Работа социального работника с детьми с противоправным поведением
5) совершившие правонарушение, повлекшее применение
меры административного взыскания;
6) совершившие правонарушение до достижения возраста,
с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденные от уголовной ответственности вследствие
акта об амнистии или в связи с изменением обстановки,
а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего
может быть достигнуто путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия;
8) не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением
возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного
с психическим расстройством;
9) обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений,
в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с
заключением под стражу;
10)условно-досрочно освобожденные
от отбывания наказания, освобожденные от наказания
вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11)получившие отсрочку
отбывания наказания или отсрочку исполнения
приговора;
12)освобожденные из учреждений
уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно- воспитательных учреждений закрытого типа, если
они в период пребывания в указанных
учреждениях допускали нарушения
режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном
положении и/или нуждаются в социальной помощи и/или реабилитации;
13)осужденные за совершение
преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные
судом от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия;
14)осужденные условно,
осужденные к обязательным работам, исправительным
работам или иным мерам наказания, не связанным с
лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних рассматривается как
система социальных, правовых, педагогических и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с ними и их
семьями, находящимися в социально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененным
нововведением, является представленная в законе индивидуальная профилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент и государственная технология работы с детьми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушений
и антиобщественных действий.
Введение института индивидуальной
профилактической работы - явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детей
как компонент общегосударственной
технологии.
Впервые в российской практике взаимодействия
с детьми группы риска предусмотрена и определена мера ответственности лиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке.
Законом декларируется невмешательство в жизнь семьи,
уточнены условия вмешательства государства в процесс
воспитания ребенка.
Впервые за многие годы профилактической
работы приоритеты наказания и ответственного воздействия на ребенка, несовершеннолетнего, совершившего противоправные действия, уступили место
социально-педагогической работе по выявлению и предупреждению причин и действий со стороны несовершеннолетнего, которые
могли бы квалифицироваться как
противоправные, антиобщественные.
Законодателем предусмотрены условия
развертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может явиться полноправным основанием для организации индивидуальной профилактической работы в отношении любого ребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение института
индивидуальной профилактической работы решает как минимум
две задачи:
-
организация адресной работы с детьми,
которые действительно должны быть подвержены
целенаправленному воздействию со стороны органов власти и
правоохранительных органов в случае совершения ими
неправомерных деяний,
-
защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными
предлогами.
•
Все вышеприведенные размышления дают
однозначный ответ на вопрос об объекте
общегосударственной технологии работы с детьми
группы риска.
Выделенные особенности и противоречия
характеризуют особенности выбора объекта
общегосударственного подхода в профилактической
работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к
настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются
государством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опыт
реализации социального законодательства, практика
показала, что ведомственная разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.
В современной психолого-педагогической и
социальной литературе все настойчивее звучит мысль о
необходимости оформления целостной социальной политики в
отношении несовершеннолетних группы риска в рамках
ювенальной юстиции и государственной политики
детства.
Перед специалистом в сфере профилактики и
социальной работы с детьми возникла задача профессионального освоения не только инструментальных средств и способов работы с
несовершеннолетними, но и основ государственного
подхода в решении проблем несовершеннолетних, поиск
таких форм работы, которые обеспечивали бы успешность
социального развития ребенка.
Определенная противоречивость
общегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования позиций и организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся
социальным воспитанием ребенка.
Это аксиома социального взаимодействия.
Коль скоро социальное законодательство по
целям совпадаете ведущей категорией социальной педагогики - социальным воспитанием, необходимо проанализировать,
насколько перечень субъектов социального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и
правонарушений, представленным в
законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основах
системы профилактики...» к субъектам системы
отнесены:
-
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их
прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
-
органы управления социальной защитой
населения;
-
органы управления образованием;
-
органы опеки и попечительства;
-
органы по делам молодежи;
-
органы управления здравоохранением;
-
органы службы занятости;
-
органы внутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведены
функции и полномочия органов управления и учреждений,
служб названных выше профильных государственных и
местных органов власти. Таким образом, с одной
стороны, с точки зрения государственного управления в число
субъектов системы включены все управленческие органы,
реализующие те или иные функции по работе с детьми и
несовершеннолетними. С другой стороны, в составе
субъектов не просматриваются семья и организации,
представляющие ее интересы в обществе, кроме органов опеки и попечительства,
не указана возможность участия в системе профилактики общественных объединений
и организаций граждан, реализующих целевые программы
работы с детьми, в том числе с детьми, имеющими трудности в поведении и
развитии.
Впервые за многие годы в российском
законодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемые
с ведущими законами педагогической деятельности,
предусматривающие функции и задачи
социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в качестве
приоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражает
картину динамики общественных и научных взглядов на
проблемы детского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
-
с одной стороны, сам по себе государственный
подход претендует на целостность разрешения проблем
детей и защиты их прав;
-
с другой стороны, законодатель так и не
определил, в
какой сфере социальной практики должна профессионально
осуществляться комплексная работа с детьми, нуждающимися
в помощи и поддержке со стороны государства.
