Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Таким образом, образование понятий,
переход к нему от чувственных форм познания
сложившийся процесс, в котором принимают участие сравнение, анализ, синтез,
абстрагирование, обобщение и более или менее сложные формы умозаключений.
Важная роль
в усвоении понятий принадлежит его определению. Определение содержит
указание наиболее
существенных признаков предмета или явления, составляющих суть данного
понятия,
раскрывает отношение его к другим, более общим понятиям. В определении
фиксируется
наиболее важное, что должно быть усвоено при овладении понятием.
Итак, существенные
признаки понятий это свойства и отношения, при
утрате, отсутствии или изменении которых предмет или явление становятся по
своей природе
или в каком-то важном отношении иными. Несущественные признаки влекут за
собой
появление лишь внешних, частных характеристик и отличий без изменения существа
предмета
или явления.
Мышление – сложнейшая и
многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов
осуществляется по разным основаниям.
Во-первых, по характеру решаемых задач
и зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом
и практическом мышлении.
В-третьих, по степени развернутости и
характеру протекания процесса мышления выделяют дискурсивное
(умозаключительное) и интуитивное мышление.
В-четвертых, по степени новизны и
оригинальности и если за основу брать характер результатов мышления, мы можем
иметь репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное мышление.
В-пятых, мышление разделяется по
действию контроля на критическое и некритическое мышление.
Но рассмотрим подробнее виды мышления
человека.
Понятийное (абстрактно-логическое)
мышление – это
такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается
к задачам, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом,
получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с
начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими
людьми, выраженными в понятной форме, суждениях, умозаключениях. Понятное
мышление характерно для научных теоретических исследований. Степень его
логичности зависит от того, насколько умело и настойчиво человек контролирует и
направляет свои мыслительные процессы, согласуя их в своей практике с
познаваемой действительностью.
Образное мышление отличается от понятийного
тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи,
являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они мысленно
извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением
пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда,
имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие
мыслительные образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате
манипулирования ими смог непосредственно смог усмотреть решение интересующей
его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления –
понятийное и образное – в действительности как правило сосуществуют. Они
неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные
стороны бытия. Понятийное мышление позволяет получить конкретное субъективное
её восприятие, которое не менее реально, объективно-понятийное. Без того, или
другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь
глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно
является на самом деле.
Отличительная черта наглядно-образного
мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно
связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него
совершаться не может. Мысля наглядно-образно человек привязан к
действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для
теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем
преобразуются). В ходе познавания человек отчетливо представляет себе объект и
мыслит наглядными образами, возникшими раньше. Вместе с наглядными образами в
данном виде мышления используются и знания, полученные в процессе обучения
исполнения этой деятельности.
Образное мышление является сложным и
гибким, обобщенным и свободным мышлением по отношению к познаваемым единичным
предметами практическим действиям, направленным на овладение ими. Однако
наглядно-образное мышление не в состоянии отражать сложные процессы и явления
объективной действительности, не выражаемым каким либо наглядным образом.
Например, у людей нет таких образов, которые непосредственно могли бы отразить
такое понятие как “сила”, “стоимость”, “справедливость”, “добро”, “честность”,
“истина” и др. Познание таких явлений возможно благодаря абстрактно-логическому
мышлению.
Наглядно-образное мышление наиболее
полно и развернуто представлено у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, а у взрослых – среди людей занятых практической работой. Этот вид
мышления достаточно развито у всех людей кому часто приходится принимать
решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но
непосредственно их не касаясь.
Последний из обозначенных на схеме
видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в
том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразованную
деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным
условием решения задачи в данном случае является правильное действие с
соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей,
занятых реальным производственным трудом, результатом которого является
создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое мышление – это вид мышления,
направленный на открытие законов, свойств предметов.
Практическое мышление – это мышление, направленное на
воплощение открытых закономерностей и свойств в практической деятельности.
Дискурсивное или
умозаключительное мышление – это поэтапно развернутый мыслительный процесс.
Интуитивное мышление – это быстро протекающий, с отсутствием
четко выраженных этапов, минимально осознанный мыслительный процесс. Здесь
окончательный результат достигается без знания или придумывания промежуточных
этапов.
Репродуктивное мышление – мышление, применяющее готовые
знания и умения. Мы можем четко прослеживать ход мысли другого человека,
прекрасно понимать ход и логику мысли писателя, ученого, разбираться в
современных сложнейших знаниях и пр.
Продуктивное (творческое)
мышление – это
мышление направленное на создание новых идей, на открытие новых или
усовершенствование решений той или иной задачи.
Критическое мышление – вид мышления, направленный на
выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих
возможностей.
Некритическое мышление противоположное критическому.
Отметим, что
перечисленные виды мышлений выступают одновременно и как уровни его развития.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а
понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С
одной стороны, за такими суждениями лежит реальный смысл, т. к. понятийное и
теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее,
чем, скажем, практическое и образное. Но с другой стороны, каждый из названных
четырех видов мышления сам по себе может развиваться, относительно независимо
от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически
более позднюю, но онтогенетическую менее развитую форму.
