей программы, что доказывает эффективность
разработанной программы по развитию мелкой моторики.
3.3 Сравнительный анализ изменений
мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной
методике
Дети контрольной группы во время наблюдаемого периода времени
занимались по стандартной методике. Через 2 месяца мы провели итоговые
контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений
и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического
эксперимента.
В таблице 3.3 представлена сравнительная характеристика
результатов, полученных КГ до и после педагогического эксперимента
Таблица 3.3 Влияние разработанной комплексной программы на
развитие мелкой моторики детей КГ
Тест
|
КГ
до эк-та
|
КГ
после эк-та
|
tнабл
|
P
|
«Мозаика»
|
2,3±0,97
|
2,4±0,48
|
0,89< tкрит=2,37
|
—
|
«Разложи»
|
2,4±0,99
|
2,9±0,78
|
1,76< tкрит=2,37
|
—
|
«Застегни»
|
1,9±0,78
|
2±0,87
|
0,87< tкрит=2,37
|
—
|
«Шнуровка»
|
1,5±0,71
|
1,6±0,99
|
0,87< tкрит=2,37
|
—
|
«Золушка»
|
2,3±0,97
|
2,5±0,87
|
1,05< tкрит=2,37
|
—
|
«Бусины-горошины»
|
2,4±0,48
|
2,6±0,48
|
1,07< tкрит=2,37
|
—
|
«Лови шарик»
|
2,1±0,93
|
2,5±1
|
1,26< tкрит=2,37
|
—
|
«Конструирование из палочек»
|
2,3±0,83
|
2,3±0,84
|
0< tкрит=2,37
|
—
|
Как видно из таблицы 3.3, занятия детей по стандартной
методике школы на протяжении 2 двух месяцев исследования не приводят к
статистически достоверному выраженному улучшению мелкой моторики. Это
свидетельствует о том, что применение стандартной методики не протяжении 2
месяцев не приводят к достоверно выраженному улучшению физического качества и,
по-видимому, требует более длительного цикла занятий.
3.4 Сравнительный анализ
эффективности коррекционно-развивающей программы и базовой программы дома-интерната
на развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
Таблица 3.4 – Сравнительный анализ эффективности предложенной
программы с базовой программой дома-интерната
Тест
|
КГ
после эк-та
|
ЭГ
после эк-та
|
tнабл
|
P
|
«Мозаика»
|
2,4±0,48
|
4,3±0,66
|
3,87> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Разложи»
|
2,9±0,78
|
4,1±0,78
|
2,94> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Застегни»
|
2±0,87
|
4±0,87
|
4,02> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Шнуровка»
|
1,6±0,99
|
3,6±0,7
|
4,04> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Золушка»
|
2,5±0,87
|
4,3±0,66
|
3,61> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Бусины-горошины»
|
2,6±0,48
|
4,3±0,66
|
3,47> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Лови шарик»
|
2,5±1
|
3,5±0,5
|
4,07> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Конструирование из палочек»
|
2,3±0,84
|
4±0,87
|
3,91> tкрит=2,37
|
<0,05
|
«Мозаика»
|
2,4±0,48
|
4,3±0,66
|
3,84> tкрит=2,37
|
<0,05
|
Как видно из таблицы 3.4, изменение тестируемых показателей
после проведения коррекционно-развивающей программы в ЭГ были статистически
достоверно лучше по сравнению с показателями детей КГ, занимающихся по
стандартной методике. Это однозначно доказывает эффективность применения
разработанной коррекционно-развивающей программы.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. До проведения педагогического эксперимента группы детей
были идентичны, поэтому в дальнейшем их результаты можно было сравнивать в
качестве контрольных и экспериментальных;
2. Опираясь на данные, полученные в ходе тестирования и анализа
результатов ЭГ (таблица 3.2), мы можем достоверно свидетельствовать о
эффективности влияния разработанной коррекционно-развивающей программы на
мелкую моторику детей 3-4 лет с нарушением интеллекта;
3. Опираясь на данные, полученные в ходе анализа результатов
КГ и ЭГ (таблица 3.4), мы можем достоверно утверждать о недостаточной
эффективности стандартной программы в исследуемый период времени на развитие мелкой
моторики детей 3-4 лет с нарушением интеллекта.
3.5 Графическая характеристика
эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой
моторики
Таблица 3.5 – Характеристика динамики показателей в ходе тестов
«Мозаика» и «Разложи»
Исследуемая группа
|
Параметры
|
Мозаика
|
Разложи
|
КГ
|
I тестирование
|
2,3±0,97
|
2,4±0,99
|
II тестирование
|
2,4±0,48
|
2,9±0,78
|
Р
|
—
|
—
|
∆(%)
|
5,3
|
17,4
|
ЭГ
|
I тестирование
|
2,3±0,66
|
2,3±0,83
|
II тестирование
|
4,3±0,66
|
4,1±0,78
|
Р
|
<0,05
|
<0,05
|
∆(%)
|
53
|
54,5
|
А Б
Рисунок 3.1 – Динамика развития мелкой моторики по результатам
тестирования: А) «Мозаика»; Б) «Разложи»
Тест «Мозаика».
Как видно из рисунка 3.1-А, динамика показателей развития
техники собирания частей мозаики, а следовательно – развитие мелкой моторики, у
ЭГ, занимавшейся по разработанной коррекционно-развивающей программе, выше, чем
у сверстников КГ, занимавшихся по стандартной программе дома-интерната. Каждый
из детей ЭГ улучшил технику выполнения контрольного упражнения от 1 до 3 баллов
(приложение). Таким образом дети ЭГ достоверно улучшили свои первоначальные
показатели на 53%, при Р<0,05 (таблица 3.2).
Лишь двое детей КГ улучшили технику выполнения упражнения на
1 балл (приложение). В большинстве случаев дети показали первоначальный
результат. Кроме того, один ребенок выполнил задание технически хуже, чем на
первом тестировании. Так испытуемые КГ улучшили свои показатели на 5,3%, однако
эти данные статистически не достоверны (таблица 3.3).
Тест «Разложи».
Как видно из рисунка 3.1-Б, динамика показателей развития
навыка раскладывания мелких предметов, а следовательно – развитие мелкой
моторики, у ЭГ, занимавшейся по разработанной коррекционно-развивающей
программе, выше, чем у сверстников КГ, занимавшихся по стандартной программе школы-интерната.
Каждый из детей ЭГ улучшил технику выполнения данного контрольного упражнения
от 1 до 3 баллов (приложение). Так дети ЭГ достоверно улучшили свои
первоначальные показатели на 54,5%, при Р<0,05 (таблица 3.2).
Трое детей КГ улучшил технику контрольного упражнения на 1
балл (приложение), остальные дети повторили первоначальный результат. Так
испытуемые КГ улучшили свои показатели на 17,4%, однако эти данные
статистически не достоверны (таблица 3.3).
Таблица 3.6 – Характеристика динамики показателей в ходе тестов
«Застегни» и «Шнуровка»
Исследуемая группа
|
Параметры
|
Застегни
|
Шнуровка
|
КГ
|
I тестирование
|
1,9±0,78
|
1,5±0,71
|
II тестирование
|
2±0,87
|
1,6±0,99
|
Р
|
—
|
—
|
∆(%)
|
6,2
|
7,7
|
ЭГ
|
I тестирование
|
1,9±0,78
|
1,5±0,71
|
II тестирование
|
4±0,87
|
3,6±0,7
|
Р
|
<0,05
|
<0,05
|
∆(%)
|
46,9
|
41,4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|