Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
-
проводит
инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого
вновь поступившего работника с оформлением проведенного инструктажа в журнале;
организует проведение регулярных анализов воздушной среды в помещениях на
содержание пыли и вредных газов, а также проведение дезинфекции и дезинсекции;
-
организует
ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки
состояния изоляции электрических сетей;
-
своевременно
организует осмотры и ремонт зданий учреждения (потолков, полов, лестниц,
вентиляционных установок, электроарматуры, санитарно-технических установок в
туалетных и др. помещениях);
-
осуществляет
систематический контроль за исправностью водопровода, газопровода, канализации;
-
организует
проведение периодических осмотров и освидетельствование водогрейных и паровых
котлов; организует безопасное хранение на складах и хранилищах топлива,
горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.
Обязанности
учителей, воспитателей и других работников профессиональных училищ по
соблюдению требований охраны труда и действующего законодательства определяются
руководителем учреждения с учетом правил и инструкций.
Работа
администрации по соблюдению всех законоположений об охране труда должна вестись
в тесном контакте с профсоюзной организацией.
В
соответствии со своими функциональными обязанностями руководитель
профессионального училища осуществляет управление охраной труда в
подведомственных им подразделениях.
Под
управлением охраной труда понимают совокупность действий, направленных на
поддержание безопасных и здоровых условий учебы и труда или их дальнейшее
улучшение.
Для
управления охраной труда необходимо:
-
планирование
работ по охране труда;
-
организация и
координация работ в области охраны труда;
-
учет и анализ
состояния охраны труда;
-
контроль за
состоянием охраны труда;
-
стимулирование
работы по охране труда.
Целью
этой работы является улучшение условий труда и учебы обучающихся, и достигается
это за счет: обучения учащихся и преподавателей безопасности труда; обеспечения
безопасности в кабинетах, мастерских; нормализации санитарно- гигиенических
условий труда; обеспечения обучающихся средствами индивидуальной защиты;
обеспечения режимов труда и отдыха учащихся и преподавателей;
квалифицированного расследования и анализа несчастных случаев; пропаганды
вопросов охраны труда; обеспечения безопасности производственного оборудования
[42, с.32].
Преподаватель
закрепленный за кабинетом:
-
принимает все
необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;
-
обеспечивает
выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности; проводит
занятия предусмотренные правилами и нормами по охране труда;
-
обеспечивает
безопасное состояние рабочих мест, инструментов и санитарное состояние
помещений;
-
проводит
инструктаж по технике безопасности с соответствующим оформлением инструктажа в
журнал;
-
разрабатывает
мероприятия по технике безопасности;
-
не допускает
учащихся к занятиям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;
-
приостанавливает
проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни и докладывает
руководству.
Со всеми обучающимися,
преподавателями в соответствии с законодательством и требованиями ГОСТ
12.0.004-90ССБТ «Организация обучения работающих безопасности труда». «Общие
положения» проводят инструктаж по охране труда и ТБ, производственной санитарии
и пожарной безопасности. Инструктаж помогает учащимся свободно ориентироваться
в учебном заведении, на предприятии, в учебно-производственной обстановке.
Инструктаж проводят в виде лекций- бесед в рабочее время лицо, ответственное за
охрану труда. Программа разрабатывается с учетом требований стандартов, местных
условий и специфики работы организации. При проведении инструктажа необходимо
максимально использовать современные технические средства обучения, наглядные
пособия (плакаты, схемы, диапозитивы и др.) поясняющие безопасные методы и
приемы труда, а так же способствующие их лучшему усвоению.
Для обеспечения благоприятных условий
труда в кабинетах необходимо соблюдать основные требования безопасности.
Основными требованиями безопасности
является высокая освещенность в помещениях, нормальная температура и влажность
воздуха. Кроме естественного освещения, здесь можно использовать лампы
накаливания или люминесцентные лампы. Классную доску освещают двумя лампами, оборудованными
бесшумными пусковыми устройствами.
Цветовое
оформление кабинета должно быть выдержано в светлых тонах. Для снижения
монотонности можно использовать насыщенные цветовые пятна на стенах (картины,
плакаты).
Обеспечение
здоровых и безопасных условий учебы и работы обучающихся, безопасность обучения
учащихся во многом зависит от размеров помещений, санитарно- гигиенических
условий в них, размещения и типа лабораторной мебели [42, с.103].
