бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков бесплатно рефераты


Из таблицы 4 видно, что в контрольной группе изменений нет (максимальное изменение у одного человека по показателю «Безопасное поведение на улице (в разное время суток)»). В экспериментальной группе общая тенденция заключается в понижении количества подростков имеющих низкий уровень навыков безопасного поведения и повышение доли имеющих средний и высокий. В экспериментальной группе наблюдается явная тенденция к сформированности умений и навыков безопасного поведения. Разработанная программа отвечает поставленным целям и требованиям – является хорошим инструментом профилактики виктимности у подростков.

Итак, сравнительный анализ материалов констатирующего и формирующего экспериментов выявил прогрессивную динамику по основным показателям профилактики виктимности у подростков в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы, что подтвердило эффективность разработанной нами программы.

Заключение


Проблема профилактики виктимности подростков – это социально- педагогическая проблема. Её решение связано с формированием у подростков системы знаний, навыков безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях и оказание помощи в нахождении конструктивных способов выхода из них.

В связи с этим, профилактика виктимного поведения подростков по-прежнему остается актуальной проблемой социальной педагогики, как науки, так и практики.

Проделанный анализ научной литературы показал, что психологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Именно в подростковом возрасте проявляются многие нервные и психические заболевания. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений, которая даёт подростку новый социальный опыт, овладеть которым как необходимо, так и достаточно сложно – это период, когда подросток наиболее часто попадает в трудные жизненные ситуации. Исходя из выше сказанного, нами была разработана программа социального педагога по профилактике виктимности подростков. Целью программы «Азбука безопасности» является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой криминогенных ситуаций и неблагоприятных условий социализации. Также решались задачи: формирование ответственности и ответственного отношения к себе и другим; формирование навыков адекватного поведения виктимогенных ситуациях; поддержка конструктивного преодоления последствий виктимного состояния. Также проследить динамика виктимности подростков. Разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов, как в школе, так и в других образовательных учреждениях.

Список использованных источников


1.                Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.

2.                Актуальные проблемы специальной психологии в образовании / Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции 17 – 18 декабря 2003 года. Новосибирск 2003. #"Ист_БелинскаяЕПТихомандрицкаяОА">3.                Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.

4.                Беличева С.А Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-издат. центр Консорциума, 1993.- 198 с.

5.                Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.- 464с.

6.                Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.,1998.

7.                Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.,1997

8.                Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.,1998.

9.                Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде. #"Ист_Возрастнопсихологическийподходвк">10.           Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Бурненская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

11.           Волкова Т. Виктимологическая профилактика: Требуется обучение населения правилам безопасного поведения/Российская юстиция. – 2003.

12.           Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.: Знание, 1995. 

13.           Дементьев И. Работа школы и группы риска // Воспитание школьников.-2002.

14.           Дерягин Г.Б. Социально-психологическая характеристика жертв сексуального насилия // Экология человека. – 2001. – № 4. – С.28-31.

15.           Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и колледжей / Под ред. Пикасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России,2002. – 160.

16.           Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. – 1990.-N 4.- C.83 – 90.

17.           Защита детей от насилия и жестокого обращения / Под. ред. Е.Н. Волковой. - Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004.

18.           Зверева И.Д. Социальная работа с молодёжью. М., 1994 -101 с.

19.           Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., 1974. 86с.

20.           Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних/ Воспитание школьников.- 2000.

21.           Кашенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Академия, 1999 -304 с.

22.           Клейберг Ю. Психология девиантного поведения. М.: Изд. Творческий центр, 2001.

 23.Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.

 24.Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. 

 25.Крейхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003.

 26.Лисовенко Б.С. Социально-психологические аспекты сексуальной культуры // Социальная психология XXI столетия. Т.1. – Ярославль, 2005. – С. 304-307.

27.Лисовенко Б.С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. – Напр. 12 «Педагогика и психология». – Секция «Психология». – Волгоград: Перемена, 2006. – 85 с.

28.Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. — М.: МГСУ, 1996.

29.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997

30.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студентов пед. вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Акад. проект, 2002.

31.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – М.: Акад. Проект. 2003.

32.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 480с.

33.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.

34.Основы государства и права 2004 г №6. /Правозащитник. №1, 2000.

35.Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

36.Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. - Горький, 1979. – с.32-33

37.Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. / Под ред. И.Л. Соковня. – М.: Речь, 2001.

38.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / Пер. с нем. Лойдиной Г.И.: Под ред. Гудковой Т.А. – Мир, 1994.-319с.

39.Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Л.: Юридическая литература, 1975.

40.Рокицкий М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка. 2001. №1. С. 18-19.

41.Российская энциклопедия социальной работы. В 2т. Т.2. Социальные программы/ Сост. Панова А.Н., Холостова Е.И. –М., 1997.

42.Рыбальская В.Я. Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних. - Иркутск, 1983.

43.Словарь справочник по социальной работе /Под ред. Е.И. Холостовой – М.: Юрист, 2000 -429 с.

44.Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. Галагузовой М.А.-М.:Владос.2001. – 415.

45.Социальная работа. Российский энциклопедический словарь, Т.1. М., -1997.

46.Статмен П. Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей / Пер. с англ. С.А. Юргук. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 272с.

47.Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

48.Туляков В.А. Закономерности виктимизации. #"Ист_ТуляковВАОбщаяхарактеристикави">49.Туляков В.А. Общая характеристика виктимности. http:kiev-security.org.ua/

50.Туляков В.А. Понятие жертвы преступления. #"Ист_ФранкЛВВиктимологияивиктимнос">51.Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1972.

52.Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1984.

53.Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 416 с.

54.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига – М., 1997.

55.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.- 265 с.

56.Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М.: Академия, 2005.- 289 с.

57.Юнацкевич П.И. Основы организации общественной безопасности. – М: Юрист, 2005

58.Ягофаров Д.А. Несовершеннолетний как жертва противоправного поведения/ Основы государства и права.- 2004.

59.Ягофаров Д.А. Понятие и генезис ювенальной виктомологии /Основы государства и права.-2004.


Приложения


Приложение А


Методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой


Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста.

Инструкция для испытуемого

Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае –«Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Не существует “верных” и “неверных” ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво.

Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции.


Текст опросника


1.       Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других.

2.       Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего не сопротивляться и держать язык за зубами.

3.       Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4.       Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

5.       Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее выполнение. 

6.       Если меня обидели, то я обязательно должен отплатить за это. 

7.       Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего.

8.       У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью.

9.       Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду.

10.  У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.

11.  Я не всегда говорю правду.

12.  В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение.

13.  Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

14.  Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение.

15.  Другие мне кажутся счастливее меня.

16.  Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

17.  Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с защитой слабых и обездоленных.

18.  Меня трудно переубедить.

19.  Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.

20.  Я навряд ли добьюсь в своей жизни чего-то действительно стоящего.

21.  Мне регулярно делают больно окружающие меня люди.

22.  Я не сержусь, когда надо мной посмеиваются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7