Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики
Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к
тому, что у современной молодежи не формируется уважения и интереса к труду в
сфере материального производства, техническому творчеству. А ведь в стране уже
сегодня ощущается нехватка технического персонала, прежде всего квалифицированных
рабочих, которая с восстановлением ее экономики будет все более обостряться. Несмотря
на серьезные потери, которые понесло трудовое воспитание в переходный период,
налицо и определенные достижения. Усилиями ученых-педагогов П.Р. Атутова, В.А. Полякова,
В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.М. Казакевича, И.А. Сасовой,
О.А. Кожиной и других при активном участии ряда организаторов образования
и учителей-практиков были разработаны Концепция и программно-методическое
обеспечение новой образовательной области «Технология» и начато ее внедрение в
школах. [32,4]
Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении
учащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия,
добросовестности в работе ныне добавляются развитие технологической культуры,
предпринимательской инициативы, конкурентоспособности и расчета на собственные
силы. [50,358]
Технологическая подготовка основывается на включении учащихся в
разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно
полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и
поисково-исследовательскую. Все они являются ее составными частями. Важно
подчеркнуть также интегративный характер и практико-прикладную направленность
образовательной области «Технология». [50,360]
Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от
объединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности.
Ослабление его, особенно в городских условиях, с неизбежностью ведет к быстрому
росту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения к
труду, особенно физическому, различных правонарушений. [50,365]
Отказ от социально-экономических фантазий и заблуждений недавнего
прошлого выдвигает на первый план общечеловеческие нравственные нормы и
ценности, особое место среди которых занимает трудовая мораль. С ее
требованиями, изложенными в доступной детскому пониманию форме, надо знакомить
уже дошкольников. В занимательном, часто сказочном изложении малышам объясняют,
почему люди должны трудиться, быть трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Детей
привлекают к выполнению посильных трудовых обязанностей, рассказывают о
доступных их пониманию массовых профессиях, о том, как создаются окружающие их
вещи. [49,287]
Несоизмеримо большими возможностями для трудового воспитания детей
располагает школа. Во многих городских и сельских школах нашей области
сложилась достаточно эффективная система подготовки учащихся к труду. При этом
в начальных классах делается упор на ознакомление их с обработкой простейших
конструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности в
работе, формирование привычки к самообслуживанию. В средних классах к ручным
умениям добавляются машинные, расширяется перечень и усложняется характер
объектов труда, набор изучаемых технологий, происходит знакомство с основными
отраслями народного хозяйства и ведущими профессиями. В старшей школе с учетом
пожеланий учащихся и их родителей углубленно изучаются различные технологии, а
в ряде школ, имеющих необходимые условия, дополнительно осуществляется и
начальная профессиональная подготовка. [32,2]
На занятиях по технологии особое внимание уделяется развитию у
школьников самостоятельности в работе: умению ее планировать,
разрабатывать технологическую документацию, осуществлять самоконтроль качества
выполняемых операций и изделий. Этому во многом способствует использование
метода проектов, хотя его широкому применению препятствует нехватка учебного
времени, а также слабая разработанность этой проблемы в методической литературе.