Следует отметить,
что взрослый человек обычно не пользуется каким-то одним видом мышления в
“чистой форме”. Поэтому одной из задач обучения является формирование у
учащихся переходить от одного вида мышления к другому в процессе рения задач.
Последнее, однако, не исключает индивидуальных особенностей мыслительной
деятельности, связанных с предпочтительным использованием какого-то одного вида
мышления. Это может быть обусловлено рядом факторов: особенностями личного
опыта, развития речи, воображения, уровнем овладения мыслительными операциями.
Мышление в отличие от других
процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, мыслительная деятельность людей совершается при помощи
мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и
конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной
деятельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных
объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.
Сравнение — это
сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между
ними. Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних
отношениях они сходны между собой, в других — различны. Признание предметов
сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов
являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и
те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными.
Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы
для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много
различий.
Сопоставляя вещи,
явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя
тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации.
Классификация производится по какому-либо признаку, который оказывается
присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книга можно
классифицировать по авторам, по содержанию, по жанру, по переплету, по формату
и пр. Признак, по которому производится
классификация, называется основанием классификации.
Сравнивая, человек
выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной
задачи.
Анализ
и синтез — важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее
знание действительности.
Анализ — это мысленное
расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное
выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем
мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких
частей он состоит. Например, в растении мы выделяем стебель, корень” цветы”
листья и пр. В данном случае анализ —
мысленное разложение целого на составляющие его части.
Анализ может быть и
мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон.
Например, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.
Анализ возможен не только
тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое” но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе.
Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их
признаки, анализ хода мысли — доказательство”
объяснения и пр.
Синтез — это мысленное
соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их
свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на
результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются
отдельные буквы” слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с
другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложения —
в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависимость и т.д.
Так же как и анализ,
синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном
представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное
объединение частей целого (например, продумывание композиции
литературно-художественного произведения) и как мысленное сочетание различных
признаков, свойств,
сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное
представление явления на
основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ
и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки
умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на
основе практической деятельности и наглядного восприятия,
анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвуют анализ и синтез.
Например, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств
литературных героев или исторических деятелей и в
результате синтеза мысленно создается целостная характеристика этих героев,
этих деятелей.
Абстракция. Нередко при изучении какого-либо явления возникает необходимость выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более
углубленного познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от
всех остальных, не принимая их во внимание. Например,
чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа— мелом или карандашом он
выполнен, какими буквами обозначены вершины, абсолютная длина
сторон и пр.
Абстракция — это мысленное выделение
существенных свойств и признаков предметов или явлений
при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Выделенные в процессе абстрагирования признак
или свойство предмета мыслятся независимо от других
признаков или свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство —
электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди,
машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить
в этих объектах один общий признак — движение и мыслить о движении вообще, изучать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать
абстрактные понятия — смелость, красота, дистанция, тяжесть,
длина, ширина, равенство, стоимость и пр.
Обобщение
и конкретизация.
Обобщение тесно
связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не
отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При
обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе
их общих и существенных признаков. За основу берутся
те признаки, которые мы получили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи
слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или
явлению, а ко множеству сходных единичных объектов.
Например, в понятии, которое мы выражаем словом “фрукты”, соединены сходные (существенные) признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах и др.
В учебной деятельности обобщение обычно
проявляется в определениях выводах, правилах… Детям нередко
трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить
не только общие, но существенные общие признаки предметов, явлений, фактов.
Конкретизация —
это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или
иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от различных
признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить
себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По
существу, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация
общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем
другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям.
Выбору примера следует уделять серьезное внимание. Привести пример иногда
бывает нелегко. В общем, виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не удается.
Школьники и студенты часто затрудняются
привести примеры, иллюстрирующие их ответ.
Это происходит при нормальном усвоении
знаний, когда усваивается (или зазубривается) формулировка
общих положений, а содержание остается неясным. Поэтому преподаватель не должен довольствоваться тем, что учащиеся правильно воспроизводят общие
положения, а должен добиваться конкретизации этих
положений: приведение примера, иллюстрации, конкретного
частного случая. Особенно это важно в школе и, прежде всего в начальных классах. Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как
в этом частном случае обнаруживается общее, которое
иллюстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную
помощь пониманию общего.
Кроме
рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним
относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение
– это высказывание, содержащие определенную мысль. Умозаключение – представляет
собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое
знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о
некотором классе предметов (явлений). Выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция
и дедукция – это способы производства умозаключений, определяющие
направленность мысли от частного к общему, или наоборот. Индукция предполагает
вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из
частных.
Ходя логические
операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как
процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления часто
вмешиваются, изменяя его, эмоции.
Эмоции, однако,
способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство
придает мысли страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и
настойчивость. Без повышенного чувства продуктивная мысль столь же не возможна,
как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство
сильно, не переходит ли оно пределы оптимизма, обеспечивающего разумность
мышления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|