Какое из направлений государственной социальной политики
может реализовать декларированные в законах приоритеты
защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было в
российской истории, идеи социальной работы захватывают умы и
сердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и
профессионально.
В то же время официального признания
социальной работы в качестве самостоятельного направления
и инструмента социальной политики государства до
настоящего времени не произошло. Органы и учреждения,
специалисты, призванные законодателем осуществлять
ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязанности в пределах профилактической работы, объективно защищают права несовершеннолетних, но ограничены в решении этих задач масштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессионально
организованной социальной работы можно максимально эффективно провести адресную диагностику проблем
клиента -ребенка - и предложить необходимый в каждом конкретном случае способ взаимодействия и выхода из
трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики и
государственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектов
системы (читай: список носителей
профессиональных инструментов решения детских проблем) и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайне
невелики.
При этом управленцам хорошо известно, что
именно носители профессиональных технологий определяют
содержание идеологии, воспроизводимой в результате их деятельности. В спроектированном государственном подходе существует определенная, заложенная самим законодателем, опасность. Система может воспроизводить в качестве результата не столько статистику позитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных или социально опасных ситуациях, сколько набор и перечень действий, мер, проводимых субъектами системы профилактики применительно не к
конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При этом законодатель по сути противопоставил
выстроенную систему профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних
в этой системе. Комиссия, с одной стороны, призвана
защищать права несовершеннолетних, а с другой - выполнять специфическую
профессиональную функцию - социальную работу. Таким образом, по замыслу создателей государственной технологии
профилактики, именно Комиссия по делам
несовершеннолетних обязана выполнить
роль координатора, «конкретизатора», организатора и контролера эффективного сопровождения ребенка.
Глава
2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправным
поведением
2.1. Методы
работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой
проблемы остаются до сих пор методы, разработанные
и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности.
В последние десятилетия в нашей стране
широко развернулись психолого-педагогические
исследования по этой проблеме. Наибольшую известность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указывает четыре группы несовершеннолетних
правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются
наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны,
озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения,
не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их
нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела,
используя присущее им упорство в достижении поставленной
цели, стремление к первенству, частично осознанное
чувство их социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с
деформированными потребностями, подражающие
представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в
изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним,
одобрении их достижений, вырабатывании умения не только
подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы
наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности
и взгляды. Но последние не стали регуляторами их
поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является
ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа,
дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно
отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед
более сильными товарищами подростков. Представители этой группы — случайные правонарушители. Они слабовольны и
неустойчивы перед дурным влиянием. У
подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать
перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходима
постоянная работа в коллективе,
систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.
Рассмотрим способы социально - педагогической
коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание
на преодоление атрофии нормальных
человеческих чувств у подобных
правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную
оценку за подобными молодыми людьми,
препятствовать их участию в обычных
молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании
правонарушителей требуется выдержка,
умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для молодежи
достойные и увлекательные жизненные
перспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами.
Спор между проживающими по соседству подростковыми
группами обычно идет из-за территориальных «сфер
влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п.
Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения
подобных действий рекомендуется организация совместных
массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное участие лидеры этих дворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу,
показав негуманность их действий по отношению к
пострадавшему и сформировав правильное содержание
понятия «честность» как важной личной и гражданственной
черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры
по ликвидации педагогической запущенности такого
школьника.
Стремление подростка испытать себя в
рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная
работа воспитателей по вскрытию противоправности
таких действий. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои
интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной
деятельности, в которой он получил бы
возможность удовлетворить указанные
выше потребности.
2.2.Анализ
деятельности учреждения
Работу социального педагога
с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской
воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской
воспитательной колонии приспосабливаются 33 подростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной
школы МВК УФСИН России по РА Ирина
Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, нюхал клеи, в 9 лет
прибился к бомжам и устроился вместе с ними
жить на кладбище. Отыскал себе
перину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплых
отношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрастают
еще двое — четырех и двух лет. Мать найти
работу не может, семья в прямом смысле слова голодает. И просит убитая горем
родительница единственного
кормильца за решеткой: как
освободишься, придумай что-нибудь, но деньги достань. Где он будет доставать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадает
в колонию, трудно назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существования
не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в
умственном и физическом развитии лет на пять отстают от своих благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по
телевизору мультики и смеялись как 5-летние
дети. Кто-то пришел в восторг от
того, какая это удобная вещь — подушка, дивился белому постельному белью,
банным дням 2 раза в неделю, кто-то первый
раз в жизни наелся досыта. Такие вот социальные маугли, живущие по законам
человеческих джунглей.
Неудивительно, что все работники
Майкопской колонии в голос признаются:
работа с подростками самая трудная, поскольку
в силу переходного возраста и неустойчивой
психики они взрывоопасны.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|