[32,2]
Значительное место в трудовой деятельности учащихся отводится
изучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетения,
лоскутной пластики и др. О результативности этого' ее направления в технологии
убедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ. [32,3]
Своеобразными экспериментальными площадками по совершенствованию
трудовой подготовки учащихся стали в области общеобразовательные школы
технологического профиля и межшкольные учебные комбинаты. Здесь на десяти
профилях осуществляется углубленная технологическая и по желанию учащихся
начальная профессиональная подготовка. При этом особый упор сделан на
расширении и углублении взаимосвязей общеобразовательной и технологической
составляющей учебно-воспитательного процесса с целью осознанного
профессионального самоопределения выпускников. Важно и то, что в этой и других
технологических школах при отборе направлений приоритет принадлежит профилям
реально востребуемым на рынке труда (дерево- и металлообработка, автодело,
швейное производство, электрорадио-технология, компьютерное делопроизводство и
др.). [32,3]
Практико-ориентированный характер образования традиционно присущ
сельской школе с ее близостью к природе, труду на земле. Хотя за последние годы
ослабли связи большинства сельских школ с местными хозяйствами, педагогические
коллективы прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить на
до-профессиональном, а в ряде случаев и профессиональном уровне изучение
основных направлений сельскохозяйственного производства и вовлечение учащихся в
производительный труд. При этом в новых условиях на первый план выступает
задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального
крестьянского (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и
экономической основе. [32,4]
Наряду с полноценным общим образованием учащиеся по желанию
получают ориентированную на труд в селе профессиональную подготовку: мастер
сельскохозяйственного производства (фермер), тракторист-машинист широкого
профиля, водитель грузового автомобиля категории «С», портной легкого платья, а
также знание основ предпринимательской деятельности. При этом теоретический
материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает
хорошей материально-технической базой и землей. [32,5]
В истории
педагогики Казахстана трудовому обучению уделяют большое значение, считая его
необходимой частью правильного воспитания детей. Труд начинают рассматривать
как эффективный метод обучения, а не в узком специализированном свете. В школах
Казахстана трудовое обучение начинается с первого класса и сопровождает ребенка
в дальнейшем процессе воспитания. В Казахстане трудовому воспитанию школьников
отводится важное место и в системе дополнительного образования. Это прежде
всего вовлечение их в техническое творчество и общественно полезный труд во
внеучебное время.
Идея
соединения обучения с производительным трудом в современных школах продолжает
быть актуальной, ее продолжают изучать, разрабатывать, анализировать в поисках
новых реформ внедрения производительного труда в процесс обучения и воспитания
детей с ранних лет.
Заключение
Изучив и проанализировав тему и содержание данной курсовой работы,
можно сделать некоторые выводы.
Развитие иди
соединения обучения с производительным трудом наблюдается с давних времен и
продолжает быть актуальной темой в истории педагогики даже уже на современных
этапах.
Производительный
труд издавна считался одним из важных условий и значимым фактором для
формирования в истории развитой личности человека. Взять хотя бы во внимание
существующее предположение, что именно труд, производимый обезьяной, привел к
выявлению развитию «человека разумного».
Труд окружает
ребенка с самых ранних лет, участвуя в его воспитании и развитии на продолжении
всей жизни.
На ранних
этапах развития человеческого общества детей с малых лет включали в
повседневную трудовую деятельность семьи. Труд являлся главным учителем и
воспитателем детей.
Свое
отражение идея соединения обучения с трудом нашло в педагогических трудах
многих великих педагогов, мыслителей, ученых как Зарубежной истории, так и
русской. Они понимали труд, как необходимый фактор, неотъемлемой частью в
процессе обучения и воспитания детей. Они считали, что труд развивает многие
положительные качества, способствует лучшему пониманию всех теоретических
знаний, получаемых в процессе обучения.
Идея
соединения обучения с трудом на различных этапах истории педагогики занимала
различные места в системе образования.
Например, в
Зарубежной педагогике ей уделялось много внимания в трудах великих ученых
прошлого Т. Морр, Т. Кампанелла, Д. Локка, Ф.М.Ш. Фурье, Д. Дьюи
и др. особенно в XVIII–XIX вв. Было много попыток введения трудовой деятельности в систему
школьного обучения: уроки ручного труда, ремесла и рукоделие.
В истории
русской педагогики идея соединения обучения с производительным трудом появилась
позже, в работах некоторых великих мыслителей, ученых, педагогов, таких как К.Д. Ушинского,
В.Н. Татишев, П.Н. Игнатьев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев и др.
А применение в практике получает в конце XIX начало ХХ в, когда
появляется идея о создании «Трудовой школы», в которой обучение происходит во
взаимосвязи с производительным трудом.