Условия
обучения в учебных помещениях отличаются от условий труда в цехах промышленных
предприятий. Для обучения предусмотрены увеличенные нормы площадей помещений по
сравнению с таковыми для взрослых.
Помещения
должны быть светлыми, сухими и теплыми с ровными, не скользкими полами без
выбоин и щелей. Поверхности стен, потолков, дверей- гладкими и матовыми.
Радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной систем оборудованы
диэлектрическим (деревянным) ограждением.
Площадь
кабинетов должна быть в пределах 54-72 кв.м (например, аудитории групповые на
25 мест в среднем по 2 кв.м на одного человека). Объем учебных помещений при
отсутствии кондиционирования должен составлять не менее 4 кв. м на человека.
Рабочие места за первыми и вторыми
столами в любом ряду кабинета необходимо отводить учащимся со значительным
снижением остроты слуха. Обучающимся с пониженной остротой зрения следует
предоставлять места в первом ряду от окна, учащимся же, склонным к простудным
заболеваниям, наоборот, места, расположенные дальше от окон. В целях
профилактики против искривления позвоночника и косоглазия учащихся, сидящих в
крайних рядах, целесообразно менять их местами каждую четверть.
Расстановка
мебели в кабинетах должна обеспечивать оптимальную величину проходов, так,
например, расстояние между столами, включая место для стульев равно 70 см.;
расстояние между столом преподавателя и доской 90 см.; расстояние от доски до
первого ряда столов в кабинетах 200 см.; расстояние от пола до нижней кромки
доски 90 см .[42, с.106].
Для
обеспечения нормального воздушно- теплового режима запрещено оклеивать и
забивать фрамуги и форточки, которые должны быть оборудованы удобными
приспособлениями для открывания. Открывающаяся площадь фрамуг или форточек
должна составлять не менее 1/50 площади пола.
Недостаточное
освещение кабинетов и мастерских, помимо отрицательного влияния на общее
самочувствие, служит причиной несчастных случаев. Все рабочие места, проходы и
помещения должны быть хорошо освещены. Освещение должно быть равномерным, не
создавать резких теней, изменений яркости и блесткости в поле зрения
работающих, а также контрастов между освещенными рабочим местом и окружающей
обстановкой. Наименьшая искусственная освещенность горизонтальных
Световой поток солнечного света
должен падать с левой стороны от учащегося. поверхностей на уровне 0,8м от пола
при лампах накаливания должна быть 150 лк. Запрещено применение люминесцентных
ламп и ламп накаливания без светорассеивающей арматуры. Для улучшения
естественной освещенности нельзя расставлять на подоконниках цветы, окна
необходимо очищать от пыли и грязи 3-4 раза в год. Не реже одного раза в три
месяца рекомендуется производить очистку светильников, но не силами учащихся.
Устройство
электрической сети кабинетов должно соответствовать правилам по технике
безопасности. Запрещено подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42В
переменного и 110В постоянного тока.
Окрашенные
для защиты от коррозии металлические трубы водопроводной, газовой и
электрической сетей прокладывают на определенном расстоянии друг от друга (5-
10см), а в местах пересечения их изолируют диэлектрическими трубами.
Запрещено
оклеивать учебное помещение обоями или бумагой, окрашивать деревянные стены и
потолки масляными красками и нитрокрасками. Шторы затемнения следует пропитать
огнестойким составом, [42, с.109].
Обучение
и работы учащихся в помещениях кабинетов, мастерских разрешаются только после
получения акта разрешения. Выдается он перед началом учебного года комиссией
отдела народного образования в составе председателей районной администрации,
райСЭСА, профсоюзного комитета и учителя (заведующего кабинетом, мастерской).
Акт подтверждает, что рабочие места учащихся соответствуют нормам охраны труда
и возрастным особенностям обучаемых, а также факт ознакомления административно-
технического персонала учебного заведения с действующими правилами по охране
труда.
Для
соблюдения пожарной безопасности объекта вырабатывается противопожарный режим.
В профессиональных училищах он включает в себя:
-
разработку
эффективных, экономически целесообразных и технически обоснованных способов и средств
предупреждения пожаров;
-
выработку
мероприятий, предотвращающих распространение возникшего пожара и мер по его
ликвидации.
