бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики бесплатно рефераты

Недооценка технологии и трудового воспитания в школе приводит к тому, что у современной молодежи не формируется уважения и интереса к труду в сфере материального производства, техническому творчеству. А ведь в стране уже сегодня ощущается нехватка технического персонала, прежде всего квалифицированных рабочих, которая с восстановлением ее экономики будет все более обостряться. Несмотря на серьезные потери, которые понесло трудовое воспитание в переходный период, налицо и определенные достижения. Усилиями ученых-педагогов П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, В.М. Казакевича, И.А. Сасовой, О.А. Кожиной и других при активном участии ряда организаторов образования и учителей-практиков были разработаны Концепция и программно-методическое обеспечение новой образовательной области «Технология» и начато ее внедрение в школах. [32,4]

Технологии принадлежит ключевая роль в трудовом становлении учащихся. К задачам формирования потребности в труде, трудолюбия, добросовестности в работе ныне добавляются развитие технологической культуры, предпринимательской инициативы, конкурентоспособности и расчета на собственные силы. [50,358]

Технологическая подготовка основывается на включении учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, самообслуживания, общественно полезную, в том числе и созидательную, производственно-предпринимательскую и поисково-исследовательскую. Все они являются ее составными частями. Важно подчеркнуть также интегративный характер и практико-прикладную направленность образовательной области «Технология». [50,360]

Успех трудового воспитания молодого поколения во многом зависит от объединения усилия образовательных учреждений, семьи и общественности. Ослабление его, особенно в городских условиях, с неизбежностью ведет к быстрому росту в детской среде тунеядческих настроений, презрительного отношения к труду, особенно физическому, различных правонарушений. [50,365]

Отказ от социально-экономических фантазий и заблуждений недавнего прошлого выдвигает на первый план общечеловеческие нравственные нормы и ценности, особое место среди которых занимает трудовая мораль. С ее требованиями, изложенными в доступной детскому пониманию форме, надо знакомить уже дошкольников. В занимательном, часто сказочном изложении малышам объясняют, почему люди должны трудиться, быть трудолюбивыми, умелыми, бережливыми. Детей привлекают к выполнению посильных трудовых обязанностей, рассказывают о доступных их пониманию массовых профессиях, о том, как создаются окружающие их вещи. [49,287]

Несоизмеримо большими возможностями для трудового воспитания детей располагает школа. Во многих городских и сельских школах нашей области сложилась достаточно эффективная система подготовки учащихся к труду. При этом в начальных классах делается упор на ознакомление их с обработкой простейших конструкционных материалов, приучение к аккуратности и ответственности в работе, формирование привычки к самообслуживанию. В средних классах к ручным умениям добавляются машинные, расширяется перечень и усложняется характер объектов труда, набор изучаемых технологий, происходит знакомство с основными отраслями народного хозяйства и ведущими профессиями. В старшей школе с учетом пожеланий учащихся и их родителей углубленно изучаются различные технологии, а в ряде школ, имеющих необходимые условия, дополнительно осуществляется и начальная профессиональная подготовка. [32,2]

На занятиях по технологии особое внимание уделяется развитию у школьников самостоятельности в работе: умению ее планировать, разрабатывать технологическую документацию, осуществлять самоконтроль качества выполняемых операций и изделий. Этому во многом способствует использование метода проектов, хотя его широкому применению препятствует нехватка учебного времени, а также слабая разработанность этой проблемы в методической литературе. [32,2]

Значительное место в трудовой деятельности учащихся отводится изучению традиционных народных ремесел: резьбы по дереву, бисероплетения, лоскутной пластики и др. О результативности этого' ее направления в технологии убедительно свидетельствуют конкурсы и выставки детских творческих работ. [32,3]

Своеобразными экспериментальными площадками по совершенствованию трудовой подготовки учащихся стали в области общеобразовательные школы технологического профиля и межшкольные учебные комбинаты. Здесь на десяти профилях осуществляется углубленная технологическая и по желанию учащихся начальная профессиональная подготовка. При этом особый упор сделан на расширении и углублении взаимосвязей общеобразовательной и технологической составляющей учебно-воспитательного процесса с целью осознанного профессионального самоопределения выпускников. Важно и то, что в этой и других технологических школах при отборе направлений приоритет принадлежит профилям реально востребуемым на рынке труда (дерево- и металлообработка, автодело, швейное производство, электрорадио-технология, компьютерное делопроизводство и др.). [32,3]

Практико-ориентированный характер образования традиционно присущ сельской школе с ее близостью к природе, труду на земле. Хотя за последние годы ослабли связи большинства сельских школ с местными хозяйствами, педагогические коллективы прилагают немало усилий для того, чтобы сохранить на до-профессиональном, а в ряде случаев и профессиональном уровне изучение основных направлений сельскохозяйственного производства и вовлечение учащихся в производительный труд. При этом в новых условиях на первый план выступает задача подготовки сельских школьников к грамотному ведению индивидуального крестьянского (фермерского) хозяйства на современной агро-, зоотехнической и экономической основе. [32,4]

