Работа социального работника с детьми с противоправным поведением
1.2.Профилактика
отклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается
рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся
реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ,
милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы,
которые стоят перед нашей страной, нашим городом или поселком, перед каждым из нас?
Так нельзя следовать
правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от непростой
работы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в неделю
отвели курсу "Граждановедение", рекламные ролики и боевики не
оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало некому объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и
"плохо". Однако чтобы жить
в согласии с общественной моралью и не
совершать противоправных действий, подростку
необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и
правонарушением, знать, за что посмотрят с
осуждением, за что оштрафуют, за что посадят за решетку. Только
процесс просвещения, объединяющий учителей и
родителей, врачей и журналистов,
суды, милицию, всех нас, выходящий за
рамки урока в студии, дворы, детские
сады, сможет стать необходимьм условием,
снабдить подростков достаточным знанием
для соблюдения правил, норм и законов
нашего общества.
Поэтому на социального
работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным
поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а
предотвратить. Главное — направить силы
и средства на упреждение преступности.
Накормить, одеть,
обеспечить защиту жизни и здоровья, создать условия для
развития творческих способностей, обеспечить социальные гарантии
семье — вот на чем общество должно
сосредоточить свои усилия. Заботясь же
о наказании, строительстве новых колоний,
расширении штатов инспекций по делам несовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и
финансы от профилактических мер. Жестокость
всегда вызывает жестокость. Суровое наказание
за небольшую провинность вызывает
следующее серьезное правонарушение, затем
преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.
Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих
дисциплин повышает умственный уровень подростка, что является
одним из условий формирования культуры человека.
Просвещение развивает
духовность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует,
что
среди
правонарушителей все больше подростков, не
обладающих этими качествами.
Просвещение расширяет
кругозор растущего человека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающими людьми. Это позволяет
более серьезно воспринимать окружающий мир, критически
относиться к поведению людей, оценивать действия политиков.
Именно
просвещение поможет сформировать культурный
уровень, который позволит подростку
жить в соответствии с нормами поведения, законами морали и права, —
принятыми в обществе.
Ведь обладая знаниями, мы
стремимся ими поделиться, они выручают нас в
повседневной жизни и экстремальных
ситуациях. Подросток, знающий свои
права и обязанности, становится очень ценным
неформальным источником информации
для своих ровесников. Он объяснит, что будет
за разбитое стекло до того как его разбили,
что ждет за катание на чужом мотоцикле еще
до его угона. Просвещенный подросток может предотвратить преступление,
что является самой большой ценностью в
обсуждаемой проблеме. Информация,
полученная от сверстника, более
авторитетна и доступна. Не надо организовывать
специальные лекции, устраивать
собрания и встречи. Обмен сведениями идет
в ежедневном общении, в классе, на улице.
Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинах
по праву, подростки набирают знания,
оценивают и сравнивают их, становятся более информированными и тем
самым более интересными и полезными для
окружающих подростков.
Далее: деятельность:
обеспечить занятость подростков. Обилие свободного
времени, закрытые клубы и секции, отсутствие доступных мест для
проведения досуга толкает подростков на
поиски иных путей общения, в подвалы и подворотни. Только обеспечение
наиболее полной занятости подростка, кружки,
учеба и труд не оставят времени и сил
нарушать закон.
/. Возможность самореализации. Необходимо обеспечить работу кружков, секций, клубов
различных направлений, где ребенок сможет
реализовать свои желания, потребности, энергию. В сегодняшних
экономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Однако уже не первый год Брянский центр технического
творчества, например, не получает из бюджета ничего на развитие материальной базы. В таком же положении другие учреждения. Обстоятельства вынуждают открывать платные кружки и секции, которые далеко не всем по карману. Скупой платит дважды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вкладываем средства в перевоспитание. На содержание одного воспитанника в Брянской ВТК в сутки
идет около 40 рублей, а их 350. Сколько
кружков можно открыть на эти деньги?
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски "приключений". Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предохраняют
подростка от опасной черты.
Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна
оценка окружающих. В спортивных секциях,
кружках и клубах, где не ставят
отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результатов, чего с ним не происходит в
классе. Под росток понимает, что он
тоже хороший, его взяли на
соревнования, на выставку, концерт,
он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше. Денежный дефицит
в семье лишает подростка карманных
денег. Назрела необходимость создавать временные
рабочие места для несовершеннолетних.
Они смогут заработать трудом, не прибегая
к мелким кражам, грабежам и другим
нарушениям закона. Занятость на рабочем
месте может дать начальную профессиональную
подготовку, что немаловажно для подростка
сегодня. Расширяя сеть кружков и секций,
гарантируя льготы для тех, кто дает
подростку возможность работать, мы уберегаем его от криминальной среды.
Одиночество подростка —
настоящий бич сегодняшнего дня. Начинается
оно в семье. Для некоторых одиночество
продолжается и в классе. В
объединении, клубе, секции, где сближает
интерес, подросток чувствует себя равным
среди равных.