На территории
Казахстана на ранних этапах истории идея соединения обучения с трудом приняла
немного другое значение. Труд вводился в школу. Как средство передачи
определенных узкоспециализированных навыков и умений, понижая уровень
получаемых знаний по другим наукам: грамоте, арифметике, чтению и др.
И только
после становления Советской власти в Казахстане, идея развития соединения
обучения с трудом получает другую направленность.
В этот период
трудовое воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и
общественно полезной работы. Трудовое воспитание становится обязательным
предметом в школьной системе образования.
Все это
приводит к появлению понимания труда как метода и формы организации обучения,
что способствует успешному развитию учащихся, формированию всесторонне и
гармонически развитой личности.
Мы считаем,
что необходимо продолжать изучать и развивать идею соединения обучения с
производительным трудом.
Рекомендуем
обсуждать трудовое воспитание ребенка с его родителями, выявлять и находить
наиболее эффективные методы приучения ребенка к труду, воспитание у него
положительного отношения и уважения трудовой деятельности, формировать у
ребенка понимания о необходимости и значимости труда в его жизни с малых лет и
во взрослой самостоятельной деятельности.
Родителям
рекомендуем вовлекать ребенка в повседневный и посильный для него труд,
воспитывая тем самым такие качества, как трудолюбие, ответственность,
аккуратность и многие другие.
Педагогам
рекомендуем продолжать искать и разрабатывать новые методики проведения
обучения во взаимосвязи с производительным трудом, методики дающие наиболее
положительный эффект. Не забывая при этом учитывать индивидуальные, возрастные,
физические и психологические особенности ребенка.
Труд как
метод формы организации обучения должен использоваться системно, от простого к
сложному, в определенном порядке. Только при учете этих характеристик будет
достигнуто цель трудового воспитания, которой является подготовка учащихся к
самостоятельной жизни, будут решены задачи таки как, воспитание положительных
качеств, формирование трудовых умений и навыков, развитие самостоятельной и
трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности и другие.
1. Азаров Ю.П. Искусство
воспитывать – М.: 1985. – 448 с.
2. Алексеев В.П. Становление
человека. – М.: 1984. – 369 с.
3. Анисов М.И. Источники
изучения истории педагогики в России. – М.: МГЗПИ, 1991, – 468 с.
4. Бабишин С.Д. Из
истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов.педагогика. –
1972 – №8 – с. 94–100. – 176 с.
5. Бардак А.И., Войнич И.Е.,
Волчек М.И. и др. Всемирная история: Начало Возрождения. – М.: 1992. – 516 с.
6. Батышев С.Я. Трудовая
подготовка школьников. – М.: 1981. – 358 с.
7. Василькова Ю.В. Педагогические
взгляды Фурье. – М.: 1986. – 678 с.
8. Ганелин Ш.И., Кирпичникова Е.Н.,
История педагогики и современность. – Ленинград: 1970. – 654 с.
9. Глущенко А.Г. Трудовое
воспитание младших школьников. – М.: 1985. – 288 с.
10. Гранстрем Е.Э. Наука образование //
История Византии. – М.: 1967. – 380 с.
11. Демков М.И. История русской
педагогики. 3. изд. – М.: 1913. – 460 с.
12. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Активизация
учебной и внеклассной деятельности. – Ростов на Дону: 1998. – 458 с.
13. Днепров Э.Д. Очерки истории
школы и педагогической мысли народов СССР. – М.: 1989. – 472 с.
14. Дью Дж. Школа и общество /Пер. с англ. – М.:
1925. – 324 с.
15. Дью Дж. Школа и ребенок /Пер. с англ. – М.:
1923. – 318 с.
16. Егоров С.Ф. Хрестоматия по
истории школы и педагогики в России. 2 изд. – М.: 1986. – 628 с.
