бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики бесплатно рефераты

Народные педагоги располагали многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. Им издавна были известны средства и методы как убеждения и приучения, так и стимулирования и оценки поведения, труда и поступков воспитанников [13,122].

Одним из основных правил народной педагогики было воспитание детей в средстве своих сверстников. А в детской среде широко использовались различные игры. Народная педагогика хорошо понимала, что в процессе игр в детях воспитывается настойчивость, упорство, игры развивают силу, выносливость, дружбу и товарищество, и другие положительные качества. Многие игры имеют большое значение в воспитании чувства коллективизма, навыков согласованных действий, подчинения общеустановленным нормам и правилам. [13, 252].

В детских играх много места занимали игрушки в форме миниатюрных копий орудий труда взрослых, предметов домашнего обихода (фигурки домашних животных, повозка, лопатка, посуда и др.), имитация процесса труда скотоводов, земледельцев, ремесленников, охотников и др., что имело большое значение в психологической и практической подготовке детей к труду. [37,98].

Участие детей в пассивном труде народная педагогика рассматривала как одно из эффективных средств эстетического, нравственного и умственного воспитания. Детей очень рано начинали привлекать к семейно-бытовому труду, столярно-плотичном, обувном, шапочном и других делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда. [37, 158].

Народная педагогика выработала и широко использовала разнообразные средства и методы воспитания, оно носило беспрерывный и систематический характер и было тесно связано с жизненно бытовыми потребностями и задачами трудящихся. [13,169].

Большое значение трудовому воспитанию детей придает великий мыслитель того времени Ибн Сина (980–1037), известного в Европе род именем Авиценна. Содержание воспитания, образования и обучения, предложенное Ибн Синой включает в себя:

1) умственное воспитание;

2) физическое оздоровление;

3) эстетическое воспитание;

4) нравственное воспитание;

5) обучение ремеслу [13, 254].

Трудовое воспитание он рассматривает как необходимый и обязательный элемент наряду с умственным, физическим и нравственным воспитанием, требует, чтобы всех детей обучали ремеслу [13,255].

Продолжателем этой идеи был великий поэт Алишер Навои (1441–1501). Он считал одним из самых ценных качеств настоящего человека трудолюбие. Труд, говорил Алишер Навои, украшает человека, благодаря труду человека совершенствуется. Он считал проводить воспитание и обучение детей с использованием их трудовой деятельности.

Во второй половине XIX века на территории Казахстана трудовое обучение учащихся проводилось в ремесленных отделениях и классах при школах, на уроках ручного труда и рукоделия, а также на пришкольных участках [31, 258].

Профессионально-техническое образование в Казахстане начало развиваться примерно с 80-х годов прошлого века. Преподавание различных ремесел сельскохозяйственного производства и ручного труда в начальной школе приближало школу к жизни и объективно было прогрессивным явлением, оно до некоторой степени отодвигало на второй план общеобразовательные задачи школ [31, 259].

С 1983 года в школе введено обучение пролетарскому ремеслу, с 1889 года – столярному, а с 1894 года – ручному труду по дереву. Ручном трудом занимались по 2 часа в неделю [31,259].

«Учащиеся, – писал в своем отчете инспектор школы М. Галанов, – развивают в себе любовь к труду, внимательность, аккуратность, настойчивость и другие ценные качества, а также приобретают полезные навыки и практические знания…» он отмечал, что уроки по ручному труду «не бесполезны», так как они дают учащимся первые навыки в обращении с различными инструментами и приемами работы [31,260].

В этот период особое внимание уделялось мерам убеждения и укрепления в учащихся любви к труду.

Во второй половине XIX в. на территории Казахстана существовало несколько сельскохозяйственных школ, где упор делался на трудовое воспитание. В учебный план входили общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы, а также практические занятия: сельскохозяйственные работы, работа в мастерских и дежурство в различных отраслях хозяйства [31, 261].

Министерство народного просвещения в целях распространения ремесленных знаний с 1872 г. начало вводить преподавание ремесел в учительских семинариях и низших общеобразовательных школах [13,97].

В инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1879 года говорилось о введении ремесла и мастерства для мальчиков и рукоделия для девочек [13, 118].

Ручной труд в этот период считался необязательной дисциплиной, учащиеся занимались по своему желанию [13,120].

Например, учитель ручного труда Г.Б. Балитбаев отмечал, что «занятия ручным трудом оказывают влияние на нравственность и способствуют умственному развитию учащихся. Занятый трудом ученик меньше всего думает о шалостях; все внимание его направленно к тому, чтобы осилить данную работу. Вообще ручной труд приучает детей с любовью и уважением относится к физическому труду, воспитывает их самостоятельность, приучает к аккуратности, развивает внимание, настойчивость и прилежание, а также поддерживает в учащихся здоровье организма и бодрость духа, что необходимо при воспитании и обучении детей» [13,121].

Заведующей Иркутского двухклассного русско-казахского училища А. Афанасьев отмечал, что «занятия ручным трудом производят на учеников благодетельное влияние: развивают в них любовь к труду, отвлекают их от праздности и в то же время дают отдых от умственных работ, развивают вкус к изящному, изощряют глазомер, ловкость рук способствуют физическому развитию учащихся.

