|
Работа социального работника с детьми с противоправным поведением
Проголодавшийся Сергей 16-ти лет с особой жестокостью убил бабушку и забрал на
пропитание 73 рубля. Такая теория
социальной справедливости или, проще
говоря, «естественный отбор», для них вполне
приемлемы. 17-летний Олег совершенное
убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нормальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.
В них сидит не просто
накопившееся отчаяние, горечь непонимания, тоска от ненужности, но и нездоровый эгоцентризм, который не прошибут никакие
гуманистические аксиомы. О том, как можно жить
по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персонала
ВК, как не раз подчеркивали сами работники колонии, это не
тюремное наказание, а
реабилитация ребенка после
того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается парадокс — учить жизни в
обществе в изоляции от самого общества. Но
такова сегодня система «перевоспитания»
падших, а педагоги и воспитатели
стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетних
преступников на путь истинный часто оцениваются обществом одной
фразой — «горбатого могила исправит».
Но работники колонии в это
не верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им представители Духовного управления мусульман РА :нодарского
края, Майкопской и Адыгейской епархии Русской православной
церкви, которая входит в состав попечительского совета.
Еженедельные духовные беседы с отцом Георгием у многих ребят
вызывают неподдельный интерес.
Большинство их них в прошлой
жизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно
назвать специфическим: уколоться,
надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить
понятие « свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по интересам.
Ребята теперь учатся в школе и осваивают в ПТУ
2-3 «хлебные» профессии, по плану воскресного
дня с удовольствием играют в баскетбол
и футбол, сражаются в шахматы. Традиционным для МВК стало участие во всероссийских
спортивных соревнованиях «Звезды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом удается
запомнить слова и мотив детской песенки «В
лесу родилась елочка» и выучить четверостишье,
да и загадки даются с трудом, зато сколько
удовольствия приносит президентский сладкий
подарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместителем начальника МВК по воспитательной работе.
Здесь царят особая радость и несколько
иное понятие Нового года (сколько еще «мотать»
осталось?).
За 6 месяцев до освобождения отправляется запросы в службу занятости по месту жительства. Оттуда получают справку-обязательство о том, что подросток включен в список соискателей, но и только.
У воспитателей колонии есть
программа, по которой они с работют с несовершеннолетними.Она дает возможность
воспитателю не делить детей на "плохих" и "хороших", у
каждого из них имеются "хорошие" и "плохие" стороны. У
детей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между
"хорошими" и "плохими" сторонами: преобладают плохие. Но у
каждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающего
ребенку помощь, - увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих
сторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются и
в чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую карту
развития качеств подростка данного возраста. Диагностическая карта
разрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализа
выделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем
помочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все
специалисты - воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те
направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную
сторону.
Поведение подростка , недавно
прибывшего, например, отличается от его же поведения несколько месяцев спустя,
что требует разделения на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. В
конце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет , он тоже будет вести себя
совсем по-другому. В разное время к нему будут предъявляться различные
требования: у подростка будут другие обязанности, поэтому им надо будет
по-другому руководить и по-другому поддерживать его.
Они даю возможность уделить внимание
именно тем навыкам, которые необходимо развить в подростке.
Подросток поступает в учреждение,
при этом происходит знакомство в форме беседы. Ему доступно, в зависимости от
его возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. На первом этапе
очень важно построить отношения доверия между воспитанником и воспитателем и
рабочие отношения. Он должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Внимание
воспитателя группы обращено в основном на обучение навыкам, необходимым для
повседневной жизни, с тем чтобы воспитанник с каждым днем чувствовал себя
более уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными делами. Для
этого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы и
привить ему некоторые навыки: убирать за собой, аккуратно есть, соблюдать
очередность, мыться, дружелюбно относиться к товарищам, считаться с ними,
разрешать конфликты, играть в игры и т. д.Воспитатель поощряет адекватное
поведение воспитанника, хваля его, уделяя ему положительное внимание.
На втором этапе проводят
воспитанниками (ответственный - психолог) специальный курс поведенческой
терапии (работа по социализации и развитию, коррекция поведения), например:
научить обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т. п. ); подготовка
детей к встрече с родителями/родственниками, друзьями (важно, чтобы
воспитатели групп с самого начала могли принять тот факт, что их по-прежнему
любят, какими бы плохими они не были).