Ответственность
за организацию мероприятий пожарной безопасности, за соблюдение требуемого
противопожарного режима в учебном заведении, за своевременное выполнение
противопожарных мероприятий, предписаний Госпожнадзора, за исправное содержание
пожарной техники и оборудования возложена на директора училища.
Каждый
работник училища обязан: четко знать и строго выполнять установленные правила
пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару
или загоранию; содержать в исправности первичные средства пожаротушения; в
случае возникновения пожара вызвать пожарную команду и одновременно приступить
к ликвидации пожара имеющимися в наличии силами и средствами.
Директор
училища организует изучение и выполнение «Правил пожарной безопасности»,
назначает ответственных за пожарную безопасность кабинетов, утверждает план
эвакуации людей и имущества на случай пожара, устанавливает во всех помещениях
строгий противопожарный режим и постоянно контролирует строжайшее соблюдение
его всеми работающими и учащимися; периодически проверяет состояние пожарной
безопасности училища, наличие и исправность технических средств борьбы с
пожарами; обеспечивает дежурство, организует проведение занятий по пожарной
безопасности с обучающимися.
Для
установления противопожарного режима в каждом кабинете, мастерской и других
объектах должны быть противопожарные инструкции. В этих инструкциях предусматриваются:
-
специальные
мероприятия для отдельных процессов, которые могут вызвать пожар;
-
требования по
уборке и очистке помещений от отходов производства;
-
обязанности
учителей, мастеров, учащихся при возникновении пожара (правила вызова пожарной
команды, порядок отключения электрооборудования и вентиляции, правила
применения средств пожаротушения, порядок эвакуации людей, материалов и
материальных ценностей, последовательность осмотра и приведение в безопасное
состояние конкретного помещения).
Инструкции вывешиваются на видном месте. В помещении
должны быть таблички с фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Все обучающиеся должны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. С
этой целью директор училища устанавливает порядок проведения инструктажей. По
окончании инструктажа проводится проверка знаний и навыков, полученных
инструктируемыми.
Система
обучения направлена на подготовку учащихся к безопасному поведению в
повседневной жизни, в чрезвычайных ситуациях, а также по ведению в мероприятий
по гражданской обороне. Разработаны требования к материально- технической базе
и учебно-методической литературе, необходимой для обеспечения учебного процесса
по проблемам защиты от чрезвычайных ситуаций, надежности технических систем.
В целях
дальнейшего обеспечения готовности органов управления, сил гражданской обороны,
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций необходимо:
-
продолжать работу
по выполнению плана устранения недостатков, выявленных комиссией МЧС России в
ходе проверки, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в системе
образования РФ:
-
активизировать
работу по созданию, накоплению, использованию по назначению и восполнению
резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
В
бюджетах образовательных учреждений необходимо предусматривать отдельными
строками расходы на мероприятия гражданской обороны, защиту работников и
обучающихся от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
пожарную безопасность, а также подготовку всех категорий работников в области
гражданской обороны.
Главными
целями проводимых мероприятий должны быть:
-
совершенствование
практических навыков руководителей органов управления в принятии решений и
планировании действий сил и средств с учетом требований постановления
Правительства «Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций» от 24.06.1995 г. №738, а также «Положение об организации обучения в
области гражданской обороны» от 02.11.2002 г. №841;
-
достижение
слаженности в работе органов управления и сил при решении задач мирного и
военного времени;
-
проверка
реальности планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Периодичность
и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки для
образовательных учреждений в органах управления необходимо планировать с учетом
рекомендаций:
-
одно
командно-штабное учение или одна штабная тренировка в год продолжительностью до
одних суток;
-
одно
тактико-специальное учение в три года продолжительностью до восьми часов с
гражданскими организациями гражданской обороны;
-
не менее двух
специальных учений со службами гражданской обороны продолжительностью до двух
суток;
-
ежегодный учебно-методический
сбор продолжительностью до двух суток.
Темы
учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов. Штабные
тренировки проводить под руководством старших начальников.
4.2 Экология
В
настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится
основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших
количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств.
Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух
или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в
конце концов в организм человека.
Строительство
и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к
серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха
различными отходами.
Бурное
развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что
человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными
энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере.
Интенсивность потребления человечеством энергии и материальных ресурсов растет
пропорционально численности населения и даже опережает его прирост.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|