Наряду с полноценным общим образованием учащиеся по желанию получают ориентированную на труд в селе профессиональную подготовку: мастер сельскохозяйственного производства (фермер), тракторист-машинист широкого профиля, водитель грузового автомобиля категории «С», портной легкого платья, а также знание основ предпринимательской деятельности. При этом теоретический материал изучается в неразрывной связи с практикой, поскольку школа обладает хорошей материально-технической базой и землей. [32,5]

В истории педагогики Казахстана трудовому обучению уделяют большое значение, считая его необходимой частью правильного воспитания детей. Труд начинают рассматривать как эффективный метод обучения, а не в узком специализированном свете. В школах Казахстана трудовое обучение начинается с первого класса и сопровождает ребенка в дальнейшем процессе воспитания. В Казахстане трудовому воспитанию школьников отводится важное место и в системе дополнительного образования. Это прежде всего вовлечение их в техническое творчество и общественно полезный труд во внеучебное время.

Идея соединения обучения с производительным трудом в современных школах продолжает быть актуальной, ее продолжают изучать, разрабатывать, анализировать в поисках новых реформ внедрения производительного труда в процесс обучения и воспитания детей с ранних лет.

Заключение


Изучив и проанализировав тему и содержание данной курсовой работы, можно сделать некоторые выводы.

Развитие иди соединения обучения с производительным трудом наблюдается с давних времен и продолжает быть актуальной темой в истории педагогики даже уже на современных этапах.

Производительный труд издавна считался одним из важных условий и значимым фактором для формирования в истории развитой личности человека. Взять хотя бы во внимание существующее предположение, что именно труд, производимый обезьяной, привел к выявлению развитию «человека разумного».

Труд окружает ребенка с самых ранних лет, участвуя в его воспитании и развитии на продолжении всей жизни.

На ранних этапах развития человеческого общества детей с малых лет включали в повседневную трудовую деятельность семьи. Труд являлся главным учителем и воспитателем детей.

Свое отражение идея соединения обучения с трудом нашло в педагогических трудах многих великих педагогов, мыслителей, ученых как Зарубежной истории, так и русской. Они понимали труд, как необходимый фактор, неотъемлемой частью в процессе обучения и воспитания детей. Они считали, что труд развивает многие положительные качества, способствует лучшему пониманию всех теоретических знаний, получаемых в процессе обучения.

Идея соединения обучения с трудом на различных этапах истории педагогики занимала различные места в системе образования.

Например, в Зарубежной педагогике ей уделялось много внимания в трудах великих ученых прошлого Т. Морр, Т. Кампанелла, Д. Локка, Ф.М.Ш. Фурье, Д. Дьюи и др. особенно в XVIII–XIX вв. Было много попыток введения трудовой деятельности в систему школьного обучения: уроки ручного труда, ремесла и рукоделие.

В истории русской педагогики идея соединения обучения с производительным трудом появилась позже, в работах некоторых великих мыслителей, ученых, педагогов, таких как К.Д. Ушинского, В.Н. Татишев, П.Н. Игнатьев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев и др. А применение в практике получает в конце XIX начало ХХ в, когда появляется идея о создании «Трудовой школы», в которой обучение происходит во взаимосвязи с производительным трудом.

На территории Казахстана на ранних этапах истории идея соединения обучения с трудом приняла немного другое значение. Труд вводился в школу. Как средство передачи определенных узкоспециализированных навыков и умений, понижая уровень получаемых знаний по другим наукам: грамоте, арифметике, чтению и др.

И только после становления Советской власти в Казахстане, идея развития соединения обучения с трудом получает другую направленность.

В этот период трудовое воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы. Трудовое воспитание становится обязательным предметом в школьной системе образования.

Все это приводит к появлению понимания труда как метода и формы организации обучения, что способствует успешному развитию учащихся, формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

Мы считаем, что необходимо продолжать изучать и развивать идею соединения обучения с производительным трудом.

Рекомендуем обсуждать трудовое воспитание ребенка с его родителями, выявлять и находить наиболее эффективные методы приучения ребенка к труду, воспитание у него положительного отношения и уважения трудовой деятельности, формировать у ребенка понимания о необходимости и значимости труда в его жизни с малых лет и во взрослой самостоятельной деятельности.

Родителям рекомендуем вовлекать ребенка в повседневный и посильный для него труд, воспитывая тем самым такие качества, как трудолюбие, ответственность, аккуратность и многие другие.

Педагогам рекомендуем продолжать искать и разрабатывать новые методики проведения обучения во взаимосвязи с производительным трудом, методики дающие наиболее положительный эффект. Не забывая при этом учитывать индивидуальные, возрастные, физические и психологические особенности ребенка.