Кроме того, ручной труд дает учащимся и ту пользу, что изучив те или иные другие приемы работы, они могут продолжать совершенствоваться в этом направлении и самостоятельно по выходе из училища применять свои знания в жизни» [13,124].

Несмотря на существенные недостатки (отсутствие единых программ, недостаток опытных преподавателей, неудовлетворительная материальная база) преподавание различных ремесел в школах имел положительное значение. Оно способствовало развитию идеи соединения обучения с производительным трудом, который способствует привитию у учащихся трудовых навыков и воспитывает трудолюбие.

Но вместе с этим в школах Казахстана того времени имело место увлечение легкоремесленничеством и многоремесленничеством, что отрицательно отражалось на постановке учебно-познавательной работы: «ремесленный класс должен быть организован не для обучения детей мастером или подмастерьем, а с целью педагогических, приучение их к ручному труду» [37,264].

Марксистко-ленинское учение о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием стало фундаментом строительства советской школы. В решениях съездов Коммунистической партии, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР неоднократно и настойчиво подчеркивалась необходимость совершенствования трудового воспитания и политехнического образования учащихся, включение их в общественно полезный труд. [13,84]

На протяжении всей истории советской общеобразовательной школы Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание вопросам трудового обучения и воспитания школьников.

Принципы политехнизма и соединения обучения с производительным трудом расцениваются как основополагающие, несмотря на разногласия и дискуссии, имеющие место среди работников народного образования. [13,86]

Так в 20х годах значительная часть учителей настаивала на введении проектной системы обучения. Она заключалась в том, что была вытеснена предметной системой обучения и элементы знаний по математике, биологии, физике и другим учебным дисциплинам группировались вокруг трудовых знаний учащихся. Это мешало как получению систематизированных знаний но и основам наук, так и формированию трудовых умений и навыков. Трудовое обучение строилось бессистемно, на случайных заданиях и мало способствовала трудовому воспитанию. [13,95]

Н.К. Крупская в этот период энергично боролась за осуществление задач политехнического и трудового обучения. Об этом свидетельствуют ее работы: В отдел ЦК ВКП (б) и М.П. Малышеву «Проект докладной записки в УК ВКП (б) о политехническом обучении», статья «О политехническом образовании» и др. [37,47]

5 сентября 1931 года ЦК ВКП (б) опубликовал постановление «О начальной и средней школе», 25 августа 1932 года – постановление «Об учебных планах и режиме в начальной и средней школе», в которых проектная система обучения подверглась резкой критике. [13,72].

Предметное преподавание основ наук было восстановлено. Как самостоятельный предмет в учебный план было включено трудовое обучение. Но обеспечить школу учителем трудового воспитания и создать материальную базу предмета не удалось. Поэтому в 1937 году трудовое обучение как отдельный предмет ликвидировали. [13,104]

Проанализировав историю введения ручного производительного труда в школах Казахстана, можно сделать вывод, что труд в системе воспитания понимали как овладение какими-либо узкоспециализированными знаниями или сельское хозяйство, или ремесло. И только некоторые педагоги понимали полезность развития идеи соединения обучения с производительным трудом, считая труд ребенка необходимым условием для всестороннего развития его личности, в формирование положительных качеств. Но недостаточная материальная база и квалифицированные кадры не позволяли развить идею о трудовом предмете, как самостоятельной дисциплине.

Трудовое обучение и воспитание осуществлялось в процессе внеклассной, внешкольной и общественно полезной работы.


2.2 Внедрение идеи соединения обучения с производительным трудом в современной школе Казахстана


В 50-е годы Коммунистическая партия и Советское правительство страны обращаются к проблеме трудового обучения в общеобразовательных школах. XIX съезд КПСС указал на необходимость развития работы по политехническому образованию и трудовому воспитанию учащихся. В учебный план средней школы с 1934 года снова был введен предмет «Трудовое обучение». Началось изучение путей и возможностей соединения общего среднего образования с профессиональной подготовкой в старших классах. [37,118].

В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», в котором сказано о том, что следует включать всех школьников в общественно полезный труд, о соединении обучения с производительным трудом, о связи строительства жизни с школой; о необходимости соединения общеобразовательной и профессиональной подготовки в старших классах. [34,120]

Соединение общеобразовательной и профессиональной подготовки оказались возможны лишь в тех школах, где для этого были необходимые условия – соответствующая материальная база и квалифицированные кадры.

