Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков
Оценка эффективности
предлагаемой программы работы социального педагога с подростками была проведена
на базе школы общеобразовательной Сургутской средней школы. С родителями была
проведена встреча с целью их ознакомления с программой «Азбука безопасности» и
определением плана совместных действий (помощь в отслеживание перемен в
поведении детей).
В проведенном нами
эмпирическом исследовании можно выделить два этапа: констатирующий и
формирующий. На каждом этапе в зависимости от поставленных задач применялись
различные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование,
самооценка. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление склонности
подростков к виктимности; начального уровня знаний по проблеме виктимности, ответственности;
умений и навыков безопасного поведения подростков. Формирующий эксперимент был
направлен на выявление предполагаемого уровня обозначенных показателей
результативности работы социального педагога и проверку эффективности программы.
На каждом этапе в
зависимости от поставленных задач проводилось систематическое наблюдение за
подростками на занятиях, что позволило выявить наличие знаний, умений решать
поставленные задачи, положительные тенденции в поведении. Важное место
отводилось групповым и индивидуальным беседам, анкетированию, самоанализу
действий и поступков, методу самооценки.
Первая задача заключалась
в фиксации уровня склонности подростков к виктимному поведению (на основе
методики исследования склонности к виктимному поведению, разработанной О.О.
Андронниковой). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Склонность
подростков к виктимному поведению (результаты констатирующего и формирующего
эксперимента, чел.)
№ п/п
|
Уровень выраженности
|
Констатирующий эксперимент
|
Формирующий эксперимент
|
ЭГ
|
КГ
|
ЭГ
|
КГ
|
1
|
Склонность к агрессивному поведению
|
Ниже нормы
|
3
|
2
|
3
|
2
|
Норма
|
6
|
7
|
10
|
8
|
Выше нормы
|
5
|
5
|
1
|
4
|
2
|
Склонность к самоповреждающему и
саморазрушающему поведению
|
Ниже нормы
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Норма
|
6
|
10
|
12
|
10
|
Выше нормы
|
7
|
2
|
-
|
2
|
3
|
Склонность к гиперсоциальному
поведению
|
Ниже нормы
|
2
|
3
|
1
|
2
|
Норма
|
8
|
9
|
13
|
10
|
Выше нормы
|
4
|
2
|
0
|
2
|
4
|
Склонность к зависимому и
беспомощному поведению
|
Ниже нормы
|
3
|
2
|
3
|
2
|
Норма
|
8
|
9
|
11
|
10
|
Выше нормы
|
3
|
3
|
0
|
2
|
5
|
Склонность к некритичному поведению
|
Ниже нормы
|
3
|
4
|
2
|
4
|
Норма
|
6
|
7
|
11
|
8
|
Выше нормы
|
5
|
3
|
1
|
2
|
6
|
Реализованная виктимность
|
Ниже нормы
|
2
|
2
|
4
|
3
|
Норма
|
6
|
5
|
8
|
4
|
Выше нормы
|
6
|
7
|
2
|
7
|
Из таблицы видно, что на
этапе констатирующего эксперимента преобладает высокий уровень показателей по
следующим аспектам виктимности: склонность к агрессивному поведению, склонность
к некритичному поведению, реализованная виктимность.
По результатам
формирующего эксперимента было установлено, что снизилось количество испытуемых
экспериментальной группы, имеющих высокие значения по основным показателям
склонности к виктимному поведению.В контрольной группе значительных изменений
не произошло.
Вторая задача
опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня знаний подростков
по проблеме виктимности. Применялась методика «Недописанный тезис» (Приложение Д).
При обработке результатов
мы исходили из следующих уровней ранжирования ответов: высокий – подростки дали
осмысленный ответ; средний – дали правильный ответ без обоснования; низкий –
подростки затруднялись дать ответ или дали неверный ответ.
Результаты показали
преобладание низкого уровня знаний по всем изучаемым темам.
Таблица 2. Знания
подростков по проблеме виктимности (результаты констатирующего и формирующего
эксперимента, чел.)