По ходу работы у социального педагога колонии
выработалась своя программа
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 1
|
Цель этапа
|
Основные направления в работе
|
Методы работы
|
1 этап
Цель:
Изучение причин,
способствующих совершению правонарушений. Составление социально -
психологического портрета учащегося,
|
Первичная диагностика
Определить
"зоны" неблагополучия;
Изучить личность
подростка, его мотивационно-потребностную сферу
|
Методы изучения
личности
(анализ документов,
беседа, опрос).
|
2 этап
Цель:
Изменение
нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной
мотивации и качеств личности подростка.
|
1. Развитие
положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Оказание
конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
3. Привлечение
подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
|
Методы коррекции
метод поощрения,
метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности,
индивидуальная консультация и др.
|
3 этап
Цель:
Формирование
законопослушного поведения подростка
|
4.Формирование доверительных отношений с подростком;
5.Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах
деятельности;
|
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков
Индивидуальная педагогическая поддержка.
|
Заключение
Итак, в заключении
следует отметить, что основные профилактические мероприятия с подростками,
совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме
(подросток совершил мелкие правонарушения или осужден условно), и в
специальных учебно-воспитательных заведениях, то в воспитательных колониях, в
основном, реализуются реабилитационные программы помощи несовершеннолетний
осужденным.
Как отметил
работник ОВД по делам несовершеннолетних, процесс воспитания в колониях для
несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего
тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие
возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая
перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер. Основной акцент в работе с
подростками следует делаеть на учебно-воспитательную работу, включающую в себя
общеобразовательное и профессиональное обучение.Здесь мы особо отмечаем, что
изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная колония»
подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно
воспитательных мероприятий.
Совместная
деятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, что
необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех
воспитанников является — получение ими специальности. При этом должен
обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий,
учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), возраст,
физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что повышение
эффективности трудового воспитания - это наиболее важный фактор решения задачи
социализации подростков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в настоящее
время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные
опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитательных колониях
и вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем не
собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.
Большинство
осужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, до
колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как
нарушители дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они
сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и преподавателей. Поэтому необходимо,
по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношений
учителей и мастеров производственного обучения с учащимися-осужденными. Умение
вызвать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым,
но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем,
критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этим
контингентом несовершеннолетних.
Нами было
выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальных
подростков к реальности имеет обеспечение воспитанников работой с высоким
уровнем организации и культуры производства, технологии. Социальным педагогам
необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит
заинтересованность подростка в результатах его труда.
К числу
основных средств, обеспечивающих процесс исправления преступников, по нашему
мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних
осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство
воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каждый осужденный
проходит через образовательную школу, являющуюся одним из главных структурных
элементов учреждения и фактически — центром проводимой в колонии воспитательной
работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий
класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя
из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «отделение-класс» .
Работа на производстве или обучение в профессиональном училище может
производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от
исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной
колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль
школы в воспитательном процессе. Очень важно четкое взаимодействие в
воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений,
преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в
работе с осужденными много дублирования, не всегда соблюдается принцип
единства педагогических требований.
Выход из
этого положения мы видим в создании единого учебно-воспитательного процесса,
охватывающего все службы колонии. Для современных воспитательных колоний
необходимы высококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастную специфику
несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа
должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации
осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов, как совет,
напоминание, пожелание. Необходимо использовать активность, эмоциональность и
впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных
к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).
К наиболее
распространенным формам воспитательной работы мы отнесим беседы, лекции,
диспуты, встречи с интересными людьми, широкая практика встреч с бывшими
воспитанниками колоний, ведущими честный образ жизни, с родственниками
осужденных, с представителями общественных и религиозных организаций — так
называемые меры общественного воздействия. Общественное воздействие, мы
считаем, одним из условий обеспечения процесса социализации
несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной
человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается
широчайший простор для деятельности социального педагога.
Правильная
организация свободного от учебы и работы времени способствует улучшению
здоровья и физического развития осужденных. В условиях лишения свободы это
время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необходимо четко
планировать досуговые мероприятия для осужденных, с одной стороны, чтобы они
не носили формальный характер («ради галочки»), с другой— обучали правильному
планированию своего времени (отсутствие навыков в планировании свободного времени
и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершения правонарушений
подростками). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни,
формировать волевые качества и черты характера, позволяющие им противостоять
антисоциальным влияниям.
Физическое
воспитание также способствует повышению авторитета в глазах других
воспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных к
активным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но и
морально-волевых, нравственных качеств личности.
Большое
значение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами из
бесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффект
здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный
коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном
общении и взаимодействии друг с другом, повседневно связаны общими интересами
и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным
контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных
отношений осужденных. Необходимо доверять подросткам роль активных организаторов,
а не только исполнителей воли воспитателей, использовать различные формы
коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала,
самостоятельности. Перестройка нравственного сознания осужденного осуществляется
в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.