Труд как метод формы организации обучения должен использоваться системно, от простого к сложному, в определенном порядке. Только при учете этих характеристик будет достигнуто цель трудового воспитания, которой является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, будут решены задачи таки как, воспитание положительных качеств, формирование трудовых умений и навыков, развитие самостоятельной и трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности и другие.




Список литературы


1.     Азаров Ю.П. Искусство воспитывать – М.: 1985. – 448 с.

2.     Алексеев В.П. Становление человека. – М.: 1984. – 369 с.

3.     Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. – М.: МГЗПИ, 1991, – 468 с.

4.     Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов.педагогика. – 1972 – №8 – с. 94–100. – 176 с.

5.     Бардак А.И., Войнич И.Е., Волчек М.И. и др. Всемирная история: Начало Возрождения. – М.: 1992. – 516 с.

6.     Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. – М.: 1981. – 358 с.

7.     Василькова Ю.В. Педагогические взгляды Фурье. – М.: 1986. – 678 с.

8.     Ганелин Ш.И., Кирпичникова Е.Н., История педагогики и современность. – Ленинград: 1970. – 654 с.

9.     Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. – М.: 1985. – 288 с.

10. Гранстрем Е.Э. Наука образование // История Византии. – М.: 1967. – 380 с.

11. Демков М.И. История русской педагогики. 3. изд. – М.: 1913. – 460 с.

12. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Активизация учебной и внеклассной деятельности. – Ростов на Дону: 1998. – 458 с.

13. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. – М.: 1989. – 472 с.

14. Дью Дж. Школа и общество /Пер. с англ. – М.: 1925. – 324 с.

15. Дью Дж. Школа и ребенок /Пер. с англ. – М.: 1923. – 318 с.

16. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. 2 изд. – М.: 1986. – 628 с.

17. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Учпедгиз, 1940. – 658 с.

18. Каждан А.П. Византийская культура. – М.: 1968. – 516 с.

19. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика – 1993 – №1 – с. 72–75 – 98 с.

20. Кершентейнер Г. Избранные сочинения / Пер. с нем. – М.: 1915. – 328 с.

21. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: 1982. – 524 с.

22. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России XIX – начало XX вв. – М.: 1998. – 460 с.

23. Лай В. Школа действия. Реформа школы своеобразно требованиям природы и культуры /Пер. с нем. – П.: 1920. – 567 с.

24. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. – А-А.: 1960. – 370 с.

25. Локк Д. Сочинения. В 3х томах. Т.3. – М.: 1988. – 564 с.

26. Ломоносов М.В. О воспитании и обучении. – М.: 1991. – 460 с.

27. Луначарский А.Б. Проблемы народного образования. – М.: 1923. – 459 с.

28. Марк К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2х томах. Т.1. – М.: 1978. – 514 с.

29. Маркова Т.А. Приучение маленьких детей к домашнему труду. – М.: 1961. – 367 с.

30. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики. – М.: 1987. – 532 с.

31. Нурмашбетов А.М. Рынок труда. – А.: 1998. – 324 с.

32. Окунев Н.К., Латюшин В.В., Саламатов А.А. Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе. // Школа и производство. – 2003. – №1 – с. 1–5. – 68 с.

33. Пискунов А.И. Теория и педагогика трудовой школы. – М.: 1963. – 476 с.

34. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории Зарубежной педагогики. 2 изд. – М.: 1981. – 560 с.

35. Пискунов А.И. История педагогики и образования. – М.: 2001. – 512 с.

36. Пишкевич А.П. Краткий очерк истории педагогики. 2 изд. – Харьков: 1930. – 540 с.

37. Попов И.П. Индустрия образования. – М.: 1986. – 437 с.

38. Салимонова К.Н. Вопросы воспитания и образования в труде. – М.: 1980. – 454 с.

39. Сембаев А.И. История развития советской школы в Казахстане. – А-А.: 1972. – 347 с.

40. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. – М.: 1963. – 486 с.

41. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: 1989. – 367 с.

42. Тажибаев Т.Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX в. – А-А.: 1962. – 507 с.

43. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: 1989. – 369 с.

44. Тих И.А. Предистория общества. – Л.: 1970. – 636 с.

45. Ушинский К.Д. Педагогические идеи. – М.: 1971. – 250 с.

46. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 томах. Т.2. – М.: 1948. – 687 с.

47. Хохленок О.И., Кусаинова А.К. Проект программы по трудовому обучению. // Начальная школа. – 2003. – №1. – с. 9–12. – 65 с.

48. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1980. – 458 с.

49. Шибанов А.А., Дуля И.П. и др. Воспитание в школе в труде. – М.: 1976. – 426 с.

50. Шило Л.П. Соединение трудового обучения с производительным трудом. – М.: 1983. – 689 с.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4