бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального работника с детьми с противоправным поведением бесплатно рефераты

5) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденные от уголовной ответственности вслед­ствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем при­менения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психичес­ком развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемые или подозреваемые в совершении пре­ступлений, в отношении которых избраны меры пресече­ния, не связанные с заключением под стражу;

10)условно-досрочно освобожденные от отбывания на­казания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11)получившие отсрочку отбывания наказания или от­срочку исполнения приговора;

12)освобожденные из учреждений уголовно-исполни­тельной системы, вернувшиеся из специальных учебно-  воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и/или нуждаются в социальной по­мощи и/или реабилитации;

13)осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14)осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

При этом профилактика безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, на­правленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиям несовершен­нолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуаль­ной профилактической работой с ними и их семьями, на­ходящимися в социально опасном положении.

Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным ново­введением, является представленная в законе индивиду­альная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с деть­ми группы риска.

Индивидуальная профилактическая работа - деятель­ность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Введение института индивидуальной профилактичес­кой работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей как компонент общегосударственной технологии.

Впервые в российской практике взаимодействия с деть­ми группы риска предусмотрена и определена мера ответ­ственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Законом декларируется невмеша­тельство в жизнь семьи, уточнены условия вмешательства государства в процесс воспитания ребенка.

Впервые за многие годы профилактической работы при­оритеты наказания и ответственного воздействия на ре­бенка, несовершеннолетнего, совершившего противо­правные действия, уступили место социально-педагоги­ческой работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти­общественные.

Законодателем предусмотрены условия развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться пол­ноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.

Таким образом, введение института индивидуальной про­филактической работы решает как минимум две задачи:

-   организация адресной работы с детьми, которые дей­ствительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,

-   защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.

•      Все вышеприведенные размышления дают однознач­ный ответ на вопрос об объекте общегосударственной тех­нологии работы с детьми группы риска.

Выделенные особенности и противоречия характеризу­ют особенности выбора объекта общегосударственного под­хода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государ­ством и обществом целостно.

В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ве­домственная разобщенность в решении этих проблем иг­рает крайне негативную роль.

В современной психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимос­ти оформления целостной социальной политики в отноше­нии несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции и государственной политики детства.

Перед специалистом в сфере профилактики и социаль­ной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государствен­ного подхода в решении проблем несовершеннолетних, по­иск таких форм работы, которые обеспечивали бы успеш­ность социального развития ребенка.

Определенная противоречивость общегосударственно­го подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования пози­ций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием ребенка.

Это аксиома социального взаимодействия.

Коль скоро социальное законодательство по целям совпада­ете ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере­чень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона­рушений, представленным в законодательстве.

В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики...» к субъектам системы отнесены:

-   Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, образуемые в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации и законодательством субъек­тов Российской Федерации;

-   органы управления социальной защитой населения;

-   органы управления образованием;

-   органы опеки и попечительства;

-   органы по делам молодежи;

-   органы управления здравоохранением;

-   органы службы занятости;

-   органы внутренних дел.

В тексте закона предусмотрительно разведены функции и полномочия органов управления и учреждений, служб на­званных выше профильных государственных и местных органов власти. Таким образом, с одной стороны, с точки зрения государственного управления в число субъектов си­стемы включены все управленческие органы, реализующие те или иные функции по работе с детьми и несовершенно­летними. С другой стороны, в составе субъектов не просмат­риваются семья и организации, представляющие ее инте­ресы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений и организаций граждан, реа­лизующих целевые программы работы с детьми, в том чис­ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.

Впервые за многие годы в российском законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые с ведущи­ми законами педагогической деятельности, предусматри­вающие функции и задачи социально-педагогической реа­билитации несовершеннолетних в качестве приоритета профилактической работы.

В то же время законодательство ярко отражает картину динамики общественных и научных взглядов на проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:

-   с одной стороны, сам по себе государственный подход претендует на целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;

-   с другой стороны, законодатель так и не определил, в
какой сфере социальной практики должна профессиональ­но осуществляться комплексная работа с детьми, нуждаю­щимися в помощи и поддержке со стороны государства.
Какое из направлений государственной социальной поли­тики может реализовать декларированные в законах прио­ритеты защиты прав несовершеннолетних?

Вновь, как это неоднократно было в российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.

В то же время официального признания социальной ра­боты в качестве самостоятельного направления и инстру­мента социальной политики государства до настоящего времени не произошло. Органы и учреждения, специалис­ты, призванные законодателем осуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязаннос­ти в пределах профилактической работы, объективно за­щищают права несовершеннолетних, но ограничены в ре­шении этих задач масштабом и объемом профилактики.

В то же время только в рамках профессионально органи­зованной социальной работы можно максимально эффек­тивно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкрет­ном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.

По целям система профилактики и государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов сис­темы (читай: список носителей профессиональных инст­рументов решения детских проблем) и носителей техно­логии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.

При этом управленцам хорошо известно, что именно но­сители профессиональных технологий определяют содер­жание идеологии, воспроизводимой в результате их дея­тельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодате­лем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опас­ных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики примени­тельно не к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.

При этом законодатель по сути противопоставил выст­роенную систему профилактики и Комиссию по делам не­совершеннолетних в этой системе. Комиссия, с одной сто­роны, призвана защищать права несовершеннолетних, а с другой - выполнять специфическую профессиональную функцию - социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора», органи­затора и контролера эффективного сопровождения ребенка.


Глава 2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным поведением

2.1. Методы работы социального работника с несовершеннолетними  с противоправным поведением

Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз­работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги­ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве­стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва­ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются на­личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои­стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису­щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем­ление к первенству, частично осознанное чувство их со­циальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформиро­ванными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключает­ся в изменении обстановки и привычных форм поведе­ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости­жений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как дефор­мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго­изм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступ­ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв­ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут­вердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това­рищами подростков. Представители этой группы — слу­чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи­вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе­нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт­роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрес­сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой­чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти­ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару­шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на­стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове­дения, переубеждать и открывать для молодежи достой­ные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группа­ми. Спор между проживающими по соседству подрост­ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре­дотвращения подобных действий рекомендуется органи­зация совместных массо­вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед­них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча­стие лидеры этих дворовых групп подростков.

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше­нию к пострадавшему и сформировав правильное содер­жание понятия «честность» как важной личной и граж­данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида­ции педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра­вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти­воправности таких действий. Требуется также, чтобы под­росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов­летворить указанные выше потребности.

2.2.Анализ  деятельности учреждения



Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.

Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.

Здесь находятся такие как  Сергей, который  убегал из дома, воровал, ню­хал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устро­ился вместе с ними жить на кладбище. Отыс­кал себе перину, соорудил шалаш.

Другой пример «теплых отношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас­тают еще двое — четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смыс­ле слова голодает. И просит убитая горем ро­дительница единственного кормильца за ре­шеткой: как освободишься, придумай что-ни­будь, но деньги достань. Где он будет доста­вать, и так понятно.

В общем, тех, кто попадает в колонию, труд­но назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существо­вания не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и фи­зическом развитии лет на пять отстают от сво­их благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то при­шел в восторг от того, какая это удобная вещь — подушка, дивился белому постельному бе­лью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то пер­вый раз в жизни наелся досыта. Такие вот со­циальные маугли, живущие по законам чело­веческих джунглей. Неудивительно, что все ра­ботники Майкопской колонии в голос призна­ются: работа с подростками самая трудная, по­скольку в силу переходного возраста и неус­тойчивой психики они взрывоопасны.

Страницы: 1, 2, 3, 4