Большое значение
имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных,
которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить созданный
ранее стереотип антиобщественного образа жизни и поведения.
Гуманизация и
педагогизация воспитательного процесса должна быть построена на здравом и
реалистическом анализе обстановки — «на разумном гуманизме», т. е.
система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в
применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального
установления в учреждениях атмосферы человечности, уважительного отношения к
закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и
арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер
воздействия на осужденных в сторону ослабления репрессий и изоляции их от
общества.
Исправительное
воздействие на несовершеннолетних преступников следует рассматривать как
единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом
реабилитации и социальной адаптации после освобождения. На практике этот
процесс оказывается разорванным. Причина — отсутствие должного взаимодействия
между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними
правонарушителями и профилактику преступности.
Один из
возможных вариантов организации совместной работы — воспитательные центры для
несовершеннолетних преступников, в состав которых должны входить:
— следственный
изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в
некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и неоднократно
судимыми в условиях «субкультуры», позже перенося полученный опыт в
воспитательную колонию);
— служба,
обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
— служба по
исполнению наказания в виде лишения свободы (воспитательная колония);
— участок
социальной адаптации для лиц, готовящихся к освобождению от наказания;
— временное
общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
— служба
социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.
Создание таких
центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на
несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и
преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой
преступной среды.
Эффективность
исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних,
определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправления:
«встал на путь исправления», «твердо встал на путь исправления». К сожалению,
эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и
не отражают адекватно реальные процессы. Следовательно, достоверным
показателем, определяющим эффективность исправительного воздействия, является
рецидив преступного поведения после освобождения.
Неблагоприятные
тенденции роста и ожесточения подростковой преступности, увеличение
правонарушений в самих колониях и следственных изоляторах, достаточно высокий
уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправительного
воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи
представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных,
помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному
лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко
практикуется в европейских странах. Что же касается условного осуждения, то к
данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением
обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как
подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные
преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления
органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности
местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на
несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при
назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и
действенно.
Достижение
желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности
несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе
с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с трудными
подростками, по нашему убеждению, могут только люди духовно богатые, щедро
отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и
самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений
стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из
юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием» [см. 62 - с. 270].
Литература
1. Антонян Ю.М. Социальная
среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на
личность в микросреде). – М., 1975.
2. Арсеньева М.И., Ермаков
В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров
правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их
возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
3. Баженов В. Профилактическая
работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
4. Башкатов И.П.
Социально-психологические методы изучения личности и групп
несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
5. Башкатов И.П.
Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков //
Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред.
С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
6. Беличева С.А. Парадоксы
превентивной теории и практики //
7. Психологический журнал. –
1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.
8. Беличева С.А. Основы
превентивной психологии. – М., 1993.
9. Белкин А.С. Отклонения в
поведении школьников. Свердловск, 1973.
10. Бестужев-Лада И.В. Факторы
риска. – М., 1989.
11. Божович Л.Я. Личность и ее
формирование в детском возрасте. – М., 1968.
12. Борьба с групповыми
правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев:
Наук. Думка, 1981.
13. Букин В.Р. Научно-технологический
процесс и психология ведущего. – Л., 1973.
14. Ветров Н.И. Профилактика
правонарушений среди молодежи. – М., 1986.
15. Волков Б.С.
Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.
16. Данилин Е.М. Использование
системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.
17. Долгова А.И.
Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид.
лит., 1981.
18. Драгунова Г.О. Психология
подростка. – М., 1987.
19. Жигарев Е.С.
Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их
правового воспитания. – М., 1990.
20. Зюбин Л.М.
Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.
21. Игошев К.Е. Преступность
и ответственность несовершеннолетних:
22. Социально-психологический
очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.
23. Игошев К.Е. Психология
преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.
24. Игошев К.Е., Шмаров
И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит.,
1980.
25. Калмыкова З. Проблемы
преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.
26. Кочетов А.И., Верницкая
Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
27. Крутецкий В.А. Психология
обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
28. Кудрявцев В.Н.
Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В
кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.
29. Курбатова Т.Н.
Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф.
Канд. Дисс. – Л., 1981.
30. Макаренко А.С. Сочинения в 7
томах. Т.3 – М., 1989.
31. Миллз Т.М. О социологии малых
групп. – Американская социология. – М., 1975.
32. Овчарова Р.В. Технологии
практического психолога образования. – М., 2000.
33. Семенов В.Д. Педагогика
среды. – Екатеринбург, 1993.
34. Социально-психологические,
социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики
правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
35. Хижченко Л.С. Положение в
классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение
трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.,
1984.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|