Так, например, Брянский центр
детского туризма часто берет в поход ребят, стоящих на учете в
инспекции по делам несовершеннолетних. Практически
все участники прошлогодних походов сейчас ведут себя
нормально, учатся, многие сняты с учета. В Бежицком районе Брянска прошлым летом организован отряд для работы по благоустройству города из "трудных" ребят. Они хорошо поработали,
а центр занятости еще и выдал им
небольшую зарплату. В этом году они
вновь захотели быть в таком отряде.
Подросток ищет общения, друзей,
совместных дел. Задача социального педагога - помочь ему в этом.
1.3. Нормативно – правовая база в организации социальной работы
с детьми правонарушителями - в России
Совершенно очевидно, что социальная работа с
детьми - правонарушителями на уровне отношений
специалист - ребенок, является частью
социальной работы на общегосударственном,
региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо
подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России действительно
существует. Она представлена в текстах важнейших
российских законов «Об основах социального обслуживания
населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а
также в государственных и региональных программах профилактики
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних,
утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов,
регламентирующих вопросы помощи и поддержки
отдельных категорий детей, нуждающихся
в особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая технология (определенным образом
спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.
В качестве цели социальной работы государство
и законодатель рассматривают формирование
общегосударственной системы защиты прав и интересов
несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их
поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» определяет в качестве основных задач
и принципов деятельности по
профилактике безнадзорности правонарушений
несовершеннолетних следующие:
-
предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение
случаев вовлечения несовершеннолетних
в совершение преступлений и антиобщественных
действий.
При этом в законе уточнены принципы
организации профилактической работы, что имеет важное
значение при соотнесении социально-педагогических и
управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и
правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2
Федерального Закона «Об основах системы профилактики...» к ним отнесены:
- законность;
- демократизм;
-
гуманное обращение с несовершеннолетними;
-
поддержка семьи и взаимодействие с ней;
-
индивидуальный подход к исправлению
несовершен
нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной
информации;
-
государственная поддержка деятельности
органов местного самоуправления и общественных
объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
-
обеспечение ответственности должностных лиц
и граждан
за нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, что
общегосударственный подход не только не противоречит
ключевым категориям и понятиям современной
социально-педагогической науки и социальной работы как
области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В
частности, направления профилактики, выделенные
законодателем, очень точно описывают содержание ведущей
категории социальной педагогики - социальное воспитание.
Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педагогически ориентированная и целесообразная система
помощи в образовании и воспитании
детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7,
с. 182].
Таким образом, мы можем говорить о том, что к
настоящему моменту в российском законодательстве
подготовлены предпосылки для появления системной
общегосударственной технологии социальной работы с
детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными
требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.
В анализируемых документах объектом
применения общегосударственного подхода, с одной стороны,
называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную
жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными
законами «Об основах социального обслуживания населения»,
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом
работы является несовершеннолетний или семья, попавшие
в социально опасную ситуацию. Признаки трудной
жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов
практически совпадают. При этом совпадают эти признаки
и в реальной жизни.
Необходимо принять во внимание и тот факт,
что указанные выше три важнейших закона по сути
оформляют контур современного российского социального
законодательства, регулирующего вопросы оказания
социальной помощи и организации социальной работы с
населением, в том числе и с детьми.
Несомненно, позитивным является определенная
понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.
Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает
жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в
связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство;
безнадзорность; малообеспеченность; безработица;
отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
При этом детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети,
имеющие недостатки в психическом и/или физическом
развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональных
конфликтов, экологических и техногенных катастроф,
стихийных бедствий; дети из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в
экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание
в виде лишения свободы в воспитательных
колониях; дети, находящиеся в
специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях; дети
с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуации
каждого ребенка в соответствии с вышеназванными
законами органы и учреждения, в том числе и образования,
должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных
закона рассматривают фактически по единому основанию
различного объекта - потенциального клиента.
Закон «Об основах социального обслуживания
населения» выделяет, в первую очередь, в качестве
объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может
быть применен специфический профессиональный инструмент
социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные
услуги.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика или учащегося какого бы то ни было
образовательного учреждения,
инструментом помощи которому выступают
собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.
Закон «Об основах системы профилактики...»,
наоборот, рассматривает в качестве объекта
несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному
или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в
контексте задач профилактической работы. Именно поэтому
законодателем вычленены в Федеральном законе «Об
основах системы профилактики...»специфические признаки групп детей -
объектов профилактической работы, а именно:
-
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со
стороны родителей или законных
представителей либо должностных лиц;
-
беспризорный- безнадзорный,
не имеющий места жиельства и/или места пребывания;
-
несовершеннолетний, находящийся в социально
опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие
безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию
или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в
социально опасном положении, а также,
где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей
по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с
ними.
Принципиально с точки зрения закона выделение
и более частных параметров возможного объекта профилактической работы. В
соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы
профилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
1) безнадзорные или беспризорные;
2) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и
других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающиеся в
социальной помощи и/или реабилитации;
4) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без
назначения врача либо употребляющие одурманивающие
вещества;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|