К сожалению, не везде удалось осуществить такое соединение из-за отсутствия этих условий. Поэтому Верховный Совет СССР в 1966 году внес частичные изменения в статью 4 Закона о школе, указав, что учащиеся получают профессиональную подготовку лишь в тех школах, где есть необходимые для этого материальная база и квалифицированные учителя. [13,48]

Особое внимание трудовой подготовки молодежи было уделено и в принятой XXII съездом партии (1961 год) Программе КПСС. В ней сказано:

«В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо общества – священная обязанность каждого человека». [3,264]

Задачи, стоящие перед школой в области трудового воспитания, политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся, были указаны в решениях последующих – XXIII (1966), XXIV (1971), XXV (1976) и XXVI (1981) – съездов КПСС. [3,287]

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена долгосрочная программа совершенствования трудового обучения, воспитания профессиональной ориентации школьников. [39,146]

В них говорится: «Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный полезный труд – труд настоящий, необходимый обществу…

Учащиеся начальной школы (1 – 4 классы) овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами… В неполной средней школе (5 – 9) учащиеся получают более основательную обще трудовую подготовку…

Начиная с 8 класса учащиеся обучаются и работают в составе ученических производственных комбинатах, учебных цехах и участниках на предприятиях и в профтехучилищах. В средней общеобразовательной школе (10–11 классы) на этой базе, а также непосредственно на рабочих местах производства организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона». [39,211]

Решение проблемы коммунистического воспитания во многом зависит от того, насколько правильно решаются в каждой школе задачи трудового обучения.

В настоящее время трудовое обучение в общеобразовательной школе делится на три этапа. (Приложение 1). [47,9]

В 1 – 3 классах учащимся прививаются первоначальные навыки работы с такими материалами, как бумага, картон, глина, ткань. Дети учатся обрабатывать их простейшими инструментами. В Начальных классах программа по трудовому обучению одинакова для городских и сельских школ. [32,2]

Трудовая подготовка учащихся 4 – 8 классов городской и сельской школы ведется по разным программам. Их четыре: «Технический труд» и «Обслуживающий труд» для городской школы; «Сельскохозяйственный и технический труд» и «Сельскохозяйственный и обслуживающий труд» для сельской школы. Кроме того. Учебным планом предусмотрена летняя учебно-производственная практика. [32,2]

Трудовое обучение в 9 – 10 классах осуществляется по различным профилям. Их определяют для каждой школы, учитывая потребности народного хозяйства данного региона в рабочих тех или иных профессий. Самыми распространенными профессиями трудового обучения старшеклассников являются: радиоэлектроника, деревообработка, основы текстильного производства, обработка тканей, машиностроительное черчение, торговое обслуживание, основы строительно-материального производства, кулинарные работы, основы прикладной химии, автодело, машинопись, и основы делопроизводства.

Количество часов отводимых трудовое обучение, следующее:

В 1 – 8 классах – 2 часа в неделю;

В 9 – 10 классах – 4 часа в неделю. [32,4]

В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы значительно увеличилось количество часов не трудовое обучение. В постановлении «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного труда» (1984) указывается:

«К окончанию средней школы учащиеся должны овладеть определенной профессией и в установленном порядке сдать квалификационные экзамены… Но эти цели во 2 – 4 классах выделяются 3 часа, в 5- 7 классах – 4 часа, в 8 – 9 классах – 6 часов, в 10–11 классах – 8 часов в неделю. [42,264]

Усилилось внимание ученых к исследованию проблемы трудовой подготовки и профориентации молодежи.

В составе Академии педагогических наук СССР функционирует научно-исследовательский институт трудового воспитания и профессиональной ориентации в научно-исследовательских институтах школ (педагогики) союзных республик имеются исследовательские лаборатории и сектора трудового обучения. Расширяется система учебно-производственных комбинатов (новая форма трудовой подготовки старших классов), действуют центры и комбинаты профессиональной ориентации школьников. [13,158]

В сельской местности на общественных началах ориентированы школы лесничества, охрановедческие группы для обработки учебно-опытных участков и другое. [32,5]

Трудовое обучение в школе на современном этапе, как никогда ранее, позволяет решать многие вопросы воспитания и развития подрастающего поколения, способствует физическому совершенствованию детского организма.

Усвоение учащимися теоретических знаний, их применение сопровождается мыслительной деятельностью.

Так на уроках обслуживающего труда школьники решают конструкторские задачи разработки моделей (моделирование одежды), инженерные и технологические вопросы (определение последовательности технологической обработки швейных изделий) и т.д.

Все это способствует успешному развитию учащегося, формированию всесторонне и гармонически развитой личности. [32,4]

Качество образования неразрывно связано с его воспитательным потенциалом. Школа призвана не только вооружить учащихся знаниями по основам наук, отвечающими требованиям времени, но и подготовить их к трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения образования и будущей профессии. Не случайно указывается на необходимость усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетной среди них, несомнение, является технология. Она несет в себе созидательное начало, открывает перед учащимися возможность применения знаний и умений для создания, полезных и нужных не только себе, но и другим людям вещей. Тем более что в наши дни из документов, регламентирующих деятельность школы, исчезают такие важнейшие понятия, как «труд» и «трудовое воспитание». [47,11]

Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Другое дело, что в современном обществе достаточно риторичную в прошлом установку на коллективный труд во имя общего блага сменила более жизненная, ориентированная на достижение личного успеха. Но при этом не должны ущемляться интересы общества и попираться нравственные нормы. [47,10]

Страницы: 1, 2, 3, 4