17. Жураковский Г.Е. Очерки
по истории античной педагогики. – М.: Учпедгиз, 1940. – 658 с.
18. Каждан А.П. Византийская
культура. – М.: 1968. – 516 с.
19. Каптерев П.Ф. История
русской педагогики. // Педагогика – 1993 – №1 – с. 72–75 – 98 с.
20. Кершентейнер Г. Избранные сочинения / Пер.
с нем. – М.: 1915. – 328 с.
21. Константинов Н.А., Медынский Е.Н.,
Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: 1982. – 524 с.
22. Латышина Д.И. История
педагогики. Воспитание и образование в России XIX – начало XX вв. – М.: 1998. –
460 с.
23. Лай В. Школа действия. Реформа школы
своеобразно требованиям природы и культуры /Пер. с нем. – П.: 1920. – 567 с.
24. Лемберг Р.Г. Дидактические
очерки. – А-А.: 1960. – 370 с.
25. Локк Д. Сочинения. В 3х томах. Т.3. – М.:
1988. – 564 с.
26. Ломоносов М.В. О воспитании и
обучении. – М.: 1991. – 460 с.
27. Луначарский А.Б. Проблемы
народного образования. – М.: 1923. – 459 с.
28. Марк К. и Энгельс Ф. О
воспитании и образовании. В 2х томах. Т.1. – М.: 1978. – 514 с.
29. Маркова Т.А. Приучение маленьких
детей к домашнему труду. – М.: 1961. – 367 с.
30. Моносзон Э.И. Становление
и развитие советской педагогики. – М.: 1987. – 532 с.
31. Нурмашбетов А.М. Рынок труда. – А.:
1998. – 324 с.
32. Окунев Н.К., Латюшин В.В., Саламатов А.А. Вернуть
трудовому воспитанию достойное место в школе. // Школа и производство. –
2003. – №1 – с. 1–5. – 68 с.
33. Пискунов А.И. Теория и
педагогика трудовой школы. – М.: 1963. – 476 с.
34. Пискунов А.И. Хрестоматия по
истории Зарубежной педагогики. 2 изд. – М.: 1981. – 560 с.
35. Пискунов А.И. История педагогики
и образования. – М.: 2001. – 512 с.
36. Пишкевич А.П. Краткий очерк
истории педагогики. 2 изд. – Харьков: 1930. – 540 с.
37. Попов И.П. Индустрия
образования. – М.: 1986. – 437 с.
38. Салимонова К.Н. Вопросы
воспитания и образования в труде. – М.: 1980. – 454 с.
39. Сембаев А.И. История развития
советской школы в Казахстане. – А-А.: 1972. – 347 с.
40. Смирнов В.З. Очерки по
истории прогрессивной русской педагогики XIX века. – М.: 1963. – 486 с.
41. Соловейчик С.Л. Педагогика для
всех. – М.: 1989. – 367 с.
42. Тажибаев Т.Т. Просвещение и школы
Казахстана во второй половине XIX в. – А-А.: 1962. – 507 с.
43. Тайлор Э.Б. Первобытная
культура. – М.: 1989. – 369 с.
44. Тих И.А. Предистория общества. –
Л.: 1970. – 636 с.
45. Ушинский К.Д. Педагогические
идеи. – М.: 1971. – 250 с.
46. Ушинский К.Д. Собрание
сочинений. В 11 томах. Т.2. – М.: 1948. – 687 с.
47. Хохленок О.И., Кусаинова А.К. Проект
программы по трудовому обучению. // Начальная школа. – 2003. – №1. –
с. 9–12. – 65 с.
48. Шацкий С.Т. Избранные
педагогические сочинения. – М.: 1980. – 458 с.
49. Шибанов А.А., Дуля И.П. и др.
Воспитание в школе в труде. – М.: 1976. – 426 с.
50. Шило Л.П. Соединение трудового
обучения с производительным трудом. – М.: 1983. – 689 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|