№ п/п
|
Уровень знаний
|
Констатирующий
|
Формирующий
|
ЭГ
|
КГ
|
ЭГ
|
КГ
|
1
|
Виктимность
|
высокий
|
2
|
3
|
6
|
3
|
средний
|
4
|
4
|
6
|
4
|
низкий
|
8
|
7
|
2
|
7
|
2
|
Виктимное поведение
|
высокий
|
1
|
2
|
5
|
2
|
средний
|
7
|
6
|
7
|
7
|
низкий
|
6
|
6
|
2
|
5
|
3
|
Безопасность
|
высокий
|
3
|
2
|
4
|
2
|
средний
|
5
|
6
|
9
|
6
|
низкий
|
6
|
6
|
1
|
6
|
4
|
Службы помощи подросткам
|
высокий
|
-
|
-
|
8
|
-
|
средний
|
4
|
5
|
6
|
5
|
низкий
|
10
|
9
|
-
|
9
|
Анализ полученных данных
по результатам формирующего эксперимента показал, что уровень знаний подростков
по изучаемым блокам программы по сравнению с констатирующим экспериментом имеет
тенденцию к повышению.
Из таблицы видно, что
количество испытуемых, имеющих низкий уровень знаний, в экспериментальной
группе снизился по всем основным изучаемым темам.
В экспериментальной группе
улучшение уровня знания с низкого до более высокого произошло у 4 человек, в
том числе один человек повысил знания по теме виктимного поведения, и 10 человек
по теме службы помощи подросткам.
Третья задача
опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня ответственности
подростков. Применялась методика «Локус контроля» (Приложение Ж).
При обработке результатов
показатели локуса контроля от 1 до 3 баллов оценивались как – низкий уровень
ответственности; от 4 до 6 баллов – средний уровень ответственности, от 7 до 10
баллов – высокий уровень ответственности.
Таблица 3. Уровень
ответственности подростков (результаты констатирующего и формирующего
эксперимента, чел.)
№ п/п
|
Уровень ответственности
|
Констатирующий
|
Формирующий
|
ЭГ
|
КГ
|
ЭГ
|
КГ
|
1
|
высокий
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
средний
|
6
|
5
|
9
|
5
|
3
|
низкий
|
7
|
7
|
3
|
7
|
В контрольной группе
изменений не произошло.
В экспериментальной
группе основой эффект формирующего эксперимента сказался на понижении числа
подростков, имеющих низкий уровень ответственности. Количество подростков по
этому показателю сократилось с 7 (50%) до 3(21%) человек. Подавляющее
большинство подростков, участвовавших в эксперименте (11 человек из 14) продемонстрировали
по его окончанию среднюю и высокую степень ответственности. На этом основании,
мы можем утверждать, что предлагаемая программа позволяет повысить ответственность
подростков.
Четвертая задача
опытно-экспериментальной работы состояла в определении уровня сформированности
умений и навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
Оценка навыков и умений
подростков проводилась через количественно выраженный балл с помощью специально
разработанных проблемных ситуаций (Приложение Г) по следующей бальной шкале:
«1» балл ставили при правильном разрешении ситуации подростком; «0» баллов –
при выполнении ситуации с подсказкой, при небольшом затруднении; «-1» - если
разрешение ситуации оказалось невозможным для подростка.
Таблица 4. Умения и
навыки безопасного поведения подростков (результаты констатирующего и
формирующего эксперимента, чел.)
№ п/п
|
Уровень умений и навыков
|
Констатирующий
|
Формирующий
|
ЭГ
|
КГ
|
ЭГ
|
КГ
|
1
|
Безопасное поведение дома, в помещении
|
высокий
|
2
|
1
|
4
|
1
|
средний
|
8
|
10
|
10
|
10
|
низкий
|
4
|
3
|
-
|
3
|
2
|
Безопасное поведение на улице (в
разное время суток)
|
высокий
|
2
|
3
|
4
|
2
|
средний
|
7
|
9
|
9
|
10
|
низкий
|
5
|
2
|
1
|
2
|
3
|
Безопасное поведение в общественных
местах
|
высокий
|
1
|
2
|
5
|
2
|
средний
|
4
|
4
|
8
|
5
|
низкий
|
9
|
8
|
1
|
7
|
4
|
Владение техниками отказа (умение
сказать «нет» )
|
высокий
|
-
|
1
|
4
|
1
|
средний
|
4
|
5
|
7
|
5
|
низкий
|
10
|
8
|
3
|
8
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|